Что будет если попасть в дтп без страховки и я виноват
Что делать если попал в ДТП без страхового полиса и я виноват?
Содержание:
Согласно российскому законодательству все автовладельцы, управляющие транспортными средствами без исключения должны иметь действующий полис страхования ОСАГО. Но конечно же придерживаются этого закона далеко не все граждане. А еще бывает, что у человека закончился срок действия полиса, а новый ему некогда оформить, и он ездит без него на свой страх и риск. В этой статье мы рассмотрим случай, когда по вине автовладельца случилась авария и у него не было страховки ОСАГО.
Как действовать при аварии
У каждого водителя есть памятка, выданная работником страхового учреждения при покупке страховки. В ней как раз подробно расписан порядок действий, при наступлении страхового события, то есть аварии. Приведем его еще раз для тех, кто потерял эту памятку:
Кто будет оплачивать ущерб?
Если автовладелец попал в аварию, в свершении которой виноват он сам и при этом у него отсутствует страховой полис ОСАГО, то на него полностью ложится обязанность по восстановлению транспортного средства пострадавшей стороны. Кроме этого, ему придется еще раскошелиться на оплату штрафа государству и компенсации за моральный ущерб второму участнику аварии.
Попал в ДТП без страховки – как себя вести?
Принцип работы страховки ОСАГО совсем несложный. Сначала стоимость ремонта поврежденной машины погашает страховщик пострадавшего автовладельца, а затем эта сумма взимается с компании, в которой покупал страховой полис виновник инцидента.
Соответственно, если страхового полиса у него нет, то он должен из своего кармана предоставить сумму, которая была потрачена на ремонтные работы автомобиля. Кроме этого, в судебных исках часто указывается, что он еще должен выплатить моральную компенсацию.
Есть три выхода из ситуации, когда в ДТП виновата машина без страховки ОСАГО:
Договоренность на месте
Если убыток от аварии небольшой, то обе ее стороны обычно согласны решить все мирным путем прямо на месте происшествия. Есть много водителей, у которых нет ОСАГО несмотря на закон, но манера их езды очень аккуратная и крупные ДТП они провоцируют крайне редко. Компенсацию на починку машины в случае чего они готовы сразу выплатить, обсудив точную сумму с пострадавшей стороной.
В этом случае у пострадавшей стороны сохраняется время, и пропадает необходимость ввязываться в долгую бумажную волокиту. А виновник не объясняется перед ГАИ ГИБДД и не несет дополнительные затраты на оплату штрафа за отсутствие ОСАГО.
Случаются и такие ситуации, когда виновник соглашается полностью возместить ущерб, но просит вносить сумму по частям. В таком случае пострадавшей стороне рекомендуется на всякий случай собрать доказательства вины второго участника аварии:
Все это понадобится, если виновник окажется нечестным человеком и попытается скрыться или привлечет к делу опытного юриста, который выкрутит ситуацию в обратную сторону. Тогда заблаговременно полученные доказательства можно будет предоставить суду, как улики.
Еще могут возникнуть трудности с установлением размера ущерба. Даже профессионал на первый взгляд вряд ли сможет точно сказать во сколько обойдется ремонт ТС, ведь могут же быть скрытые повреждения, которые можно выявить только в ходе тщательной диагностики. Поэтому стоимость ущерба определяется только примерно и обе стороны должны быть согласны на эту сумму.
Когда виновник полностью компенсирует ремонт ТС, теперь пострадавший должен написать расписку, что претензий по ДТП он не имеет. При желании можно ограничиться записью его слов на видео.
Досудебное урегулирование
Если на месте происшествия прийти к единому мнению у участников инцидента не получилось, то добиться денег на ремонтные работы можно только через суд. Но сначала проводится досудебное разбирательство.
Вызванный сотрудник ГИБДД должен указать в протоколе, что у виновника ДТП нет ОСАГО. Владелец поврежденной машины должен сохранить у себя контакты виновника и получить следующую документацию:
Формируя итоговую сумму важно принимать во внимание еще стоимость дополнительных услуг: эвакуацию ТС, экспертизу, юридическую помощь и даже моральный ущерб. Поэтому величина требуемого возмещения всегда больше цифры, указанной в отчете эксперта.
Досудебную претензию нужно направлять вместе со следующими документами:
Ксерокопии всего перечисленного вместе с досудебной претензией необходимо отправить виновнику обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении. А оригиналы нужно держать у себя, чтобы в дальнейшем предъявить их в суде.
Если к составлению досудебной претензии не привлекается юрист, то пострадавший должен учесть, что она должна содержать:
Чаще всего, получив документы и досудебную претензию, виновники аварии соглашаются сразу выплатить потерпевшей стороне сумму, указанную в заключении эксперта. Для них выгодно, так как в этом случае им не придется дополнительно возмещать еще и судебные затраты.
Судебный иск
Если прибегнуть к двум предыдущим мероприятиям не получилось, то пострадавший может направить иск в судебный орган. Если стоимость ремонта меньше 50 тыс. руб., то дело ведет мировой судья, а если больше – районный.
Вместе с заявлением нужно передать и оригиналы и ксерокопии документации для досудебной претензии. Также еще нужно прикрепить к этому всему квитанцию об оплате государственной пошлины. Если пострадавший к процессу решил привлечь юриста, то на него нужно оформить доверенность.
В сам документ (иск) нужно вписать ту же информацию, что указывалась в досудебной претензии. Здесь должен быть добавлен факт о возмещении морального вреда. Чаще всего виновники всеми способами пытаются затянуть процесс, так как у них элементарно нет денег погасить требуемую сумму. Причем некоторые даже намеренно говорят, что у них нет работы, слишком маленький доход или они бедные.
Период исковой давности – 3 года. Прежде чем принять решение, судья сначала изучает материальное состояние виновника аварии, количество иждивенцев на нем, инвалидность и т.д. Вместо единовременной выплаты он может присудить выплачивать каждый месяц по 20% от заработной платы ответчика. Так возмещение ущерба перед потерпевшим может затянуться на 12 месяцев и больше.
Иногда, очень редко, когда виновник действительно в сложном финансовом положении, пострадавший водитель может не подавать иск в суд, и дать возможность выплатить всю сумму по частям. Но если есть сомнения, что виновник только водит вас за нос, то лучше не рисковать и сразу обратиться в суд.
Некоторые считают, что если они не явились на судебное слушание, то дело рано или поздно будет закрыто, но все не так. Пострадавший может направить ходатайство и автомобиль виновника арестуют.
Если страховой полис отсутствует у потерпевшего
Если у виновника инцидента на дороге есть полис страхования ОСАГО, а у потерпевшего нет, то возмещать стоимость ремонта автомобиля будет страховая компания виновной стороны в полном объеме, а пострадавшему придется выплатить штраф за вождение транспортного средства без полиса ОСАГО.
Ответственность за отсутствие полиса обязательного страхования
Действующей страховки ОСАГО у некоторых водителей нет, потому что вероятнее всего они надеются, что никогда не попадут в аварию, так как ездят аккуратно, забывают ее оформить или просто хотят сэкономить деньги. Согласно российскому законодательству за отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности взимается штраф:
Экспертиза повреждений автотранспортного средства
Как только все процедуры на месте аварии завершены, пострадавшее транспортное средство нужно показать специализированным экспертам для оценки нанесенных увечий. Такую процедуру может выполнить любое учреждение, прошедшее государственную сертификацию и имеющее право выдавать заключения с юридической силой.
Например это может быть:
В одном из перечисленных учреждений нужно заказать два отчета:
Частные оценщики не наделены правом на проведение экспертизы ТС и выдачу отчетов с юридической силой.
Чтобы результат экспертной оценки имел юридическую силу, необходимо пригласить виновника инцидента на дороге почтовым приглашением, чтобы он сам видел, как проводится экспертиза. Телеграмма должна направляться обязательно с уведомлением о получении. Если виновнику не дойдет она и его не будет на экспертизе, то он сможет легко оспорить сумму ремонта и тогда придется проходить процедуру повторно.
При этом, если виновник задерживается более чем на 15 минут от указанного в телеграмме времени, то его могут дальше уже не ожидать. В этом случае он будет виноват сам.
Заключение
Очень часто инспекторы ГАИ ГИБДД обнаруживают, что у водителей нет полиса страхования ОСАГО. Но мы настоятельно рекомендуем не пренебрегать этим правилом и покупать страховку и своевременно ее продлевать. Заранее предусмотреть ситуацию на дороге нереально. Каждый может спровоцировать ДТП, а при отсутствии страховки это повлечет большие затраты из семейного бюджета. А если же вы столкнулись с такой ситуацией, то приложите всевозможные усилия, чтобы все решить мирным путем.
Попал в ДТП без страховки и я виноват
Каждый водитель в РФ должен оформлять страховку. Если у виновника ДТП ее нет, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию от страховой компании, и тогда имеет право истребовать ее у виновника аварии. Большинство споров по обстоятельствам происшествия без страховки приходится разрешать в суде. Согласно статье 12.37 КоАП РФ управление автомобилем без страхования гражданской ответственности грозит административным штрафом в размере 800 рублей. Но штрафные санкции не так страшны, как отсутствие полиса. После аварии некоторые водители задаются вопросом: «Что делать, если попал в ДТП без страховки, и я виноват?».
Узнаем, как проходит процедура взыскания ущерба с виновника ДТП без ОСАГО, а также что делать в 2018 году, если виновник отказывается возмещать ущерб?
Взыскание ущерба Принцип действия страхования прост и основывается на следующем: если произошла авария, страховой компанией виновника выплачивается некая денежная сумма для выполнения ремонтных работ пострадавшему. Но что делать, если произошло ДТП, а виновник без ОСАГО? А самое главное — кто будет оплачивать ущерб? По статье 1064 ГК РФ нанесенный ущерб подлежит полному возмещению лицом, нанесшим этот ущерб. Даже тогда, когда у автомобилиста не застрахована гражданская ответственность. Исходя из этого, ремонт автотранспортного средства пострадавшего лица виновник аварии, у которого нет ОСАГО, оплачивает самостоятельно. Помимо суммы за ремонт виновник оплатит штраф за управление авто без страховки, а также, возможно, придется компенсировать моральный вред, если этот пункт будет включен в постановление суда.
Варианты взыскания ущерба
Какие есть варианты для взыскания ущерба, если попал в аварию без страховки, и я оказался виноват? Есть три способа:
-вопрос решается на месте без дальнейшего разбирательства, т.е. виновник сразу соглашается покрыть расходы на ремонт;
-досудебная претензия, о которой речь пойдет ниже (также виновник согласен оплатить все убытки, связанные с аварией);
-судебный иск — это наименее благоприятный исход, виновника вынудят выплатить денежную компенсацию.
Добровольное возмещение на месте
Это довольно распространенный вариант решения проблемы, он подходит в том случае, если ущерб минимален. Такие водители надеются аккуратно ездить без ОСАГО и стараются все возмещать сразу, по частной договоренности.
Если виновник просит отсрочку
Если соглашение достигнуто, а сумма выплачена на месте, потерпевший должен написать виновнику расписку о том, что претензий более не имеет, а инцидент исчерпан. Можно также записать все на видео.
Досудебное урегулирование
Для урегулирования споров сначала необходимо прибегнуть к досудебному разбирательству. Сразу на месте ДТП следим, чтобы инспектор указал в справке о произошедшем, что у виновника нет полиса ОСАГО.
Также фиксируем данные виновника: ФИО; адрес прописки; номер телефона.
Затем нужно собирать документы для юридической претензии. Понадобятся: Отчет о независимой экспертизе. Средняя оценка варьируется от 2 000-7 000 рублей. В документе содержатся данные обо всех повреждениях, даже скрытых, и калькуляция ущерба. Также Вы получите документы, подтверждающие законность организации, занимающейся данной деятельностью. Отчет о стоимости ущерба. Оформляют, если автотранспортное средство не подлежит восстановлению. Цена за документ обычно составляет 5 000 рублей. Досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО. Составление бумаги также стоит около 5 000 рублей. Но ее можно составить и самостоятельно, типовой бланк не нужен. В документе указывается направление маршрута, место, дата и обстоятельство ДТП. Все факты подкрепляются выдержками из законодательства, экспертными выкладкам, заверенной документацией. Все обстоятельства аварии должны соответствовать данным из протокола ГИБДД, по этой причине составленный инспектором протокол всегда необходимо тщательно проверять на предмет неточностей или ошибок. В конце следует указать причиненную сумму ущерба.
Важно: итоговая сумма должна превышать ту, которая указана в акте независимого эксперта. Сюда же включаются услуги эвакуатора, хранение машины, проведение всех экспертиз, услуги юриста, моральный ущерб.
К претензии прикладывают следующие копии:
Досудебную претензию высылают на адрес виновника заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении. Все почтовые квитанции необходимо сохранить. Они будут нужны в суде, если конфликт перерастет в судебное разбирательство.
Обязательные пункты, которые должны содержаться в досудебной претензии:
Многие виновники ДТП часто после направления досудебной претензии соглашаются на цену, которая выставляется независимыми экспертами. Если дело будет доведено до суда, виновнику, дополнительно к ущербу, придется еще оплачивать дополнительные издержки.
Отсутствие работы или любого вида имущества — не основание для отказа в выплате компенсации, особенно в случае судебного разбирательства.
Если при ДТП нет страховки у пострадавшего
Если Вы являетесь пострадавшей стороной, но у Вас нет ОСАГО, а у виновника есть, оплату Вам произведут в полной мере в соответствии со страховыми тарифами. Единственное, что нужно будет оплатить, — штраф за управление ТС без полиса ОСАГО. Размер штрафа — 800 рублей. Если у виновника поддельный полис Наличие поддельного страхового полиса приравнивается к его отсутствию. Расходы по ремонтным работам обоих автотранспортных средств, пострадавших в ДТП, ложатся на виновника.
Узнаем, что грозит водителю, если выявили подделку:
Если страховая компания по каким-то причинам согласится выплатить денежную компенсацию пострадавшему по фальшивой страховке, в дальнейшем водителя вызовут в суд, так как компания будет требовать возвращения всей выплаченной суммы.
Пострадавшая сторона должна будет произвести следующие действия в отношении виновника:
Алгоритм действий при ДТП
Экспертиза повреждений автотранспортного средства
После проведения всех процедур на месте аварии автомобиль нужно показать экспертам для оценки ущерба. Этим занимается любая организация с государственной сертификацией для выдачи заключений с юридической силой. Это могут быть сервисные центры, экспертные бюро, научные институты, учреждения государственной оценки.
В вышеперечисленных организациях следует заказать:
У частных оценщиков нет прав проводить экспертизу машин и выдавать юридически значимые заключения. Для юридически значимого результата экспертной оценки нужно отправить виновнику ДТП почтовое приглашение для присутствия на экспертизе в качестве наблюдателя.
Телеграмму следует заказать с уведомлением о вручении, иначе сумму денежной компенсации виновник может оспорить, тогда придется заказывать еще одну экспертизу.
Виновник должен прибыть на экспертизу вовремя, ожидать его будут не более 15 минут сверх указанного в письме времени.
Исковое заявление можно подавать в суды по месту жительства виновника. Мировые судьи рассматривают дело, если исковая сумма не выше 50 000 рублей. Если выше, то дело рассматривают районные суды. К иску прикладываются документы, перечисленные в разделе о досудебной претензии. Плюс прикладываются оригиналы. Нужно также приложить доверенность на ведение дела, если пострадавший нанял юриста, оригинал квитанции по оплате госпошлины, копия искового заявления, документы по досудебному урегулированию. Заявление должно содержать примерно те же сведения, что и досудебная претензия. Сюда включают больше подробностей. Также можно требовать возмещение морального ущерба. Исковая давность составляет 3 года. Нередко виновники могут затягивать судебный процесс из-за неспособности выплатить исковую сумму. Состоятельные виновники могут симулировать бедность, чтобы уклониться от выплат.
Суд примет во внимание справки о доходах ответчика, иждивенцах, инвалидности и может назначить взыскание в размере 20% от указанной заработной платы. Пострадавший может ожидать полного погашения ущерба годами.
Если у виновника и правда низкий уровень дохода, нужно попытаться решить проблемы без суда, убедить его выплатить все добровольно, оформив процесс в качестве рассроченного платежа. Но если есть уверенность, что виновник весьма обеспечен, имеет смысл судиться. В завершение отметим факт, который будет полезен обеим сторонам конфликта: если виновник будет систематически игнорировать судебные заседания, потерпевшая сторона имеет право ходатайствовать о наложении ареста на автотранспортное средство виновника.
В конце концов, виновнику придется явиться в суд. Лучше не усложнять проблему и решать все вовремя и без конфликтов.
Как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?
Я сдал машину такси в прокат, и водитель попал на ней в ДТП: в мою машину врезался другой автомобиль. Виновником признали водителя того автомобиля, но у него не оказалось полиса ОСАГО.
Оценщик определил мой ущерб в 465 000 Р с учетом износа. Я отправил виновнику досудебную претензию с копиями всех документов и потребовал возместить ущерб в течение 15 дней, оплатить 1700 Р в сутки за простой машины, а также расходы на эксперта и эвакуатор. Но это не помогло: водитель на контакт не идет. До этого он не приезжал на независимую экспертизу, не забрал телеграмму с уведомлением. Видимо, такая же ситуация с претензией.
В базе данных судебных приставов я нашел 49 исполнительных производств в отношении виновника на сумму около 30 000 Р — в основном это неоплаченные штрафы за нарушения ПДД с 2018 года. Предполагаю, что водитель — злостный нарушитель. Банковских карт и счетов у него, видимо, нет, иначе приставы заблокировали бы их и списали штрафы. Но, кажется, у этого человека есть машина, ведь штрафы за нарушения продолжают ему приходить. Другого имущества, возможно, нет.
Я планирую подать в суд и думаю, что мой иск удовлетворят. Но как мне взыскать деньги? Какая управа есть на виновника ДТП, если у него не было полиса ОСАГО и, скорее всего, нет имущества?
Валерий, вы правы: ущерб в вашей ситуации взыскивают только через суд. Даже если виновник ДТП не придет в суд, решение могут вынести заочно. Дело передадут судебным приставам, и они будут решать, как именно взыскать долг.
Несмотря на то что у приставов довольно широкие полномочия, получить деньги, скорее всего, будет непросто. Расскажу подробнее об этой схеме и дам советы, как действовать, чтобы ускорить дело.
Как подать в суд на виновника ДТП
В России ОСАГО обязательно. Водитель, который сел за руль, должен заранее застраховать свою ответственность. Если такой водитель попадет в ДТП, страховая компания заплатит до 400 000 Р за вред имуществу и до 500 000 Р за вред здоровью пострадавших.
Но есть водители, которые нарушают закон и ездят без ОСАГО. Если такой водитель устроил ДТП, обращаться в страховую компанию бесполезно: страхового полиса нет. Если бы был ущерб жизни или здоровью, такой ущерб в отсутствие ОСАГО компенсировал бы Российский союз автостраховщиков. Но в вашем случае ущерб только материальный, и взыскать его можно только через суд.
До подачи иска желательно соблюсти такую процедуру:
При этом неважно, получил виновник ДТП бумаги или нет, — в суде будет иметь значение только сам факт отправки. Поэтому и извещение о проведении оценки, и досудебное уведомление лучше отправлять заказными письмами с уведомлением о вручении.
В исковом заявлении можно сразу потребовать наложить арест на имущество виновного и просить взыскать все понесенные расходы: на ремонт, эвакуатор, оценщика, юриста и так далее.
Если ответчик не явится на судебное заседание, скорее всего, суд несколько раз отложит заседание, а потом вынесет заочное решение. У виновника аварии будет право подать апелляционную жалобу. Если он этого не сделает, то через месяц решение вступит в законную силу.
После этого материалы дела передадут судебным приставам. Они и будут заниматься взысканием долга.
Мужчина попал в аварию без ОСАГО, но страховая все равно за него заплатила
Один мужчина в Санкт-Петербурге ехал на Хонде и врезался в Киа. От сильного удара сзади Киа в свою очередь въехала в стоящий впереди ГАЗ. В результате аварии у Киа были сильно повреждены оба бампера, задняя дверь, номерные знаки, парктроники, капот, радиатор — всего повреждений набралось на 300 тысяч рублей.
Водитель Хонды предъявил полис ОСАГО, выданный одной крупной страховой компанией. Удивительно, но действовать он начинал как раз в день ДТП, с 00:00. Владелица Киа написала в эту компанию заявление о выплате. Но страховщик отказался оплачивать ремонт ее автомобиля, заявив, что водитель Хонды купил этот полис уже после аварии.
Тогда женщина прибавила к стоимости ремонта компенсацию морального вреда, штраф и расходы на представителя — и пошла в суд. Иск она подала к страховой компании водителя Хонды.
Аргументы сторон
Владелица Киа. Автогражданская ответственность всех водителей должна быть застрахована. Закон обязывает водителей делать эту страховку, чтобы пострадавшие не бегали за виновниками аварий и не ждали годами денег на ремонт автомобиля. Каждый водитель покупает полис, а страховая компания гарантирует, что оплатит ремонт пострадавшей стороне.
Я — та самая пострадавшая сторона, мой автомобиль поврежден. Этот мужчина, водитель Хонды, принес полис ОСАГО. В полисе написано, что он действует с нуля часов того дня, когда произошло ДТП. Я не знаю, когда он его оформил, до или после аварии, и не хочу знать. Раз там написано, что он действует, значит, заплатите мне за ремонт и не морочьте голову.
Страховая компания. В момент аварии автогражданская ответственность виновника еще не была застрахована. По документам столкновение произошло в 10 утра, а полис был выдан не раньше 11:40 — то есть через полтора часа после ДТП. С этого времени полис и начал действовать.
Страховой риск — это случайное событие, которое может наступить, а может не наступить. В этом и заключается смысл страховки: защищать от предполагаемых опасностей. Если неблагоприятное событие произошло до заключения договора страхования и пострадавший хочет компенсировать убытки за счет страховой компании, это уже не страхование, а мошенничество. Поэтому страхование распространяется только на случаи, которые произошли после заключения договора страхования и вступления его в силу.
Виновник аварии попал в аварию без страховки, а потом быстренько съездил в ближайшую страховую, оформил ОСАГО и хочет, чтобы мы за него все выплатили. Хорошо придумал! Это недобросовестное поведение и злоупотребление правами. Пусть сам компенсирует убытки этой женщине.
Водитель Хонды. Кажется, я оформил страховку за день или два до аварии, точно не помню. На полисе написано, что он действовал во время ДТП, поэтому пусть платит страховая, а я никому ничего не должен.
Что сказали суды
Страховой агент, который выписывал этот полис, подтвердил, что оформил его после 11 утра в день столкновения. Чтобы оформить полис, необходимо сделать запрос в электронную базу РСА. Этот запрос был направлен в 11:42. Раньше этого времени выдать полис было невозможно.
Страховой полис ОСАГО подтверждает факт заключения договора страхования. В законе сказано, что договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии. Но можно договориться и о других условиях.
У мужчины на руках был подлинник страхового полиса с печатью и подписью представителя страховщика. На полисе указано, что он действует с 00:00 этого же дня, то есть до того, как его оформили в офисе. Так тоже можно. Получается, что страховой агент от имени компании и этот мужчина так договорились.
Если страховая компания считает, что агент поступил недобросовестно и нарушил права компании, она может предъявить иск к этому агенту. Но это уже будет дело для другого суда.
Страховая компания не согласилась с таким решением суда и подала апелляцию.
Городской суд (апелляция): 🧔👈
Коллеги из районного суда все перепутали. На момент ДТП гражданская ответственность мужчины застрахована не была. Это подтверждают документы и свидетели.
Страховой полис был изготовлен и выдан уже после того, как имуществу истца был причинен ущерб. Это значит, что столкновение не является случайным и поэтому не может быть признано страховым случаем.
Взыскивать ущерб со страховой компании нельзя. Решение отменяем, в иске этой женщине отказываем. Страховая ничего никому платить не должна.
С таким решением не согласилась пострадавшая. Она подала жалобу в вышестоящую инстанцию — президиум городского суда.
Городской суд (кассация): 👉👉🏢
Апелляционная инстанция ошиблась, а вот первоначальное решение районного суда было правильным. Страхование может распространяться и на случаи, произошедшие до заключения договора страхования, если об этом прямо сказано в договоре.
В спорном полисе ОСАГО прямо написано, что он начал действовать раньше, чем был оформлен. Это абсолютно законно.
Решение апелляционной инстанции отменяем, решение районного суда оставляем в силе. Страховая компания должна компенсировать ущерб потерпевшей.
Страховую компанию такое решение не устроило. Так дело дошло до Верховного суда.
Цель страхования гражданской ответственности автовладельцев — защита потерпевших и возмещение причиненного вреда. Потерпевшая в этой истории защищена меньше всего, потому что не может влиять на условия договора страхования ответственности виновника аварии. Владелица Киа не знает и не должна знать, при каких условиях виновник аварии купил свой полис ОСАГО, поэтому может полагаться на сведения, указанные в полисе страхования.
По закону страховая компания обязана за счет собственных средств возместить причиненный вред. Исключение — хищение бланков полисов, да и то только если страховая компания обратилась в полицию до наступления страхового случая. Во всех остальных ситуациях страховщик несет ответственность перед потерпевшим, в том числе когда бланк полиса использовали несанкционированно, нарушили порядок его выдачи или исказили указанные в нем данные.
Страховая компания могла заявить, что агент этот бланк полиса использовал несанкционированно — например украл или ранее списал как испорченный. Но она никаких таких заявлений не сделала.
Полис ОСАГО, который предъявил мужчина, — подлинный, оформлен как полагается, на бланке с печатью. Все остальное неважно: надо было смотреть, какие полисы выписываете.
Получается, страховая компания отказалась выплатить истцу возмещение по подлинному полису ОСАГО. Это нарушает принцип гарантированного возмещения вреда потерпевшему. Женщина вообще не участвовала в отношениях между виновником и ответчиком и не должна отвечать за их договоренности. А суд чуть не оставил ее без денег.
Президиум городского суда правильно отменил решение апелляционной инстанции.
Это что же теперь, без ОСАГО ездить можно?
Мы не можем точно узнать, что на самом деле произошло в страховой: ввели ли страхового агента в заблуждение, или он просто ошибся. По его показаниям в суде, в день ДТП ему позвонил знакомый и попросил срочно оформить полис на своего друга, а документы прислал в «Вотсапе». Агент сделал расчет, оформил полис, а срок начала действия из-за сбоя в системе остался с 00:00 того же дня.
Для владелицы Киа эта история закончилась благополучно, а вот для водителя Хонды и страховой компании она еще вообще не закончилась. Возможно, страховая решит взыскать ущерб со страхового агента, а может, дело дойдет и до виновника аварии. Будем следить и расскажем вам, чем все закончилось.