Что будет за невыход в яндекс еде
Сколько зарабатывают в Яндекс.Еде: реальные суммы, плюсы и минусы работы доставщиком
Здравствуйте! В этой статье мы подробно расскажем о работе курьеров сервиса Яндекс.Еда. Вы узнаете, как и сколько можно заработать в службе доставки еды:
Содержание
Сколько платят курьерам в Яндекс.Еде
Яндекс.Еда является посредником между заведениями общепита (рестораны, кафе, фастфуд) и клиентами, которые заказывают готовые блюда на дом. Промежуточным звеном в этой цепочке выступают курьеры.
Если хотите работать доставщиком, можно выбрать один из двух вариантов:
На то, сколько зарабатывает пеший курьер в Яндекс.Еде, влияет нескольких факторов:
Заработок в день
Ежедневный заработок зависит от продолжительности слота (смены):
А также на сумму ежедневного дохода влияет расстояние. Если работаете исключительно в своем районе, вам оплатят только за получение и доставку заказа. Например, если клиент находится в радиусе менее 2 км от ресторана, вам заплатят 80-110 рублей за одно задание.
В крупных городах в приложении всегда достаточно заказов. Если живете в небольшом населенном пункте, заказов может не быть. На этот случай у сервиса есть гарантированные минимальные бонусы, но конкретная сумма на сайте не указана. Они начисляются, если вы:
На сайте Яндекс.Еды написано, что ежедневно можно зарабатывать до 2500 рублей. Но для получения такой суммы вам придется работать не менее 10-12 часов, при этом выполнять не меньше двух заказов в час. Для это нужно находиться в самых активных районах города и в период повышенного спроса, например, в выходные дни или в вечернее время по будням.
Примерную сумму, которую зарабатывает курьер в Яндекс.Еда за день, можно рассчитать. Допустим, в вашем городе действует ставка 40 руб. за получение и за доставку заказа. Вы выполняете по 1-2 заказа каждый час и работаете 6 часов в день:
(40 руб. за получение заказа в ресторане + 40 руб. за доставку до клиента) * 1,5 заказа/час * 6 часов = 720 рублей за день +/- 20% с учетом штрафов или чаевых.
Заработок в месяц
Сумма, которую зарабатывает курьер Яндекс.Еда в месяц, зависит от всех перечисленных выше факторов. К примеру, если вы работаете по 6-8 часов ежедневно в течение 20-22 дней (то есть в рамках стандартного рабочего графика), то за месяц можете заработать от 16000 до 22000 рублей.
Деньги за заказы перечисляют на банковскую карту:
За что могут оштрафовать доставщика еды
У сервиса есть свои стандарты обслуживания, несоблюдение которых может привести к штрафам. Перечислим основные причины, по которым штрафуют доставщиков Яндекс.Еды:
На доставке можно заработать только при соблюдении всех правил. В противном случае до 30% от вашего дохода уйдет на штрафы. За неоднократное и грубое нарушение вас могут отключить от сервиса.
Плюсы и минусы работы курьером в Яндекс.Еде
Основные преимущества сервиса:
Главные недостатки работы курьера:
Штрафы
Рассказываем о том, что является нарушением, и что будет, если курьер будет в нём замечен
Мы хотим, чтобы посылки доставляли только курьеры и водители, которые поддерживают высокий уровень сервиса и отвечают требованиям клиентов. Поэтому существуют ориентиры для хорошей работы — стандарты качества.
Но есть курьеры и водители, которые не следуют стандартам и выполняют свою работу недобросовестно. Например, грубо общаются с клиентами. Таких курьеров и водителей немного, но результаты их работы сказываются плохо на всём сервисе: нам перестают доверять пользователи и партнёры, заказов становится меньше, а доход — ниже. Чтобы добросовестные курьеры и водители не теряли доход, а сервис — доверие, мы ввели штрафы для тех, кто нарушает стандарты качества.
Как это работает
Если курьер/водитель замечен в нарушении стандартов качества, штраф взимается с партнёра, c которым он сотрудничает. Штраф может быть выставлен курьеру — это зависит от его договорных отношений с партнёром.
Эта мера будет применяться за случаи недобросовестной работы тех исполнителей, которые выполняют заказы в тарифах «Курьер», «Экспресс» и «Грузовой».
Ниже — полный список нарушений и штрафов.
Категории нарушений
КУРЬЕР/ВОДИТЕЛЬ ПРИНЯЛ И ОТМЕНИЛ ЗАКАЗ Если вы отменяете принятые заказы — клиенты дольше ждут доставки, а другие курьеры и водители не могут получить заказы, которые могут выполнить. Если не готовы или не можете выполнить заказ — нажмите «Уйти с линии» — заказы перестанут приходить.
ЖАЛОБА НА ХАМСТВО Грубое/нецензурное общение, хамство — общайтесь с отправителем и получателем вежливо и уважительно: здоровайтесь, прощайтесь, обращайтесь на «вы».
НЕВЫПОЛНЕНИЕ УСЛУГИ «ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ» (КРОМЕ «ГРУЗОВОГО») Внимательно читайте комментарии к заказу: если в нём указано, что отправитель выбрал услугу «От двери до двери» — доставьте посылку до двери получателя. Это — стандарт сервиса.
ТРЕБОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОПЛАТЫ ЗАКАЗА Нельзя требовать дополнительную оплату заказа, больше суммы, указанной в Яндекс.Про.
НЕКОРРЕКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ Данные о вашем транспортном средстве (тип, марка, модель, госномер, размер и другие) должны полностью совпадать с теми, что указаны в Яндекс.Про.
НЕОБОСНОВАННАЯ ЗАДЕРЖКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКАЗА Необоснованное опоздание по заказу.
ОТСУТСТВИЕ ТЕРМОЁМКОСТИ, ЕСЛИ СТОИТ ОТМЕТКА О ЕЁ НАЛИЧИИ И ПРОЙДЕН ФОТОКОНТРОЛЬ В ЯНДЕКС.ПРО (КРОМЕ «ГРУЗОВОГО») На каждый заказ обязательно приезжать с термоёмкостью, если у вас подключена опция «Термокороб/Термоёмкость». При отсутствии термоёмкости, отключите опцию в приложении Яндекс.Про. Получить термокороб можно в Центрах доставки https://courier.yandex/
ПРОСЬБА ОТМЕНИТЬ ЗАКАЗ ИЛИ ДОСТАВИТЬ ПОСЫЛКУ, МИНУЯ ПРИЛОЖЕНИЕ ЯНДЕКС.ПРО Никогда не просите отправителя отменить заказ: вы можете сделать это самостоятельно в приложении Яндекс.Про, либо с помощью службы поддержки. Запрещено доставлять посылку в обход приложения Яндекс.Про.
НЕДОСТАВЛЕННАЯ ПОСЫЛКА — ПРИ СТАТУСЕ ЗАКАЗА «ДОСТАВЛЕНО» В ЯНДЕКС.ПРО Важно корректно проставлять статусы в приложении. Ставьте статус «Доставлено» только после вручения посылки получателю.
ИСПОРЧЕННАЯ ИЛИ НЕПОЛНАЯ ПОСЫЛКА Посылка должна быть доставлена в том состоянии, в котором вы забрали её у отправителя. Если она повреждена изначально, сфотографируйте место повреждения вместе с отправителем.
КРАЖА ПОСЫЛКИ (СТАТЬЯ 158 УК РФ) Нельзя присваивать себе посылки — если вы не можете связаться с получателем, свяжитесь с отправителем или службой поддержки. За кражу взимается штраф — 5 000 рублей и возможно привлечение к уголовной ответственности по статье 158 УК РФ (штраф до 1 000 000 рублей и ограничение свободы до 2 лет).
ВЫХОД НА ЛИНИЮ В НЕТРЕЗВОМ СОСТОЯНИИ Запрещено выходить на линию в нетрезвом состоянии.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ОТПРАВИТЕЛЯ/ПОЛУЧАТЕЛЯ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ Нельзя использовать данные отправителя/получателя после завершения заказа. Запрещено звонить и писать в личных целях.
Кроме этого, возможно приостановление доступа к сервису, исходя из пункта 3.4 настоящей оферты — https://yandex.ru/legal/taxi_offer/
Как мы устанавливаем факт нарушения
Чтобы установить факт нарушения, мы выполняем проверку по нескольким критериям:
Как оспорить нарушение
Вы можете оспорить нарушение, если не согласны с конкретным штрафом:
Оспорить штраф можно в течение 30 дней с даты поездки.
Адрес Центра для водителей:
Москва, Огородный проезд, 10с6.
Без выходных, 09:00–21:00.
Приём по предварительной записи.
Чтобы записаться, перейдите по ссылке
Как найти Центр
Сообщества Яндекс.Водитель в социальных сетях: ВКонтакте, Ютуб, Инстаграм, Вайбер, Телеграм, ТикТок
© 2009–2021 ООО «Яндекс.Такси»
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Действительно ли курьеры «Яндекс.Еды» сильно перерабатывают, за что их штрафуют и сколько им платят? Рассказывают сами курьеры
На прошлой неделе стало известно о смерти курьера «Яндекс.Еды», который отработал 10-часовую смену. Пользователи соцсетей обвинили компанию в случившимся и призвали изменить условия труда. Сервис пообещал внимательнее относиться к нагрузке курьеров.
«Бумага» попросила курьеров «Яндекс.Еды» рассказать о том, сталкиваются ли они с переработками, какую зарплату получают и что думают о ситуации с умершим сотрудником.
Артем
— Смены длятся в основном по 4–8 часов. Зачастую сами курьеры (я в их числе) продлевают смену до 10–12 часов. Но это не чья-то прихоть извне, а собственное желание заработать больше денег. Сам работал две недели без выходных по 8–9 часов в день и на здоровье не жаловался.
Бывает, что супервайзеры в приказном порядке перебрасывают курьеров с локации, которую они сами выбирают, туда, где запара с заказами. В этом случае приходится больше работать. Отнес заказ — побежал в ресторан — отнес заказ — побежал в ресторан. Эта своеобразная переработка не оплачивается.
На рабочий день, пусть даже 12-часовой, дается всего один перерыв в 20 минут. То есть если тебе стало плохо, ты захотел есть, справить нужду, придется это делать один раз за целый день или же сниматься со смены. Тем самым теряя деньги за отработанное время и получая немалый штраф.
«Яндекс» не церемонится с курьерами. Облажался — тебя уволили, опоздал на пару минут на смену — обложат штрафом. Считаю, что [в случае с умершим курьером] виноват и «Яндекс», который позволяет работникам пахать до чертиков, и сам работник, который явно не рассчитал свои силы и возможности.
Анонимный курьер «Яндекс.Еды»
— Смены бывают, как правило, от четырех часов. Но проскакивают и двухчасовые. В последнее время сделали так, что в рабочем приложении не приходят заказы вне установленного графика. То есть переработка случается только тогда, когда заказ падает совсем перед концом смены.
Проезд нам не оплачивают. При устройстве вешали лапшу, что всё окупится. Оплата в Питере — 75 рублей в час и 50 рублей или 75 рублей за заказ. Зависит от процентов опозданий в ресторан или к клиенту. Но говорят, что скоро эту систему упразднят.
Есть штрафы за опоздание и ранний уход (500 рублей за каждый), за прогул (1500 рублей), за неправильно проставленные статусы, например, нажал «прибыл к клиенту», не дойдя полкилометра. Очень много курьеров работает по 12 часов и не жалуются. Один продлевал себе смены до 15 часов, работал без выходных. Насколько я знаю, с ним всё в порядке.
Анонимный курьер «Яндекс.Еды»
— «Яндекс.Еда» поделена на зоны доставки. Каждый курьер может выбрать себе смены от четырех часов. Для меня это был отличный способ подзаработать до Нового года. Тогда я проработал полтора месяца и сейчас планирую вернуться.
В ноябре–декабре я работал по четыре часа после основной работы. Иногда штрафы назначают по ошибке из-за того, что ребята, например, поменялись сменами. Но в таком случае штрафы снимаются. Во время моей работы из-за грейдов (классификация курьеров, от которой зависит оплата — прим. «Бумаги») было небольшое неравенство. Те, кто передвигался на самокатах и велосипедах, получали бонусы за скорость. Тем, кто ходил пешком, обычно приходилось довольствоваться маленькой ставкой.
Зимой многих кидало в далекие районы, и обычно на доставку уходил час. Я работал на велосипеде, и у меня было в среднем по шесть заказов за вечер. Пеших курьеров было жаль. Хотя я слышал, что некоторые и пешком успевали и даже были в топе среди курьеров.
Группы курьеров закреплены за разными юридическими лицами. Это не очень беспокоит, пока тебя не перекидывают от одного к другому. Когда такое происходило, в [одном из курьерских] чатов было очень много недовольных, так как у разных компаний своя система оплаты. У кого-то зарплата приходит в банк, а для этого нужно получить отдельную карту. Мне повезло, меня распределили в компанию, которая перечисляет в том числе на «Сбербанк».
Еще один минус — после моего ухода [в конце 2018 года] время на обед курьеров сократили до минимума: 20 минут в день! Это неправильно, но есть нюанс. Бывает, что заказов днем нет по часу, и курьер просто ждет. По идее можно использовать это время для обеда. Но если таких окон нет, то беда.
Анонимный курьер «Яндекс.Еды»
— Если хочешь заработать [в «Яндекс.Еде»], работай 12 часов. Хочешь получать минимум — работай 6-8 часов. [Супервайзеры] шли мне на уступки: когда я получил травму, подвернув ногу, отпустили со смены. Снимали с меня смены, когда не мог выйти.
Если работать лениво, можно получать 15–20 тысяч в месяц. Если нормально работать — 30–35 тысяч. А если брать смены 12–15 часов, то можно получить и 60–90 тысяч.
Расходы на транспорт не компенсируют. Тут, к сожалению, или иди быстрее или плати сам. В центре ещё можно спокойно ездить на автобусах по проездному, но вот, например, в районе проспекта Просвещения и Парнаса чаще приходится ездить на маршрутках.
Я быстро хожу даже вне работы, так что для меня это приемлемое время (речь идет о времени, за которое нужно доставить заказ. Оно показывается в приложение «Яндекс.Еды» для курьеров. Путь для сотрудников рассчитывают по навигатору — прим. «Бумаги»). Мне кажется, приложение не должно рассчитывать время и путь по навигатору. Должно быть 10–15 минут запаса, чтобы подождать транспорт. Приложение может показать и 40 минут пути, хотя можно пройти и за 5 минут. Это, скажем так, подбрасываение монетки. За восемь месяцев работы мне только семь раз выпадало маленькое время доставки заказа.
Анонимный курьер «Яндекс.Еды»
— С августа я работаю по 15 часов в сутки без выходных. А раньше работал по 16. Супервайзеры говорили со мной о переработках, но я считаю, что это дело каждого. Система штрафов устроена таким образом: курьеры получают штрафы за опоздание на смену, не выход или ранний уход. Также существует штраф за отказ от заказа, за грязную форму и так далее. Лично я не получал никаких штрафов.
Я зарабатываю от 80 до 100 тысяч рублей в месяц. Передвигаюсь на самокате, так что сейчас проездной не требуется. Это работа моей мечты: ты двигаешься целый день, и в результате у тебя, как правило, отличное самочувствие и настроение. Минус в том, что бывает тебя забрасывают в районы, где рестораны долго готовят заказы. Но в районе, где я обычно работаю, это происходит всё реже.
Павел
— У нас был чат в телеграме, где нам каждое утро кидали новости «Яндекс.Еды» и красивую фотку Питера. В этот чат раз в неделю приходила ссылка на страницу с вариантами смен: четыре, шесть, восемь, десять или двенадцать часов. Выбирать можно было из доступных: например, в понедельник, если много курьеров выбрало шестичасовую смену с 13 до 19, этот промежуток времени становился недоступным для тебя.
Супервайзер мог пару раз в неделю позвонить и предложить выйти поработать. Минимум, который должен быть в неделю, это три смены по четыре часа. Иначе звонит супервайзер и предлагает поработать еще.
Обед длился 30 минут. Вроде как два раза за смену в 12 часов, один раз за шестичасовую. Для четырехчасовой обед тоже положен, но логисты будут ворчать. Чтобы сходить на обед, нужно написать логистам. Они ставят у тебя приложение на паузу при условии, что заказов нет. На экране в это время загорается таймер.
На обед не отпускали в час пик — он как раз в обеденное время. Оправдывали это тем, что всё для клиента, а ты можешь и потерпеть. Хочешь на обед? Лови момент, когда нет заказов и не час пик. Если возмущаешься, мол, мне в туалет надо, кушать хочу, у меня сахар сейчас упадет — «суперы» отвечают, что «никто не запрещает на ходу в перерывах между заказами кушать и ходить в туалет». Плюс ко всему, в термосумке запрещалось носить посторонние предметы. Это значит, что из дома еды ты не возьмешь, покупай беляши.
В месяц я получал около 20-25 тысяч. Брал смены не больше 8 часов и работал 2/2. Иногда клиенты давали на чай — обычно от 10 до 100 рублей, максимум было 500. Это просто божьи дети, поставьте им памятник и голубей отгоняйте.
Были ребята, которые и по 50 тысяч поднимали в доставке, но они работали на великах по 12 часов. Они были сонные, еле-еле говорили, от них неприятно пахло, а сумка и форма все были в грязи с заднего колеса велосипеда. Вот такое чудо вам привозит еду — зато 50 тысяч поднимает.
Проезд оплачиваешь сам. Была ситуация, когда пешком идти 50 минут, а на транспорте ехать — 20. Мне супервайзер говорит, что транспорт не оплатят. Я спрашиваю, в чем смысл и в чем моя выгода: я получаю 100 рублей в час, а вы хотите чтобы я 40 из них потратил на билет до ресторана и еще 40 до клиента. Супервайзер отвечает: «правильно сгенерируйте свой маршрут».
Систему грейдов я не понял и не хотел понимать. Зачем оно мне надо? Я хотел забрать заказ, отдать заказ, получить деньги. Изначально я воспринимал это как некую чушь для возникновения у курьеров азарта и желания быть первыми. Но оказалось, ее приспособили так, что курьеры с первым грейдом первыми получают доступ к расписанию. Соответственно, если ты крутой, самые «вкусные» смены твои.
К супервайзерам отношение было, скорее, хорошее. Они делают так, как их учили. Тупят иногда и отвечают шаблонами, что очень смешно. Но в целом у меня с ними конфликтов не было. Пару раз у меня было ЧП, и я просил отпустить меня раньше, они отпускали.
А вот с заказами полный бардак. За них отвечают логисты. Заказы прилетали с самым разным расстоянием. География такая классная, что можно было начать на площади Восстания, а закончить на «Пионерской». А смена заканчивается ночью, транспорта нет, метро закрыто, я живу на «Парнасе». Можно сказать, что я всю смену просто шел домой из центра города, зарабатывая при этом деньги.
Впечатление от работы по итогу: платят мало, ходить много. Очень уставали ноги, ботинки были насквозь мокрые от пота, колени ныли, огромная сумка бесила на поворотах. Плюсы были в том, что мог курить когда захочу и пересмотрел все видео на ютьюбе, пока ходил.
— Мы сотрудничаем с курьерскими службами, рабочий график курьеров устанавливают они. Курьеры работают согласно графику, который сами выбирают, количество часов варьируется от 4 до 12 часов. В незагруженное время курьеры могут ставить паузы и брать перерывы.
На стороне партнера, [на которого работал умерший курьер], сейчас проводится внутренняя проверка относительно жалоб со стороны курьеров. Также мы напоминаем, что мы просим всех курьеров связываться с нами и рассказывать обо всех неподобающих случаях с супервайзерами. Исходя из этой информации, мы сможем в дальнейшем принимать решение, продолжать ли сотрудничать с этим партнером-курьерской службой дальше.
Вычеты за нарушения устанавливаются работодателями курьеров — курьерскими службами.
В Петербурге после десятичасовой смены умер курьер «Яндекс.Еды», в соцсетях запустили флешмоб #яндекссмерть
Война за смены, бригадиры-переговорщики и штрафы в дождь: курьеры Delivery Club и «Яндекс.Еды» рассказали о внутренней кухне
Почему курьеры боятся сближения «желтой» и «зеленой» служб доставки еды
На прошлой неделе курьеры Delivery Club устроили в Москве забастовку из-за введенных компанией штрафов за отмену заказа и расширение зон доставки. В ответ компания назвала нововведения экспериментом и пообещала возместить курьерам потерянные деньги. Журналист Daily Storm поговорил с курьерами Delivery Club и «Яндекс.Еды» и выяснил, как устроена система оплаты и штрафов, зачем кyрьеры выбирают себе бригадиров и каких подстав ждать от клиентов и коллег по цеху.
Курьер Наталья — старожил Delivery Club. В службе доставки она работает больше двух лет: и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Девушка считает, что хоть уровень оплаты в городах и отличается, но проблемы у курьеров и там, и там одинаковые. Наталья — спортсменка, поэтому работа курьером ей в радость, но в последнее время, отмечает девушка, условия труда все тяжелее и тяжелее.
35-летний Давид из Москвы устроился в Delivery Club в марте, когда из-за пандемии на время лишился основной работы: не хотелось просто сидеть сложа руки, и молодой человек решил надеть зеленую форму, чтобы приносить пользу и себе, и окружающим. Он тоже считает, что работа курьером — по сути фитнес. «Если человеку не чужд спорт, то для него это будет не слишком сложно. Не сильно напрягаясь, в качестве подработки в Москве можно получать около 30 тысяч рублей в месяц», — говорит Давид.
Еще один московский курьер Алым — родом из Киргизии (имя изменено по просьбе собеседника). Он рассказал Daily Storm, что в первый свой заход работал в Delivery Club с августа по декабрь прошлого года, и к моменту своего увольнения накопил штрафов на 17,4 тысячи рублей. Алым уходил работать к конкурентам — в «Яндекс.Еду», но в итоге вернулся к своей первой компании.
«И в Delivery Club, и в «Яндекс.Еде» система оплаты похожая. Платят за отработанное время и за выполненные заказы. Но за часы получается маленькая сумма — около 75-100 рублей. Основная часть — это все-таки заказы: чем больше доставок курьер сделает, тем больше он получит», — рассказала Наталья.
По мнению Натальи, условия работы в Delivery Club были более привлекательными, чем в «Яндекс.Еде» (девушка, как и Алым, успела поработать и у «желтых», и у «зеленых»), но после введения системы штрафов компании становятся все больше похожи друг на друга. Курьеров эти изменения настораживают.
«Людям нравится работа. Поэтому [во время забастовки на прошлой неделе] они приходили не уволиться, а выразить протест. Хотели вернуть старые условия работы и убрать необоснованные штрафы», — пояснила она.
Дело в том, что недавно компания Delivery Club начала штрафовать курьеров, если они не успевают доставить заказ или отказываются это сделать. Курьеры жаловались, что иногда перед ними ставились невыполнимые условия по доставке. Например, пешком доставить три разных заказа в точки на расстоянии двух с половиной километров друг от друга примерно в одно и то же время.
«Человек ни за что в день может получить пять штрафов по 300 рублей каждый. Курьер просто физически не способен успеть в три места одновременно. Раньше это решалось при помощи звонков. Заказчику говорили, что курьер немного задерживается, и человек успевал во все три места. Сейчас делается то же самое, но курьер получает штрафы. Причем вознаграждение за заказ вдвое меньше, чем размер штрафа», — рассказала Наталья.
В апреле девушку несколько раз штрафовали, и за полмесяца работы она получила всего 1800 рублей. Обычно заработок составлял около 15-20 тысяч рублей.
Помимо штрафов за опоздания, существуют еще штрафы за пропущенные смены. Как рассказала Наталья, курьеры выбирают время смен за неделю. Правда, личные предпочтения учитываются не всегда. И если человек не смог выйти на работу в предложенное системой время и нарушил график, он будет оштрафован на две тысячи рублей. Как утверждает Наталья, недавно система начала без ведома сотрудника корректировать его рабочий график.
«Допустим, вечером курьер посмотрел, что на следующий день его смена начинается в 11 утра, и пошел спать. Просыпается он часов в девять утра, смотрит: оказывается, у него смена стоит уже не с 11, а с 09:00 до 22:00. То есть за ночь время смены корректируется: человек только встал, и он уже опоздал. Вот ему штраф. Этому нововведению всего несколько месяцев. Я считаю, что это очень грубое нарушение трудового законодательства», — рассказала Наталья.
По ее словам, в «Яндекс.Еде» тоже существует система штрафов.
«Они понижают рейтинг, а рейтинг отражается на размере оплаты», — сказала курьер.
Невыход на смену в «Яндекс.Еде» грозит штрафом в 2000 рублей. Если принести справку о том, что отсутствовал по уважительной причине, деньги возвращаются.
«В «Яндекс.Еде» посложнее ситуация. Многие уходили туда из Delivery Club, и условиях в двух компаниях не сравнить. В «Яндекс.Еде» работодатель не гарантирует наличия смен. На выбор смен на следующую неделю дается всего 30 минут. А человек в этот момент может быть на заказе», — рассказала Наталья.
В пресс-службе «Яндекс.Еды» Daily Storm рассказали, что существует два типа смен, или, как их называют в компании, «слотов».
«Есть плановые слоты, когда курьер выбирает время. Это происходит раз в неделю, когда распределяется расписание. Курьеров много, поэтому такие слоты разбирают достаточно быстро», — рассказала официальный представитель сервиса «Яндекс.Еда» Елена Новикова.
По ее словам, существуют еще свободные слоты: например, у человека выдался свободный час времени, он может включить приложение, перейти в активный режим. Придет заказ — он его обработает, не придет — не обработает.
Давид придерживается другой позиции относительно забастовки и штрафов. По его словам, он не сталкивался с такими проблемами, которые курьеры озвучили в ходе забастовки. И никто из его знакомых тоже.
«Случается, что из-за плохой погоды курьеры отменяют заказы. За это штрафуют немного, но если 10 раз отклонить, то будет внушительно. И это правильно. Представьте: сидят три курьера и всем одновременно поступает по заказу. И если двое отклонят свои доставки, то система перенаправит их заказы на третьего. И он легко может не успеть в три места. Человек, добросовестно выполнявший свою работу, промокший насквозь, может получить штраф. Кто в этой ситуации виноват? Мне кажется, те двое, которые отклонили заказ, а не фирма, которая ввела эти правила», — считает он.
По словам Алыма, возможность отказаться от выполнения заказа появилась около месяца назад.
«Штрафы, связанные с отказами, не были прописаны в трудовом договоре. На любой работе трудовой договор дают сразу при устройстве на работу, а здесь — через неделю», — сказал он.
Недавно, после введения штрафов, у Алыма во время смены сломался телефон, из-за чего он не смог совершить доставку заказов. Он подробно сообщил об этом руководству и предъявил в доказательство чек за новый телефон. Но это не помогло: курьер получил пять штрафов — по 300 рублей за каждый невыполненный заказ.
В пресс-службе Delivery Club пояснили Daily Storm, что у компании нет мотивации назначать сотрудников на заведомо невыполнимые заказы.
«Если пользователь видит в приложении, что еда приедет к нему через 40 минут, то он рассчитывает получить ее за это время, затем пообедать и, например, пойти на совещание или присоединиться к онлайн-звонку. Если звонок курьера застает заказчика позднее, во время совещания, то это вызывает у него серьезный негатив в отношении сервиса. Поэтому у нас не может быть никакой мотивации назначать курьера на заведомо невыполнимый заказ, при котором он гарантированно опоздает», — сказал пресс-секретарь Delivery Club Алексей Белоусов.
По его словам, информация о том, что система меняет время смен, не соответствует действительности.
«С вечера предшествующего выходу на смену дня время начала работы не может быть изменено», — сказал Белоусов.
Организация работы курьеров
По словам Натальи, женщин среди курьеров не очень много — около 10-15%, так же как и россиян. Две трети сотрудников — граждане сопредельных государств — их около 60-70%.
«Россиян среди коллег — примерно двое из 10», — делится своей оценкой Давид.
В «Яндекс.Еду», по словам собеседников Daily Storm, проще устроиться, чем в Delivery Club, так как сотрудники оформляются по договору, и для этого не нужна трудовая книжка. Первые выплаты можно получить через неделю.
В Delivery Club процесс оформления сотрудника на работу дольше, а первые выплаты приходят через месяц.
«Если у человека нет статуса самозанятого, он может сотрудничать с нами через партнерские курьерские службы. Если есть, то он сотрудничает с нами. У этого варианта больше преимуществ: человек сразу видит свое вознаграждение за каждый конкретный заказ, сразу видит размер чаевых, которые ему оставляют пользователи», — рассказала Елена Новикова из «Яндекс.Еды».
По словам Натальи, Delivery Club для большинства курьеров — это основная работа. На подработке в компании около 10-15% сотрудников.
«За день приходится проходить около 10-15 километров, а количество заказов день на день не приходится: иногда приходится вертеться, как белка в колесе, а иногда — подолгу ждать. В пятницу побольше работы», — сказала Наталья.
Давид рассказал, что время работы выбирает сам.
«Минимум можно выбрать четыре часа в день, а максимум — зависит от автоматического распределения», — рассказал он.
По словам собеседников издания, официальной иерархии среди курьеров нет, но на личностном уровне она существует.
«Есть бригадиры, такие же курьеры, просто самоназначенные. Бригадиры могут решать какие-то вопросы как со стороны курьеров, так и со стороны руководства компании. Например, они могут помочь гастарбайтерам, которых забрала полиция, осуществляют контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Если на курьере нет формы, бригадир может сказать: нарушаешь, иди домой за формой. Как правило, это люди, которые достаточно давно работают в Delivery Club, или по характеру такие, кто может решать вопросы», — пояснила Наталья.
По словам девушки, конкуренция между курьерами есть, но все зависит от работы приложения. Если кому-то не достаются заказы, а другому идут один за другим, то человек может задать вопрос в специальный Telegram-чат, видно ли его или нет по GPS.
Позитива больше, он практически постоянно
«Были разные истории за время работы. Очень неприятная была всего одна, когда я только начинала работать в Москве: у меня взяли заказ и не заплатили за него. Но я учла ошибки свои, больше такого не повторялось. Это элементарно, наверное, было — догадаться, что надо сначала взять деньги, а потом забрать заказ. Они не указали квартиру, вышли из подъезда, взяли заказ и закрыли дверь. Я потом их вычислила, даже милицию вызывала. Эти деньги взяли с меня. Тогда было много заказов, и руководство мне просто сказало: беги, делай следующие заказы, времени нет», — сказала Наталья.
При этом позитива в работе курьера больше, и он происходит практически постоянно. «Это чаевые, это вежливость. Может быть, несколько слов, пока передаешь заказ, друг другу пожелаем чего-то хорошего. Это позитивное общение с клиентами. Оно всегда позитивное, что в Москве, что в Петербурге. В этом ключе в Москве и Петербурге одинаково: везде есть приветливые люди. И в этом плане даже, может быть, в первую очередь от курьера все зависит: как он задаст тон общения, так оно и пройдет», — говорит девушка.
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе: