Что будет написано в дипломе
Правила оформления дипломной работы 2021: образцы и примеры по требованиям ГОСТа
Написание и защита дипломной работы – это прямая дорога к началу профессиональной карьеры по выбранной специальности. Но мало найти подходящую информацию, провести исследование и даже написать. Важный момент для аттестационной комиссии – правильность оформления научной работы.
Ключевые требования к оформлению
Тем, кто в текущем году планирует начинать писать дипломный проект, следует быть внимательными, поскольку поменялись отдельные требования действующего ранее государственного стандарта. Прежде чем приступить к работе, нужно посетить кафедру и взять методичку именно вашего учебного заведения. Следует знать, что есть общие правила, которые могут не меняться в течение нескольких лет.
Действующие стандарты оформления
Ключевые моменты при создании работы:
Применяется сквозная нумерация страниц арабскими цифрами.
Не все студенты, которые уже начали писать дипломную работу, точно знают количество страниц, необходимое для такого проекта. Одни уверены, что их должно быть около 60. Другие же считают, что объем не может ограничиваться, так как для полноты изложения полезной информации требуется больше 60 страниц, а значит, можно увеличить размер работы.
Чтобы не было неожиданностей при сдаче на проверку, следует уточнять любой спорный момент на кафедре.
Раздаточный материал: правила оформления и необходимость использования
Современный студент далеко не всегда создает рисунки, диаграммы и таблицы на бумаге. Сегодня активно применяются мультимедийные презентации. Но полностью отказываться от привычных носителей не следует. Материал, который выдается членам экзаменационной комиссии на руки, должен быть подготовлен особенно тщательно.
Грамотный, хорошо оформленный раздаточный материал – это надежный тыл. Он точно пригодится, если не удастся провести презентацию по техническим или другим причинам.
Для чего он нужен
Не все студенты знают, почему необходимо делать раздаточный материал, если проект уже готов и осталось только защитить его. Однако аргументов в пользу его создания гораздо больше:
Можно сделать вывод, что подготовка и презентация раздаточного материала помогут не только комиссии, но и самому студенту.
Как оформлять раздаточный материал
Хотя считается, что создание и, соответственно, оформление раздаточного материала – дело добровольное, его наличие будет плюсом. Поэтому, если решили сделать демонстрационные пособия, то к этой задаче требуется подойти правильно. Действующие нормативы:
Не нужно бояться создавать раздаточный материал. Научный руководитель посоветует, как его правильно составить, проверит, подскажет, что нужно добавить или убрать.
Основные требования к чертежам для дипломной работы
Студентам технических вузов в обязательном порядке для дипломного проекта понадобятся чертежи. Не важно, будет ли оформлен графический материал от руки или с помощью компьютера, – он в любом случае должен быть выполнен с соблюдением определенных правил (с учетом требований ГОСТов, рекомендаций преподавателей и методичек).
Наличие чертежей в дипломной работе – это не просто прихоть. Именно графический вариант визуализации, в сравнении с написанием текста, лучше отражает объект или явление. Подготовка теоретической части вызывает меньше сложностей, а чертеж удастся выполнить только настоящим профессионалам.
ГОСТы, регламентирующие правила выполнения чертежей
При работе с чертежами студентам следует руководствоваться некоторыми ГОСТами:
Каждый чертеж оформляется рамкой, что является обязательным требованием. Отступы от края листа стандартные: левый край – 20 мм, остальные – 5 мм. Большее расстояние с одной стороны необходимо для подшивания.
Если используются формулы, то особенности их оформления стоит уточнить у преподавателя.
Порядок построения чертежа
Есть ряд правил относительно создания чертежа, и студент обязан их четко придерживаться.
Перед началом работы установите объект черчения и выберите формат листа, опираясь на ГОСТ. Также определитесь с необходимым количеством проекций, которые будут переноситься на бумагу. Затем проводится построение, обязательно используются правильные линии. Особое внимание следует уделить выполнению сечений, разрывов. Это поможет достоверно отобразить отдельные части элемента.
Надписи и размеры указываются в соответствии с действующими государственными стандартами, регламентирующими такие обозначения.
Есть определенный набор требований по заполнению отдельных граф работы, а именно:
Размещение каждой графы стандартизировано, образцы заполнения можно взять у своего куратора или на кафедре.
Важные детали оформления дипломной работы в соответствии с ГОСТом (2021)
Даже имея очень подробную информацию, можно упустить некоторые моменты. В оформлении дипломной работы есть такие «подводные камни», которые могут стать причиной возврата проекта на доработку. Студенты часто допускают следующие ошибки:
Надеемся, что все нюансы, с которыми сталкивается исполнитель при оформлении дипломной работы, мы смогли учесть.
Если же это все кажется очень сложным и не хочется тратить время и силы на бумажную волокиту, обращайтесь в наш сервис. Наши специалисты помогли создать дипломные работы тысячам студентов по всей стране.
Развод: диплом об образовании, который «не отличить от оригинала»
При устройстве на работу у соискателя часто спрашивают диплом о высшем образовании. Иногда это доходит до абсурда: диплом могут требовать у водителя, повара, уборщика, курьера.
Вот пример одного предприимчивого сайта.
За красивой ширмой скрывается банальный развод. Покупатели таких «дипломов» рискуют не только потерять деньги, но и попасть под статью уголовного кодекса. Вот по каким признакам определили подделку мы — и наверняка определит работодатель:
Расскажу обо всем подробнее.
В 2022 с новыми знаниями
Настоящий диплом визуально отличается от поддельного
Авторы проекта уверяют, что дипломы печатаются на бланках АО «Гознак». Это якобы гарантирует, что работодатель не отличит оригинал от подделки. Но на деле это не так: если сравнить оригинал и подделку, то разница заметна невооруженным глазом.
Для примера сравним настоящие и фальшивые дипломы бакалавра от 1 октября 2013 года и аттестаты о среднем общем образовании от 5 октября 2020 года.
Чем различаются оригинальный и фальшивый дипломы бакалавра
Оригинальный диплом | Поддельный диплом |
---|---|
Жирный шрифт текста «Диплом бакалавра» | Тонкий шрифт текста «Диплом бакалавра» |
Есть уникальный номер бланка на каждом дипломе. На образце это нули | Номера нет |
Название документа: «Документ об образовании и о квалификации» | Название документа: «Документ государственного образца о высшем профессиональном образовании» |
Чем различаются оригинальный и фальшивый дипломы бакалавра
Чем оригинальный аттестат отличается от подделки
Оригинальный аттестат | Поддельный аттестат |
---|---|
Текст «Российская Федерация» ниже герба | Текст «Российская Федерация» выше герба |
Есть логотип АО «Гознак» | Нет логотипа АО «Гознак» |
Чем оригинальный аттестат отличается от подделки
Подделка не числится в реестре документов об образовании
Работодатель может проверить диплом кандидата при трудоустройстве. Для этого достаточно ввести фамилию кандидата, дату выдачи и другие данные на странице Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Каким бы убедительным и красивым ни был купленный диплом, в реестре его не будет.
Официальный бланк нельзя купить или где-то достать
На сайте написано, что дипломы изготавливаются на бланках АО «Гознак» — оригинальных бланках документов об образовании и квалификации. На самом деле такие бланки выдают только официальным образовательным учреждениям.
Чтобы получить такой бланк, нужно отправить в АО «Гознак» много разных документов. Например, копию лицензии на образовательную деятельность или свидетельства о государственной аккредитации. Конечно, таких документов у создателей сайта нет.
Покупателя могут оставить без денег и без диплома
На сайте мошенники уверяют, что оплатить диплом можно после проверки на почте, но на деле требуют предоплату.
Правда, я должен внести предоплату — перевести на карту Сбера 4000 Р — или отправить скан паспорта. Оба варианта довольно рискованные. Если перевести деньги на карту физическому лицу, можно остаться без «диплома» и без денег. А со сканом паспорта авторы сайта могут взять на мое имя кредит.
Что будет за покупку поддельного диплома
Купить фальшивый диплом и потом использовать его — это статья уголовного кодекса. Наказание зависит от целей использования, умысла и ущерба. Не всегда ненастоящие дипломы покупают осознанно, иногда их выдают по итогам настоящего обучения в каких-то институтах. Человек может даже не знать, что диплом фальшивый, а у вуза нет аккредитации. Но здесь явно не тот случай: покупатель явно и осознанно платит за подделку.
ч. 3 ст. 327 УК РФ — о поддельных документах
ст. 78 УК РФ — о сроках исковой давности
Что в итоге
Покупать диплом смысла нет: даже если найти продавца с качественными фальшивками, обман легко раскрывается запросом в реестр документов об образовании.
Если сталкивались с подозрительными предложениями, пишите. Прищуримся.
Диплом в России и вправду какой-то фетиш. Помню какой скандал был, когда мы взяли на работу отличного продажника «БЕЗ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». Прям кадры визжали от негодования.
Что же до сервиса проверки дипломов, то свой, например, официальный, с отличием, и далеко не купленный в переходе, на этом сервисе я так найти и не смогла. Подозреваю, что потенциальный работодатель, будет таковой у меня появится, потерпит такое же фиаско. Возможно, дело в весьма отдаленном году выдачи 🤔 Это не призыв покупать дипломы, конечно, просто информация.
У меня спрашивали диплом ТОЛЬКО при устройстве на работу оператором, продавцом, кассиром и тд. Поэтому моя карьера в продажах не сложилась, меня не брали без диплома. Пришлось пойти в ИТ
Анастасия, это бред, но реально секретарю найти работу без высшего гораздо сложнее, чем айтишнику 🤣🤣🤣
Аглая, 2007 год карло пазолини бренд обуви консультант з.п 40 только высшее образование. Ответ был люди с ВО мысли связно и последовательно излагают) Сейчас когда подобное слышу, сразу картинка суслик с горы орет в голове)
irklaus, вот мое мнение, что это либо консервативный взгляд, либо просто желание отвеивать часть кандидатов.
Вот я серьезно говорю: на должность разработчика с окладом в 150-300 тысяч требование «высшее образование» не строгое. Так как кандидатов мало.
А вот на должность секретаря с зарплатой в 50 откликов море. И начальство смотрит только на тех, у кого есть высшее.
Анастасия, а у меня и при устройстве в ИТ спрашивали)) Причем не только так, есть или нет, а прям просили принести, когда оформляли трудовой договор
Не знаю, что они там с ним делали.
Selena, это просто кадровые вопросы.
Я тоже всегда спрашиваю про «есть ли вышка». Не потому что дипломом имеет значение, а просто уведомить отдел кадров, что человек принесёт диплом, аттестат или там справку из техникума.
Если человек имеет опыт, прошёл собеседование- всегда все равно какое там образование. Просто нужно о нем справка.
Аглая, а если человек ответит что вышки нет, берете его в итоге или нет на работу?
Серафим, берём, конечно.
Без проблем.
Мой вопрос просто про то, какое образование вообще- высшее, неоконченное высшее, среднее или какое там.
Серафим, сейчас много где тестирование идет. А по нему кого-то и не возьмут и с вышкой) У меня такое было собеседование, что тестировали: 1. Опыт релевантный, 2. Гороскопический тест( да людей берут по знаку зодиака) 3.соционика. 4. Тест пифагора (психоматрица). Как вам? Я бы еще поняла тест Люшера, Роршаха, Розенцвейга, т.к они психологические, фрустационные. Тест Айзенка IQ, тест Равена, тоже смотря с чем работа связана, но блин астрология в работе, этого я не понимаю.
«Оригинальный диплом: Жирный шрифт текста «Диплом бакалавра». Поддельный диплом:
Тонкий шрифт текста «Диплом бакалавра»»
Это не так, оформление бланков время от времени обновляется, сейчас дипломы выдают с «тонким» шрифтом. У меня дипломы, выданные в 2016 и 2018, именно такие.
Dmitry, спасибо, уточнили в тексте, что речь об образцах определенных годов.
Алексей, я вот знаю случаи, когда бланки сотрудники деканатов «реализовывали».
И это были очень серьёзные ВУЗ-ы.
Мой абсолютно честно полученный диплом государственного вуза декан объявила недействительным, потому что я не работала по специальности. Причем она мне позвонила и сказала, что «аннулирует», через 2 месяца после получения. Работу можно было просто не успеть найти (что тогда со мной и было). Не знаю, возможно ли это было 🙂 Как найду его, обязательно по номеру проверю.
Мария, соглашусь. Тетя не в себе, аннулировать диплом невозможно. Вы вообще не обязаны работать по полученному образованию, что часть россиян и делает.
Helen, если по целевому набору шли, то там прописывается сколько должен отработать в учреждении.
Максим, это абсурд, никто не аннулирует его, если он выдан.
irklaus, так и я говорю: абсурд.
irklaus, в этом случае, насколько я знаю, могут по суду взыскать стоимость обучения, если учреждение оплачивало, но не лишить диплома.
Мария, в моем случае это неактуально, уже 13 лет прошло)
irklaus, но после целевого набора не стоит вопрос поиска работы. Все условия известны заранее.
Мария, невозможно) но смешно))
Мария, вызывает сомнения адекватность такого декана.
Если знания протухают за два месяца, то что это тогда за высшее образование?
Так себе тезисы. Да, такие сервисы есть и действительно, результатом может быть или развод на предоплату, или низкокачественная подделка. Тут всё честно с суждениями. Но зачем приплетать разницу в макете диплома? Они действительно меняются время от времени. В целом, образцы признаваемых российских документов об образовании в рамках ENIC-NARIC приведены на специализированном ресурсе: http://www.russianenic.ru/rus/diplom.html, но не удивлюсь, что существуют вполне официальные образцы с небольшими отличиями.
Далее про пресловутый «реестр», который называется ФРСДО: это настолько бестолковая и адская хрень, что полагаться на него категорически нельзя. Я ради интереса забил все имеющиеся у меня в доступности документы об образовании (несколько дипломов госвузов и коммерческих, выданных от начала 2000-х годов до 2020-го года — бакалаврские, магистерские и специалиста) — ни одного не нашлось. Пошёл дальше и нашлось только одно удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Этот реестр с самого запуска одна большая родовая мука, его планировали интегрировать в Госуслуги, но в таком виде и правильно, что не интегрировали до сих пор.
Не стоит забывать, что в наше время также существуют вполне себе дипломы не «государственного», а «установленного» образца. В основном это стало результатом веерного отзыва аккредитаций по программам ВО у различных неугодных коммерческих ВУЗов без отзыва лицензий. Не уверен, но вроде закон вполне допускает выдачу таких документов и они имеют частичное юридическое признание. Во всяком случае в стране, где я сейчас живу, вообще нет единого стандарта внешнего вида документа об образовании: у каждого ВУЗа он свой.
У меня есть альтернативный метод проверки моего диплома, который прост как три рубля (вернее полторы тысячи на тот момент): я просто его апостилировал. Я это делал не для этого, конечно, но сайд эффектом стала бирка от московского департамента образования с номером апостиля, который можно пробить на сайте обрнадзора.
Кому нужен диплом
Уровень безработицы в России вырос до 6,4%. В январе 2020 г. безработными числились 3 482 000 человек, с марта по сентябрь этот показатель увеличился до 4 808 000. Из-за кризиса на рынке труда, подстегиваемого коронавирусом, обладатели дипломов вузов готовы сейчас работать курьерами, помощниками по хозяйству, администраторами. Однако спрос на высшее образование продолжает оставаться высоким. Из-за пандемии единый государственный экзамен (ЕГЭ) в этом году был обязательным только для тех, кто решил поступать в вузы, т. е. сдавать его можно было по желанию. Однако, по данным Рособрнадзора, 90% выпускников школ ЕГЭ сдавали. Таким образом, большинство приняло решение продолжить образование в институтах и университетах.
В 2020 г. в 252 российских вузах выделено 525 633 бюджетных мест. «Абсолютное большинство абитуриентов реализовали свое конституционное право на конкурсной основе получить высшее образование, в том числе бесплатно. На очную форму бакалавриата, специалитета и в магистратуру зачислено около 620 000 студентов», – заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Пропуск в будущее
Насколько высшее образование способствует успеху в карьере? Помогает ли оно при поиске работы, дает ли конкурентные преимущества? И в каких сферах оно все еще необходимо, а где без него уже можно обойтись?
«Высшее образование в России часто рассматривается как некий спасательный круг, который может выручить при поиске работы. Это связано с высоким уровнем неравенства – как в экономике между разными регионами страны, так и в доходах между богатыми и бедными, – объясняет высокий спрос на высшее образование Дарья Щеглова, научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ. – Кроме того, студенческие годы дают возможность пересидеть кризис». Есть и другие причины – например, такая, как возможность получить отсрочку от армии. Но главное – в России диплом о высшем образовании все еще остается элементом национального культурного кода.
Во многих странах это уже не так. Вот что говорит психолог Джулия Врееман, работающая в Амстердаме: «Согласно социологическим исследованиям, наша молодежь самая счастливая, точнее, самая довольная жизнью. При этом получать высшее образование планирует очень небольшая доля молодых людей. Дело в том, что люди с дипломом более разборчивы при поиске работы, более требовательны к тому, какой должна быть их карьера, а значит, не достигнув желаемого, острее начинают чувствовать себя неудачниками. А если учесть, что современное общество нуждается в большем количестве работников в сфере обслуживания, то люди с высшим образованием имеют высокие шансы оказаться на должностях ниже того уровня, на который рассчитывали. Потому у голландцев высшая школа не относится к категории почти необходимого, как зачастую бывает в России». Десятилетия экономической стабильности также способствуют тому, что молодое поколение не спешит, завершив один уровень образования, сразу же переходить на более высокий. «Когда большинство семей на протяжении нескольких поколений живут в достатке, их дети могут позволить себе потратить время на поиски себя, а то и просто поизучать слонов в Северной Индии или поиграть на кельтской арфе, – продолжает Врееман. – В Нидерландах отношение к человеку не связано с уровнем его образования или дохода. Здесь не принято жестко конкурировать, доказывать себе и другим свою значимость. Доминирует так называемый принцип достаточности. Например, жить достаточно хорошо – это очень по-голландски».
>740 вузов
насчитывается сейчас в России (без учета филиалов). На начало 2010 г. дипломы о высшем образовании выдавало порядка 1500 заведений. Таким образом, за последние 10 лет закрылось почти 50% университетов и их филиалов по причине недостаточного уровня компетенций преподавательского и профессорского состава и несоответствия федеральному государственному образовательному стандарту
Схожая картина в Чехии. «Школьники в последние годы обучения могут осваивать специальности, например, пекаря, строителя, фельдшера. Поскольку выпускники школ зачастую уже имеют профессию, они могут сразу идти работать. Такой путь выбирает большинство, – рассказывает аспирантка Карлова университета в Праге Владислава Польякова. – Благодаря такой системе высшее образование в Чехии не так востребовано, как в России. Хотя некоторые чехи сразу после школы идут в университеты, чтобы иметь возможность найти работу намного лучше».
В то же время для построения серьезной карьеры диплом необходим практически во всех странах. «Высшее образование для большинства крупных компаний – обязательное и необсуждаемое требование при приеме на работу на хорошую должность. Не удивительно, что в США многие стараются его получить, несмотря на дороговизну обучения», – рассказывает HR-консультант компании Databasic Inc. (Вашингтон) Олег Долгих. Он сравнивает образование с башней: чем выше поднимаешься, тем лучше видно и тем просторнее – меньше конкурентов, выше заработок. «Зачастую не так важно, какой именно университет окончил соискатель, какое место в международном рейтинге сейчас занимает его alma mater, как то, что у человека в принципе есть диплом. Особенно когда речь заходит о среднем и старшем поколении», – говорит Долгих.
Неравные дипломы
«Сам по себе диплом никогда не был гарантией успешной карьеры или высокого социального статуса, – подчеркивает нейрофизиолог, психолог и HR-консультант Марина Беляева. – Все зависит от мотивации, личных достижений будущего специалиста, выбора направления, готовности к дальнейшему развитию в профессии». При этом для России характерно, что человек, получив диплом по одной специальности, уходит совершенно в иные сферы. И чем проще процесс обучения и менее специфично выбранное направление, тем ниже вероятность того, что, поступая в вуз, человек принимает сознательное решение использовать полученное образование в своей дальнейшей работе. И наоборот.
Например, по данным Росстата, в области клинической медицины свою деятельность продолжает 97% выпускников медицинских вузов. Среди выпускников педагогических вузов только 20% кардинально меняют сферу деятельности, 80% так или иначе связывают свою жизнь с образованием, преподаванием и просвещением. Среди IT-специалистов полных «перебежчиков» уже больше – 22%: их знания и навыки востребованы сегодня во всех отраслях и IT-специалисты способны встраиваться почти в любые производственные и управленческие процессы. Куда меньше верны профессии обладатели дипломов юристов: работу по профилю продолжает немногим более 70%. А из выпускников факультетов экономики и управления свои знания использует по прямому назначению лишь 60% выпускников, остальные уходят в другие сферы деятельности.
Причины, вынуждающие выпускников вузов искать иное применение своим способностям, разные. Кто-то не может найти работу по специальности, кого-то не устраивает зарплата. «Никто не знает, сколько и каких специалистов необходимо подготовить. Чаще всего руководители образовательных программ ориентируются на контрольные цифры приема, которые спускает министерство, и не занимаются исследованиями того, какие специалисты с высшим образованием и в каком количестве нужны конкретному региону. Чуть лучше дело с этим обстоит в федеральных вузах и национальных исследовательских университетах, – указывает Щеглова. – Эффективность диплома измеряется долей трудоустроенных выпускников и размером их зарплаты. Данные Росстата показывают, что в целом уровень занятости выпускников вузов и их зарплата выше, чем у тех, у кого нет диплома. Но эти преимущества образования нивелируются экономическим неравенством регионов: дипломированный специалист в Иванове зарабатывает вдвое меньше, чем такой же в Красноярске».
О сегодняшних предпочтениях абитуриентов Фальков рассказал в августе на совещании у президента Владимира Путина. В целом, без разбивки по вузам и регионам, выпускники школ чаще всего в 2020 г. выбирали информационные технологии, инженерное дело, медицину и педагогику. По всей стране выросли рейтинги специальностей, связанных с химией, биологией и физикой. Пользуются спросом направления, в основе которых изучение компьютерных технологий, методов обработки данных. Выросла популярность факультетов, связанных с цифровой аналитикой и веб-разработкой. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в 2020 г. самый высокий конкурс был на мехмате, биофаке, факультете вычислительной математики и кибернетики. А на один из самых молодых факультетов МГУ – космических исследований конкурс составил 40 человек на место. По данным Росстата, на фоне пандемии почти на 4% увеличилось число поступающих в медицинские вузы.
В то же время, как показывают исследования ВШЭ, определенный дисбаланс сохраняется: с 2015 по 2019 г. высокий спрос сохранялся на медицинские, педагогические, физико-математические, юридические, экономические, строительные и IT-специальности. В то же время сельскохозяйственные направления демонстрируют постоянный недобор даже на бюджетные места.
Тонкости трудоустройства
Согласно результатам обследования рабочей силы Росстатом за 2019 г. в целом по России 69% выпускников вузов работают по специальности или «скорее по специальности». Однако в стране очень высок уровень региональной дифференциации в трудоустройстве выпускников, обращает внимание Щеглова: «Например, в Кировской области трудоустраивается 95% выпускников вузов, а в Ингушетии 41% молодых специалистов остаются безработными».
327 700 руб.
составили в 2019 г. госрасходы на образование в расчете на одного обучающегося в вузе
Так или иначе, значительное количество выпускников сталкиваются с проблемами трудоустройства. Работодателям сложно проверить компетенции молодого специалиста, и они предпочитают людей с опытом. Во времена СССР, когда существовала единая программа обучения, по вкладышу в диплом с оценками можно было хотя бы примерно понять, чему именно и насколько обучен человек. Сегодня каждый вуз в той или иной степени самостоятельно разрабатывает образовательные модули, потому не всегда предсказуемы набор компетенций выпускника и их уровень.
«Подразделения HR в крупных компаниях выстраивают собственные системы проверки квалификации молодых специалистов без опыта работы, – рассказывает Нина Яныкина, ректор Университета 20.35. – Обычно на новое место человек приходит с резюме. У HR есть свои критерии, по которым определяется, подходит ли сотрудник. Например, место предыдущей работы, наличие рекомендаций, сертификатов о прохождении курсов, стажировок, практик. Но когда речь идет о выпускнике, тут один показатель – диплом определенного вуза. В современной ситуации он может быть дополнен цифровым портфолио».
Для студентов Университета 20.35 наличие цифрового резюме – обычная практика. В него заносятся сведения о прохождении курсов, об участии в конференциях, интенсивах, создании стартапов, практике, стажировках в компаниях и т. п. Причем самостоятельно занести информацию в портфолио, т. е. подделать или «накрутить» компетенцию, студент не может. «Такое цифровое портфолио наряду с дипломом вуза, который котируется у работодателя, помогают вчерашнему студенту быстрее трудоустроиться и реализовать свои амбиции», – уверена Яныкина.
Вуз дает фундаментальные знания, создает базу, позволяющую самостоятельно решать сложные задачи. Но главное – практика. «Совмещение учебы с работой позволяет студенту не столько зарабатывать, сколько приобретать и накапливать опыт, на который потом будет смотреть потенциальный работодатель», – подчеркивает Щеглова. Трудоустройству молодых специалистов помогает сотрудничество институтов с крупными компаниями. «У нас более 300 вузов-партнеров, – рассказывает Андрей Очеретный, исполнительный директор Центра академических партнерств «Сбера». – Форматы сотрудничества разные. С одними мы работаем в рамках образовательных программ подготовки студентов и переподготовки преподавателей. С другими – через поддержку работы бизнес-инкубаторов и помощь в развитии перспективных стартапов. А с кем-то мы работаем по карьерным мероприятиям – например, предлагаем студентам стартовую позицию, стажировку или практику для успешных первых карьерных шагов в «Сбере».
В компании Biocad, по словам ее вице-президента по HR Александра Глазкова, с 2014 по 2020 г. стажировку прошло 466 студентов более чем из 90 вузов. «Каждый четвертый продолжил свою карьеру в Biocad», – говорит Глазков. А гендиректор компании «Геопроект-изыскания» Николай Алексеенко считает, что предприятия должны формировать прямой запрос к вузам с ориентацией на решение будущим выпускником определенных задач, чтобы по окончании вуза он мог быстро интегрироваться в производственный процесс. «За последние годы в нашей компании прошли практику несколько десятков человек, в том числе из МГУ и Бауманки, – рассказывает Алексеенко. – Я уверен, что их карьера складывается успешнее по сравнению с теми, кто учился только по книгам. Совместно с Государственным университетом по землеустройству мы создали базовую кафедру цифрового землеустройства, и часть занятий проходит непосредственно в нашей компании».
Генеральный директор союза «Молодые профессионалы WorldSkills Russia» Роберт Уразов также считает важной возможность реальной верификации полученных студентами навыков и знаний. «Например, отправляют на соревнования студента-инженера второго курса, дают ему задание по инженерному дизайну, а он не может выполнить базовый чертеж. Сразу возникает реальная оценка ситуации, – поясняет Уразов. – Инженер должен уметь сделать чертеж. Независимо от того, выполнен он карандашом на бумаге или в компьютерной программе, этот навык должен быть. Конечно, знания инженера-конструктора состоят не только из этого. Но если базовый навык, с помощью которого профессионал собирается зарабатывать, делать стартап, расти и строить профессиональную карьеру, находится на нулевом уровне, о чем можно говорить? И лучше об этом узнать на первом или втором курсе, чем когда выпускник с дипломом уже придет на работу. Именно поэтому важны стажировки, соревнования, практики, работа в бизнес-инкубаторах».
Учеба в реальном времени
Все большую популярность приобретает гибкая система подготовки студентов, которая позволяет собрать и достроить те компетенции, которые будут востребованы в профессиональной деятельности. Например, те части высшего образования, которые организуют мышление, или базовые системные знания по психологии, включая социальную психологию, так же необходимы для эффективного менеджера, как и знания законов экономики и основ производства. «Четко определить границы профессии сейчас невозможно. Одни профессии быстро отмирают, им на смену приходят новые, требующие иных компетенций. Поэтому высшее образование, как и курсы дополнительного образования, встраивается в практику обучения в течение всей жизни, – отмечает Щеглова. – Так называемое life long learning – это не собирание «корочек», а необходимые элементы развития человека. Конструирование компетенций по принципу Lego учит постоянной адаптации в работе. Подобные практики, например, используются по выбору для общеуниверситетских курсов в НИУ ВШЭ. Они так и называются: «МагоЛего». Любой студент может записаться на такой курс независимо от направления подготовки и изучать почти все – от древних рун до машинного обучения».
Часто аргументом в споре о ценности диплома является то, что многие успешные люди и визионеры не имели документа о классическом для своего времени образовании. В пример приводят Генри Форда, Билла Гейтса, Стива Джобса, Джона Дэвисона Рокфеллера. «Конечно, единичные прорывы, в основе которых лежит глубокая вовлеченность конкретного гения, будут происходить и дальше, – считает Ирина Гордина, продюсер образовательных и социальных проектов. – Но системное высшее образование гарантирует, что специалист освоился в поле знаний структурированно, что из его обучения не выпало самое важное – формирование широкого профессионального и гуманитарного кругозора. Можно бесконечно развиваться в любом направлении. Но именно в университете человек получает базу научного мышления, раскрывает способность принимать взвешенные решения, учится выстраивать отношения в будущем профессиональном кругу».
Часто диплом уже действительно не дает в современном мире значимых профессиональных кредитов. «С точки зрения прикладных навыков быстро наступает инфляция образования, – отмечает Щеглова. – Это особенно характерно для сфер искусства, дизайна, медиа, многих направлений IT». Сегодня теоретические и практические навыки можно получить самыми разными способами – есть множество курсов (включая онлайн), образовательных центров и программ. Да и специальностей, где не требуется высшее профильное образование и где успех зависит исключительно от личных навыков и практики, немало. «Кому должны предъявлять диплом о высшем образовании видеографы, независимые блогеры или стрингеры? Сами себе? – рассуждает Светлана Ярославская, директор Учебного центра кино и телевидения UHD. – На них работает собственное портфолио, личный блог, харизма. Да и ни одно образовательное учреждение не обеспечит вам высокий уровень профессионализма, до тех пор пока вы сами не наработаете этот уровень».