Чему учит слово о полку игореве современного читателя
Чему нас учит «Слово о полку Игореве» сегодня? (Школьные сочинения)
Прекрасное древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», написанное более восьми веков назад, не потеряло своей актуальности и в наши дни. Даже сквозь столетия сохранило оно ту красоту речи, мудрость, поэтичность и значимость, насыщенность содержания, которые делают «Слово. » одним из шедевров древнерусской литературы.
Но не одному патриотизму учит нас «Слово. «.
Читая произведение, мы не можем не отметить чувство глубокой братской привязанности и сотоварищества, царивших между князьями. Это подчеркивается и в разговорах между братьями, в их обращениях друг к другу, а также в готовности князей поддержать Игоря в опасном походе на половцев.
Другим примером лиризма может послужить плач Ярославны. В нём отражается не только искренняя печаль о плене и поражении Игоря, но и горечь, боль потери всех русских женщин, чьи мужья, братья или сыновья не возвратились домой. Плачь Ярославны действительно символичен и схож с русской поэзией своими речевыми оборотами. напевностью. В нем показана глубокая, настоящая любовь русских женщин.
В конце произведения, продолжая тему патриотизма и лирики, в «Слове. » автор описывает характер русского народа. Игорь прощен народом за свою ошибку. Народ прощает и его желание славы, и те беды, которые принесло поражение Руси. Князя принимают обратно, радуясь, искренне радуясь, тому, что удалось избежать позорного плена Игоря.
В произведении гармонично переплетаются любовь к Родине и к своему народу,; братское чувство и проблема честолюбия; мудрость и любовь близких и неповторимый авторский талант. Именно поэтому «Слово. » может по праву называться жемчужиной древнерусской литературы.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Чему учит «Слово о Полку Игореве»?
Это произведение написанное неизвестным автором более восьми веков назад учит нас патриотизму, любви не только к своей родине, но еще друг к другу. Можно видеть любовь к своему мужу князю Игорю у Ефросиньи Ярославовны, а также большую братскую любовь-привязанность между русскими князьями. Еще произведение учит любви к своему народу и тому, что нельзя ради гордыни совершать необдуманных поступков, как князь Игорь, который отправился в поход на половцев. Учит повесть «Слово о полку Игореве» мужеству, преданности. На поводу у личных амбиций идти нельзя, надо и о других тоже думать, когда тебе доверены судьбы многих людей.
Учит произведение любить свою родину, защищать ее, быть патриотом, храбрым и доблестным.
«Слрво о полку Игореве» является одним из популярнейших произведений русской литературы. Его называют жемчужиной древнерусской литературы.
В центре произведения поход князя Игоря на половцев.
Все произведение пронизано посылрм безграничной любви к Родине, к русской земли.
Также красной нитью в произведении «Слово о полку Игореве» проходит мысль о необходимости единения. Автор призывает русских князей забыть о своих распрях, междоусобицах, объединиться перед лицом общего врага.
Прочитав произведение, мы видим, как автор обращает внимание, что князья захотели славы и пошли против половцев. Но проиграли сражение и попали в плен. Позже Игорь вернулся из плена домой, показано, как встречает его природа.
Произведение учит любить свою Родину, ведь во многих строках автор восхваляет природу, указывает, какая она красивая. Поэтому «Слово. » учит патриотизму.
А еще произведение учит тому, что надо обращать внимание на приметы, ведь все говорило, что не стоит Игорю идти на половцев.
Самое существенное, чему учит читателя «Слово…»,- любви к родимой земле, а также патриотизму. Учит читателя, что нельзя просто идти на поводу личных амбиций, в особенности, если дело лежит в области государственной политики, а также к судьбам других людей.
Также учит «Слово…» и тому, что всеобщая разобщенность быстро приводит к полному развалу страны, обеднению народа, да разграблению земель. Учит повесть и героизму, большому мужеству, преданности и верности выбранному пути.
«Слово о полку Игореве» написано несколько веков назад.
Но это произведение вошло в нашу литературу навечно. Ведь оно отражает целую эпоху, походы древнерусских князей против половцев.
Учит патриотизму, любви к родной земле.
Главная мысль произведения это объединение. Нельзя в одиночку достичь многого. Только в единении сила. Только, встав все вместе на защиту родной земли, можно одержать победу над врагами.
Искренности и силе любви. Ведь смогла же Ярославна, благодаря своей любви, докричаться до сил природы, умоляя их вернуть любимого домой. В ее образе воплотились черты всех матерей и жен, просящих за детей и мужей своих, стоящих на защите земли Русской.
Данное произведение «Слово о полку Игореве», повествует нам о истории нашей страны, и о её великих подвигах наших далёких предков. Теперь поговорим о том, чему учит произведение. Произведение учит читателей патриотизму, и любви к Родине. Также, учит мужественно пойти на подвиг ради своей страны и своего великого народа. Произведение, это хороший образец патриотизма нравственных стандартов.
Прекрасное произведение русской литературы, которое должен прочитать каждый человек, который интересуется историей своей страны.
«Слово о полку Игореве» было написано в 12 веке и до сих пор нет такого серьезного и мощного произведения про Древнерусскую историю. Слово рассказывает о неудачном походе Игоря против половцев. В Слове мы видим доскональное описание природы, боевых действий, географии.
История Древней Руси такова, что князья жили разобщенно и на нашу землю постоянно были набеги половцев, которых трудно было одолеть, когда живут разобщенно.
Произведение «Слово о полку Игореве» не теряет свое актуальности и сейчас, я уверенна, что и через много лет произведение будет актуально.
Это произведение учит нас патриотизму, любить свою родину, защищать свою отчизну до последнего.
Еще в произведении звучит прекрасная мысль, что нужно объединятся и тогда мы будем непобедимы.
Чему учит слово о полку игореве современного читателя
Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
По мере развития «Слова» автор знакомит нас с историей Руси, рассказывает про князей, повествует о политической обстановке в стране и так далее. Но кроме этой, масштабной «официальной» картины, автор раскрывает образы своих героев как индивидуальных личностей. Так, князь Игорь предстает перед нами как молодой и неопытный, но уже очень самоуверенный, амбициозный, эгоистичный человек. Мы понимаем, что его, прежде всего, интересует собственная слава: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!»
Брат Игоря князь Всеволод – сильный и смелый воин, но он и преданный брат, готовый поддержать Игоря во всех его начинаниях. Князь Святослав Киевский представлен как мудрый владыка, думающий, прежде всего, о благе Руси. Он переживает из-за постоянных княжеских междоусобий, ослабляющих страну, позволяющих кочевникам постоянно совершать набеги и разорять Русь.
Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю,
К златому престолу отцовскому.
«Слово о полку Игореве» интересно и актуально своей патриотической идеей. Судьба героев этого произведения неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».
В чем актуальность произведения «Слово о полку Игореве» в наши дни?
«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
«Слово о полку Игореве» — это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.
Вариант 2
После прочтения поэмы «Слово о полку Игореве» читатель может мысленно перенестись на несколько веков назад, когда происходили все эти события. Здесь не только происходят междоусобицы, но и различные сражения. А также рассказывается жизнь народа.
Кроме этого данное произведение является ярким образцом древнерусской литературы. Каждому известно о том, что поэма написана очень давно, но все равно имеются актуальные темы. И эти темы про междоусобицы, и войну, а также сплоченный народ, который будет сражаться, и решать все проблемы вместе. Больше всего на свете автору хочется рассказать всем о том, что Русь до сих пор остается единой для всех.
При прочтении произведения понимаешь, что крови на землю пролито очень много. И в некоторых местах прямо на костях построены города. С тех пор прошло много времени, вот только война все еще не прекращается и до сих пор проливается кровь. Власть не могут разделить между собой, и на фоне этого и происходят сражения и каждый из них старается завладеть ею.
В произведении рассказывается о самом большом сражении, вот только победить героям не удалось. Вот только народ при этом остался сплоченным и друг другу во всем помогали и выручали из любой даже самой сложной ситуации. На Руси старались защитить и укрепить свою территорию и ни в коем случае не дать врагам захватить ее. Солдаты не боялись отдать свою жизнь за защиту своей родины. Также после прочтения произведения начинают сравнение того народа и сегодняшнюю молодежь.
У каждого человека имеется свой талант. Игорь является князем, который ничего и никого не боится. У него не всегда, получается, выполнить то или иное действие, но он не расстраивается и старается разными способами защитить родину, где родился и прожил всю жизнь. А вот Святослав постоянно держит оборону для того чтобы вовремя защититься от напастей Игоря. После очередного поражения он попадает в плен, а дома его осталась ждать жена, которая очень сильно переживает, поэтому поводу и ее плач раздается по всему поселению.
Сегодня каждому человеку предназначена своя жизнь, и он должен ее прожить по-своему. Кроме этого читая произведение можно найти ответы на многие вопросы, которые их мучают.
Другие сочинения: ← Образ князя Игоря. Слово о полку Игореве↑ Другиепо сказке Иван-крестьянский сын и чудо-юдо →
«Слово о полку Игореве». Краткий анализ
История создания этого масштабного эпического произведения заслуживает отдельного внимания. По одной из версий эта поэма была написана монахом, непосредственным свидетелем похода князя Игоря, ибо такое произведение могло быть создано только грамотным и образованным человеком, а в то время такими были именно люди духовного сана. По существовавшим этическим нормам, автор не мог оставить под работой свою подпись, поэтому сочинение анонимно. Автор посредством поэтического слова пытался донести до потомков необходимость соединения всех княжеств перед лицом безжалостного врага. Рукопись «Слова…» была утеряна. Найдена она была лишь в 18 веке Мусиным-Пушкиным, однако она попала в огонь и была уничтожена пожаром. Сохранились только сделанные Мусиным-Пушкиным копии.
Согласно другой версии, «Слово о полку Игореве» было написано Мусиным-Пушкиным, так как рукописи, найденной им, никто никогда не видел.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В поэме описываются события похода Игоря. Годом написания произведения принято считать 1185 или 1187 год.
Автор в произведении охватывает множество тем. Основным посылом этой поэмы является патриотизм, так как на протяжении всего произведения автор призывает именно к нему.
Проблематика произведения затрагивает касающиеся всей Руси проблемы неудачного похода князя. Суть произведения заключается в том, что непомерная гордыня князя, его тщеславие стало причиной поражения русского полка.
Междоусобные войны, разобщенность русских княжеств, чрезмерно высокое самомнение в результате приводят к поражению отечества.
Проблема разобщенности особенно ярко отражается во второй части произведения, идея которой состоит в том, чтобы «золотое слово» Святослава донесло до сознания каждого из великих князей необходимость общего объединения ради выхода из сложившегося положения.
До сих пор смысл этого произведения, написанного сотни лет назад, остается актуальным.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Главными героями произведения являются:
Литературоведы об эпосе Мильтона. Актуальность произведения.
««Свободный мыслительный элемент» придает произведению Мильтона философскую глубину и размах, не доступные эпосу древности. Не менее сложен и своеобразен лежащий в основе поэмы творческий метод. Его многосторонность отражает многообразие художественно-эстетических исканий в английской литературе XVII столетия. Тяготение автора к рационалистической регламентации поэтической формы, стремление к гармонии и упорядоченности, устойчивая ориентация на античное наследие безошибочно свидетельствуют о классицистических симпатиях Мильтона. С другой стороны, пристрастие автора к изображению драматических коллизий, к динамике, обилие в поэме контрастов и диссонансов, антиномичность ее образной структуры, эмоциональная экспрессивность и аллегоричность сближают «Потерянный рай» с литературой барокко» (№15).
Тетерина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, в своей диссертации «Эпические традиции в «Потерянном рае» Дж. Мильтона и проблема специфики жанра» поднимает следующие проблемы, связанные с жанром этого произведения, в частности она пишет:
«Жанровый принцип исследования стал одним из наиболее продуктивных методов анализа художественного произведения лишь в литературоведении XX века в связи с работами видных отечественных и зарубежных учёных, с различных позиций подходящих к феномену литературного жанра: М.М.Бахтина, О.М.Фрейденберг, Г.Н.Поспелова, Н.Л.Лейдермана, Ц.Тодорова, Х.Даброу, А.Розмарин, Р.Шлайфера, Н.Фрая, Е.Хирш, Х.Яусса и многих других» (№14).
«Объектом данного исследования является жанр произведения
Дж.Мильтона «Потерянный рай»» (№14).
«Актуальность темы исследования определяется отсутствием работ, посвященных проблеме жанровой идентификации «Потерянного рая», и, как следствие — недостаточной степенью изученности этого вопроса за более чем трёхсотлетний период осмысления мильтоновского наследия. Уже на заре мильтоноведения анализ произведения, осуществлённый Дж.Аддиссоном на страницах восемнадцати номеров журнала «Spectator», показал, какое трудное исследование в этой области предстоит предпринять» (№14).
«Если сегодня мы с одобрением говорим… об … энциклопедическом расширении жанровых разновидностей», то у некоторых ранних критиков расхождения структуры, темы, концепции героя «Потерянного рая» с гомеровско — вергилиевым эпосом вызывали тревогу, побуждая их не одно десятилетие развивать ожесточённые дискуссии о том, укладывается ли произведение в рамки образцовой эпической поэмы» (№14).
«Так, Дж.Драйден, одним из первых поделившийся с читателями результатами своих наблюдений над поэмой в работах «A Parallel of Poetry and Painting»(1695) и «Dedication of the Aeneis»(1697), опиравшийся в своих рассуждениях на «Поэтику» Аристотеля и «Lectures» английского литературоведа XVII века Дж.Траппа — стороннника классического вкуса, счёл бы «Потерянный рай» эпической поэмой, если бы автор в своём творении «не сделал… такого промаха, что Дьявол стал героем вместо Адама и … если в поэме было бы меньше механических персон, нежели человеческих»» (№14).
Называли её «героической поэмой», «подобием эпической поэмы». И как
только её не называли, и как только не определяли жанр произведения!
В XIX веке Г.В.Ф.Гегель определял жанр произведения так: «»религиозная эпопея, переживающая период своего позднего расцвета»» (№14).
Рубеж XIX-XX века – «английский учёный этого времени Д.Мэссон писал: «Потерянный рай» есть эпос … но не национальный эпос, подобный «Илиаде» и «Энеиде» и он не похож ни на один из эпосов известных типов. Это эпос всего человеческого рода, … нашей целой планеты или … целой астрономической Вселенной, … уникальный среди эпосов»» (№14).
Споры о жанре «Потерянного рая» не утихают и до сих пор.
«Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что произведение Джона Мильтона «Потерянный рай» — традиционная эпическая поэма, а жанрообразующее значение приобретают эпические традиции в его художественной ткани, т.к. «наличие традиции свидетельствует о распространённости и сформированности жанра»» (№14).
Предмет исследования диссертации: «эпические традиции в поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» как ведущий фактор формирования жанровой специфики произведения» (№14).
Результаты исследования отражены в публикациях автора о творчестве Мильтона.
Джон Мильтон – мастер слова, мастер сравнений, метафор. «Грандиозности сюжета соответствует возвышенный строй поэтической речи. Поэма написана белым стихом, который звучит то певуче и плавно, то энергично и страстно, то сурово и мрачно. Мильтон придает своей речи торжественные интонации певца-рапсода и в то же время пафос библейского пророка» (№15). Как красиво звучит такое сравнение: «Просиял Сапфирами живыми небосклон. » (№1, стр.122)! В этом плане мне особенно понравились описания райских врат, реки в четвёртой книге и вообще природы Ассирийского сада. Все Вселенские описания даются автором с размахом – колесницу Бога Сына сопровождает двадцать тысяч Господних колесниц, во врагов Бог Сын кидает десять тысяч молний и т.д.Можно сказать, что Мильтон «широко использует характерные для эпоса приёмы гиперболизации, постоянные эпитеты, развёрнутые сравнения» (№15 ). Торжественно у Мильтона сотворение мира. Дух захватывает от такой картины! Жаль, что не знаю английского – в подлиннике это, наверное, ещё краше. И как всё просто… «взял Он циркуль золотой, Чтоб рубежи Вселенной очертить…» (№1, стр.203). Хотя и известно, что впервые о золотом циркуле написал поэт Джон Донн (1572-1631), но хотя бы включение этого моментика в поэму, уже интересно. Всё сотворение происходит под пение эмпирейского хора, который восхваляет Бога. Сегодня, когда пишу эти строки, этот хор для меня реален, как никогда, так как несколько дней назад я слушала выступление одного из сотрудников МГУ, обладающего прекрасным басом и поющего по воскресеньям в церковном хоре. Он пел так прекрасно, не было аккомпаниатора, и он исполнял русские романсы акапелла. И я тогда подумала: «Эмпирейский хор бы принял его в свой состав. Божественное пенье!». Хотелось бы сказать ещё об одной метафоре: «Любовно улыбался шар земной, В убранстве пышном» (№1, стр.213). Здесь шар земной радуется сотворению, словно живое существо. Хочу сказать даже об употреблении отдельных слов. То, что увидел Адам сразу после своего создания, буквально потрясает его. Он вскричал. Обратите внимание на слово «вскричал», то есть употребление именно этого слова даёт понять восторг Адама от увиденного. Мильтон и психолог в какой-то степени. Как он показывает смену чувств у Сатаны: Лицо «Бледнело трижды; зависть, ярый гнев, Отчаянье. » (№1, стр.106). Как тонко через действие передан испуг Адама: «ослабевшая рука Венок из роз, для Евы им сплетённый, Бессильно уронила, и цветы Увядшие рассыпались в пыли» (№1, стр.260). Джон мог бы ещё и ещё восхвалять красоты земли, но он решил сказать об этом по-другому: «С каким восторгом вдоль и поперёк Тебя я исходил бы, если б мог Порадоваться хоть чему-нибудь…» (№1, стр.244), — говорит Сатана. И через призму его слов мы понимаем великолепие земли.
Чем интересно «Слово о полку Игореве» современному читателю?
В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывается о событиях неудачного похода против половцев 1185 года во главе с малозначительным князем Новгород-Северским Игорем Святославовичем. Оно не повествует о событиях Игорева похода последовательно. Оно их поэтически оценивает и взвешивает. В «Слове.. » говорится об этих событиях так, как будто они хорошо известны читателям. Оно обращено к современникам князя Игоря. Это горячая речь патриота-народолюбца, речь страстная и взволнованная, поэтически непоследовательная, но всегда полная веры в Родину.
«Слово… » глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем в нем нашли воплощение лучшие стороны светской культуры.
Мне понравилось, что «Слово… » не являясь ни летописью, ни историческим трактатом, написано правдиво, придерживается действительных событий. «Слово… » начинается размышлениями автора по поводу манеры повествования, отказом от старого способа письма – Боянова. Этим он убеждает читателя, что перед ним – импровизация, свободная от скованности литературными традициями, даже такими сильными, как Бояновы, речь.
И действительно, все дальнейшее так непосредственно и тесно связано с живой устной речью, звучит так искренне и страстно, что мы ему верим.
Плачи автор упоминает не менее трех раз: плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря. Два из них он приводит дословно: плач Ярославны и плач русских жен.
Автор «Слова… » как будто мысленно следует за полком Игоря и мысленно его оплакивает. Известно, что плачи на прямую связаны с народной песенной лирикой. Особенно эта связь видна в плаче Ярославны.
«Слово… » очень близко стоит к плачам и песенным прославлениям, оно близко к ним по своей форме и своему содержанию. Но в целом, конечно, это не плач и не слава.