Что будет если обзывать бога
Как избавится от оскорбления Бога в мыслях?
Здравствуйте. Очень беспокоит то, что в мыслях происходит неосознанное оскорбление Бога, не по своему собственному желанию, а как вспышка. Очень неприятные оскорбления. Переживаю что Господь не простит меня за такое.
Очень давно борюсь с этими оскорблениями, очень тяжело жить, когда это прям бьёт тебя по сердцу.
Хочу дополнить тем, если это будет важно, то я сейчас стараюсь встать на истинный путь. Всю жизнь была верующий, но ничего не знала толком. Так же в жизни присутствует мат, стараюсь тоже от него избавиться, но из-за работы тяжело избавиться, каждый раз эмоции охватывают.
Благодарю Вас за отклик!
Похожие вопросы
6 Ответов
Александра, такие мысли называются хульными помыслами.
Постарайтесь не придавать этому излишнего значения, при возникновении хульных мыслей старайтесь думать о чем-то другом, если есть возможность начинайте читать Священное Писание, молитесь Богу об избавлении от хульных мыслей и кайтесь в них на исповеди. Помоги Христос!
Не переживаете. Это не Ваша вина. Это испытывает почти каждый практикующий христианин. Причащайтесь, молитесь, кайтесь. Делайте добро. Бог милостив, все будет хорошо.
Александра, это хульные мысли. В них Вы не несете вины. Об этом подробно писал св. Иоанн Лествичник в своем творении «Лествица»:
«Часто во время Божественной литургии, и в самый страшный час совершения Таин, сии мерзкие помыслы хулят Господа и совершаемую святую Жертву. Отсюда явно открывается, что сии нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес, который низвержен с небес за то, что и там хулить Бога покушался. И если мои сии бесчестные и нелепые изречения, то как же я, приняв оный небесный Дар, поклоняюсь? Как могу благословлять, и в то же время злословить?».
«Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцеведец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших».
«Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость – причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан».
Советую Вам чаще ходить на исповедь, рассказывать об этом священнику, бороться с грехом гордыни.
Бог в помощь!
Здравствуйте, Александра. Думаю, Вам будет полезно почитать о борьбе с хульными помыслами эпизод из жития преподобномученика Кронида (Любимова), последнего перед закрытием наместника Троице-Сергиевой лавры.
«Однажды вечером, во время стояния в церкви Зосимы и Савватия за всенощной, — рассказывал о себе архимандрит Кронид, — вдруг неожиданно, как молния, пронеслась в моей голове страшная, ужасная мысль неверия, сомнения и богохульства. Это совершилось так мгновенно и внезапно, что, подобно молнии, обожгло меня адским огнем. Затем помыслы этого рода полились сплошной рекой в моем сознании. Я онемел от страха и ужаса. В моей душе совершалось что-то неописуемое и непостижимое, ужасное и страшное. По приходе из храма в келлию помыслы не оставляли меня. Воистину эти страдания были не земные, а скорее адские. Я лишился пищи и сна.
После этого проходят дни, недели, месяц, проходит год, два, три, четыре, а адские мысли непроизвольно текут и продолжают преследовать меня. Я не находил себе нигде места успокоения от тоски и печали и даже в отчаянии, грешный, просил себе у Господа смерти. Эта мысленная брань была неописуемо тяжка. Представьте себе состояние боримого, когда два мира внутри него: один мир светлый — веры и надежды на Бога и пламенного желания спасения, а другой мир — темный, внушающий одни только пагубные мысли и неверие…
Единственным моим утешением и радостью было в свободные минуты раскрывать книгу «Жития святых» и там читать о Нифонте, Кипрском чудотворце, который сам страдал подобными помыслами в течение четырех лет. Затем перечитывал сочинение святителя Димитрия Ростовского, где он описывает страдание от хульных помыслов преподобной Екатерины Синайской. Эта святая дошла до такого скорбного состояния, что упала, билась головой о землю и взывала: «Господи, спаси меня, я погибаю!» В этот самый момент она видит во свете молниеносно явившегося ей Христа Спасителя, сказавшего: «Екатерина, Я с тобой!» Тогда Екатерина вопрошает: «Господи, когда в душе моей были хула, неверие, богохульство — где же Ты был тогда?» Спаситель ответил ей: «Я был в твоем сердце». Тогда Екатерина вопросила: «Но ведь там была одна скверна?» Господь ответил: «Но ты на эту скверну не соизволяла…»
Вспоминаю я теперь слова подвижников: «Ищи себе старца и руководителя не столько святого, сколько опытного в духовной жизни». И этот совет мне пришлось испытать прежде всего на самом себе. Когда в своих великих страданиях я обратился к одному духовному ученому лицу и поведал ему свою мысленную скорбь, он выслушал меня и сказал: «Что ты, Господь с тобой, да разве можно допускать такие мысли?» Вышел я от него непонятый им, ни жив ни мертв от безысходной печали. Всю ночь не спал. Утром, едва переставляя ноги, я, по своей обязанности, отправился в живописный класс, а по пути зашел к заведующему живописной мастерской иеромонаху отцу Михею. Он, увидев меня расстроенным, с удивлением воскликнул: «Отец Кронид! Что с тобой? Тебя узнать невозможно! Лицо какое-то особенно страдальческое, исполнено печали, что невольно выдает твои душевные муки. Говори, что с тобой?» Тогда я ему поведал о всех своих внутренних скорбях и мыслях. Он со слезами на глазах выслушал меня и с особым чувством сострадания и христианской любви, как бы сам переживая со мной мои муки, сказал мне: «Успокойся, отец Кронид. Эта великая брань, наносимая врагом, бывает со многими людьми. И мы с тобой не первые. Многие, очень многие страждут ею. Я и сам страдал этой бранью семь лет и дошел до такого состояния, что однажды, придя в Успенский собор к вечерне, от мыслей неверия и богохульства даже не смог там оставаться. Выбежав из храма, я направился в келлию своего духовного отца, иеромонаха Авраамия, при этом весь дрожал и сказать ничего не мог. Старец несколько раз спрашивал меня: «Что с тобой, что с тобой, скажи мне?» После обильных слез я только смог вымолвить: «Батюшка, я погибаю!» Тогда старец мне говорит: «Ты ведь не услаждаешься этими мыслями и не соизволяешь на них? Что же ты так нестерпимо тревожишься? Успокойся! Господь видит твои душевные мучения, и Он тебе во всем поможет». Потом прочитал надо мной разрешительную молитву, благословил и отпустил меня с миром, и с того дня, при помощи Божией, помыслы эти совершенно исчезли. А иногда они изредка появляются, но я не придаю им значения, они исчезают, и я быстро успокаиваюсь».
Слова отца Михея, как драгоценный бальзам, пролились на мою душу, и я с того времени получил значительное ослабление мысленной брани».
Новое в блогах
Атеисты не думают о последствиях оскорбления Бога
Буквально позавчера обнаружил в социальных сетях странную закономерность в комментариях участников обсуждений с атеистическим мировоззрением. Во время дискуссий они, как правило, оскорбляют не столько своего оппонента, как Бога.
История свидетельствует о многих случаях восстания против Бога, начиная от падшего ангела и вплоть до известных личностей нашего времени. Вот только некоторые примеры, к чему приводит такое поведение.
Известнейшая актриса Мэрилин Монро во время презентации шоу имела краткую встречу с евангелистом Билли Грэмом. Он сказал, что Дух Божий послал его проповедовать ей. Выслушав проповедника она ответила: «Мне не нужен твой Иисус!». Всего неделей позже ее нашли мертвой в ее апартаментах.
Бразильский политик Танкредо ди Амейдо Невес во время своей президентской избирательной компании публично сказал: «Если я наберу 500 000 голосов своей партии, то даже сам Бог не сможет меня сместить с президентского поста!» Конечно же, он набрал эти голоса, но внезапно заболел и за один день до того, как стать президентом, скоропостижно умер.
Бразильский композитор, певец, поэт во время шоу в Рио-де-Жанейро, затянувшись сигаретой, шумно выпустил дым в воздух и кощунственно провозгласил: «Бог, это тебе!». Вскоре он умер в возрасте 32 лет от СПИДа.
Инженер, построивший Титаник, после окончания строительных работ на вопрос репортеров, насколько безопасным будет его чудо-корабль, с иронией в голосе ответил: «Теперь даже Бог не сможет его потопить!». Наверняка каждый знает, что случилось с непотопляемым Титаником.
Участник известной группы «The Beatles» Джон Леннон во время интервью ведущему американскому журналу сказал: «Христианство скоро закончится, оно просто исчезнет, я даже не желаю об этом спорить. Я просто уверен в этом. Иисус был ОК, но его идеи были слишком простыми. Сегодня мы более известны, чем ОН! После того, как он объявил, что Битлз более известен, чем Иисус Христос, он трагически погиб. Один психопат выстрелили в него в упор шесть раз. Примечательно то, что убийца сделал это с целью отобрать его популярность, и прославиться на весь мир, как убийца знаменитого певца.
В 2005 году в бразильском городе Кампинас группа пьяных друзей пришла забрать свою подругу из дома для дальнейших развлечений. Мать этой девушки, сильно волнуясь о них, провела ее до машины и, держа дочь за руку, с трепетом сказала: «Дочь моя, езжай с Богом, и пусть Он тебя сохранит», на что она дерзко ответила: «В нашей машине уже нет места для Него, разве только Он залезет и поедет в багажнике». Несколько часов позже матери сообщили, что этот автомобиль попал в ужасную автокатастрофу, и все погибли! Сам автомобиль изуродован до полной неузнаваемости, однако полиция сообщила, что, не смотря на то, что весь автомобиль полностью уничтожен так, что даже невозможно распознать его марку, багажник остался абсолютно невредимым, что совершенно противоречит здравому смыслу. Каково же было всеобщее удивление, когда багажник легко открылся, и в нем обнаружили лоток яиц, и ни одно из них не разбилось, и даже не треснуло!
Журналистка и танцовщица из Ямайки Кристина Хэвитт сказала: «Библия является самой плохой книжкой, когда-либо написанной!». Вскоре, в июне 2006 года, ее нашли сгоревшей до неузнаваемости в собственном автомобиле.
В Библии сказано: «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Бог создал все живое на нашей планете около шести тысяч лет тому назад, и по Его замыслу каждый из нас явился в этот мир. Мудро ли творению восставать против Творца? Жизненный опыт подсказывает, что это глупая и совершенно бессмысленная затея для многих заканчивается печально.
Можно ли оскорбить Бога? Да, можно!
Можно ли оскорбить Бога? В древнем языческом мире мудрецы вполне правильно давали ответ на этот вопрос, что «бога оскорбить невозможно»
Правильность ответа на этот вопрос заключалась в том, что миры богов и людей никогда напрямую не пересекались. Люди жили отдельно, а боги отдельно и им было мало интересно что происходит друг у друга. Поэтому проблемы людей, были только их проблемами, и соответственно проблемы богов были только их проблемами, которые как и люди, боги должны были решать сами. И боги и люди ничего друг другу не были должны
Отсюда кстати между верой и моралью не было ничего общего как не было такого понятия как любви и верности религиозным принципам. Язычник с легкостью вчера мог учавствоаать в мистериях Зевесу, а завтра прыгать вокруг ритуальных костров местного африканского божества Мумба-Юмба, или Аматерасу.
Ничеоо страшного., Зевсу всеравно. На Зевса можно было задрать перегнутый в локте кулак в сторону Олимпа., и точно так же ничего страшного. Это проблемы взаимоотношений между данным гражданином и Зевсом.
Была только одна обязательная грань. Культ носил государственный характер и поэтому почитание божества было символом и атрибутом лояльности Кесарю.
Как это ни странно но язычество по сей день живо и языческая логика нашла своих адептов в либеральных головах.
Начиная с пусь и по сей день, интернет пропаганда то и дело трещит по поводу «слияния церкви и государства». И неудивительно, что неожиданно политизированные акции, протестные митинги, вдруг разворачиваются вокруг чисто церковных тем, которые по здравой логике, совершенно никак не пересекаются.
Потому что с точки зрения политиканов (демагогов в прямом смысле) бунтуя или задевая религию, можно задеть властьимущего Кесаря, который еще в древнем Риме имел титул «понтификус максимус»
И точно так же в эту неоязыческую либеральную логику укладывается догма, что боги не оскорбляются. «Если богов оскорбили, то это их проблеммы»
Но в христианском контексте, особено в контексте исторических событий 30х годов прошлого века., эта логика преступна и ужасна по своему человеконенавистнечеству.
Если Бога невозможно оскорбить, значит по отношению к Нему все возможно.
Но все возможно только по отношению к тому чего нет.
Чего нет, на то нет и не распространяется никакого закона.
Иначего говоря объявляется «вне закона»
И следовательно значит «вне закона» оказываются и все верующие.
Тут уже можно быть одновременно и любящим отцом, блистательным писателем, порядочным в обществе человеком, и в тоже время палачом, не боящимся замарать свою совесть, мораль и нравственность бесчеловечными пытками и преступлениями.
(Все нацисткие преступники были очень интеллигентными людьми, любящими отцами, верными супругами и образцовыми семьями. Ценителями театра, коллекционерами живописи, внимательными врачами, грамотными юристами, талантливыми ораторами, аскетами., очень интерестными и жизнерадостными личностями. )
Так почему же нужен закон «о защите чувств»!?
Представте себе, что идя по оживленрой улице некий гражданин пописал на фанарный столб
Он оскорбил чьи-то чувства? Материнские, детские, религиозные? Конечно оскорбил чувства общественной морали и принципы общежития на коих основана человеческая цивилизация.
Если общество это не осудит, то завтра этот столб описает второй, третий. Через год там образуется зловонная лужа. Столб заржавеет и упав убъет совершенно невинного прохожего.
Конечно если мораль и нравственность, человеческие чувства не имеют связи с Богом и не происходят от Бога значит все можно.
Можно и в храме плясать, можно покемонов ловить, можно людей убивать, рушить храмы, превращать их в музеи. Можно засунуть цигарку в икону Христа со словами «покури товарищь»
Бога можно оскорбить, Бога каждый обидеть может. И Бог непременно ответит «Идите от мене проклятии в огонь вечный. Понеже не сотвористе (добро) малым сим (любому человеку в тч верующему). Мне не сотвористе»
Митрополит Бориспольский Антоний о кощунстве в искусстве и жизни
Что можно сказать о правовом сознании тех, для кого религиозные чувства – повод бесконечно упражняться в остроумии? Разве можно заявлять «об оскорблении Бога», ведь «Бог поругаем не бывает»? Каков критерий, определяющий оскорбление чувств верующих? С этими и другими «горячими» вопросами мы обратились к митрополиту Бориспольскому и Броварскому Антонию, управляющему делами Украинской Православной Церкви.
– Ироничное отношение в данном случае свидетельствует о неуважении в принципе к человеку и тому, что является для него сакральным.
Принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это является для кого-то сакральным
Мы можем вести дискуссии о критериях сакрального, о том, что именно таковым является, и т.п., но при этом следует отдавать себе отчет, что принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это является для кого-то сакральным. Лично я могу совершенно не рассматривать нечто как сакральное, но рядом есть человек или группа людей, для которых вот именно эта вещь, этот образ или этот текст сакральны. И важно понимать, что вне зависимости от нашей позиции мы учимся уважать позицию, а тем более – веру других.
Те, кто иронично относится к оскорблению чувств верующих, по сути показывают свое отношение к человеку вообще, к его правам. Не следует забывать, что принцип терпимости – один из краеугольных камней современного демократического общества. Так что если кто-то стремится реализовывать демократические ценности, пусть отдает себе отчет, что своим насмешливым отношением к чувствам верующих нарушает современную систему ценностей. Хуже этого может быть только двойная мораль, когда толерантность распространяется на одних и в ней же отказывают другим. Это уже признак вырождения нравственных ценностей.
– Еще говорят, что «Бога оскорбить нельзя».
– Бога действительно нельзя оскорбить.
Более того, с точки зрения православного вероучения, Богу нельзя и угодить, так как «Он не требует служения рук человеческих». И Он как Всесовершенный не нуждается в чем-либо. Он все совершенства, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «имеет по самой природе, а ниоткуда не получил, но Само (Божество. – м. А.) сообщает всякое благо Своим тварям».
Поэтому, конечно, в глубоком, метафизическом смысле речь не может идти об оскорблении Бога, но вполне можно говорить об уничижительных выражениях по отношению к образу жизни и учению, которые имеют своим началом волю Божию. И в этом смысле такое оскорбительное поведение именуется богохульством и кощунством.
Приведем пример из жизни. Ведь и нас могут оскорблять не напрямую, а, скажем, унижать то, что является результатом нашей работы, труда, творческого вдохновения, стиля жизни, который мы ведем. Это не напрямую уничижает нас, но в конечном итоге имеет отношение к нам и воспринимается нами как личная обида. Если кто-то скажет, что такая-то картина ужасно написана, то, прежде всего, это высказывание относится не к картине, а к художнику, хоть и не напрямую. Так и в отношении к религии. Иногда богохульство происходит не прямо, а косвенно, когда объектом оскорбления является то, Создателем чего является Бог.
Скажем более: неверие как таковое может быть сформировано не из критики Бога, а из критики того, что Бог создал. Вспомним классический вариант такого мировоззрения – Ивана Карамазова, говорящего своему брату: «Я не Бога не принимаю, я мира Его не принимаю». Но в конечном итоге Иван Карамазов характеризуется именно как неверующий, хотя отправной точкой его неверия является не Бог, а мир, созданный Богом.
– В наше время деятели искусства, чтобы привлечь зрителя, часто его эпатируют. Произведения, получающиеся в результате этого процесса, редко отличаются хорошим вкусом, но чаще бросают вызов общественным нормам поведения и морали. Это тоже может возмутить верующих. Каков вообще критерий, определяющий оскорбление чувств верующего? Ведь церковного человека может оскорбить не только конкретное кощунственное произведение искусства, но и многие вещи, которые окружают нас в обычной жизни, – например реклама, эксплуатирующая сексуальные образы. Как реагировать христианину на нехристианские декорации, в которых ему зачастую приходится существовать?
– Здесь можно говорить о сугубо христианском мировоззрении, которое свойственно церковному сообществу, и об общерелигиозных утверждениях, которые разделяются большинством мировых религий. Например учение о Христе как Спасителе мира является специфической чертой христианства, а взгляд, согласно которому брак должен строиться на принципах доверия, любви и верности, разделяют все мировые религии и не только религии.
Не всегда предметом насмешки или эпатажа становится сугубо христианское учение, часто таковым оказывается то, что в принципе является признаком религиозного мировоззрения.
Так, могут высмеиваться сакральность семьи и брака, традиционные отношения между родителями и детьми и т.п. Это всё может делаться даже без всякого упоминания какой-либо религии, но по своим последствиям такая «критика» бьет именно по религиозному мировоззрению. Поэтому не только христиане, но и представители других религий, особенно традиционных для нашей страны, должны совместно реагировать на действия, подрывающие принципы нравственного поведения человека. А, как известно, именно они являются нервом религиозного мировоззрения.
Ненавистники религии поняли, что выбрать объектом критики вероучительные утверждения – путь долгий и малопродуктивный, поэтому избрали более легкий и действенный способ – разрушить у человека нравственное чутье, без которого он просто не в состоянии видеть, где добро, где зло, где есть для него опасность, а где нет. И хотя, как вы заметили, есть явления, формально не касающиеся религии, я уверен, что нужно смотреть на последствия этих явлений, а они часто самые разрушительные для традиционных ценностей.
Когда аморальные феномены имеют широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию
Христианин должен прежде всего беречь себя от негативного опыта или помыслов, которые могут возникнуть в результате видения или слышания вещей недостойных. И только в некоторых случаях, когда аморальные феномены имеют слишком широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию.
– Имеет ли право верующий высказывать публично свое резко негативное отношение к вещам, которые противоречат вере? Какая форма выражения своего протеста в подобных случаях уместна для верующих?
Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти
– «Добро, сделанное недобрым способом, не есть добро», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов. Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти. Для выражения своего несогласия верующие могут использовать все способы, которые не идут в разрез с государственным законодательством, не противоречат нормам нравственного поведения и правилам приличия.
Православная Жизнь
Вспомним третью заповедь Декалога: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).
Самое трудное дело на земле – научиться молиться. И очень больших усилий стоит человеку обуздать собственный язык. Часто приходится наблюдать, как человек не фильтрует собственную речь. Она у него превращается в хаотичный поток слов, затапливающий и его самого, и окружающих. И часто человек не отдает себе отчета в значении слов, которые он употребляет, совершая (по много раз на дню!) святотатство, богохульство, превратившееся в укорененную страшную привычку. Этим всем он причиняет вред себе и окружающим.
Пример. Довольно часто можно слышать от людей следующие фразы: «Не беси меня», «Он меня бесит», «Я взбешен» и прочее в том же роде. Что значат эти фразы? Человек, конечно, не осмысливая значения слов, сознается в том, что он является бесноватым, одержимым злым духом, т. е., что внутри него живет бес. Потому что именно это обозначают предложения «Я взбешен» или «Он меня бесит». Люди своими же собственными мыслями и словами призывают на себя беса. Это страшно. Хочется у такого человека спросить: «Дорогой, а ты видел по-настоящему бесноватого?». Это страшное зрелище и страшная мука. Нужна ли она тебе?
Или другое. Как часто человек чертыхается, поминая черта. Причем снова же призывая его на свою голову. К примеру, пресловутые «черт возьми», «черт побери». В фильмах вообще эти фразы повторяются десятки раз. Но если говорить «черт возьми» или «черт побери», то диавол, который рыщет, как лев, в поисках кого поглотить, может и взять, и побрать! А потом человек будет чесать голову и думать, откуда пришла беда.
Но есть вещи и пострашнее: когда человек в словах оскорбляет Бога, произносит имя Божие, которое и высшие Ангелы, серафимы и херувимы, выговаривают с величайшим страхом и трепетом, бездумно, понапрасну, суетно. Сколько раз в жизни человек говорит «Боже мой!» и подобные фразы, совершенно не желая обратиться к Всевышнему с молитвой. Тем самым он совершает святотатство, похожее на то, как если бы Распятием стали колоть орехи или на иконе, как на столе, резали бы колбасу. Последние примеры более акцентированы, осознаны как святотатство, но произношение имени Бога понапрасну – это святотатство, вошедшее в привычку. Вспомним вторую половину вышеупомянутой заповеди Декалога «…ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Т.е. наказание для человека, совершающего данный грех, будет обязательно. Так говорит Сам Бог.
Надо ли нам это? Ведь в руки Бога Живого очень страшно впасть. И богохульство, святотатство, кощунство – смертные грехи.
Примерно то же можно наблюдать и в отношении церковных терминов…
Например, слово «катавасия». Это вполне церковное понятие, обозначающее в переводе с греческого языка «схождение вниз». В традиции церковного пения на два хора (антифонное (попеременное) пение) в определенный момент богослужения два хора спускались с клиросов, сходились вместе и пели как один хор, славя Бога.
Сейчас же можно слышать, что слово «катавасия» употребляется в бытовом разговоре, синонимично со словом «хаос и беспорядок», с отрицательным эмоциональным окрасом. И снова происходит богохульство, как если бы с водосвятной чаши начать пить кефир или в крестильной чаше мыться.
Нужно сказать и о выражении «Что кричишь как оглашенный?». Но ведь оглашенный – это человек, готовящийся к принятию Таинства Крещения! Эти люди громко и радостно в храмах славили Бога, предвкушая, как на них сойдет благодать Святого Духа в Таинствах Крещения и Миропомазания! В бытовом же суетном значении слово «оглашенный» приобрело уничижительный характер. Хотя процесс оглашения является учебой основам православного вероучения – заповедям Божиим, догматам и канонам Церкви. А значит в уничижительном вышеупомянутом выражении «Что кричишь как оглашенный?» усматривается богохульство.
Я уже не говорю о том, как часто люди друг на друга говорят «дурак» или «дура». Будем помнить заповедь Божию: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: ‟ракá”, подлежит синедриону; а кто скажет: ‟безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22). Слово «ракá» переводится с еврейского как «пустой человек», примерно то же, что наш «дурак». Т. е. Господь прямо говорит: кто возводит хулу на брата своего, подлежит аду. Вдумаемся, братья и сестры, в эти великие и страшные слова!
В данных грехах, конечно, нужно исповедоваться у священника. Надо осознавать эти грехи и каяться в них.
Часто человек теряет осознание того, что слово – это уже действие, слово – это уже поступок, меняющий и его самого, и мир. Вспомним чудесные евангельские слова, читаемые на Пасху: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1–5).
Все эти грехи возникают у человека оттого, что он суетится, что привык жить в суете. В жизни у него суета. В сердце у него суета, в голове и в душе – тоже суета сует и томление духа. Человеческое сердце бренчит в какофонии как расстроенная гитара. Все это происходит потому, что человек не учится с Божьей помощью внимать себе, своей внутренней вселенной, а через нее – через свою душу – внимать Богу.
Остановимся же внутренне, дорогие братья и сестры, и уберем внутри себя, приберем свои сердечные комнаты и дворцы ума, расставим все по местам. И отыщем там Царствие Божие…