Что будет если перейти с 95 на 92 бензин
Можно ли сэкономить, перейдя с 95-го бензина на 92-й
Непрерывное подорожание бензина волей-неволей подталкивает автовладельцев к мыслям об экономии на топливе. В том числе о переводе машины с рекомендованного fвтопроизводителем Аи-95 на Аи-92. Мы решили разобраться в плюсах и минусах этого шага.
Сразу скажем, что чем выше октановое число бензина, тем плавнее топливовоздушная смесь сгорает в цилиндре мотора. Соответственно, чем меньше октановое число, тем более бензин склонен к взрывному воспламенению, то есть детонации. От этих микровзрывов могут разрушиться элементы цилиндропоршневой группы, клапана и т. п. И, по идее, если автопроизводитель сказал в руководстве по эксплуатации применять 95-й — значит только его льем в бензобак, никаких не Аи-92.
Известно, что проблемы от детонации 92-ого бензина могут начаться в двигателе, степень сжатия которого превышает 10,5. К таким моторам относятся некоторые агрегаты BMW, имеющие степень сжатия 11, да, пожалуй, еще семейство Skyactiv у Mazda с аналогичным параметром равным 13. У большинства же прочих двигателей на рынке, даже турбированных малообъемных типа фольксвагеновского TSI или фордовского EcoBust, степень сжатия равна 10.
То есть и они, теоретически, позволяют лить в бензобак 92-й, вместо строго-настрого рекомендованного Аи-95. Косвенно это подтверждается еще и тем, что для точно таких же моторов и Ford, и Volkswagen на рынке США английским по белому рекомендуют бензин Regular Gasoline AKI 87, что соответствует российскому ГОСТу на… Аи-92!
Кроме того, из памяти автора этих строк не идет случай, когда он обнаружил на лючке бензобака российского Volkswagen Polo Sedan письменное требование заправлять машину Аи-98(!), и только в крайнем случае применять Аи-95. Одновременно для Skoda Fabia с точно таким же атмосферным 1,6-литровым двигателем, производитель спокойно рекомендовал Аи-92…
Поговорит о том, что автопроизводители, продающих свои машины на российском рынке, просто напросто пытаются перестраховаться от некачественного топлива. Другими словами, если в фирменном техническом описании мотора, стоящего под капотом вашей машины, указана степень сжатия 10 — смело можете лить в него 92-й бензин.
То есть экономить на топливе попроще, получается, можно? А вот и нет. Дело в том, что при использовании Аи-92 вместо Аи-95 неизбежно растет расход бензина. Не много, если говорить о городской эксплуатации. В зависимости от мощности, рабочего объема и конструкции конкретного мотора — в среднем на 1 литр на каждые 100 км пробега.
Для иллюстрации призрачности экономии денег за счет менее октанового топлива рассмотрим условную машину, которая «ест», в среднем, 10 литров «на сотню» рекомендованного 95-го. На Аи-92 она покажет расход бензина на уровне 11 л/100 км. Допустим, что ее среднегодовой пробег равен 20 000 км. То есть за год она сожжет в моторе 2000 литров 95-го или 2200 литра 92-го. При текущих московских ценах на топливо (Аи-95 — 37,5 руб/литр и Аи-92 — 35 руб./литр) это означает, что за год автовладелец должен будет потратить на АЗС 75 000 рублей, заправляясь 95-м, либо 77 000 рублей, заливая 92-ой бензин. Другими словами, низкооктановый бензин обойдется ему даже чуть дороже!
АИ-92 и АИ-95. Что будет, если перейти с одной марки бензина на другую
Объясняем разницу в одной картинке.
Вместе со специалистами компании «Чепецкнефтепродукт» наглядно объясняем, что будет, если сменить марку бензина.
Итак, октановое число характеризует способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии. Чем оно выше, тем сильнее можно сжать топливно-воздушную смесь до её самовоспламенения
Чем выше степень сжатия в двигателе, тем выше должно быть октановое число бензина. Поэтому разные двигатели рассчитаны на бензин с определённым октановым числом. И именно такой бензин и нужно заливать (его указывает производитель авто).
1. Если в двигателе, конструктивно рассчитанном на АИ-92, начать использовать АИ-95, то ничего не изменится. Расход топлива и мощность двигателя останутся прежними, вы просто переплатите за бензин.
2. Если в двигателе, конструктивно рассчитанном на АИ-95, начать использовать АИ-92, то незначительно уменьшится мощность и увеличится расход, также возможна детонация из-за раннего самовоспламенения.
1. АИ-92 и АИ-95 (как и АИ-98) имеют одинаковое качество по всем параметрам, отличаются только октановым числом.
2. Октановое число любого бензина само по себе не влияет на мощность двигателя, на расход топлива и на его характеристики, если это октановое число соответствует рекомендациям производителя автомобиля.
3. АИ-92 и АИ-95 предназначены для работы в соответствующих двигателях конструктивно рассчитанных (по степени сжатия) на своё октановое число.
Переход с АИ-95 на АИ-92, последствия…
«Многочисленные исследования в разных странах мира подтверждают, что переход на бензин с более высоким октановым числом при постоянной степени сжатия не дает никаких преимуществ, а только повышает расходы на топливо. Теплотворная способность, а значит, и запасенная энергия у разных сортов топлива примерно одинакова. Высокооктановый бензин выделяет столько же энергии, как и стандартный, но горит медленнее. В результате не успевшее сгореть топливо может быть выброшено в глушитель (смерть катализатору) » — цитата с сайта: (5koleso)
На лансерах 10 с двигателями 1,5л; 1,6л и 1,8л всё понятно, там только по мануалу от 95+, а вот двигатель 2.0л может переваривать бензин от 90+, так как степень сжатия у него ниже чем у вышеперечисленных двигателей.
Чем выше октановое число бензина, тем ниже вероятность детонации при определённой степени сжатия в цилиндрах, именно поэтому в высоко форсированные и в турбо двигатели льют высокооктановый бензин, дабы свести к минимуму риск детонации.
В России очень часто говорят что чистого АИ-95 у нас не гонят, а лишь добавляют к АИ-92му присадки, увеличивающие октановое число, а также добавляют какую-то железосодержащую антидетонационную присадку.
Вообщем решил попробовать перейти. Откатал весь АИ-95 на котором постоянно ездил раньше, заехал на свою постоянную и известную оранжевую заправку и залил полный бак АИ-92 (простого). Завёл, нормально доехал до дома, но в следующий раз когда заводил машина тройнула и заглохла, видимо пока ехал домой пятый ещё оставался в баке, потом мне посоветовали что надо было скинуть клеммы аккумулятора для того чтобы сбросить топливные карты при переходе, я этого не делал.
Во второй и в последующие разы заводилась как всегда без проблем.
Итак результат после перехода на АИ-92 такой:
— Динамика: без изменений, гонял и просто ездил по всякому, никаких провалов и ухудшений в динамике замечено не было, а на одном из фан клубов лансеров даже делали замеры разгона — одинаково.
— Расход: по собственным замерам и ощущениям без изменений.
— Работа двигателя: без изменений.
Выводы: Тема перехода с АИ-95 на АИ-92 для меня была интересна вовсе не для того чтобы послужить целью сэкономить на топливе, а скорее просто обычный интерес проверить разницу двух сортов топлива, плюс к этому маленькая надежда на то, что в России 92й наверняка будет чище 95го так как в нём не будет (или будет меньше) этих самых антидетонационных и железосодержащих присадок, качество которых может быть где-то под сомнением. Конечно каждый сам решает что заливать в свой авто и я никого не призываю лить 92й (тем более если для Вашего авто он не рекомендован), но сравнивая вышеперечисленные сорта топлива на двигателе 4b11, я никаких преимуществ 95го перед 92м не заметил.
Экономия выйдет боком: когда можно заливать 92-й бензин вместо 95-го, а когда не стоит
Самая популярная в среде автолюбителей «топливная» тема обычно посвящена выбором между 92-м и 95-м бензинами. В ее основе, если отбросить все высокие материи, лежит исключительно желание сэкономить на заправке. И если автовладелец хочет заправиться подешевле, он найдет способ это сделать. К его услугам множество АЗС, где бензин стоит чуть дешевле, чем на брендовых. Однако же поговорим о заведомо нормальных бензинах – АИ-92 и АИ-95.
Практически во всем мире самым массовым бензином является 95-й. Правда, в последние годы нефтяники призывают заливать во все баки исключительно 98-й бензин, причем с повышенной моющей способностью (читай – самый дорогой). Формальная цель – максимально обезопасить моторы от случайной детонации, способной вызвать выход из строя деталей цилиндро-поршневой группы. Предложение, мягко говоря, странное и экономически невыгодное. Тем более, что у нас самым популярным бензином все еще остается 92-й. При этом многие производители указывают в своих инструкциях, что основным топливом является АИ-95, а резервным – АИ-92. То есть, фактически, намекают на то, что на 92-м можно ездить постоянно. На изнанке крышек бензобаков при этом обычно рисуют два кружочка – большой и поменьше. В большом написано 95, в маленьком – 92.
Для многих автовладельцев это является поводом для постоянной езды на 92-м бензине: производитель разрешил! Однако не стоит путать постоянную езду с разовыми поездками. Любой автопроизводитель разрабатывает свой двигатель под бензин с определенной антидетонационной стойкостью – на нее указывает октановое число. При этом он обеспечивает своей конструкции определенный «запас прочности», позволяющий слегка отклоняться от рекомендуемого параметра. Ситуации могут быть разные: на АЗС кончился нужный бензин, вам случайно залили какую-то бодягу и т.п. Именно на такие случаи и рисуют маленькие кружочки с циферками 92: мол, если припрет, то заливай – я потерплю! Кстати, на современных шкодах всех моделей основным бензином является уже 98-й, а 95-й – всего лишь резервный.
Иными словами, если АИ-92 указывается как резервное топливо, то его применение сродни езде на докатке вместо основного колеса. Оно выдержит какие-то нагрузки, но недолго. Точно так же применение резервного топлива приводит к перенастройке бортовой электроники, которая в современных моторах управляет абсолютно всем. Параметры автомобиля слегка ухудшатся, но кратковременное использование такого обходного варианта не смертельно. Однако постоянная езда на таком топливе крайне нежелательна – опять вспомним про докатку. И все потому, что подобная езда уже лишена изначального технологического запаса, своего рода «защиты от дурака». И если перейти на постоянное применение обходного топлива, то однажды в баке окажется какой-нибудь 90-й или 89-й. А вот на такие подарки мотор уже категорически не рассчитан: никакая электроника с ситуацией уже не справится. Поэтому потребитель должен знать: основная езда должна вестись только на основном топливе, а не на обходном, каким в большинстве случаев является АИ-92.
Если же заводская инструкция требует «95 и выше», то про 92-е бензины надо забыть сразу. Тем более, если при этом автомобиль находится на гарантии, а движок вдруг забарахлил. Никакие сервисмены не станут с ним возиться, пока не возьмут пробу бензина из топливного бака. Если там плещется что-то непотребное – прощай, гарантия. Без разговоров.
Что касается финасов, то 92-й, конечно же, дешевле. И если не брать в расчет, что езда на рекомендованном 95-м бензине более экономична, чем на 92-м, то реальная разница в стоимости того же бака на АЗС в полторы – две сотни рублей для многих все-таки имеет решающее значение. Дескать, сломается мотор или нет – это еще неизвестно, а сегодня я сэкономил. Спорить с такой точкой зрения бесполезно.
Кстати, есть еще один забавный аргумент против 95-х бензинов. Мол, знающие люди говорят, что все высокооктановые бензины сильнее «бодяжат», а потому низкооктановые безопаснее. С этим спорить как-то неловко. Все продаваемые сегодня бензины должны соответствовать классу 5 – если, конечно, специально не выискивать какие-то контейнерные заправки и смешные ценники.
Езда на 92-м бензине вместо 95-го
В технической документации на автомобиль часто указывают: «рекомендованный бензин — А-95, допустимый — А-92». Или даже: «рекомендованный — А-98, допустимый — А-95». А так ли выгодно использовать топливо с «низким октаном»?
Что такое октановое число
Бензин — это горючая смесь легких углеводородов, которую получают путем разгонки и отбора фракций нефти при определенных температурах.
Бензин характеризуется массой параметров, основными среди которых являются:
— объемная доля ароматических углеводородов, бензола и органических кислородсодержащих соединений. Ароматические углеводороды повышают октановое число, но увеличивают нагарообразование, оказывают агрессивное воздействие на резиновые и пластмассовые детали, бензол увеличивает токсичность бензина и нагарообразование.
— содержание серы. Сера в результате сгорания образует серную и сернистую кислоты, разрушающие металлические детали, систему выпуска отработанных газов, катализаторы.
— октановое число. Октановое число характеризует способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии в камере сгорания (детонационную стойкость).
Октановое число определяют в лабораторных условиях моторным и исследовательским методом. Для этого используют одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия.
В двигатель заливают исследуемый бензин и измеряют детонацию, затем в ту же установку последовательно заливают смесь эталонных топлив (изооктана и н-гептана) в разных пропорциях, добиваясь такого же уровня детонации. Процентное содержание изооктана в эталонной смеси и будет октановым числом бензина.
Изооктан трудно окисляется даже при высоких степенях сжатия, и его детонационная стойкость условно принята за 100 единиц. Сгорание в двигателе н-гептана даже при невысоких степенях сжатия сопровождается детонацией, поэтому его детонационная стойкость принята за 0. Для бензинов с октановым числом выше 100 создана условная шкала, в которой используют изооктан с добавлением различных количеств тетраэтилсвинца.
Отличие моторного и исследовательского метода заключается в различных режимах работы двигателя во время испытаний (моторное октановое число всегда меньше исследовательского). В различных странах и для различных бензинов преобладают и различные методы измерений и маркировки, но в нашей стране на заправках всегда указывается октановое число, измеренное по исследовательскому методу.
Чем опасна детонация
В бензиновом двигателе происходит смешивание топлива с воздухом (без кислорода процесс горения невозможен), топливовоздушная смесь подается в камеру сгорания, где поджигается с помощью искры. Температура и давление повышаются, начинается окисление углеводородов, образуются перекисные соединения и продукты их распада, склонные к самовоспламенению.
Скорость распространения детонации в цилиндре достигает порядка 1500 м/с. Нормальное горение — фронт горения имеет скорость 20-40 м/сек.
Детонационное сгорание вызывает перегрев, повышенный износ, и даже локальные разрушения двигателя. При этом падает мощность, увеличивается дымность выхлопа, расход топлива и т.д.
На возникновение детонации влияет не только состав бензина, но и конструктивные особенности двигателя, системы зажигания.
Что же будет происходить при заправке низкооктановым топливом
Итак, использование топлива с октановым числом ниже заявленного изготовителем автомобиля, ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению мощности, износу двигателя — т.е. детонации.
Тогда почему производители указывают два значения октанового числа бензина, который может употребляться в автомобиле — рекомендуемый и допустимый?
Дело в том, что в инжекторных двигателях угол опережения зажигания выставляется автоматически в некотором диапазоне. И этого диапазона достаточно для того, чтобы двигатель адаптировался, например, и к бензину А-95 и к А-92.
При этом следует учесть, что «рекомендуемый бензин» и «допустимый» — понятия разные, и способность двигателя долгое время употреблять «допустимый» бензин во многом зависит от его конструкции.
Современные двигатели становятся все более экологичными, экономичными, но при этом не теряют в мощности. Это достигается за счет все более высокой степени сжатия, а высокая степень сжатия ужесточает и требования к детонационной стойкости топлива.
Поэтому, для современных двигателей с высокой степенью сжатия (ориентировочно — больше 10), имеющих малый объем при высокой мощности — использование бензина с низким октановым числом однозначно ведет к детонации. Для ликвидации детонации в граничных режимах эксплуатации, в двигателях устанавливают датчик детонации, по показаниям которого контроллер уменьшает угол опережения зажигания. В результате детонация устраняется, но двигатель начинает работать с увеличенной нагрузкой: топливо воспламеняется значительно позже, догорает уже в выпускном тракте, разрушая клапана. При этом снижается мощность двигателя и увеличивается расход бензина.
«Старые» двигатели — имеющие большой объем, невысокую степень сжатия (ориентировочно — до 10) — более лояльно относятся к понижению октанового числа и менее склонны к детонации.
На какой именно бензин (или бензины) рассчитан двигатель, указано на обратной стороне лючка бензобака и в технической документации на автомобиль.
Так будет ли экономия
Как мы уже видели, при снижении октанового числа в бензине даже в допустимых пределах, — увеличивается расход топлива и снижается мощность двигателя.
Но, тем не менее, эти «неудобства» могут быть компенсированы снизившейся стоимостью самого топлива. А будет ли в таком случае выигрыш по затратам на автомобиль (т.е. увеличившийся расход х снизившуюся стоимость топлива) — ответить однозначно невозможно — для каждого конкретного случая это индивидуально.
Однозначно можно сказать следующее: для современных двигателей предпочтительно использование высокооктанового топлива (даже если в технической документации допустимо низкооктановое). Это позволит сохранить двигатель и выпускной тракт от излишних перегрузок и снизит вероятность поломок и ремонта.
Датчик детонации срабатывает уже по факту произошедшей детонации — значит несколько взрывов УЖЕ произошло. По аварийной программе, угол опережения зажигания несколько сдвигается — насколько сильно — зависит от программы. В обычном случае, бензин будет догорать уже в выпускном коллекторе, даже в катализаторе(он за это спасибо не скажет, не сомневайтесь). Если же детонация все равно происходит, то может включиться и аварийная программа «мощность снижена, двигайтесь к месту ремонта». Работа датчика детонации лишь включает аварийный режим.
Двигатели 80-90 гг. — менее требовательны к величине октанового числа, и использование низкооктанового А-92 вместо А-95 (если это допускается в технической документации) не скажется негативно на автомобиле. Здесь стоит вспомнить, что китайские производители при изготовлении новых авто зачастую используют морально устаревшие модели двигателей Mitsubishi или Toyota — такие двигатели также лояльны к низкому октановому числу.
— Автомобили нужно заправлять тем топливом, на которое рассчитан двигатель.
— На современных авто система зажигания способна адаптироваться к топливу, но низкооктановое горючее снижает мощность двигателя и увеличивает расход.
— Для новых высокофорсированных двигателей крайне нежелательно использовать низкооктановое горючее, даже если это допускает производитель — это значительно снижает срок службы мотора.
— Для двигателей более старой конструкции использование низкооктанового горючего вполне допустимо.