Что будет если просрочен счетчик электроэнергии
Какие санкции грозят за не замену счетчика энергии?
Добрый день! Мой счетчик электроэнергии уже как 2 года просрочен, плачу по среднемесячным показаниям (500р/мес), а мотает по 8 киловат в час (20 000р/мес). Намотало уже 40 000 квиловат. Недавно пришло письмо о необходимости проверить счетчик и если нужно заменить.
Так вот у меня ряд вопросов, во первых как мне будут считать энергию, ведь он с 2017 просрочен, если буду ставить новый? И что будет если его не менять? Как в таком случае они действуют? В квартире никто не живет, стоит оборудование.
Читал что отключить они не могут, т.к я плачу же регулярно. И еще хочу сказать что другу такое же письмо приходило, уже как 2 года пришло больше ничего не присылали.
Интересует конечноже, что если его не менять, и какие это повлечет последствия? Не вижу смысла в его скорейшей замене, если он и так уже 2 года просрочен.
Добрый день, Кирилл.
В соответствии с п. 81.13 Правил, утвержденных постановлением 354 от 06.05.2011 Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
81.12. Прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
В силу п. 123 Постановления! 1034 от 18.11.2013 г. В случае отсутствия отдельного учета или нерабочего состояния приборов более 30 дней количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение).
Таким образом, Вам будет осуществлен коммерческий учет потребленной энергии.
Внесу некоторые уточнения в ответы коллеги.
Во-первых, со дня истечения межповерочного интервала в течение 3-х месяцев начисления действительно должны производится по среднему (среднемесячные показания за последние 6 месяцев до дня истечения межповерочного интервала). Об этом сказано в пп. «а» п.59 Правил №354.Затем начисления должны производится по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5. Об этом сказано в п.60 Правил №354. При этом при отсутствии проживающих норматив применяется к количеству собственников (п.56 (2) Правил №354).
Коллега по ошибке процитировала нормы для тепловой энергии, а не для электрической. Кроме того, упомянутое коллегой постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 в отношении населения не применяется.
В принципе никаких санкций за не замену счетчика, кроме того, что Вам начисляют по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5, нет.
Теоретически Вам могут принудительно установить новый счетчик и взыскать с Вас стоимость установки счетчика с Вас (ч.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении. »), но практически это редко применяется в отношении индивидуальных счетчиков, чаще это работает в отношении общедомовых счетчиков.
Также теоретически, но еще менее вероятно, Вас могут понудить установить счетчик в судебном порядке. Такие решения судов я встречал, но они очень редкие и единичные.
Так что на практике единственная «санкция» — это применение норматива с повышающим коэффициентом 1,5. Показания же счетчика, несмотря на то, что они фиксируются, уже не имеют никакой силы, поскольку счетчик считается неисправным.
Здравствуйте, Вам необходимо пригласить сотрудника энергоснабжающей Ваш дом организации для проверки счетчика, в случае, если счетчик будет признан неисправным, то должен быть составлен акт о невозможности снятия показаний вследствие некорректного отображения информации на табло счетчика. На основании п. 82 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
Исполнитель обязан (поставщик электроэнергии):
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
п. 83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Но поскольку исполнитель не исполнял свои непосредственные обязанности: «не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности вина на исполнителе (энергетической компании).
На основании ст. 31 вышеуказанного постановления правительства
В случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил. п. 32. В период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Таким образом, оплату Вы должны были бы производить по нормативу без повышающего коэффициента, что Вы и делали, а счетчик Вам впоследствии все-таки лучше заменить на исправный, официально ввести его в эксплуатацию, чтобы не применялся уже повышающий коэффициент впоследствии, после того как будет установлено, что показания Вашего не совпадают с объемом предоставленной энергией проверке сотрудником компании или актом о недопуске в квартиру сотрудника энергоснабжающей компании для проверки.
Счетчики электроэнергии с 1 июля 2020. Новые правила замены и поверки
С 1 июля 2020 года хозяева квартир и частных домов избавлены от необходимости следить за состоянием своих счетчиков. Кончился или нет срок поверки? Правильно ведется учета показаний или счетчик «врет »? Потребителя все это теперь, вроде бы, волновать не должно, со счетчиками теперь разбираются энергокомпании. Выглядит отлично. Но лишь на первый взгляд. Разбираемся в деталях, как именно работают новые правила.
Что изменилось со счетчиками с 1 июля 2020 года?
Главное новшество – если раньше собственникам жилых помещений вменялось в обязанность следить за исправным состоянием счетчиков электроэнергии, через которые осуществлялось электроснабжение жилого дома/квартиры, то теперь такая обязанность на законодательном уровне отменена.
Следить за исправность счетчика (в том числе, чтобы у него не истек срок поверки) теперь должны энергокомпании. В отношении приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме эта обязанность возложена на энергосбытовую компании, которая поставляет электроэнергию в многоэтажку. В частных домах за состояние счетчика отвечает электросетевя компания, от линии которой запитан дом.
При этом, уточним, новации коснулись только счетчиков электроэнергии. Со счетчиками воды, газа и тепла все обстоит, как и прежде. За состояние приборов учета отвечают собственники жилых помещений.
Кроме того, важно уточнить, что собственники квартиры и частных домов по-прежнему обязаны передавать показания счетчиков. И обязанность эта будет действовать, пока им не поставят «интеллектуальный » счетчик, который будет передавать показания сам. Такая программа уже запущена, но когда она доберется до каждой квартиры – частного дома, сказать сложно.
Как платить за свет, если счетчик сломался либо у него кончился срок поверки?
Согласно прежнему порядку, если прибор учета выходил из строя, то в первые три месяца плата за свет начислялась по среднему, а затем потребитель переводился на оплату электроэнергии по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5. В большинстве случае это вело к заметному росту платежек за свет. Перевод на норматив и, особенно, использование повышающего коэффициента, в данном случае выступали в качестве некоего «штрафа », с помощью которого потребителя подталкивали к как можно быстрой замене счетчика.
Теперь, поскольку за состояние счетчика отвечает энергокомпания, потребителя не «штрафуют ». Платы по нормативу и повышающих коэффициентов к нему не вводят.
Действующие правила таковы:
— если счетчик сломался (неисправно табло, трещина на корпусе, не отображаются показания и т.п.), то потребитель переводится на оплату исходя из среднего потребления в предыдущие полгода до поломки прибора учета
— если у счетчика истек срок поверки, то потребитель продолжает платить за свет по его показаниям. А затем, если поверка показала, что счетчик неисправен, за период между датой окончания «старой » поверки и проведением «новой » производится перерасчет исходя из предыдущих (за полгода до истечения срока поверки) средних показаний. Если же счетчик по итогам поверки признан исправным, то никаких перерасчетов не производится.
В чем риски потребителя? Они в том, что если у счетчика истек срок поверки, и он действительно сильно «врет », то до тех пор, пока не будет проведена новая поверка, платить все равно придется по этим показаниям. Искажения, как показывает практика, могут быть достаточно сильными. В том числе и в сторону заметного завышения потребления электроэнергии.
В какие сроки должна быть проведена поверка/замена неисправного счетчика?
Восстановить работоспособность счетчика (заменить прибор или провести его поверку) энергкомпании обязаны в течение шести месяцев с даты его выхода из строя (окончания срока межповерочного интервала).
Исключения сделаны для тех жилых помещений, в которые счетчики уже были неисправны (или же их вовсе не было) на момент вступления в силу новых правил.
Так, для счетчиков, у которых срок поверки истек до 1 апреля 2020 года, срок проведения поверки установлен до 31 декабря 2021 года.
Для счетчиков, которые на 1 апреля 2020 года считались вышедшими из строя по причине поломки или истечения срока эксплуатации, срок замены установлен до 31 декабря 2023 года.
Таковы же условия для жилых помещений, не оборудованных электросчетчиками на начало апреля 2020 года. Счетчики в таком случае должны быть установлены до 31 декабря 2023 года.
Стоит при этом отметить, что в нормативных актах, которыми была запущена работа новых правил эксплуатации электросчетчиков, не было столь продолжительных сроков по исполнению энергетиками своих обязательств. Они появились лишь в конце 2020 года, когда стало ясно, что в течение изначально заявлявшихся шести месяцев сети и сбыты не справляются.
Ответственность энергокомпаний за нарушение сроков замены/поверки электросчетчиков
В момент запуска новых правил обращения с электросчетчиками условия выглядели вполне адекватными. Правительство установило, что если проблема с прибором учета не будет решена в течение шести месяцев (счетчик не будет поверен или заменен), то плата за свет для потребителя будет снижена на 20%, а если этого не пройдет и еще через четыре месяца – то на 40%.
Подразумевалось, что таким образом энергокомпании будут достаточно мотивированы к тому, чтобы не затягивать дело, проводить поверку и (или ) замену счетчика в установленные законом сроки.
Однако с 1 января 2021 года эти жесткие для энергокомпаний (и справедливые для потребителя) условия были радикально смягчены. Штрафные проценты – снижены. А сам механизм «наказаний » отложен на несколько лет.
Теперь, если неисправность счетчика не будет устранена в течение шести месяцев, то «скидка » на электроэнергию для потребителя составит:
— 7% начиная с 1 января 2023 года
— 14% начиная с 1 января 2024 года
— 20% процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2025 года.
Норма, предусматривающие повышение штрафа, если счетчик остается в неисправном состоянии еще четыре месяца, осталась. В таком случае штраф увеличивается вдвое.
Но все это, повторимся, отложено на два года. Фактически система «наказаний » для энергетиков начнет действовать лишь с 1 января 2023 года. До этого времени единственным способом обеспечить адекватный учет электроэнергии в доме или квартире будет замена прибора учета за собственный счет.
Новые правила по электросчетчикам с 1 июля 2020 года. Где про все это написано официально?
Описанные выше новации были утверждены федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности ) в Российской Федерации». Вот ссылка на этот документ — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039472/
В то же время закон лишь задает общие рамки. Да и кроме смены ответственных за функционирование электросчетчиков там много о чем еще идет речь. В том числе, например, и про развитие интеллектуальных систем учета электроэнергии, о чем речь шла выше. Законом были внесены дополнения в десятки нормативных документов.
С позиции бытового потребителя важнейшими являются изменения в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это главный документ, который описывает взаимоотношения населения и поставщика коммунальных услуг, в частности, электроснабжения. В нем появилось несколько новых пунктов, касающихся учета электроэнергии.
Там же, а именно в п. 80 2 прописана обязанность энергкомпаний заменить прибор учета в течение шести месяцев. А так же описаны санкции, которые последуют, если это требование выполнено не будет.
Ссылка на нужные пункты актуальной версии правил — https://base.garant.ru/12186043/#block_8010.
Кроме того, в обязанности электросетей по замене и проведении поверок электросчетчиков в частных домах детализированы п. 136 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» относительно индивидуальных жилых домов. Ссылка — https://base.garant.ru/70183216/#block_4164
Вывод: в ближайшие годы электросчетчики придется менять/поверять за свой счет
Какое резюме? Приняв достаточно революционное решение переложить ответственность за состояние электросчетчиков с потребителей на энергокомпании правительство, похоже, не смогло отбиться от требований лоббистов, потребовавших отложить реформу. По сути, она заморожена.
Никаких штрафных санкций за невыполнение требований по установке/замене счетчиков энергокомпаниям в ближайшие два года не грозит. Следовательно, энергосбыты и электросети могут попросту игнорировать заявки потребителей. И как уже выше было сказано, для потребителя единственным надежным способом решить проблему с учетом электроэнергии остается поверить/установить электросчетчик за свои деньги.
Такое положение дел продлится еще пару лет. Если, конечно, сроки вступления в силу норм об ответственности энергокомпаний за состояние счетчиков не будут еще раз перенесены.
Что будет, если пропустить срок поверки счетчика учета энергоресурсов?
ВОПРОС: Какие будут последствия, если собственник не произведет поверку счетчика в предусмотренный срок, т.е. пропустит срок поверки счетчика?
Краткий ответ: Плата за коммунальные ресурсы будет начисляться сначала, исходя из среднемесячного объема потребления (3 месяца), а затем по действующим нормативам с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
Эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета, а точнее его неисправность со всеми вытекающими для потребителя последствиями, а именно начисление платы по действующим нормативам с учетом повышающего коэффициента.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 81_12 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, т.е. с момента пропуска срока поверки прибора учета считается вышедшим из строя
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации
Следует отметить, что согласно пункту 81_13 постановления № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
В соответствии с пунктом 81_14 постановления № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81_9 Постановления № 354.
Примечание : пункт 81_12, 81_13 и 81_14 Правил дополнительно включены в Правила с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 824.
Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом. Однако, за повторную опломбировку газового счетчика может взиматься плата. Так в соответствии с подпунктом «б» пункта 22 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Ознакомится с иными вопросами установки, поверки, опломбировки счетчиков учета энергоресурсов, а также вызванного этим перерасчета платы за энергоресурсы вы можете в разделе: Информация для потребителей.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
Верховный суд определился с безучетным потреблением при нарушении срока поверки прибора учета
Одним из положительных моментов уходящего 2020 года следует считать окончательное формирование практики по безучетному потреблению при нарушение сроков поверки приборов учета.
Очень долго долгое время, такие суды, как Арбитражный суд Центрального округа, отклоняли доводы абонентов о том, что на момент проверки ресурсоснабжающей компанией прибор учета находился в исправном состоянии и по результатам последующей поверки спорный прибор учета признан годным к эксплуатации. Суды упорно насчитывали безучетное потребление за период, когда первый период поверки закончился до даты последующей поверки. Никакие экспертизы исправности прибора учета этот подход не изменяли.
Подход абонетов, по мнению многих судов, настроенных строго формально, свидетельствовал бы о легитимной возможности использования абонентами формально исправных приборов учета в условиях не проведения в отношении них обязательной поверки по истечении установленного межповерочного интервала, что полностью нивелирует позицию законодателя по вопросу самой возможности применения спорного метода учета пропускной способности устройств. При этом суды не смущало, что эта жесткая позиция противоречит здравому смыслу, ведь по сути прибор учета как был исправлен, так и оставался таким, что с поверкой, что без поверки, а суммы за безучетное потребление достигали просто фантастических величин, по нескольку миллионов, что разоряло многие компании, которым приходилось платить или идти в банкротство за по сути нарисованные цифры.
Нельзя сказать, что такой подход был не основан на Законе, в широком смысле этого слова, но только у многих закрадывались сомнения, что такие нормативные положения были кем-то очень сильно пролобированы.
30 октября 2020 года было принято Определение Верховным судом по делу № А68-1493/2019, где было указано, что абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим МПИ, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. Этот вывод был сделан в отношении водопотребления.
Примечательно, что в этом деле Верховный суд не просто, как это обычно бывает, послал дело на пересмотр, а принял полностью новый судебный акт, разрешив дело по существу.
Аналогичный вывод в отношение электросчетчиков вошел в обзор практики Верховного суда за 3 квартал 2020 года, где в пункте 25 разъяснено, что потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных на весь период после окончания срока поверки.
Таким образом, следует ожидать в 2021 году унификацию судебной практики по данному вопросу во всех окружных судах.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
К чему может привести несвоевременная замена прибора учета электроэнергии
В настоящее время приборами учета электроэнергии оснащены все квартиры в новых домах и большинство жилья на вторичном рынке. Каждый месяц потребители снимают показания электросчетчика и передают их в организацию, с которой заключен договор на электроснабжение. Так продолжается 16 лет, после чего у электросчетчика истекает межповерочный интервал и его необходимо поверить или заменить. На эти процедуры закон отводит три месяца. В этот период объем потребленной электроэнергии абоненту рассчитывают по среднему потреблению, затем по нормативу с учетом повышающего коэффициента. Такие дополнительные расходы у нерадивых плательщиков могут привести к образованию задолженности за электроэнергию, начислениям пеней и другим серьезным проблемам. Об этом в прямом эфире на радио «Эхо Москвы в Барнауле» рассказали начальник отдела технического аудита Барнаульской горэлектросети Юрий Власов и руководитель группы по работе с дебиторами отдела продаж электроэнергии населению Светлана Парфенова.
Ищем выгоду
– Юрий Сергеевич, когда необходимо менять электросчетчик?
Юрий Власов: Во-первых, это нужно делать в случае неисправности прибора учета. Если вы увидели, что показания учета не изменяются или, наоборот, изменяются очень интенсивно, то необходимо обратиться в энергоснабжающую организацию, для того чтобы пришел специалист и проверил ваш прибор учета. Во-вторых, по истечению межповерочного интервала, который указан в паспорте на прибор учета. У счетчиков для бытовых потребителей он составляет 16 лет. Показания просроченного прибора учета к расчету не принимаются. В-третьих, счетчик можно поменять по заявлению, например, в связи с ремонтом в квартире.
– На днях была в гостях у друзей, которые заехали в новую квартиру, и посмотрела их счетчик. На нем написано 2018 год, а квартира сдана в 2019 году. С какого момента будет отсчет межповерочного срока?
Ю.В.: Отчет начинается с момента изготовления прибора учета. В эксплуатацию он может быть допущен в любое другое время. Если счетчик был выпущен в 2018 году, то через 16 лет, в 2034 году, данный прибор учета необходимо будет сдать на государственную поверку или заменить.
– А что выгоднее – поверка или замена счетчика?
Ю.В.: У потребителя всегда есть право выбора. Можно заказать услугу «под ключ» по телефону 506-001. Приедет специалист, запишет показания счетчика, снимет с него пломбы, после чего демонтирует прибор учета, поставит новый и введет его в эксплуатацию. Цена этой услуги с прибором учета 1500 рублей. Инспектор приедет в удобное для потребителя время, включая вечернее, а также выходные. Мы подстраиваемся под наших потребителей.
Кроме того, у абонентов всегда есть возможность сдать счетчик на поверку. Для этого необходимо вызвать инспектора. Он зафиксирует конечные показания, снимет пломбы и выведет прибор учета из расчетов. Отмечу, что заявка на вызов инспектора на вывод счетчика из эксплуатации и на ввод его в эксплуатацию будет исполнена только в рабочее время с 8:00 до 17:00. Затем потребителю нужно демонтировать счетчик, свозить его в Центр стандартизации и метрологии и заказать поверку. Какие-то счетчики ее проходят, какие-то нет. Если по результатам поверки прибор учета признается пригодным, то его опять нужно установить и вызвать инспектора для ввода его в эксплуатацию. Данная процедура может занять более месяца. Если говорить о затратах, то вызов специалиста осуществляется бесплатно. Стоимость поверки прибора учета составит от 300 до 600 рублей, и счетчик ее может не пройти. Еще нужно учитывать транспортные расходы. Поэтому моя личная рекомендация – заказывать услугу «под ключ».
Избегаем лишних расходов
– Светлана Викторовна, если абонент по какой-то причине не заменил вышедший из строя счетчик, как ему начислят плату за электричество?
Светлана Парфенова: На замену электросчетчика у абонента есть три месяца, после того как счетчик выведут из расчета. В этот период начисление производится по его среднему расходу электроэнергии. Если абонент не успел уложиться в срок, то объем электроэнергии ему посчитают по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента 1,5. Получаются дополнительные финансовые затраты.
– В одном из радиоэфиров мы выяснили, что за стандартную двухкомнатную квартиру семья по нормативу будет переплачивать порядка одной тысячи рублей в месяц. А установка нового прибора учета «под ключ» обходится всего в 1500 рублей.
С.П.: За три месяца переплата составит примерно 3 тысячи рублей. Если установлен водонагреватель, то норматив потребления будет еще выше. Порой это бывают совершенно неподъемные цифры.
– После выхода из строя прибора учета потребители еще какое-то время могут продолжать платить определенную сумму денег, например, 500 рублей. Возможна ли такая логика?
С.П.: Абонент каждый месяц получает квитанцию, в которой указана конкретная сумма, которую он должен оплатить. Если в квитанции стоит 732 рубля, а он оплачивает 500 рублей, то должен понимать, что у него образовываются долги.
Ю.В.: Бывали случаи, когда у абонента вышел из строя счетчик, он заметил, потому что показания прибора учета из месяца в месяц не меняются, но прибор учета не заменил. Такие нерадивые потребители начинают передавать недостоверные данные и по ним получают квитанции. Однако при очередной проверке выясняется, что прибор учета вышел из строя, обман вскрывается и данный факт расценивается уже как искажение показаний прибора учета. А это приводит к дополнительному начислению за потребленную электроэнергию на законных основаниях. Поэтому никому не советую передавать выдуманные показания. Если остановился прибор учета – сразу обращайтесь в энергоснабжающую организацию. Приедет представитель и выведет счетчик из эксплуатации.
Платим вовремя
– Несвоевременная замена счетчика может привести к образованию задолженности за электроэнергию. Когда должник может остаться без света?
С.П.: Такая мера может быть применена к любому потребителю, когда задолженность выходит за рамки двухмесячного периода. Отключение происходит не сразу, у абонента после уведомления есть время, чтобы решить проблему с неплатежами. Если он этого своевременно не сделает, то у него появятся дополнительные расходы помимо оплаты долга, связанные с подключением электроэнергии. Стоимость такой услуги составит 1000 рублей.
– Какие еще способы применяете в борьбе с неплательщиками?
С.П.: С неплательщиками работаем до полного погашения долга и пеней, которые начисляются на основную сумму долга, начиная с 31 дня просрочки. Обращаемся с исковыми заявлениями в суды. Когда судебные решения вступают в законную силу, они направляются в службу судебных приставов, и ведется работа в рамках исполнительного производства. Должникам не нужно удивляться, когда денежные средства списываются напрямую с банковской карты или счетов. Судебные приставы делают это на законных основаниях. Кроме того, может быть наложен арест на имущество и транспортные средства, арест на совершение сделок. Приставы направляют документы о принудительном взыскании по месту работы. У абонента могут возникнуть серьезные репутационные риски. Такая ситуация для многих недобросовестных пользователей электроэнергией является очень болезненной. И, конечно, активно применяется запрет на выезд за границу. Такие случаи, когда людей снимают с рейсов за наличие долгов за свет, происходят постоянно. Были они и в этом году. Граждане хотели улететь в теплую страну, но у них была задолженность за электроэнергию. В результате абоненты потеряли деньги, у них были испорчены настроение и отпуск.
– Чтобы не вылететь за границу, это сколько надо не платить за свет?
С.П.: Задолженность от 10 тысяч рублей приводит к запрету на выезд за пределы РФ. Некоторым потребителям достаточно не платить 2-3 месяца.
– Напомним, что скоро наступит сезон новогодних каникул и всем потребителям стоит заранее оплатить долги за электроэнергию, чтобы не оказаться в неприятной для себя ситуации.