Что было написано на могиле тамерлана
Мельница мифов: проклятия Тамерлана нет
До сих пор немало наших соотечественников верят в миф о том, будто бы вскрытие гробницы Тамерлана в июне 1941 года послужило причиной нападения гитлеровской Германии на СССР. Несмотря на то что эта легенда родилась недавно, во второй половине ХХ века, она имеет глубокие исторические корни. Увы, стереотипы мышления предков не исчезают бесследно.
Что и говорить, легенды о проклятиях, которые насылают мертвецы на тех, кто вскрывает их захоронения, являются одними из самых популярных среди людей. Пожалуй, в каждой стране существует немало подобных мифов, возраст которых иногда исчисляется сотнями лет. И хотя содержание таких легенд может быть различным, однако все они являются порождением одного и того же свойства человеческой психики — страха перед смертью и всем, что с ней связано. Есть и еще одна общая черта — никакого проклятия на самом деле не было.
Не так давно «Правда. Ру» публиковала статью, в которой развенчивался миф о проклятии фараонов (желающие могут ознакомиться с ней здесь). Однако следует заметить, что и у нас тоже существует весьма похожий миф, в который многие до сих пор верят. Речь идет о так называемом проклятии Тамерлана. Интересно, что эта легенда родилась относительно недавно — во второй половине ХХ века. Поэтому вычислить ее автора не так уж и сложно.
Итак, миф о том, будто бы вскрытие гробницы Тамерлана повлекло за собой начало Великой Отечественной войны, был создан талантливым оператором советского кино Маликом Каюмовичем Каюмовым, который в 40-е годы прошлого века присутствовал при вскрытии данной гробницы. Кроме него в экспедиции принимали участие археологи Т. Н. Кары-Ниязов и А. А. Семенов, антрополог М. М. Герасимов, а также писатель и филолог Садриддин Айни и его сын Камал. Воспоминания Каюмова о том дне (21 июня):
«…вошел в ближайшую чайхану, смотрю — там три древних старика сидят. Я ещё отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалёку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумал?». А я возьми да и скажи: «Да я в этой экспедиции самый главный, без меня все эти учёные — никуда!». Шуткой решил свой страх отогнать.
Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку еще больше нахмурились. А тот, кто заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках у него книга — старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: «Смотри, сынок, что в этой книге написано: кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные«.
Встревоженный Каюмов передал эти слова остальным участникам экспедиции, однако те в ответ лишь рассмеялись и на следующий день вскрыли гробницу Тамерлана. Кстати, по его словам, на надгробии ученые обнаружили надпись следующего содержания: «Когда я восстану (из мертвых), мир содрoгнется». Более того, внутри гроба было еще одно предупреждение: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет», которое также вызвало лишь улыбки участников экспедиции.
Однако вечером того же дня, когда группа уже отдыхала в гостинице, всем стало не до смеха. По радио передали сообщение о нападении гитлеровской Германии на СССР. После чего ученые попытались найти этих таинственных старцев, однако хозяин чайханы сказал, что в тот день, 21 июня, он видел их в первый и последний раз.
Далее в своих воспоминаниях Каюмов сообщает о том, что позже (в октябре 1942 года), будучи на фронте, он добился встречи с генералом армии Жуковым, рассказал об этой истории и предложил вернуть прах Тамерлана обратно в могилу. Жуков пообещал обсудить это со Сталиным, который в итоге дал добро. Прах Тамерлана вернулся в гробницу 20 ноября 1942 года, после чего сразу же произошел перелом в Сталинградской битве, который Каюмов почему-то ошибочно считает первой победой советских войск в Великой Отечественной. Впрочем, память подводит его не только в этом случае — контрнаступление под Сталинградом началось не 20-го, а 19 ноября, то есть в то время, когда останки Тамерлана еще находились в Москве.
Однако это мелочи — дело в том, что Каюмов вообще постоянно путает даты и события. Так, согласно свидетельствам других участников раскопок, а также журналу экспедиции, гробница была вскрыта намного раньше — 16 июня. Через два дня из гроба были извлечены останки внука Тимура Улугбека, а 20 июня было вскрыто захоронение самого Потрясателя Вселенной. То есть на самом деле его покой потревожили за два дня до начала Великой Отечественной войны.
Кроме того, фотографии, сделанные тем же Каюмовым, свидетельствуют о том, что никаких предостерегающих надписей на гробе Тамерлана не было. О них также нет упоминаний и в журнале экспедиции. Была, правда, надпись на большой темно-зеленой нефритовой могильной плите, однако она содержала лишь перечень предков великого Тимура, начиная от одной из прабабушек Чингисхана Аланкувы. Что касается трех старцев и книги, то они, как ни странно, присутствовали, однако и тут Каюмов несколько переиначил реальную историю.
Согласно воспоминаниям сына С. Айни, Камала Садреддиновича, дело обстояло так:
«Когда все вышли из склепа, я увидел трёх старцев, разговаривавших по-таджикски с отцом, с А. А. Семеновым и Т. Н. Кары-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то старинную книгу. Он раскрыл ее и сказал по-таджикски: «Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, кто тронет могилу Тимурлана, всех настигнет несчастье, война». Все присутствующие воскликнули: «О, Аллах, сохрани нас от бед!».
С. Айни взял эту книгу, надел очки, внимательно просмотрел её и обратился к старцу по-таджикски: «Уважаемый, вы верите в эту книгу?». Тот ответил ему:»Как же, она ведь начинается именем Аллаха!». С. Айни снова спросил: «А что за книга эта, вы знаете?», на что получил ответ: «Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий». И тут С. Айни сказал собеседнику: «Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего «Джангнома» — книга о битвах и поединках, сборник фантастических рассказов о неких героях. И эта книга составлена всего лишь в недавнее время, в конце XIX века. А те слова, что вы говорите о могиле Тимурлана, написаны на полях книги другой рукой. Кстати, вы наверняка знаете, что по мусульманским традициям вообще считается грехом вскрывать могилы и священные места — мазары.
А те слова о могиле Тимурлана — это традиционные изречения, которые аналогично имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина Балогардон и др., чтобы уберечь захоронения от искателей легкой наживы, ищущих ценности в могилах исторических личностей. Но ради научных целей в разных странах, как и у нас, вскрывали древние могильники и могилы исторических личностей. Вот ваша книга, изучайте её и думайте головой».
Книгу взял в руки Т. Н. Кары-Ниязов, внимательно просмотрел ееив знаксогласия с С. Айни кивнул головой. Затем взял книгу в руки Малик Каюмов, которого все там называли «суратгир» (фотограф). И я увидел, что он перелистывает страницы не от начала книги, как положено справа налево, а, наоборот, по-европейски слева направо«.
Обратите внимание на последнюю фазу — она явно свидетельствует о том, что раз Каюимов не знал, как следует читать книгу, написанную на фарси, то и о таджикском языке он имел весьма смутные представления. Из этого следует, что он вряд ли понял, о чем именно Айни разговаривал со стариками — ведь беседа велась по-таджикски! Как же в таком случае можно доверять его рассказу о мистическом предупреждении?
Следует также заметить, что этот разговор имел место быть 16 июня, после того, как была открыта дверь в мавзолей, но к вскрытию самих захоронений ученые еще не приступали. То есть Каюмов опять ошибся — старцы беседовали с учеными намного раньше, нежели были потревожены останки Тамерлана. Да и видели их все участники экспедиции, а не он один.
Что касается якобы имевшего место быть разговора с Г. К. Жуковым о повторном захоронении Тимура, то о том, что он действительно состоялся, нет никаких свидетельств. Его не упоминает в мемуарах ни сам прославленный полководец, ни его близкие соратники. В то же время из журналов лаборатории Герасимова известно, что ученый закончил работу «по всестороннему изучению останков тимуридов» 28 октября 1942 г. Затем была создана специальная комиссия, которая совершила погребение останков тимуридов 20 декабря 1942 года.
Кстати, Михаил Михайлович писал в своей книге, что «все тимуриды, погребенные в центральном склепе Гур-Эмире (Тимур, Шахрух, Улугбек, Мухаммад султан, Мираншах), были похоронены повторно с большим или меньшим сроком со времени их первого захоронения». То есть перезахоронение 20 декабря 1942 года являлось уже как минимум их третьим погребением, а значит, прах Потрясателя Вселенной тревожили и до этого. Однако в летописях не сказано, что прежде вскрытия мавзолея сопровождались какими-то глобальными катаклизмами.
Как видите, факты свидетельствуют о том, что никакого проклятия Тамерлана в реальности не существовало. Да даже если оно и было, то к началу Великой Отечественной войны это проклятие явно никакого отношения не имело. Давно известно, что план войны с СССР был разработан в ставке Гитлера еще в 1940 году, дата вторжения была сначала назначена на весну следующего года, затем окончательно была утверждена 10 июня 1941 года. То есть вопрос о нападении был решен еще задолго до вскрытия могилы Потрясателя Вселенной.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Надгробие Тамерлана
Незадолго перед смертью Тимур завещал похоронить себя в Самарканде и пожелал, чтобы над его могилой был установлено надгробие из нефрита, считавшегося в Китае священным камнем, праотцем всех камней.
Нефрит в те времена действительно был очень редким камнем. В Китае издавна занимались изготовлением художественных изделий из нефрита, однако, до сих пор неясно имелось ли какое-нибудь месторождение нефрита в самом Китае. Месторождения этого камня были известны лишь на территории, которой в то время владели монголы. Главным центром добычи нефрита – камня ию, как называли его китайцы, был г. Хотан в Восточном Туркестане.
Вот что писал об этом историк Абель Ремюза: «Каждый год, когда приходит пятая или шестая луна (т.е. в мае или июне месяце), реки выходят из берегов и несут с вершин много ию, который собирают после спада воды. Народу запрещено подходить к берегам реки, пока хотанский властитель не сделает свой выбор».
В более позднее время нефрит стали добывать из скальных выходов в верховьях реки Яркенд. Блоки пород разрушали с помощью воды, которую лили на раскаленную кострами поверхность камня. Из коренных месторождений в верховьях Яркенда на Памире ежегодно добывали свыше пяти тонн нефрита, отправляя его китайскому императору. Никто не смел использовать этот камень без личного его разрешения.
Так продолжалось до тех пор, пока сын императора не заболел, отдыхая в кровати, выточенной из нефрита с верховьев Яркенда. Тогда император запретил ломать там зеленый камень, приказал заковать в цепи и бросить на дороге глыбу нефрита, доставлявшуюся в Пекин. А добывать нефрит с тех пор разрешалось лишь из реки. Рабы и солдаты, стоявшие по пояс в воде, должны были перехватывать катящиеся по дну камни и выбрасывать их на берег.
Надир-шах повелел доставить надгробие в Иран. Приказание было немедленно исполнено. Но, когда камень доставили к ногам повелителя, сопровождавшие его люди не осмелились утаить от него поверье, о котором они слышали от жителей Самарканда, и которое существовало уже почти триста лет. Оно говорило о том, что осквернившего могилу Великого Тимура ждет большая война.
Однако, видно переступил он какую-то магическую черту. Несмотря на возвращение камня, удача отвернулась от Надир-шаха. Вернувшись из завоеванной им Средней Азии, он предпринимает целый ряд попыток завершить покорение Кавказа. Однако, несмотря на титанические усилия, ему это не удается.
Народные восстания и феодальные мятежи, вспыхнувшие в 1746 году, заставили Надир-шаха спешно заключить мир с Турцией. Летом 1746 года начались волнения в Систане. Племянник Надира Али-Кули-хан, которому было поручено подавление мятежа, присоединился к восставшим. Тогда Надир-шах сам двинулся в Систан. Его путь был отмечен кровавыми расправами.
Историограф Надир-шаха писал: «… он убивал виновных и невинных, знатных и бедных, везде сооружал пирамиды из человеческих голов; не было ни одной деревни, жители которой не испытали бы на себе гнев Надир-шаха».
Но заговорщики опередили его. Ворвавшись ночью при поддержке личной его охраны в шахскую палатку, они обезглавили Надир-шаха, а голову отправили его племяннику – Али-Кули-хану, как весть о победе восстания.
Мистическое пророчество свершилось! Но этим не закончились беды Персии. Еще в течение почти полустолетия терзали ее междоусобные войны, пока, наконец, в 1795 году не вступил на персидский престол Ага Мухаммед хан.
В 30-е годы шло формирование новой советской идеологии. Искали эффективные способы воспитания молодежи в духе патриотизма, интернационализма и преданности советской власти, готовности к самопожертвованию ради советской идеи. Молодой Советской Республике были нужны герои. Именно в эти годы Выходят в свет фильмы об Иване Грозном и Александре Невском. Готовится к печати книжная серия «Жизнь замечательных людей». Сталин лично изучает биографии великих властителей и в 1937 году в список достойнейших по его предложению включен Тамерлан.
Изучив историю Тамерлана, Сталин назвал его избавителем мира от татаро-монгольского ига. С легкой руки вождя народов такое объяснение истории стало хрестоматийным. Перед учеными-историками страны встала задача: найти материальное подтверждение победы амира Тимура над Золотой Ордой.
Вскоре в Казахстане был обнаружен огромный черный камень, по преданию упавший с неба. На нем ученые прочитали надпись на древнеуйгурском языке: «В 1391 году султан Турана, правитель всей земли от моря и до моря Тимур-бек Джагатай с двумя сотнями тысяч своих воинов возвратился из похода на хана Тахтамыша. Этот камень установлен в честь великой победы и в знак того, чтобы всегда о грозном Тимуре помнили люди». Камень был незамедлительно доставлен в Государственный Эрмитаж. Он должен был стать первым экспонатом новой выставки, посвященной тимуридам.
Усыпальница Гур Эмир среди ученых-востоковедов только предположительно считалась местом захоронения тимуридов. По существовавшей в древности традиции великие правители должны были быть похоронены так, чтобы никто и никогда не смог нарушить покой усопшего, надругаться над его телом. Так в свое время поступил Великий Чингиз-хан, завещав скрыть свою могилу с людских глаз. Его захоронение не обнаружено до сих пор, как неизвестно и место захоронения Александра Македонского.
Была и еще одна гипотеза, которую не исключали участники экспедиции. Тимур мог быть похоронен в своем родном городе Шахрисябзе. где он построил фамильную усыпальницу Дорус-Сиадат (Обитель власти) со склепом для своей могилы. В ней похоронены два старших сына Тимура – Джахангир и Омар-Шейх. Кроме того, в Шахрисабзе похоронен отец Тимура – Мухаммад Тарагай. Рядом с усыпальницей отца и матери Тимура имелся малоприметный вход. Он мог вести к подземной гробнице, которую еще при жизни велел построить для себя «железный хромец».
Усыпальница Гур Эмир была построена еще во времена великого Тимура для его старшего внука Мухаммед-Султана. Ее переустройство и украшение было предметом забот другого его внука, – Улугбека, украшавшего Самарканд, по примеру своего деда, величественными зданиями. В этой усыпальнице нашел успокоение и сам Улугбек.
Могила Тамерлана занимала центральное положение. Ее надгробье было представлено массивной, грубо отесанной плитой серого известняка, поверх которой на ганчевом растворе была прикреплена тонкая плита кварцевого оникса, покрытая тончайшим резным узором посвятительной надписи. Поверх этой плиты была установлена почти двухметровая стела из темнозеленого полированного нефрита, сильно поврежденная надпись на которой свидетельствовала о том, что этот нефрит был привезен для гробницы Тимура из Туркестана его внуком Улугбеком в 1425 году.
Первой была вскрыта могила сына Тимура Шахрука. Его останки сохранились плохо. Герасимов для своей работы с большими предосторожностями отобрал только череп и небольшой фрагмент позвоночника Шахрука. После производства необходимых измерений все данные были занесены в специальный экспедиционный дневник. На это ушло три дня.
Пятого июня приступили к раскопкам гробницы Улугбека. Историкам было известно, что Улугбек – астроном, художник и математик, был обвинен мусульманскими священнослужителями в ереси и колдовстве и по их приказу обезглавлен. Когда вскрыли могилу Улугбека, останки великого ученого лежали в гробнице на спине, а его отрубленная голова покоилась на груди покойного. На одном из позвонков сохранился отчетливый след удара острым клинком.
Еще в начале экспедиции ученые начали изучение надписи на надгробной плите. Сказания гласили, что именно эта надпись на древнеарабском языке является магической печатью, защищающей прах от надругательства. 17 июня академик Семенов смог, наконец, прочитать полный текст надписи. На плите были начертаны шестнадцать имен Тимура и цитата из Корана. Надпись гласила: «Все мы смертны. Придет время, и мы уйдем. До нас были великие и будут после нас. Если же кто возгордится и вознесется над другими и потревожит прах предков, пусть постигнет его самая страшная кара».
Работу прервал приезд правительственной делегации. Здесь были секретарь ЦК компартии Узбекистана Юсупов, председатель Совета Министров и председатель президиума Верховного Совета республики, ученые, писатели, журналисты. Руководители ждали победного рапорта, но ученым пока похвастать было нечем.
Много лет спустя участники этих событий говорили, что и книга то была не старинная, а издания конца 19-го столетия с описанием подвигов героев среднеазиатской истории. А цитируемая Каюмовым фраза о войне была написана кем-то рукописно на полях одной из её страниц.
Герасимов спустился вниз и начал вытаскивать полуистлевшие доски крышки гроба. Через несколько минут взору присутствующих открылся мощный широкоплечий костяк, кое-где прикрытый кусочками истлевшей ткани с крупным черепом, лежавшим на боку и обращенным в сторону Мекки.
Война войной, а правительственное задание нужно было выполнять. Приняли решение: быстро завершить работы, свернуть экспедицию и возвращаться в Ташкент. Торопливо, работая чуть ли не сутками, провели вскрытие захоронений Мираншаха и Мухаммеда-Султана. Материалы, необходимые для дальнейшего проведения запланированных работ, упаковали в ящики, и отправили в Москву. Усыпальница тимуридов на многие месяцы осталась во вскрытом, полуразоренном виде.
Герасимов, прибыв в столицу, отчитался перед руководством наркомата культуры, и приступил к работам по реконструкции облика древних среднеазиатских правителей по их законсервированным, пропитанным воском черепам.
В круговерти событий первых недель войны Сталину было не до Тамерлана. Не знал он ни о пророчестве, начертанном на надгробной плите из квацевого оникса, ни о предупреждении, написанном в книге, которую показывали членам экспедиции три аксакала. Информированный об этом секретарь ЦК компартии Узбекистана Юсупов докладывать эти детали Сталину не решился.
Жуков внимательно его выслушал, отнесся к этому очень серьезно и обещал, если представится благоприятный случай, рассказать об этом Сталину. Впрочем, и Жуков, не зная наверняка, как к этому отнесется верховный, решился на такой разговор не сразу.
С августа 41 по октябрь 42 года останки тимуридов находились в Москве. Михаил Герасимов занимался в это время восстановлением облика Тамерлана и его внука Улугбека. Работа кропотливая и очень трудоемкая. Реконструкция каждого образа требовала изготовления более четырехсот миниатюрных макетов.
Между тем в августе 1942 года военная обстановка на фронтах резко ухудшилась. После взятия Крыма противник начал стремительное продвижение к Волге. Возникла угроза потери Кубани и всех путей сообщения с Кавказом, – важнейшим экономическим районом, снабжавшим армию и промышленность нефтью и продовольствием. В сентябре под Сталинградом начались тяжелейшие бои, победить в которых, казалось, было невозможным.
Сталин немедленно запрашивает, завершены ли работы над скульптурными портретами Тамерлана и его внука. Получив ответ, что практически закончены, дает указания о подготовке к отправке в Самарканд останков тимуридов, звонит секретарю ЦК компартии Узбекистана Усману Юсупову и просит его без задержки организовать перезахоронение останков Тамерлана, его сыновей и внуков.
28 октября Герасимов закончил, наконец, работу по восстановлению обликов Тамерлана и Улугбека. Весь мир увидел суровые лица самаркандских правителей. Государственная комиссия постановила перезахоронить останки Тимура и его потомков. Постановление было подписано 15 ноября 1942 года. В этот же день из лаборатории Герасимова были вывезены и отправлены в Узбекистан останки тимуридов.
На этом история с гробницей Тимура не закончилась. Летом 1943 года была организована третья экспедиция в Самарканд. В канун Курской битвы Сталин подписывает постановление о выделении одного миллиона рублей на реставрацию мавзолея Тамерлана. Это были немалые, по военному времени, деньги. Их хватило бы для строительства шестнадцати танков или обеспечения питанием и обмундированием целой дивизии в течение месяца. Как разворачивались события дальше, вы знаете сами.
Я понимаю читателя, который, прочитав эти строки, скажет: да что же это такое, разве не потом и кровью, разве не страшным напряжением сил нашего народа достигнута эта победа? К чему клонит автор?
Я разделяю мысли этих людей, но ведь я ничего не придумал. Я изложил факты, даты, которые легко проверить. Судите обо всем сами.
Звуки из гробницы, волки-оборотни и землетрясения: 7 самых жутких фактов о могиле Тамерлана
Нет на земле другой могилы завоевателя, о которой было бы сложено столько легенд и ходило бы столько невероятных слухов, как гробница великого завоевателя Тамерлана. Этот полководец стал легендой при жизни, но ещё больше снискал он славы после смерти. От его династии вели свои роды правители Самарканда и Бухары, а люди приписывали ему происхождение от Чингисхана и всерьёз писали, что в роду Великого Хромого были волки-оборотни.
Фото © Wikipedia / Хусен Рустамов
На родине его называли Тимур ибн Тарагай Барлас, что означало Тимур, сын Тарагая из рода Барлас. При жизни у него было два прозвища — Хромой (Ланк, Аксак) и Железный, ибо о его воле и жестокости ходили легенды. Тимур (или на европейский манер Тамерлан) действительно провёл всю жизнь в военных походах. Соседи тряслись от страха при его имени. Его боялись Китай и Индия, Туркестан и Хорезм, персы и османы, Золотая Орда. Москва выстояла чудом: когда Тамерлан направил своё войско на столицу Руси, Москва уже была разорена ханом Тохтамышем и не смогла бы пережить ещё одно нашествие. Тогда русские понесли навстречу Тамерлану Владимирскую икону Богородицы. В стане Тамерлана началась чума, и он поворотил войско назад.
Нашествие могло стать концом русской цивилизации — непокорных Тамерлан вырезал. О его зверствах ходили легенды. В Индии он казнил сто тысяч пленных, а в восставшем Исфахане (Персия) воздвиг холм из семидесяти тысяч голов. Завоёванные народы считали его одержимым, а приближённые восхваляли до небес.
Фото © Public Domain
Он даже умер в дороге, отправившись в 1405 году в возрасте 68 лет покорять Китай. Правда, произошло это не в бою. Тамерлан вдруг занемог в пути и умер от неведомой болезни. После смерти тело полководца было бальзамировано, положено в оббитый серебром гроб из эбенового дерева и отвезено в Самарканд, где упокоилось в гробнице Гур-Эмир, которую Тимур начал строить для внука.
Сам мавзолей представляет собой восьмиугольное здание, в котором стоят надгробные плиты великих покойников. Склеп расположен ниже, под землёй. Туда ведёт низкий вход со ступенями. Он сложен из простых кирпичей без рисунков и украшений. Внутри стоит семь каменных гробов, один из которых и принадлежит Тамерлану, а ещё один — его духовному наставнику по имени Мир Саид Барака. С этой-то могилой и связаны страшные слухи.
Примерно через двадцать лет после смерти Тамерлана его внук Мирза Улугбек привёз из Китая огромную плиту чёрного нефрита. Он знал, что дед любил этот камень и считал его волшебным, но хотел ещё и задобрить предка, ведь Улугбек захватил в Самарканде власть вопреки воле Тимура.
Нефрит был отполирован, покрыт изысканным геометрическим узором, на нём была высечена родословная Тамерлана, а сама плита была установлена таким образом, чтобы точно указывать местонахождение могилы полководца под полом.
В 1747 году персидский завоеватель Надир-шах захватил Самарканд и решил забрать с собой в Персию надгробие завоевателя — хотел украсить пол мечети в Мешхеде. Но если он решил отомстить Тимуру за унижение персов в прошлых поражениях, то совершил ошибку.
Стоило нефриту попасть на территорию Персии, как Надир-шаха стали терзать ночные кошмары, а он сам стал ходить мрачнее тучи. Поговаривали, что по ночам к нему в комнату слетаются духи и терзают его тело. Крики полководца будили приближённых. Наконец шах тяжело заболел, а Персию стали сотрясать разрушительные землетрясения. В конце концов к шаху во сне явился учитель Тимура — потомок пророка Мухаммеда Мир Саид Барака. Он сказал завоевателю, что разорять могилы умерших — это страшный грех, а делать из надгробий полы — грех ещё больший. Искупить этот проступок шах может одним-единственным способом — вернув надгробную плиту в Самарканд.
Проснувшись, Надир-шах велел отвезти нефритовое надгробие назад, что и было сделано. Но это не помогло. Вскоре шах буквально сошёл с ума от жестокости. Несмотря на то что военная удача отвернулась от него и он то и дело терпел поражения, путь его был устлан трупами, словно в него вселился дух самого Тамерлана. Историографы писали: «… Он убивал виновных и невинных, знатных и бедных, везде сооружал пирамиды из человеческих голов; и не было ни одной деревни или города, жители которых не испытали бы на себе гнев шаха». В конце концов шаха убили заговорщики — отрезали голову. Эта история надолго отбила охоту у авантюристов шутить с могилой Тамерлана.
Востоковед Михаил Массон
Но когда в 1918 году большевики объявили, что ни Бога, ни Аллаха нет, сразу же нашлись желающие взглянуть на останки хромого старца своими глазами. Первым из них был востоковед Михаил Массон, который в 1926 году подал заявку на археологические работы в Гур-Эмире. Он наслушался легенд об этом месте. Жители Самарканда говорили, что по ночам из могилы Тамерлана доносятся звуки. Слышавшие их старались побыстрее пройти мимо и навсегда отказывались подходить к Гур-Эмиру в тёмное время. Иногда по ночам вокруг мавзолея видели таинственное свечение.
7 фантастических фильмов, на которые советские школьники сбегали с уроков
Меч и рубин Тамерлана
Представьте себе, истинные причины вскрытия священной для мусульман могилы неизвестны. Официальной причиной стал год узбекского поэта Навои, рукописи которого якобы были положены в могилу завоевателя. Никого не смутило, что Навои родился через 36 лет после смерти Тимура.
М.М. Герасимов, М.К. Каюмов и др. после вскрытия гробницы Тимура. 21 июня, 1941 г.
Но, скорее всего, и Сталина, и учёных вело любопытство, помноженное на жадность: среди легенд о Тамерлане ходила история о кроваво-красном рубине, который был похоронен с завоевателем. А значит, в могиле могли быть и другие ценности.
Впервые могила Тамерлана была обследована в 1925 году самаркандским инженером Мауэром. Он провёл «магнитные наблюдения» и обнаружил, что внутри может находиться какое-то большое стальное «тело» и масса других металлических артефактов. Свои соображения он изложил в записке. Эту записку к своей заявке приложил Массон, но учёным отказали. Отказать-то отказали, но, видимо, не забыли.
Вместе с антропологом Герасимовым, археологами и кинооператором в 1941 году гробницу Тамерлана обследовали и инженеры. В момент, когда тяжёлую каменную крышку саркофага сдвинули с места, был зафиксирован всплеск магнитного поля. Он был такой силы, что в склепе погасло электричество — оно подавалось от генераторов. На следующий день генераторы заработали, словно поломки и не было.
О том, что могилу кровавого завоевателя вскрывать нельзя, археологов предупреждали три старца. Об этом вспоминал оператор Малик Каюмов и 13-летний подросток Камал Айни, сын одного из членов правительственной комиссии по вскрытию могилы.
Когда свет пропал и учёные вышли из склепа, к ним подошли три старца. Они несли перед собой книгу «Джунгному», в которой описывались битвы прошлого. Книга была открыта на странице со словами: «Кто вскроет могилу Тамерлана, выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая страшная, какой мир ещё не видывал». Эту книгу видели трое взрослых членов экспедиции, но лишь посмеялись над пожилыми людьми. 21 июня 1941 года была снята последняя третья плита с могилы «хромого старца». На следующий день началась Великая Отечественная война.
Заговорённый диверсант: как советский полиглот стал грозой гитлеровцев в Югославии
Экспедиция Герасимова вскрыла все могилы, находившиеся в склепе; головы тимуридов и самого Тамерлана были увезены в Москву для изучения. Только в 1942 году военный журналист Малик Каюмов поделился своими опасениями с генерал-лейтенантом Порфирием Чанчибадзе. Он рассказал генералу о пророчестве старцев, а тот передал рассказ Жукову. 20 ноября 1942 года головы всех тимуридов были возвращены в могилы и перезахоронены по всем мусульманским канонам. Через два месяца Красная армия одержала победу под Сталинградом.
Сам великий завоеватель оказался совершенно не таким, как его представляли себе советские учёные. Это был высокий, рыжеволосый человек европейской внешности, ростом 172 сантиметра, крепкого телосложения, мускулистый, без проблем с зубами. Его здоровье совершенно не соответствовало возрасту — по летописям, он умер в возрасте 68–72 лет. В могиле находился скелет мужчины на 20 лет моложе. Вопреки законам шариата он не брил усы и имел длинные волосы. Однако сомнений в том, что перед ними Тамерлан, у учёных не было: человек был хром на правую ногу, а правая рука носила следы ранений. У Тимура она не сгибалась. Видимо, действительно злобный демон войны давал Тамерлану силы, молодость и здоровье. Был ли найден в гробнице меч Тамерлана, история умалчивает.