Что было общего в экономической политике россии и европейских стран почему установление
Что было общего в экономической политике России и европейских стран? Почему установление так называемого «бюрократического социализма».
Что было общего в экономической политике России и европейских стран? Почему установление так называемого «бюрократического социализма»
Ответы
для данной игры можно использовать таблицу с основными требования и идеями
Сохранение существующих порядков
Защита свободы личности и права частной собственности
Замена капитализма социализмом
Создание социалистического государства
Отсутствие государственной власти
Сохранение и укрепление устоев общества: семьи, социальной иерархии
Свобода слова, печати, вероисповеданий, частного предпринимательства, невмешательство государства в экономику
Установление общественной собственности на средства производства, революционное преобразование политического строя
Объединение рабочих в профсоюзы, революционное изменение существующих порядков
Буржуазия, землевладельцы, высшие чиновники, основная часть крестьянства
Торговцы, предприниматели, часть интеллигенции, рабочие, служащие
Рабочие, часть интеллигенции, мелкая буржуазия, служащие
Часть рабочих и мелкой буржуазии
Основные средства осуществления целей
Умеренные реформы под контролем существующих государственных институтов
Социальные реформы при совершенствовании демократических институтов
Революция и (или) борьба за социальные реформы по инициативе снизу
Стачки, стихийные революционные выступления масс, деятельность профсоюзов
Сравнить экономическое развитие стран Европы и России в 18 веке (общие и отличительные черты)
Особенность экономического развития Европы в XVIII г. состояла в том, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах.
На крайнем Западе, в раннебуржуазных государствах, прежде всего, в Англии, Голландии и Франции, а с другой стороны – на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, отмечалось ускоренное развитие крепостной мануфактуры.
Для стран Запада XVIII век стал периодом активного развития капиталистических отношений, развития промышленной революции.
Экономические перемены вызвали заметные сдвиги в социальной структуре европейского общества: возникали сословия предпринимателей и наемных работников, развивались процессы урбанизации.
Россия оставалась преимущественно аграрной страной с преобладанием крепостного труда в аграрном секторе.
Однако в XVIII веке социально-экономические изменения наметились и здесь.
В первую очередь, развивалось мануфактурное производство, связанное с реформами Петра, резкий рост промышленного производства в годы Северной войны позволил создать экономическую базу для победы, была реорганизована армия и построен флот.
Петр I последовательно проводил политику меркантилизма и протекционизма.
Шпаргалка: Ответы на вопросы по Истории
Тема: Ответы на вопросы по Истории
Тип: Шпаргалка | Размер: 40.35K | Скачано: 155 | Добавлен 27.11.16 в 19:29 | Рейтинг: 0 | Еще Шпаргалки
1. Какие изменения произошли в сфере экономики стран Запада в послевоенный период? Чем они были вызваны?
Главными социально-экономическими последствиями Второй мировой войны стали изменения в Восточной Европе. Государственный суверенитет освобожденных вооруженными силами Советского Союза стран был насильственно ограничен; в 40—50-х гг. сложилась мировая социалистическая система, куда вошли зависимые от СССР страны Восточной Европы (ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария).
2. Что такое реформизм? Назовите основные направления данной политики.
Реформизм как альтернатива революции марксистской теории возник в последней четверти 19 в., когда успехи рабочего движения заставили буржуазных либералов приспосабливать свои концепции к меняющимся условиям, рядиться под социалистов, а среди определенной части социалистов стали распространяться иллюзии относительно возможности постепенного врастания капитализма в социализм, исключающего революцию действия пролетариата. В основе реформизма лежит идея классического сотрудничества.
Социальную базу реформизма составили мелкобуржуазные слои, рабочая аристократия и рабочая бюрократия, а также другие прослойки рабочих, попавших под влияние буржуазной идеологии, особенно выходцы из непролетарской среды.
3. Чем было вызвано появление «неоконсервативной волны» на Западе?
1)Рухнула модель социально ориентированной рыночной экономики. 2)Избиратели перестали верить государству, которое обещало «всеобщее благоденствие».
5. В чем состояли основные тенденции и новизна условий внутреннего развития СССР в послевоенные годы?
6. Как развивалась экономика в хрущевские годы, и какое влияние оказывала на нее позиция самого руководителя страны?
Объём сельскохозяйственной продукции увеличился на 34%, валовая продукция пищевой промышленности выросла в 1.6 раз за период 1953-1958 гг., но хозяйству страны был нанесён значительный ущерб.
Надежды Хрущёва оказывали неоднозначное влияние на экономическую политику КПСС и Советского государства, принципы экономической жизни страны стали приводиться в соответствие с представлениями руководителей КПСС о коммунизме.
7. Какие этапы в своем развитии прошла политическая система в хрущевское десятилетие?
Большие изменения в рассматриваемом десятилетии были отмечены во внешней политике. Именно в это время начался развал колониальной системы. Вокруг КПСС стало сплачиваться международное коммунистическое и рабочее движение. Была снята напряженность в Европе. Укреплялась система социализма.
Десятилетие Н. С. Хрущёва по праву называют десятилетием «оттепели». Это справедливо не только для внешнеполитической деятельности Советского Союза, но и для внутренней жизни страны. В СССР складывались новые отношения между людьми. Было стремление Н. С. Хрущёва убедить сограждан жить в соответствии с принципами Морального Кодекса строителя коммунизма. Впервые советское общество осуществляло и политический плюрализм. Интенсивно развивалась культура. Появились новые блистательные писатели, поэты, скульпторы, музыканты.
В целом, заслуги Н. С. Хрущёва можно было бы перечислять долго. Здесь названы только важнейшие. Однако характеристика хрущёвского десятилетия была бы незавершенной, если бы не был проведен анализ прощетов, допущенных лично Н. С. Хрущёвым. Значительная их часть была обусловлена сложнейшим его окружением и чертами его характера.
Управление делами Н. С. Хрущёву приходилось вести в условиях сложнейшей как внешнеполитической, так и внутренней обстановки в стране. Очень сильна была сталинская группировка. Принимая зачастую важные решения, не учитывая расстановку сил, не подготовив базу, Н. С. Хрущёв часто терпел поражения. Это создавало впечатление рывков и отнюдь не создавало ему авторитет. Причиной этому был импульсивный характер Н. С. Хрущёва. Ему не чужд был и волюнтаризм. Особенно подводило его отсутствие экономических знаний и желание в кратчайшие сроки решать глобальные задачи, хотя условия для их реализации объективно пока не созрели.
9. С какими задачами и почему не могла справиться советская экономика в 60 — 80-е годы?
1.Неэффективность использования ресурсов.
2. Низкая производительность труда.
3. Тотальный дефицит.
1) отсутствие рыночных механизмов, экономика зацентрализована и держалась на командах и приказах;
2) политика милитаризации (весь мир против нас), все ресурсы на военный сектор, нехватка их для гражданских отраслей.
10. Что такое «перестройка», когда она началась и какие этапы прошла в своем развитии?
Перестройка — общее название реформ и новой идеологии СССР, используемое для обозначения масштабных реформ в экономической и политической структурах СССР во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.
1) март 1985 — январь 1987 — период экономических реформ, разрабатывающихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования. Главным принципом было объявлено «ускорение социально-экономического развития», разрабатываются планы по схеме директивного планирования;
3) 1989 — 1991 гг. Период размежеваний и расколов в лагере перестройки, ознаменовавшийся резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок. Кризис политики Горбачева приводит к неудавшейся попытке консерваторов предотвратить распад СССР.
11. В какой последовательности были проведены социально-экономические преобразования?
Социальные реформы Хрущева:
1) Принят закон о пенсиях;
2) Увеличилось продолжение декретного отпуска для женщин;
3) Отменяется плата за обучение в старших классах школ и вузах;
4) Вводится обязательное восьмилетнее обучение в школах;
5) Осуществлен перевод рабочих на шести и семичасовой рабочий день;
6) Широко развертывается жилищное строительство на основе индустриальных методов;
7) Расширяются права союзных республик;
8) Восстанавливаются права репрессированных в годы войны народов: чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков.
Аграрная реформа Хрущева:
1) Колхозы и совхозы получили кредиты, новую технику;
2) С середины 50-х начался новый этап укрепления колхозов. Многие из которых были преобразованы в совхозы;
3) В марте 1958 было ликвидировано МТС, что подорвало экономику колхозов, не имея выбора, они выкупали машины и сразу оказывались в тяжелом финансовом положении;
4) Повсеместное внедрение кукурузы;
5) В 1954 году началось освоение целины;
6) Крестьяне освободились от сверхдохода
12. Как разворачивалась реформа политической системы?
Из Конституции убрали шестую статью о руководящей и направляющей роли коммунистической партии Советского Союза. Ельцин распорядился закрыть повсеместно райкомы, горкомы и обкомы партии и убрать со всех предприятий парткомы. Это были не реформы политической системы, а действия, направленные на её уничтожение, как следствие-развал СССР. Период «перестройки» можно разделить на два этапа:
13. Почему потерпела поражение попытка государственного переворота в августе 1991 г.?
Ночь на 21 августа 1991 года, около часа ночи, танковая колонна из состава войск, введенных в Москву по приказу ГКЧП двинулась к линии обороны у Белого дома. Около 20 машин уже прорвали баррикады на Новом Арбате. В этот момент в тоннеле, блокированном восемью БМП, погибли трое защитников Белого дома – Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский.
Утром 21 августа начался вывод войск из Москвы. В 11 часов 30 минут 21 августа началась чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, которая поручила премьер-министру РСФСР Силаеву и вице-президенту РСФСР Руцкому отправиться к президенту СССР Михаилу Горбачеву и освободить его от изоляции. Почти в это же время члены ГКЧП тоже вылетели в Форос (Крым). 22 августа на самолете ТУ-134 российского руководства Горбачев с семьей вернулся в Москву.
По приказу президента СССР заговорщики были арестованы. 22 августа1991 года Горбачев выступил по телевидению с обращением к советскому народу: «. государственный переворот провалился. Заговорщики просчитались. Они недооценили главного – то, что народ за эти, пусть очень трудные годы, стал другим. Он вдохнул воздух свободы, и уже никому этого у него не отнять».
14. Что такое «холодная война» и какие приоритеты перед странами-лидерами она ставила?
Сам термин «холодная война» был введен в оборот Госсекретарем США Д. Ф. Даллесом. Суть данного понятия заключается в политической, экономической, идеологической конфронтации двух систем, балансирование на грани вооруженного столкновения. Вопрос о том, кто начал «холодную войну» до сих пор остается открытым. Хорошо известен тот факт, что уже в ходе войны с Германией в Англии и в некоторых кругах США разрабатывались планы будущей войны с Россией. Атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки (август 1945 г.) была не столько военной операцией, сколько политическим актом, имевшим целью оказать давление на СССР.
Территориальный экспансионизм сталинского руководства и его действия, направленные на быстрое вовлечение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в орбиту исключительного влияния СССР не мог не вызывать опасений правящих элит США, Великобритании и других стран.
Фултонская речь Черчилля. План Маршалла и создание Коминформа.
Начало «холодной войны» принято датировать речью экс-премьера Великобритании У. Черчилля, произнесенной 5 марта 1946 г. в городе Фултон в присутствии и с одобрения президента США Г. Трумэна. В этой речи содержался призыв к усилению давления на Советский Союз с целью достижения как внешнеполитических уступок со стороны советского руководства, так и изменений во внутриполитическом развитии страны. В следующем году, 12 марта 1947 г., президентской администрацией США была провозглашена доктрина Трумэна, предусматривавшая оказание американской военной помощи тем странам, над которыми нависла «коммунистическая угроза». Эта доктрина стала идеологическим обоснованием «холодной войны».
Отношения между Советским Союзом и Западом постепенно начинают приобретать характер острого политического и военного противостояния. В качестве ключевых событий, в этом процессе следует выделить отказ СССР от плана Маршалла, гражданскую войну в Греции и создание Информационного бюро Коммунистических и рабочих партий — Коминформа. 5 июня 1947 г. глава Госдепартамента США Д. Маршалл заявил, что для укрепления режимов европейских демократий необходимо предоставить им срочную финансовую и экономическую помощь. Советский Союз расценил этот план как концепцию экономического закабаления Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в его реализации. План Маршалла приняли 16 западных стран. Политическим условием предоставления помощи стало выведение коммунистов из состава правительств. К 1948 г. представителей коммунистических партий не осталось ни в одном правительстве Западной Европы. С образованием осенью 1947 г. Коминформа (призванного координировать действия партий коммунистической направленности для принятия совместных постановлений) Европа оказалась окончательно разделенной: с одной стороны СССР и его союзники, а с другой — США со своими партнерами.
15. Какое влияние оказала вторая мировая война на колониальную систему?
Уже в начале XX века система прямого колониального подчинения исчерпала свои возможности. В межвоенный период и в годы второй мировой войны ряд государств Востока добились отмены неравноправных соглашений и признания их независимости (Афганистан, Иран, Турция, Китай). После войны распад колониальной системы резко ускорился. Первоначально он охватил Азию и Северную Африку. Здесь к концу 50-х годов образовалось 14 независимых государств. С 1960 года центром освободительного движения стала Африка, к середине 80-х годов здесь обрели независимость 50 стран. В 1990 году получила независимость Намибия, в 1997 году под юрисдикцию Китая вернулся Гонконг. Можно выделить ряд общих причин, характерных для всех бывших колоний. Это, прежде всего усиление недовольства колониальным режимом, вызванное ростом налогов, ввозом иностранных товаров, вывозом продовольствия и сырья, дискриминацией местного населения в повседневной жизни, в сфере образования, при приеме на работу. В сравнительно развитых странах Азии усилилось противоречие между иностранным капиталом и национальным сектором, окрепшим за годы войны. Все это привело к формированию антиколониального союза основных социальных слоев: крестьянства, мелкобуржуазных слоев города, национальной буржуазии, рабочих, интеллигенции. В основном деколонизация прошла сравнительно мирно (большинство британских колоний и африканских владений Франции). Однако в ряде стран борьба за независимость приобрела вид либо быстро прекратившихся (Индонезия), либо продолжительных и кровавых (Индокитай, Алжир) боевых действий. Крушение колониальной системы породило и ряд проблем. Одна из них — проблема границ, часто повторяющих линии колониальных владений (87% государственных границ в Африке и 45% —в Азии). Это стало источником постоянной напряженности и межгосударственных конфликтов.
Крупной внутренней проблемой многих молодых государств, стало объединение в их составе народов с разными языками, культурой и религией, что, естественно, привело к внутренним противоречиям (Эфиопия, Нигерия, Судан, Чад). В Индии такая неоднородность породила в 1947 году раскол страны на две части по религиозному признаку: мусульманский Пакистан и индуистский Индийский союз. Обретение независимости позволило бывшим колониям стать субъектами мировой политики, вступить в ООН. Однако политическая независимость еще не гарантировала полную самостоятельность молодых государств. Низкий уровень экономического развития большинства освободившихся стран вынудил их идти на сотрудничество с развитыми державами, в том числе и с бывшими метрополиями, что в конечном итоге способствовало трансформации колониализма в неоколониализм — новый вид зависимости, при котором на смену прямому политическому подчинению приходят финансовые, экономические и другие средства подчинения.
19. Каковы предпосылки крушения социалистических режимов в странах Восточной Европы? В каких государствах преобразования проходили мирным, а в каких насильственным путем?
24. Как повлияли события 11 сентября 2001 года на внешнюю политику РФ и ее взаимоотношения со странами Запада?
Многие страны, такие как Великобритания, Индия, Австралия, Франция, Германия, Индонезия, Китай, Канада, Россия, Пакистан, Иордания, Маврикий, Уганда и Зимбабве, внесли на рассмотрение «антитеррористические» изменения в законодательстве, и заблокировали банковские счета компаний и отдельных лиц, подозреваемых в сотрудничестве с «Аль-Каидой».
25. В чем заключается кардинальное отличие в развитии науки XX века от предшествующих столетий?
Негативные значения формационного подхода в том, что отрицалось значимость всех других концепций и подходов; преувеличивалась роль и значение материальных интересов и объективных законов, классовой борьбы. Причем эта борьба описывалась с позиции только беднейших, неимущих слоев общества, «пролетариев». Отсюда жизнедеятельность крупных собственников, господствующих классов (феодалов, помещиков, дворян, буржуазии) освещалось только как враждебная обществу; недооценивалась роль духовной культуры и человека в истории общества; линейный подход в развитии формации продолжал идею передовых и отсталых народов; европоцентризм, т.е. идея превосходства европейской культуры и европейцев над остальными культурами и народами мира, в том числе и Россией.
В нашей стране негативные значения формационного подхода усиливались тем, что он стал содержанием политики советского государства, его правительство по отношению к истории, науке, культуре. Несогласные с ним ученые преследовались, упорствующие уничтожались.
В середине 30-х гг. был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», отредактированный И.В. Сталиным и давший образцы формационного подхода, по которым потом, после 30-х гг., была переписана история России и всемирная история, воспитывались поколения советских людей, в том числе историков. Все это надо учитывать, слушая людей старших поколений, читая труды и учебники по истории, изданные до 90-х гг.
Даже из изданных: в 90-е гг. многие несут в себе печать формационного подхода. Это надо уметь видеть.
Преодоление негативных значений формационного подхода предполагает отказ от абсолютизации его критериев, выдвижение в центр внимания историков человека, людей, общества, культуру во всех её видах, признание правомерности, положительной роли и негативных значений всех видов собственности, созданных человеческим обществом, и всех исторически возникших классов общества, изучение и функциональные роли в жизни цивилизации; необходим цивилизационный подход в изучении истории.
Суть цивилизационного подхода, в том, что изучение и освещение истории основывается на представлениях об обществе как цивилизации. И в основу положена теория цивилизаций, её идеи.
Теория цивилизации получила научную разработку в трудах её основоположников.
26. Раскройте содержание второго этапа научно-технической революции (НТР).
70-е годы — микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология;
80-е гг. — сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.
Одним из важнейших стимулов ускоренного развития научно-технического прогресса и внедрения его достижений в производство было стремление национальных корпораций в новых, послевоенных условиях международной и внутренней конкуренции обеспечить устойчивый рост прибыльности производства.
28. Что такое глобализация? В чем сущность данного понятия?
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.
30. Укажите основные направления деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) на современном этапе.
Организация Объединенных Наций (ООН) в настоящее время является центральным органом управления мирового сообщества. Созданная в 1945 году в целях поддержания и укрепления мира, ООН в 1985 г. объединяла 159 стран. Предполагается, что ее решениям должны подчиняться все страны-участницы. ООН оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы («голубые каски») ООН практически во все уголки Земли.
Деятельность ООН направлена на втягивание различных государств мира в единый мировой рынок. Огромные роль в этом играют ее специализированные организации, финансирующие международные проекты экономического развития в Азии, Африке и Латинской Америке, а также в России и других постсоветских государствах. Особенно много для этого делает Международный валютный фонд (МВФ) при Организации Объединенных Наций, членами которого являются 180 стран, включая и Россию. Ему принадлежит теперь ключевая роль в предотвращении международных и локальных экономических кризисов в современном мире. Сегодня очевидно, что система единого мирового хозяйства может нормально функционировать только в условиях глобальной стабилизации. Любая дестабилизация в той или иной стране и тем более группе стран (военно-политическая или экономическая) наносит урон мировому сообществу. Известно, например, что начавшийся в конце 90-х годов финансовый кризис в нескольких странах Тихоокеанского региона едва не стал прологом к глобальной дестабилизации всей мировой финансово-банковской системы. Именно по этой причине богатые страны теперь готовы оказывать экономическую помощь и прощать долги бедным, стремятся предотвратить экономическую и политическую дестабилизацию в любом регионе земного шара. Страны и народы в новых условиях учатся (хотя и с большим трудом) избегать кризисов и конфронтаций при объективно существующих громадных противоречиях.
Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укреплению международного сотрудничества в области биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по эти вопросам.
Важный вклад в решение глобальных проблем современного общества вносят и другие учреждения ООН: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие.
31. Какое объединение олицетворяет европейскую интеграцию, и какие страны входят в его состав?
В составе мирового сообщества организуются объединения, например Европейский Союз (ЕС), нацеленный на формирование Соединенных Штатов Европы. В эту региональную организацию входят самые различные, с точки зрения их истории и экономического потенциала страны, которые успешно взаимодействуют на основе общих интересов: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы