Что было до ирака

ИРАК. ИСТОРИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ИРАК. ИСТОРИЯ» в других словарях:

История Ирака — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Основная статья: Ирак … Википедия

ИРАК — Республика Ирак, государство в Юго Западной Азии. Страна расположена у северной оконечности Персидского залива, в который впадает Шатт эль Араб общее русло сливающихся на ее территории Тигра и Евфрата. На востоке Ирак соседствует с Ираном, на… … Энциклопедия Кольера

История (наука) — История (греч. Ιστορία, «исследование») сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из… … Википедия

История Азербайджана — История Азербайджана … Википедия

История Египта — Доисторический Египет Древний Египет* Персидский период* Эллинистический период* Римский период* Византийский период* Египет в составе Арабского халифата Египет от распада Халифата до Османской империи Турецкий период Египет в составе Османской… … Википедия

История Вьетнама — История Вьетнама … Википедия

История почты Азербайджана — Азербайджан азерб. Azərbaycan … Википедия

История парламентской системы Ирака — В 1958 г. после свержения монарха Ирак был провозглашен республикой. Временная конституция, принятая в том же году, провозгласила народ носителем высшей власти в стране, ислам государственной религией, а Ирак частью «арабской нации».… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Ирак — Иракская Республика (Аль Джумхурия аль Иракия), гос во в Зап. Азии, расположено в Месопотамии. На Ю. В. омывается водами Персидского залива. Пл. 435 тыс. км2. Нас. 14,97 млн. чел. (1984, оценка ООН). Столица Багдад. И. состоит из 16… … Геологическая энциклопедия

Источник

ИРАК (ОТ ДРЕВНОСТИ ДО XI В.)

Ирак (Республика Ирак) — государство в Зап. Азии. Площадь — 438,3 тыс. кв. км. Административное деление — 19 провинций (мухафаз), из них 4 составляют Иракский Курдистан.

Государственная религия — ислам, который исповедует подавляющее большинство населения (ок. 99 %). Около 65 % мусульман исповедует шиизм (преобладают в южных и центральных мухафазах, а также в округе Багдада; 95 % — имамиты, придерживающиеся джафаритского мазхаба и представленные двумя богословскими школами: усули — свыше 80 % — и ахбари — менее 20 %; около 3 % — шайхиты; 1—1,5 % — ахл-и хакк, представленные сектами али-илахи, шаббак и калам-хаджи; остальные — исмаилиты, около 35 % — суннизм (преобладают, помимо Южн. Курдистана, в северных и западных мухафазах, а также в городе Багдад; свыше 65 % — придерживаются мазхаба ханафитов, около 34 % — шафиитов, около 1 % — маликитов и ханбалитов). Наиболее влиятельные в И. суфийские ордены (братства-тарикаты) — накшбандийя, кадирийя и рифаийя.

Приверженцев христианства — около 0,8 % (преимущественно в городах); большинство — католики восточных обрядов (паства Халдейской церкви и Сирийской католической церкви), меньшинство — нехалкидониты (прихожане Церкви Востока, Армянской Апостольской церкви, Сирийской яковитской церкви), остальные — приверженцы православия и протестантизма. Последователей мандеизма, зороастризма, йезидизма — не более 0,2 %.

Евреи И. в настоящее время полностью репатриированы в Израиль или пребывают в эмиграции (Великобритания, США, ФРГ).

И. в древности (до греко-македонского завоевания)

Начиная с неолита на территории И. формировалось производящее хозяйство (первые на Земле сообщества оседлых земледельцев и скотоводов — Джармо), а в энеолите появились самые ранние в истории человечества высокоорганизованные социумы протогородского типа (Арпачия, Хассуна, Халаф, Самарра, Джемдет-Наср, Убейд, Эриду). В бронзовом веке их сменили древнейшие цивилизации (Шумер с городами Киш, Лагаш, Ниппур, Умма, Ур, Урук и Шуруппак и Аккад), которые впоследствии породили обширные политические объединения (Вавилония со столицей Вавилон, Ассирия со столицами Ашшур, Калах, Ниневия). В раннем железном веке (2-я половина II — 1-я половина I тысячелетия до н. э.) долину Тигра и Евфрата населяли шумерийцы и восточные семиты (см. Аккадцы, аккадский язык), которые позднее слились с семитами западными (амореи, арамеи, халдеи). Тогда же в предгорьях и ущельях Загроса обитали хурриты и отдаленно родственные им носители языков северокавказской и, возможно, южнокавказской семей, которые позже ассимилировались с ариями (иранцы). В VI—I вв. до н. э. Месопотамия (Двуречье) пребывала в составе империй, центр которых лежал за ее пределами (царства Ахеменидов, Александра Македонского, Селевкидов). В период эллинизма (IV—III вв. до н. э.) сюда начали активно проникать южные семиты (арабы).

В середине II в. до н. э. Вавилон перешел от Селевкидов к Аршакидам, которые удерживали его до начала III в. н. э., несмотря на неоднократные посягательства Рима Древнего (при Траяне в 115—116, при Септимии Севере в 198—199). Смещение торговых путей в I в. до н. э. — II в. н. э. лишило город прежней экономической значимости, что привело к постепенному стиранию исторической памяти о нем, а шумеро-аккадскую клинопись вытеснило арамейское буквенное письмо. Парфянские владения в Двуречье включали как автономные эллинизированные города, так и зависимые княжества, такие как Атратена (столица — Хатра, ныне Хадр) на среднем Тигре и Адиабена (столица — Арбела, ныне Эрбиль).

В 227 Аршакидов сменили Сасаниды, сохранившие местопребывание в Селевкии-на-Тигре и Ктесифоне, в окрестностях которых выросла «новая Селевкия» — Вех-Ардашир. Этнический состав населения не изменился: на равнинах (в «Асуристане») большинство составляли арамеизированные потомки вавилонян и ассирийцев («ассирияне»), в предгорьях — западные ирано-арии (киртии), в пустынях — кочевые и полукочевые арабы, которые основывали свои княжества на окраине области (Лахмиды). Несколько городов и сельских округ Среднего и Нижнего Двуречья заселяли евреи, которыми правил раввинат вавилонской школы.

К концу I — началу II в. предание относит евангельскую проповедь в долине Тигра и Евфрата, связанную, в частности, с именем Мари, ученика апостола Фаддея, который почитается как основатель Церкви Востока. Ведущую роль в ней сыграли такие центры Осроэны, как Нисибин и Эдесса, центральноарамейский диалект которых («сирийский») стал литургическим языком крещеных «сирийцев/сириян», тогда как этноним «арамей» превратился в синоним «язычника». Христианизации Месопотамии объективно способствовало и принудительное переселение сасанидскими шаханшахами, прежде всего Шапуром I десятков тысяч пленников (главным образом, ремесленников различных специальностей) из Сирии, Киликии и Каппадокии.

Первоначально мирное существование месопотамских христиан контрастировало с участью их римских единоверцев при доминате. Ситуация изменилась при Шапуре II (309—379), когда принятие христианства в качестве государственной религии Константином I поставило его последователей в Иране под подозрение как сторонников «кесаря». После 339, когда христиан обложили двойной податью за освобождение от военной службы, крупномасштабные гонения продолжались с перерывами до самой смерти Шапура, но окончательно их прекратил римско-иранский договор 390. После некоторых послаблений, Йездигерд I (399—421), в связи с очередной войной против римлян, возобновил преследование, которое продолжилось при Бахраме V (421—438).

Отношения Церкви Востока с сасанидским престолом нормализовало ее каноническое самоопределение в начале V в.: зафиксировались структура ее диоцезов и базовая догматика (неточно называемая «несторианской»), а также ее самостоятельный статус. Как «Персидская церковь» она окончательно размежевалась с Византией при шаханшахе Валахше (484—488), который признал католикоса Селевкийского главой всех христиан своей державы. Миафизиты, чьи единоверцы в конце V — начале VI в. нередко приходили к власти в Византийской империи, испытывали, напротив, серьезное давление вплоть до царствования Кавада.

Особое место среди сиро-христиан сасанидской Месопотамии занимали главы и старшины городских ремесленных цехов (особенно кузнецов и ювелиров), выступавшие гарантами фискальных поступлений и качества произведенных изделий перед казной (схожую организацию имели и торговцы). Как церковные старосты своих корпораций они были подотчетны епископату, который отвечал за сбор податей с единоверцев. Существовали селения (например, Паллугта — ныне Эль-Фаллуджа) с преимущественно ремесленным населением, занятым в ковровом, ткацком и красильном производствах, продукция которых централизованно реализовывалась казной. Квалифицированных мастеров с семьями в ходе Ирано-византийских войн по-прежнему переселяли из восточноримских в месопотамские города, что влекло новые изменения конфессиональной ситуации. Одним из важнейших стало разрастание с середины VI в. поселений западных сирийцев — миафизитов (позднее яковиты) — на верхнем и среднем Тигре. При Ануширване Хосрове I и Хосрове II Парвизе они пользовались благоволением двора наравне с восточными сирийцами («несторианами»). К началу VII в. западносирийские монахи основали в верхней Месопотамии многочисленные обители, а восточносирийские проповедники пронесли свое учение в горы Курдистана.

И. в составе Халифата (VII—X вв.)

Среднее и нижнее течение Тигра и Евфрата получило название «ал-Ирак» («Приречье»), а верхнее, вплоть до Армянского нагорья — «ал-Джазира» («Остров»). Последователи ислама первоначально консолидировались в подобие воинского сословия, которое существовало за счет сборов с покоренного населения, а плодородные земли Южн. Ирака (ас-Савад) рассматривались как общее достояние (фай’) «верующих» и не подвергались разделу. При Омаре ибн аль-Хаттабе (634—644) в Саваде утвердились постоянные ставки хараджа и джизьи, причем последней облагалось также белое духовенство (в отличие от черного). Зороастрийское жречество было истреблено или бежало, лишившись имущества, а иранские дехкане еще десятилетиями выступали посредниками между завоевателями и местными крестьянами (феллахами), отвечая за сбор податей и составление фискальных кадастров.

Постепенно И. вошел в единое пространство, которое, охватив Юго-Зап. Азию и Сев.-Вост. Африку, превратилось в ареал арабской культуры. Пользуясь тем, что Омейяды, возглавившие умму в 661, перенесли столицу из Куфы в Дамаск, против них восставали приверженцы хариджизма, которых нередко поддерживали христианские общины (в частности, в 690-х). Параллельно, сначала достаточно медленно, шла исламизация Двуречья, выразившаяся в появлении прослойки новообращенных (маула; мн. ч. мавали), которых арабская племенная знать, сплоченная кровнородственной солидарностью, отказывалась признавать равноправными единоверцами. Разрыв в статусе между «старыми» и «новыми» мусульманами попытался уменьшить халиф Омар ибн Абд аль-Азиз (717—720), но его преемник Хишам (724—743), отказавшись от поддержки кальбитов, стал поддерживать их соперников — кайситов, менее расположенных к взаимодействию с неарабами.

Зимма, которую как «люди Писания» (ахл ал-китаб) принимали на себя христиане и иудеи И. (становясь, соответственно «зиммиями» — ахл аз-зимма), вначале вполне устраивала раввинат и церкви. Так, вавилонские евреи, гонимые при последних Сасанидах, поддерживали арабов, за что Омар ибн аль-Хаттаб расширил их права, а Али ибн Аби Талиб в 658 признал их духовным вождем рабби Ицхака, главу иешивы в Пероз-Шапуре (630—660), разрешив ему издавать законоположения (такканот) для упорядочения общинной жизни единоверцев. Мусульмане разделяли с иудеями почитание их святынь в И. — могилы Ездры, пророков Иезекииля и Даниила, а также Курны (место слияния Тигра и Евфрата, где, по преданию, совершал жертвоприношения Авраам). C ведения о встрече католикоса Ишоява II (628—643) с Мухаммадом и получении от него грамоты об особых привилегиях Церкви Востока являются легендарными, зато более достоверно известно о его сношениях с Омаром и Али. О христиано-мусульманском согласии упоминается в письме его преемника Ишоява III и послании епископа Хедаябского (ок. 655).

Наряду с численно преобладавшими западносирийскими (яковитскими) и восточносирийскими («несторианскими») сообществами, под властью халифата Омейядов в И. существовали и общины исповедовавших византийское православие мелькитов. Высокообразованные христиане — врачи, математики, учителя — находили места в ведомствах и при дворе. Из школ при сирийских монастырях продолжали выходить летописцы, поэты-гимнографы, богословы — знатоки перипатетической и неоплатонической философии.

В 730—740-х в И. снова активизировались хариджиты, чье выступление под Мосулом жестоко подавил Марван II. Противники правящей династии объединились вокруг представителя рода Аббасидов, Абу аль-Аббаса ас-Саффаха, которого в 749 провозгласили халифом. Поскольку в Дамаске слишком сильна была память об Омейядах, ас-Саффах обещал перенести столицу в Куфу, но постоянную резиденцию новой династии — Багдад — отстроил только его преемник Мансур (754—775), не преследуя христиан, покровительствовал, в противовес шиизму, зарождавшемуся вероучению «сунны и общины» (ас-сунна ва-л-джама‘а), которое позднее развилось в суннизм.

Экономика И. ненадолго стабилизировалась: ирригационное строительство способствовало подъему сельского хозяйства, в котором, наряду с садоводством, преобладало возделывание пшеницы, ячменя, хлопка и финиковой пальмы. В войске ополчение бедуинов оттеснили на задний план сначала добровольческие соединения из Хорасана, а позднее — гвардия гулямов-тюрков, которую пополнили также греки, берберы и славяне.

В начале — середине IX в. в иракских городах догматические споры между мутазилитами, пользовавшимися покровительством халифов как «повелителей верующих», и приверженцами формировавшегося суннитского «правоверия» разворачивались на фоне культурного подъема, вызванного освоением научно-интеллектуального наследия Античности, главную роль в котором сыграли зиммии. Если при Харуне ар-Рашиде (786—809) периодические нападки двора побудили многих христиан переселиться из И. в Малую Азию, то Мамун (813—833), основав для изучения эллинистического научно-философского наследия «Дом мудрости» (Байт ал-хикма), поставил во главе его христианина Сахля ибн Харуна и сабия Сальма из Харрана. Здесь трудились их единоверцы — Хунайн ибн Исхак, Исхак ибн Хунайн, Коста ибн Лука и Сабит ибн Курра — переводчики с греческого и сирийского. Халиф Мутасим (833—842) перенес столицу в Самарру, где его наследники попали в зависимость от тюркских полководцев, которые фактически командовали всем войском. Ситуацию дестабилизировали частые кровавые стычки между наемниками, расквартированными в казармах по землячествам.

Халиф аль-Мутаваккиль (847—861), прекратив поддержку мутазилитов, способствовал торжеству суннитов-традиционалистов — «приверженцев хадиса» (асхаб ал-хадис). Он развернул наступление на зиммиев и шиитов: в 849 ограничил число «людей Писания», служивших при дворе, что побудило многих из них обратиться в ислам и усилить давление на своих единоверцев. Тогда же исламизировались арабо-христианские племена таглиб, баджила и джузама. В 850 последовали высылка в Медину всех багдадских Алидов (они лишались права ездить на лошадях, держать более 1 раба и арендовать казенные земли), запрещение шиитам (под страхом смерти) хулить первых трех халифов, разрушение и осквернение гробницы Хусейна ибн Али в Кербеле и переселение алидского имама аль-Хади в Самарру. Интенсивное строительство, возведение новой столицы Джафарийи и увеличение престижных расходов истощило казну, спровоцировав бунт гвардейцев, которые и расправились с аль-Мутаваккилем.

В течение 860-х тюрки возводили на престол и свергали «повелителей верующих». Лишь при аль-Мутамиде (870—892) его брат аль-Муваффак, фактический регент державы, энергичными мерами, направленными на сохранение ее единства, сумел гарантировать власть своему сыну, аль-Мутадиду (892—902). Багдадцы-шииты заняли позиции придворных банкиров (глава рода Бану-ль-Фурат — Ахмад получил контроль над казной), но на службу аль-Мутадид и его сановники предпочитали брать образованных «людей Писания», считая их более лояльными, чем мусульмане. При аль-Муктадире (908—932) реальными хозяевами ситуации были вазиры, вокруг которых образовались клики: «шиитская» (Али ибн аль-Фурата), «суннитская» (аль-Хакани), «христианская» (Али ибн Исы) и т. д. Периодические преследования зиммиев не препятствовали упрочению влияния чиновничества, которое рекрутировалось в значительной степени из лиц христианского вероисповедания или происхождения.

Источник

Что было до ирака

Ирак – государство, расположенное на Ближнем Востоке, его соседями являются Саудовская Аравия, Кувейт, Иордания и Сирия, Турция и Иран. На юге Ирак омывается водами Персидского залива. Багдад – столица Ирака. Территория страны составляет 435 тысяч км², население Ирака – более 36 миллионов человек.

Что было до ирака. iraq 2 e1436730288437. Что было до ирака фото. Что было до ирака-iraq 2 e1436730288437. картинка Что было до ирака. картинка iraq 2 e1436730288437.
Это богатейшая страна, которая имеет одни из самых больших запасов нефти на планете. Но это не принесло ее жителям ни счастья, ни процветания – вот уже несколько десятилетий страна находится в состоянии братоубийственной гражданской войны, с каждым днем ситуация только ухудшается.
Эта земля является колыбелью человеческой цивилизации. Именно здесь человек построил первые города, здесь на протяжении тысячелетий одна другую сменяли великие цивилизации, все они оставили свой отпечаток в культуре народов, ныне проживающих в Ираке. Остается только надеяться, что разум восторжествует, и на многострадальную древнюю землю придет мир.

История

Что было до ирака. %D0%95%D0%B2%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%82 e1437757949959. Что было до ирака фото. Что было до ирака-%D0%95%D0%B2%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%82 e1437757949959. картинка Что было до ирака. картинка %D0%95%D0%B2%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%82 e1437757949959.

Месопота́мия — историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек — Тигра и Евфрата

Долина рек Тигра и Евфрата была издавна заселена людьми. Ученые обнаружили здесь многочисленные стоянки первобытных людей, которые относят к палеолиту и мезолиту. Именно Месопотамская низменность стала местом, в котором зародились древнейшие человеческие культуры: Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилон. Именно здесь человечество начало строить первые города, появилась письменность, зародилась наука. Люди впервые начали использовать колесо и делать дома из кирпичей. Древние шумеры строили величественные здания, хорошо разбирались в астрономии и вели активную торговлю с соседними и отдаленными странами.
Шумерская цивилизация появилась на этих землях около 6 тысяч лет тому назад. Откуда они пришли мы не знаем до сих пор. Они построили в Месопотамии многочисленные города. На смену шумерам пришли другие народы: аккадцы, вавилоняне, ассирийцы.

Что было до ирака. . Что было до ирака фото. Что было до ирака-. картинка Что было до ирака. картинка .

Алекса́ндр Македо́нский (Александр III Великий, родился предположительно 20 июля 356 — 10 июня 323 гг. до н. э.) — македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти

В VI веке до н. э. Месопотамия была завоевана персами и вошла в империю Ахеменидов. Так продолжалось до тех пор, пока Александр Македонский не разбил персов и не включил эти земли в состав своей империи, которая, впрочем, просуществовала совсем недолго.
Позже земли нынешнего Ирака входят в состав Парфянского царства, а в I веке нашей эры на эти земли приходит Рим. В III веке Ирак был завоеван Сасанидами, которые правили этими землями почти триста лет. В VII веке в Месопотамию приходит ислам: арабы завоевывают страну и обращают ее население в новую религию.
В 762 году Багдад, столица нынешнего Ирака, становится центром Арабского халифата и остается им до XIII века, когда орды монгольских кочевников лавиной прошли по Месопотамии, уничтожая все на своем пути. Они разграбили Багдад и опустошили страну. В начале XV века Месопотамия пережила еще одно опустошительное нашествие: в страну вторглись орды Тамерлана.

Что было до ирака. %D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD1. Что было до ирака фото. Что было до ирака-%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD1. картинка Что было до ирака. картинка %D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD1.

В начале XVI века на эти земли пришли турки-османы, и страна почти на четыреста лет вошла в состав Османской империи.
Во время Первой мировой войны территорию современного Ирака захватила Великобритания, была установлена конституционная монархия.
В 1958 году в стране происходит военный переворот. Группа офицеров захватила власть и казнила короля. Следующие двадцать лет ознаменовались многочисленными военными переворотами, острой политической борьбой и расправами с оппонентами. В 1979 году к власти официально приходит Саддам Хусейн, который правил Ираком несколько десятилетий.

Что было до ирака. %D0%A5%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%BD e1437759452339. Что было до ирака фото. Что было до ирака-%D0%A5%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%BD e1437759452339. картинка Что было до ирака. картинка %D0%A5%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%BD e1437759452339.

Садда́м Хусе́йн Абд аль-Маджи́д ат-Тикри́ти 28 апреля 1937 — 30 декабря 2006— иракский государственный и политический деятель, президент Ирака (1979—2003), премьер-министр Ирака (1979—1991 и 1994—2003), генеральный секретарь иракского отделения партии Баас, председатель Совета революционного командования, маршал (1979)

Общие сведенияЧто было до ирака. %D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5 %D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5. Что было до ирака фото. Что было до ирака-%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5 %D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5. картинка Что было до ирака. картинка %D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5 %D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5.

Ирак расположен на Ближнем Востоке, в долине рек Евфрат и Тигр. Столица Ирака – Багдад.

Рельеф

Рельеф страны довольно разнообразен. На юго-западе страны находится пустыня, на северо-востоке расположено Иранское нагорье, на севере – Армянское нагорье, большая часть страны находится в Месопотамской низменности. По территории страны протекает две крупные реки: Тигр и Евфрат.

Климат

Климат – континентальный, очень жаркий летом и довольно прохладный зимой. Страна лежит в субтропическом и тропическом поясе.
Животный мир очень беден, это можно сказать и о растительном разнообразии. Площадь охраняемых территорий – ничтожна.

Полезные ископаемые

Главное богатство страны – огромные запасы нефти и природного газа. Экспорт полезных ископаемых – это основная часть дохода страны. Основные нефтяные месторождения расположены на севере и юге Ирака.В стране имеются месторождения серы, гипса, талька, асбеста, поваренной соли, глин, известняков, хромитов, железных, свинцово-цинковых, медных, никелевых руд и других полезных ископаемых

Государственное устройство

Ирак — это парламентская республика. Парламент состоит из 325 депутатов, которых выбирают по партийным спискам. Парламентская коалиция формирует правительство и выбирает премьер-министра.
Официальных языков два: курдский и арабский. Подавляющая часть населения страны – мусульмане.

Население

Большая часть населения страны принадлежит к одной из трех общин: к мусульманам-суннитам, шиитам или к курдам. Взаимоотношения между ними и определяют ситуацию в государстве. При Саддаме Хусейне при власти находились мусульмане-сунниты, шииты были на вторых ролях, а курды, которые всегда мечтали о создании собственного государства, жестоко преследовались.
После свержения Хусейна сунниты были отодвинуты от управления государством и оказались в оппозиции. Они не участвовали в выборах 2005 года и не участвовали в обсуждении конституции 2005 года, в которой предлагается превратить Ирак в федерацию.
Проблема в том, что основные нефтяные богатства находятся на севере и на юге страны, где проживают шииты и курды. Сунниты обвинили их в желании единолично распоряжаться деньгами, полученными от продажи нефти.

Особенности Ирака

Источник

Что было до ирака

Что было до ирака. 800px Flag of Iraq svg. Что было до ирака фото. Что было до ирака-800px Flag of Iraq svg. картинка Что было до ирака. картинка 800px Flag of Iraq svg.

Что было до ирака. Iraq COA. Что было до ирака фото. Что было до ирака-Iraq COA. картинка Что было до ирака. картинка Iraq COA.

Что было до ирака. gimn. Что было до ирака фото. Что было до ирака-gimn. картинка Что было до ирака. картинка gimn.

Ирак — арабское государство в Юго-Западной Азии, в Месопотамии. Граничит с Кувейтом, Саудовской Аравией, Иорданией, Сирией, Ираном и Турцией. С юго-востока омывается Персидским заливом. Площадь — 444 тыс. км². Население — 37 млн человек. Столица — Багдад. Ирак — страна преимущественно равнинная. Центральная часть занята Месопотамской низменностью (междуречье Тигра и Евфрата), северо-восток — отрогами Загроса, а юг и юго-восток — древним Аравийским массивом.

Сэкономь на путешествии в Ирак!

Видео: Ирак

Основные моменты

Ирак, как и многие соседние страны Юго-Западной Азии, — один из наиболее ранних очагов культурного развития человечества. Здесь были обнаружены стоянки древнекаменного (пещера Шанидар в Иракском Курдистане) и новокаменного (поселения Джармо, Хассуна и др.) веков. Месопотамская низменность уже в древности считалась житницей обширного района Азии. На территории Ирака существовали такие могущественные государства древности, как Аккад, Вавилон, Ассирия. Этнический состав Ирака сравнительно однороден. Приблизительно 80% населения составляют арабы, 18% — курды, а также персы, турки, ассирийцы, армяне, туркмены. Некоторая часть арабов и курдов сохраняет племенное деление. В стране насчитывается более сотни кочевых, полукочевых и оседлых племен.

Реконструкция Вавилона Багдад

Подавляющее большинство населения Ирака (96%) — мусульмане шиитского и суннитского толков, 3% — христиане, 1% — йезиды, мандейцы, иудаисты. В Ираке находятся два священных города шиитов — Эн-Наджаф и Кербела, где сохранились гробницы шиитских имамов и куда совершают паломничество шииты всего мира. Основа экономики страны — нефтяная промышленность. В городах проживает около 60% населения. Крупнейший город — столица Ирака — Багдад. Другие крупные промышленные города — Басра, Мосул, Эрбиль, Киркук.

Города Ирака

Достопримечательности Ирака

История

В древности на территории Ирака (Двуречье, или Месопотамия) существовали государства Аккад, Вавилония, Ассирия и др. С приходом в VII в. на территорию Ирака арабов получили распространение арабский язык и ислам. С 30-х гг. XVII в. до кон. 1-й мировой войны в составе Османской империи; к концу войны Месопотамию оккупировали английские войска. В 1921 году было создано зависимое от Великобритании королевство Ирак. С 1922 года (фактически с 1920) по 1932 год Ирак являлся подмандатной территорией Великобритании. В 1958 году провозглашен республикой. В конце 1979 года обострились отношения с Ираном, которые в 1980-88 гг. приняли форму вооруженного конфликта (с 1988 достигнуто перемирие).

Американская армия на улицах Багдада

В августе 1990 Ирак осуществил вооруженный захват Кувейта; в феврале 1991 года потерпел поражение от многонациональных вооруженных сил во главе с США и вывел свои войска из Кувейта. После вторжения Ирака в Кувейт мировым сообществом были введены торгово-экономические санкции и установлена морская, сухопутная и воздушная блокада Ирака. Война и ее последствия нанесли серьезный ущерб Ираку.

Садам Хусейн в 2000 году разорвал отношения с ООН, выслал из страны международных инспекторов. Несмотря на то, что Хусейн согласился их вернуть под угрозой военного вмешательства, в марте 2003 года Соединенные Штаты начали военные действия против Ирака и через три недели заняли Багдад и всю страну. Для управления Ираком назначена военная администрация. Из представителей местного населения сформировано правительство переходного периода, выполняющее в основном представительские функции. После свержения Хусейна обострились противоречия между основным группами населения — шиитами, суннитами и курдами.

К концу 2008 года атаки на международные силы и иракскую полицию почти прекратились. Продолжаются террористические акты, в результате которых страдает мирное население. Часть повстанцев легализовалась и получает жалованье в качестве членов так называемой «суннитской милиции». Главнокомандующий иракского Сопротивления Иззат Ибрагим аль-Дури продолжает находиться в подполье, несмотря на все усилия его схватить, он остаётся неуловим.

7 марта 2010 года состоялись выборы в парламент, но в результате закулисной борьбы вокруг результатов выборов, парламент не собирался, а правительство не было сформировано. Лишь 10 ноября удалось добиться хрупкой договорённости относительно распределения власти в стране между партиями и группировками.

Климат и погода

На севере Ирака господствует субтропический климат, а юге — тропический. В связи с тем, что климат здесь резко континентальный, лето в стране чрезвычайно жаркое, а зима холодная (особенно на севере). В среднем в летний сезон температура воздуха составляет около +40 °С, однако зачастую достигает +50 °С. Зимой средняя температура чаще всего колеблется в пределах +4. +16 °С, хотя на севере иногда падает до –10 °С.

Озеро Дюкан на севере Ирака

Осадки в основном выпадают на северо-востоке страны (ноябрь — февраль). В летний сезон дожди практически отсутствуют, но влажность воздуха довольно высокая. Кроме этого летом иногда случаются песчаные и пыльные бури.

Поездку в Ирак рекомендуется планировать на осень или весну, когда здесь стоит наиболее комфортная погода.

Природа

Ирак лежит на юго-западе Азии, в долине рек Тигр и Евфрат, которая называется Месопотамия. На юго-востоке Ирака узкая полоса устья реки Шатт-эль-Араб выходит к Персидскому заливу. Большая часть страны представляет собой равнинную местность в Месопотамской низменности, где сосредоточены основные города и сельскохозяйственные районы. Равнины реки Шатт-эль-Араба достаточно сильно заболочены и изобилуют множеством озер (крупнейшее — Эль-Хаммар).

Пещера Шанидар в Иракском Курдистане

Западные области страны заняты песчаными, галечными и щебнистыми пустынями и полупустынями, которые отделены от Месопотамии тектоническим уступом. Здесь повсюду встречаются плато и холмы, а также сухие русла рек. На севере страны протекает река Тигр и возвышается плато Эль-Джазира, а чуть восточнее тянется горная цепь Хамрин. Западнее долины Тигра расположен узкий хребет Синджар. Высшей точкой страны является пик Чик-Дар, который находится у границы с Турцией, однако официально самыми высокими точками Ирака считаются горы Кух-и Хаджи-Ибрагим и Гундах-Жур.

Практически все пригодные для растительности территории заняты сельскохозяйственными посевами, либо засолены и опустынены. Поэтому естественная среда здесь сохранилась лишь в некоторых пустынных и предгорных районах страны.

Достопримечательности

Территория современного Ирака является одним из центров становления всей цивилизации, где зародились легендарные культуры Парфии, Месопотамии, Ассирии, Шумера, Персии и Аккада. Кроме этого тут до сих пор стоит старинный город Багдад (XIX–XVIII вв. до н. э.), а также священные города Кербела и Эн-Наджаф. Поэтому неудивительно, что Ирак представляет собой весьма интересное и неизведанное место, достопримечательности которого заслуживают особого внимания.

Великая мечеть в Мосуле Зиккурат в Уре

Главным археологическим памятником Ирака являются развалины Вавилона, который признан древнейшим городом планеты. В период его наивысшего рассвета здесь были построены огромные храмы и дворцы, а также другие сооружения, в том числе знаменитые Висячие сады и Вавилонская башня. До наших дней дошли лишь некоторые фрагменты былого величия Вавилона: Зимний и Летний дворцы Навуходоносора II, улица Процессий с первой в мире асфальтовой дорогой, семиярусный зиккурат, ворота Иштар и знаменитый Вавилонский лев. К сожалению, все остальные сооружения и дома безжалостное время превратило в пыль. Кстати, вокруг развалин города находится монументальная загородная резиденция Саддама Хусейна.

Помимо этого на территории Ирака разбросано множество других примечательных мест: шумерский город Ур, древний город Ашур, столица первого арабского государства Хатра, город Стесифон с комплексом императорского дворца, древняя столица исламского мира Самарра с Великой мечетью Аскария и минаретом Эль-Мальвийя, а также множество других археологических участков.

Также стоит упомянуть о Курдистане, который считается этнической провинцией Ирака и носит статус автономии. Столицей его является город Эрбиль, который также признан одним из самых старых городов мира.

Кухня

В крупных иракских городах насчитывается множество колоритных ресторанов, где можно попробовать настоящую национальную кухню этой страны. Ее основу составляют мясо и рис, причем, поскольку мусульмане не едят свинину, блюда здесь готовятся из баранины, говядины и птицы. К наиболее популярным блюдам тут относятся шашлыки, «тикка» (куски баранины на вертелах), «киббе» (мясо с изюмом, орехами и специями), «кузи» (жаренный целиком ягненок), долма и разные виды кебаба. Блюда из рыбы встречаются крайне редко, однако в некоторых заведениях подают «масгуф»(шаурма из рыбы). В качестве гарнира чаще всего предлагаются традиционные блюда из овощей и риса, а также из фасоли и чечевицы. Стоит сказать, что в местной кухне немаловажная роль отводится специям, поэтому все блюда здесь острые и пряные.

Отдельного упоминания заслуживают местные сладости, которые тут просто превосходны. В первую очередь рекомендуем обратить внимание на «ширини» (тыквенный пудинг), «пахлаву» (слоеное печенье с орехами и медом), «г’шур-пуртагаль» (сладкие цукаты из цитрусовых), «плау-ахмар» (красный рис с изюмом и миндалем) и фаршированные финики.

Запивают все эти изыски газированными напитками, чаем или крепким кофе с сахаром и молоком. Единственным местным алкогольным напитком является анисовая водка «арак».

Проживание

В Ираке в силу очевидных причин гостиничный бизнес практически отсутствует. Причем еще и до войны страна не являлась туристическим центром, ну а после многочисленных террористических актов и вооруженных конфликтов, перспективы развития туризма и вовсе отодвинулись на неопределенный срок. Единственным приятным исключением здесь является иракский Курдистан, который уже долгое время отличается относительной стабильностью.

Развлечения и отдых

В связи с острой военно-политической ситуацией развлекательная и туристическая индустрия в Ираке практически отсутствуют. Конечно, в крупных городах есть рестораны, тренажерные залы, спортивные клубы и стадионы, однако их не слишком много. Главным же способом проведения досуга в этой стране является осмотр древних достопримечательностей и изучение ее культуры. В первую очередь стоит совершить экскурсию в священные города шиитов — Кербела и Эн-Наджаф, где хранятся гробницы шиитских имамов. Также, находясь в Ираке, нельзя не осмотреть многочисленные археологические памятники древней Вавилонии, Аккада, Персии, Ассирии, государства Селевкидов и других древнейших царств. Кроме этого настоящим кладезем местной культуры являются колоритные уличные базары, которые есть в каждом городе. Также среди иностранных туристов популярны такие варианты времяпрепровождения как рыбалка и охота на голубей.

Базар в Сулеймании

Официальным выходным Ирака является пятница. В этот день, а также во время религиозных и национальных праздников большинство магазинов и учреждений здесь не работает. Стоит отметить, что иракский календарь базируется на исламском лунном календаре, в результате чего даты многих праздников постоянно меняются. Главными праздниками страны являются Ид аль-Ада (праздник жертвоприношения), Новый год по исламскому календарю, День революции, Ашура, Мулуд (день рождения Пророка), День Республики, День перемирия и Ид аль-Фитр (окончание Рамадана).

Покупки

Чтобы купить оригинальные восточные сувениры, туристам рекомендуется отправляться на шумные иракские рынки. Хотя в больших городах (например, в Багдаде), они достаточно дорогие. Поэтому приобретать памятные сувениры лучше в провинциальных городках. Первым делом следует обратить внимание на ароматные приправы и специи, выбор которых просто колоссален. Также примечательны разнообразные глиняные изделия, чай и табак. Кроме этого огромной популярностью пользуются сувениры, которые относятся к режиму правления Саддама Хусейна, например, всевозможные товары с изображением диктатора. Если же вы задались целью приобрести ювелирные изделия, то их рекомендуется покупать в специализированных торговых павильонах. Причем всегда необходимо уточнять, где они были произведены, так как в продаже присутствуют и импортные украшения.

Все магазины Ирака открыты с субботы по четверг с 09:00 до 19:00, а рынки работают раним утром и поздно вечером. Оплата производится иракским динаром. Иностранной валютой можно расплатиться в беспошлинных магазинах столицы, но только по паспорту.

Транспорт

Внутреннее авиасообщение между крупными городами Ирака осуществляется авиакомпанией Iraqi Airways. Главный аэропорт страны находится в Багдаде. Автобусное сообщение все еще не восстановлено после войны, поэтому автобусы курсируют только между крупнейшими городами. В остальных случаях единственным способом передвижения по стране являются маршрутные такси.

Iraqi Airways Движение в Эрбиле

Прокат автомобилей доступен только в самых крупных городах. Однако эта услуга не ориентирована на туристов, так как маловероятно, что иностранец сможет нормально перемещаться через многочисленные воинские посты.

Связь

Телекоммуникации Ирака находятся в полуразрушенном состоянии, проводные линии связи в основном используются только госструктурами и военными. Гражданские линии связи функционируют очень нестабильно, а телефоны-автоматы встречаются крайне редко. Поэтому международные звонки здесь можно совершить только из гостиниц.

Сотовая связь осуществляется в стандарте GSM 900, на данный момент она является самым распространенным способом связи. Роуминг с иракскими сотовыми компаниями доступен абонентам крупных российских операторов только через сети других сотовых компаний данного региона.

Безопасность

Дорожная полиция Противопостояние

Бизнес

Основой экономики Ирака является добыча нефти, причем по количеству гарантированных запасов этого природного ресурса страна занимает третье место в мире. Государственные компании South Oil Company (SOC) и North Oil Company (NOC) обладают монопольным правом на разработку всех нефтяных месторождений Ирака.

Помимо этого ранее здесь были неплохо развиты сельское хозяйство, сфера услуг и промышленность. Однако после войны восстановление Ирака происходит крайне медленно, а возрождение его экономики возможно только с помощью иностранных инвестиций. Наибольший потенциал здесь имеют перерабатывающая и строительная отрасли, а также туризм.

Нефтянная вышка в Ираке

Недвижимость

Некоторое время назад рынок недвижимости Ирака был полностью закрытым для иностранных граждан, однако на сегодняшний день ситуация изменилась. Сейчас иностранцы, опираясь на официальное постановление властей, имеют возможность купить здесь практически любой объект. В первую очередь новые поправки в законодательстве направлены на развитие жилого сектора Ирака. Помимо этого нерезиденты страны получили право на приобретение земельных участков.

Советы туристу

Так как законодательство Ирака основано на Коране, туристам здесь настоятельно рекомендуется соблюдать общие исламские нормы культуры и морали. Женщинам необходимо одевать скромную одежду, которая закрывает все тело, а мужчинам запрещено пребывание в святых местах в майках и шортах. В общественных местах нельзя открыто употреблять спиртные напитки, также не стоит курить на людях. Кроме этого тут не принято есть ходу или смотреть прямо в лицо человеку, который ест. Более того, во время еды подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону.

Официальным выходным является пятница, в этот день здесь ничего не работает. Если пригласили в гости местные жители, советуется купить небольшой подарок (цветы, сладости и т.д.).

Также стоит отметить, что к туристам, которые не являются представителями международных гуманитарных организаций или журналистами, здесь относятся вполне дружелюбно и стараются не слишком их обманывать. Но для этого придется постоянно демонстрировать, что вы простой турист, который хочет всего лишь узнать об истории и культуре Ирака.

Визовая информация

Для въезда на территорию Ирака гражданам России потребуется получить визу, для чего необходимо обратиться в Консульский отдел Ирака в Москве (ул. Погодинская, д. 12). Причем набор документов и условия выдачи виз меняются довольно часто, поэтому перед подачей паспортов необходимо проконсультироваться в посольстве.

Надо иметь в виду, что чаще всего в Ирак едут организованными группами, а МИД РФ не рекомендует самостоятельное путешествие по стране, где совсем недавно был серьезный военный конфликт.

Политика

По конституции 2005, Ирак — федеративная парламентская республика, основанная на консенсусе трёх основных этнорелигиозных общин иракского народа: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов. При режиме Саддама Хусейна сунниты были привилегированным меньшинством, а после его свержения оказались в оппозиции.

В выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 2005 года участвовали практически одни арабы-шииты и курды. Арабы-сунниты выборы бойкотировали. Естественно, в Учредительном собрании оказались представлены только шииты и курды, тогда как сунниты практически оказались исключены из политической жизни страны.

Осенью 2005 суннитские партии призвали своих сторонников отвергнуть проект новой конституции, выносимый на референдум 15 октября. Сунниты заявляли, что новая конституция была навязана им шиитами и курдами и что этот документ подрывает государственное и территориальное единство страны. По их мнению, федерализация Ирака, закреплённая в проекте, предоставляет возможность курдам на севере и шиитам на юге фактически монопольно распоряжаться доходами от добычи нефти.

Благодаря вмешательству Лиги арабских государств, крупнейшее суннитское объединение — Исламская партия Ирака — согласилось поддержать проект конституции. В свою очередь, шииты и курды пообещали создать парламентскую комиссию для доработки спорных пунктов документа.

На выборах в парламент — Национальную ассамблею, состоявшихся 15 декабря 2005 года, победу одержал шиитский Объединённый иракский альянс (128 депутатских мандатов в 275-местном парламенте). Шииты, однако, не смогли стать фракцией большинства, как в предыдущем временном законодательном органе власти. Две крупнейшие суннитские партии получили 55 мест, а Альянс курдских партий — 53 мандата. Остальные места распределились между более мелкими партиями различной этнической и религиозной принадлежности.

Правительство формируется крупнейшей парламентской фракцией и возглавляется премьер-министром.

Шииты полагали, что им удастся сформировать правительство без учёта мнения остальных групп населения, однако США потребовали сформировать правительство национального единства со следующей схемой разделения постов: премьер-министром страны (ключевая должность по конституции Ирака) является шиит, президентом — курд, а председателем парламента — суннит. Два заместителя у этих должностных лиц должны дополнять своего начальника. Это означает, например, что по одному вице-президентскому посту всегда будут закреплены за шиитами и суннитами.

Американское требование вызвало недовольство у шиитов, особенно у премьер-министра Ибрагима аль-Джаафари — но американцам удалось убедить их в необходимости такого подхода. А Ибрагиму аль-Джаафари в апреле 2006 года пришлось уступить свой пост Джаваду (Нури) аль-Малики, пользующемуся поддержкой Муктады ас-Садра и духовного лидера Ирака, великого аятоллы Али аль-Систани.

Экономика

Основу экономики Ирака составляет экспорт нефти.

Экономика Ирака развивалась очень динамично и стремительно в 70-е годы XX века. Средства от продажи нефти и газа. которые получал Ирак были огромными. После прихода к власти Саддама Хусейна и начала ирано-иракской войны экономика страны начала деградировать и быстро пришла в упадок. Заодно и понизился уровень жизни обычного населения. После войны в Персидском заливе дела экономики ещё больше ухудшились. Постепенно экономика начала подниматься из ничего в 90-е годы, но вторая война с США окончательно подорвала экономику страны.

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company (NOC) и South Oil Company (SOC) обладает монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Они подчиняются министерству нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Мечи Кадисии в Багдаде

Культура

В Ираке проживают различные этнические и религиозные группы населения, традиции которых оказали влияние на иракскую культуру. Мусульманское мироощущение и философия лежат в основе жизнедеятельности общества.

Система образования

Государство обеспечивает всеобщее бесплатное светское образование на всех этапах – от детского сада до университета. Начальное школьное обучение обязательно для всех детей с шестилетнего возраста. Продолжается оно в течение 6 лет и заканчивается экзаменами, на основании которых учащиеся переходят в среднюю школу. Среднее образование включает две трехгодичных ступени. В 1998 в средних школах обучались ок. 71% мальчиков и 46% девочек соответствующего возраста. После окончания средней школы молодежь может поступить в технологические институты или университеты. В высших учебных заведениях предпочтение отдается гуманитарному образованию. Их выпускники часто поступают на работу в государственные учреждения. В гуманитарных вузах готовят также специалистов творческих профессий. Язык обучения – арабский, за исключением северных районов, где в первых классах начальной школы обучение ведется на курдском языке. Английский язык преподают с пятого класса. В Ираке имеется шесть университетов: три в Багдаде и по одному в Басре, Мосуле и Эрбиле. Насчитывается также 19 технологических институтов. В 1998 в высших учебных заведениях страны обучалось более 70 тыс. студентов.

По данным на начало 1998, грамотными (умели читать и писать) были ок. 80% населения.

Литература и искусство

Наиболее высоко ценимым жанром творческого самовыражения в Ираке считается поэзия. Это поистине народная литература, обращенная отнюдь не только к образованным или обеспеченным слоям. Менее популярно изобразительное искусство. Живописцы и скульпторы страны занимаются поиском таких современных художественных форм, которые отражали бы традиции и культуру Ирака. Особенно развиты искусство орнаментики и каллиграфии. Многие современные художники творят в стиле абстракционизма, сюрреализма, кубизма, символизма, хотя их произведения не лишены и национальных черт. Одним из самых известных художников-новаторов последнего времени является Джавад Салим, работы которого получили международное признание.

Драматические представления обычно несут социально-политическую нагрузку. Чаще всего ставятся пьесы иракских драматургов, хотя регулярно на сцене идут спектакли по сценариям и европейских авторов (как классические, так и современные). Имеются несколько процветающих театров, особенным успехом пользуется «Современный театр». Определенные усилия предпринимаются для возрождения народной музыки и танцев. В массовой аудитории наиболее популярны песни на разговорном арабском языке. Джалиль Башир и некоторые другие композиторы пишут музыку для таких традиционных арабских инструментов, как удд (лютня) и канун (цитра).

Строительство мечетль Аль-Рахман в Багдадеи Национальный музей Ирака в Багдаде

Музеи и библиотеки

Иракский музей в Багдаде хранит редчайшие археологические коллекции. Вместе с принадлежащей ему большой библиотекой это учреждение представляет собой основной центр научных археологических и исторических исследований. Кроме того, в столице функционируют Музей арабских древностей, музеи современного искусства, этнографический и естественно-исторический. Во всех крупных городах Ирака имеются библиотеки. Наибольшими фондами располагает Публичная библиотека в Багдаде. Работают также массовые сельские библиотеки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *