чему учит рассказ звездные корабли
Ефремов «Звездные корабли», кто главные герои, какая главная мысль?
Главными героями можно назвать всего пару человек.
Второй герой это его китайский коллега открывший интересную новость.
Главная мысль мне кажется заключается в том, что люди слишком сильно зациклились над собой. Понятно же что мы во вселенной не одни. Многое во вселенной произошло и без ведома человека. А ведь принято считать, что мы во вселенной одни и является главным и самым главным видом живого.
Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа «Звездные корабли».
Евгений Пермяк «Пичугин мост».
Год написания рассказа 1949.
В этом рассказе можно выделить только одного героя, школьника Сёму Пичугина.
Главная мысль рассказа.
Главная мысль заключается в том, что человек славится не делами, а своими поступками. Если Вы сделали какое-либо хорошее дело, то его будут помнить очень долго. А если это ещё и сделано без корыстных целей, то цена этого дела велика. Это показано на примере Сёмы, который сделал мост через реку, тем самым, он помог людям.
Поучительный рассказ о настоящем подвиге.
В сказке Ш.Перро «Рике с хохолком» в одном из королевств родился очень некрасивый принц. Волшебница, которая присутствовала при рождении принца, сказала, что он будет очень умным и наделила его способностью сделать ту, которую он полюбит, умнее. В другом королевстве родилась очень красивая принцесса. Волшебница сказала, что принцесса будет очень глупой, но наделила ее способностью делать красивым того, кого она полюбит. Когда принцесса подросла однажды она ушла в лес погрустить и там встретила Рике. Он полюбил принцессу и сделал ее умнее, взамен он попросил выйти за него замуж. Принцесса согласилась сыграть свадьбу через год. После встречи с Рике она стала очень умной, поражала всех своими способностями и помогала управлять страной. Так она забыла о своем обещании и стала мечтать о свадьбе с красивым принцем. Год спустя она снова встречает Рике в лесу и вспоминает о своем обещании. Он убеждает принцессу выйти за него замуж и принцесса смогла полюбить его и сделать красивым.
Главные герои сказки «Рике с хохолком»:
Главная мысль сказки «Рике с хохолком»:
Любовь способна сделать людей умнее и красивее, чем они есть. Сказка «Рике с хохолком» учит, что человека любят в первую очередь за его характер и душевные качества, а не за ум и красоту. А так же тому, что нужно быть уверенным в себе, настойчивым и добиваться поставленной цели.
Главным героем былины так называемого новгородского цикла под названием «Садко» оказывается этот самый Садко, которого в тексте былины часто называют Богатым гостем и купцом. Все остальные герои этой былины второстепенные.
Это морской царь, которому приглянулась игра тогда еще бедного гусляра Садко и он подсказал тому как разбогатеть.
Это Микола Можайский, святой угодник Николай, который помогает Садко добрым советом, когда тот оказывается во дворце морского царя.
Ну и это наверное девушка Чернава, которую Садко выбрал себе в жены.
Ну а главная мысль этой былины в том, что каждый из нас сам кузнец своего счастья. Если бы не научился Садко в свое время играть на гуслях. не стал бы он известным музыкантом и не приглянулся бы морскому царю. А не подскажи ему морской царь про золотых рыб, не стал бы Садко купцом. Не отправившись на морское дно, не нашел бы себе Садко невесту-красавицу.
Главную мысль этой былины можно выразить такими русскими пословицами как:
Наконец, имеется в этой былине интересная мысль, что как бы ты не был богат, понимать можно как угодно: умен, красив, талантлив и прочее, ты не можешь быть богаче целого города, понимать следует народа.
В повести «Первая любовь» И. С. Тургенев рассказывает историю любви 16-летнего подростка. Его возлюбленной был 21 год, и Владимира она воспринимала как ребёнка, зато влюбилась в его отца, презрев условности общества.
Главная мысль: первая любовь редко бывает счастливой, но оставляет след на всю жизнь.
«Остров сокровищ» на мой взгляд, одно из лучших произведений Стивенсона.
В данном произведении есть положительные герои, но также и отрицательные.
Какая главная мысль в «Острове Сокровищ»?
Как и во многих произведениях автор пытается показать, что добро всегда сильнее и побеждает зло.
Человек должен быть сильным (морально), храбрым, идти к своей цели наперекор судьбе. Стивенсон показывает, что если ты сильный духом человек, то всего добьешься!
Иван Ефремов «Звёздные корабли». Так ли всё просто и понятно в этой повести?
Повесть Ивана Антоновича Ефремова «Звёздные корабли» на современного читателя, думается, может произвести странное впечатление. Во-первых она – короткая. Три главы. Всего три главы, а не тридцать и не сорок. Да, повесть – жанр малоформатный, это ясно, но не три же главы! А вот в этой повести именно три.
И – полно недосказанностей. Настолько много недосказанностей, что далеко не всем читателям эта повесть будет понятна. Или – придётся по душе.
В «отзовике» в Сети ( https://otzovik.com/reviews/kniga_zvezdnie_korabli-ivan_efremov/ ) есть несколько отзывов на эту повесть. Отзывов, написанных нашими современниками. Разными людьми.
Эти отзывы… как бы помягче сказать, подозрительно одинаковы. По сути, не по форме. В этих отзывах нет главного, что бы свидетельствовало об их искренности – нет указаний на недостатки повести. А если даже читатели не указывают на недостатки текста, собственно, для них предназначенного, то это ещё совсем не значит, что повесть – высококлассная и понятная «до донышка».
Согласно википедийной статье о «Звёздных кораблях» ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D1%91%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8 ), «По утверждению И. Ефремова, повесть стала для него как для писателя новым этапом[4]. До этого он писал приключенческие рассказы, а здесь затрагивались вопросы творческого труда учёного, и пришлось более серьёзно размышлять над психологией героев.
Главная идея Ефремова — идея множественности очагов разума во Вселенной и сходства тех путей, по которым идёт эволюция на различных планетах. Он утверждает, что разумное существо неизбежно будет гуманоидом. Эти идеи он обсуждал с Алексеем Быстровым в письмах и, во многом, облик пришельца был придуман Быстровым[6], который занимался реконструкцией облика ископаемых животных по костным останкам.
В повести соединились две темы, которые интересовали Ефремова: палеонтология и космос.
Академик Ю. Н. Денисюк писал, что эта повесть побудила его в 1957 году начать работы по регистрации объёмных изображений с помощью специальных фотоматериалов; это привело к открытию трёхмерной голографии.»
Обзорно сюжет «Звёздных кораблей» таков (цитирую по профильной википедийной статье):
«Палеонтолог Алексей Петрович Шатров узнаёт, что его китайский коллега нашёл череп динозавра с отверстием, напоминающим пулевое ранение. Динозавр жил 70 миллионов лет назад, человека тогда не было, можно сделать одно предположение: в то далёкое время Землю посетили пришельцы. Однако как они могли преодолеть огромное расстояние? Шатров узнаёт и о другом открытии: его бывший ученик, молодой советский астроном, погибший на войне, рассчитал траекторию движения Солнечной системы, и оказалось, что 70 миллионов лет назад Солнечная система приблизилась к другим звёздным системам Галактики настолько, что перелёт стал вполне реален. Значит, в это время и прилетели пришельцы, чему свидетельство — череп динозавра.
Шатров приходит к своему другу, палеонтологу и геологу Илье Андреевичу Давыдову. Давыдов уже много лет думает над другой загадкой: он исследовал в Средней Азии огромные кладбища динозавров — множество животных погибло одномоментно по непонятной причине. Скорее всего, в результате землетрясения из-под земли вырывалась наружу в виде мощного излучения энергия атомных реакций; это и убило динозавров. Возможно, пришельцы (как решили двое учёных) могли прилетать на Землю для разведки источников ядерного топлива! На них напали динозавры, и пришельцам пришлось защищаться. Давыдов, раскапывая это кладбище, также среди костей динозавров находит загадочный артефакт, вначале принятый за панцирь древней черепахи…»
Почему мостом? Да потому что И.Ефремова отличает удивительное и достойное всяческого одобрения и уважения постоянство в формулировании и отстаивании своей позиции.
Как учёный-палеонтолог, привыкший и способный спокойно и безэмоционально воспринимать отрезки времени в тысячи и десятки тысяч лет, И.Ефремов гораздо менее склонен превозносить возможности и способности как землян, так и инопланетян любого размера и формата. И именно отсутствие желания преувеличивать мощь инопланетян, равно как и мощь землян и отпугнуло, возможно, как издателей с цензорами, так и читателей от глубинного восприятия повести.
Несмотря на весь научно-фантастический антураж люди и инопланетяне в «Звёздных кораблях» выглядят и действуют уж слишком обыденно и рутинно.
Взгляните на несколько обложек печатных изданий повести:
И на иллюстрацию к тексту самой повести:
Интересно, на мой взгляд, то, что уже в аннотации фактически раскрывается – в очень значительной мере – сама суть текста. Настолько полно раскрывается, что читать сам текст повести и не хочется. Судите сами:
«Сюжет повести – находка кости динозавра с загадочной пулевой (лучевой) пробоиной, затем – черепа человекоподобного инопланетянина и его «портрета», – послужил отправной точкой главного философского построения Ефремова: идеи множественности очагов разума во Вселенной, сходства путей, по которым идет эволюция на различных планетах (с неизбежностью обеспечивая в результате общий физический облик и психологическую конструкцию – «гуманоидность» – для всех носителей разума), и ее неизбежной перспективы – «Великого Кольца» цивилизаций.»
Всё. Сам текст повести после такой исчерпывающей аннотации и не нуждается в прочтении. Всё ясно, понятно и… упрощённо.
Повесть, напомню, состоит всего лишь из трёх глав. Да, имеющих собственные названия, отмечу, но… Шестьдесят две страницы. Это для наших современников – очень мало. За день приходится перелопачивать сотни страниц всякой инфы. А тут – всего шестьдесят две страницы. И как по мне, «маловато будет».
Именно потому мне эта повесть показалась сшитой из «кусков». Между которыми – лакуны. Нуждающиеся, на мой опять таки взгляд, в заполнении. А заполнять – нечем.
Если же перейти к самому тексту повести, то сразу, уверен, следует отметить, что И.Ефремов обходится без вступления – сразу помещает читателя в обстановку, которая пусть и схематично, но определяет неизбежность лакун.
Первая глава – «У порога открытия» рассказывает о том, как палеонтолог Шатров приходит к убеждению, что Землю в глубокой древности – ещё до появления человека – посещали разумные органики. Два основания этого убеждения: первое – находка, сделанная китайским коллегой Шатрова – кость динозавра с «пулевым» отверстием и второе – рукопись ученика Шатрова, доказывающая, что Земля несколько миллионов лет тому назад была к другим звёздным системам гораздо ближе, чем сейчас. А значит, разумные органики могли достаточно просто и легко преодолеть огромные расстояния между своей материнской планетой и Землёй.
Кость динозавра с пулевым отверстием у Шатрова физически уже есть – коллега прислал посылку. А вот за тетрадью с рукописью ученика… пришлось походить. И найти тот танк, в котором автор рукописи и погиб. А тетрадь… Тетрадь – чудом сохранилась.
Для полноты картины И.Ефремов даёт читателю возможность побывать в настоящей обсерватории и глазами Шатрова увидеть, даже почувствовать, насколько же велика и одновременно – холодна и страшна Вселенная, в которой даже яркие звёзды выглядят слабо светящимися «точками» на фоне черноты и огромных расстояний.
Профессор Шатров ожидает в гости профессора Давыдова. А тот попал под удары стихии, увидел и почувствовал едва ли не одну из самых страшных природных сил – гигантские волны, способные утопить почти любой морской корабль и нанести огромные разрушения прибрежным селениям.
Говоря о лекции, прочитанной профессором морякам, И.Ефремов плавно подводит читателя к пониманию того, что много-много столетий тому назад Земля, материнская планета человечества была ещё более горячей, неуёмной и опасной. Человек же появился уже тогда, когда планета, образно говоря, «перебесилась» и немного, самую малость, успокоилась, только изредка позволяя себе напомнить о былых временах хотя бы вот такими гигантскими, опаснейшими волнами, против ударов которых мало что и мало кто сможет устоять.
Во второй главе повести, озаглавленной «Звёздные пришельцы», Шатров наконец-то встречается с Давыдовым. Разговор, конечно же, заходит о той кости, которая по непонятным, а точнее – невероятным причинам обзавелась «пулевым» отверстием.
Людям-человекам лестно думать о том, что видите ли только они могут делать в костях такие вот ровненькие и аккуратненькие отверстия. Могут, потому что постоянно воюют между собой с помощью и с использованием всяких смертоносных орудий и технологий.
На другую чашу весов люди, оказывается, могут поставить только одну альтернативу – пришельцев из космоса. И.Ефремов на мой взгляд, весьма искусственно «замыкает» повествование на этой альтернативной версии.
Процитирую выдержку из википедийной статьи:
«Исходной точкой для сюжета о черепе динозавра с пулевым отверстием, по предположению Петра Чудинова, был череп вымершего бизона с отверстием, напоминавшим пулевое, который хранился в Палеонтологическом музее в Москве[1]. Уже после публикации повести, в конце 1950-х годов териолог Н. К. Верещагин выяснил, что причина отверстия проста: это были следы болезненных свищей, вызванные паразитическими червями либо личинками оводов.»
Вот таким образом. Повесть из трёх небольших по размеру, да и по содержанию глав была написана в 1943-1944 годах, опубликована в 1948 и всего через несколько лет была научно установлена причина появления этого отверстия. Я подчеркну – научно, поскольку в профессоре Давыдове, как утверждает та же википедийная профильная статья, И.Ефремов вывел самого себя.
Меня очень насторожило именно это обстоятельство – не исследуют. Два профессора, два маститых учёных, известных, признанных, пускают дело на эмоции. Но более того – на эмоции поддался, не поверил себе как учёному, способному холодно логически рассуждать, их китайский коллега. Тот самый, кто прислал профессорам эти кости с отверстиями. Он не поверил себе. Самому себе не поверил, пожелал получить поддержку, а точнее – подтверждение.
Чему, спрашивается? Я, когда читал текст, эти абзацы, живоописующие разговор двух мужиков-профессоров, ждал описания шелеста страниц документов. Экспертизы, исследования, анализы.
Ничего этого я не прочёл в повести. Ни в прямом, ни в переносном смысле. Одни только словеса профессоров, огульно подтягивающих под своё мнение то, что они видят и ощущают. Чем, спрашивается, видят? Глазами. Чем ощущают? Пальцами рук. Всё. Больше никакой аппаратуры у двух мужиков-профессоров нет. И не предвидится.
Я не хочу верить в то, что И.Ефремов держит читателей за дураков. Но… Даже художественное упрощение должно иметь обоснованные пределы. А здесь этих пределов – нет.
Хотя… Если вспомнить, что пенницилин и некоторые вакцины в сороковые-пятидесятые годы были невиданным прорывом, если вспомнить, что в палеонтологию шли очень немногие молодые люди, то… Бедность вроде бы маститых палеонтологов предстаёт совершенно в ином свете. Именно бедность и именно материальная, аппаратная, исследовательская и даже научная бедность.
Вместо «пятисотлистовки» с результатами всевозможных анализов и экспертиз два мужика-профессора руководствуются тем, что есть в наличии у обычного, неотягощённого научными степенями, званиями, системным профильным образованием человека.
В дальнейшем И.Ефремов буквально «за уши» тащит читателя к уже запрограммированным собственным авторским выводам. А это «заушничество» я не считаю признаком мощи и совершенства автора текста.
Я охотно допускаю, что за пятьдесят лет второй половины двадцатого столетия науки сделали большой рывок вперёд. Но этот рывок чем-то должен был быть железобетонно обусловлен. И среди этих обоснований нет места эмоциям и чувствам, описанным И.Ефремовым в «Звёздных кораблях».
На мой взгляд здесь нет даже умелого популяризаторства, того самого, которое способно побудить молодых людей косяками пойти в палеонтологию, в археологию, в другие вроде бы непионерные науки.
А самое главное – И.Ефремов показывает удивительную, но в то же время непозволительную медлительность научных работников. У профессора на столе – гранки, диссертация, в приёмной – препаратор, которому тоже надо уделить внимание. И всё это должен вроде бы «разгрести» уже летами не молодой профессор. Который сам же признаётся – не хочу цитировать – что «не тянет». Уже – «не тянет».
Вот самая главная проблема современной И.Ефремову – и не только И.Ефремову – науки: тот, кто что-то достиг в науке – уже быстро, крайне быстро, очень быстро приходит к пределу своих сил и возможностей. И банально резко перестаёт «тянуть». Перестаёт работать непрерывно, эффективно, высококачественно. Хотя вроде бы может слыть кабинетным схимником, запретившим себе едва ли не все радости жизни.
Давыдов даже побывал на месте, где было вскрыто крупное кладбище динозавров. Но… «втирая» молодёжи о важности избранной профессии и специальности – в том числе палеонтологии, конечно же, Давыдов опять таки не мыслит активно, разносторонне, остро.
И.Ефремов ещё раз доказывает, что учёный очень часто может быть крупным и крутым спецом в своей узкой области, но всё, что за пределами этой области – для конкретного учёного может быть даже очень «тёмным лесом».
Хотя… как мне предсталяется, сам факт вскрытия крупного кладбища динозавров заставил бы любого здравомыслящего учёного внимательнейшим образом просмотреть список самых невероятных причин такого скопления скелетов не самых маленьких представителей древнего животного мира планеты.
Ясное же дело, что динозавры не могут просто так без очень важных и и серьёзных причин скопиться на столь ограниченной площади. И.Ефремов показывает, насколько слаб и немощен Давыдов, который мыслит, не побоюсь этих слов – заскорузло и шаблонно, вещает как «репитер» и сам уже не верит во многое то, что сам же озвучивает.
Оказывается, для того, чтобы учёный «сошёл с рельсов» и сам стал думать нестандартно, ему нужен «волшебный» и очень существенный «пендель».
Как-то разрушающе влияет подобное «представление» на привычный для читателя образ «учёного», способного по своему положению «жреца науки» решать многие, недоступные для простых смертных людей вопросы и проблемы.
Описывая процесс обнаружения черепа «пришельца» И.Ефремов продолжает упорно, упрямо и топорно гнуть свою провальную, не побоюсь этого слова, линию. Он буквально «за уши» притягивает все мало-мальски подходящие для своей теории факты, начисто забыв о том, что он хотя и пишет художественный текст, должен, как его автор, придерживаться элементарных и общепринятых правил логики.
Сами полюбуйтесь, посмотрите и решите, стоило ли затевать написание повести ради такого «брата по разуму»?
Я не считаю, что носитель разума обязан быть хотя бы отдалённо похож именно на человека. Это, с моей точки зрения – примитивизм и упрощенчество.
В конце двадцатого столетия носителями разума были признаны дельфины, которые ни в коей мере внешне не походят на «гомо-сапиенса». Собаки и кошки, живущие рядом с людьми тоже постепенно, пусть даже и очень медленно, признаются весьма разумными существами. А И.Ефремов, палеонтолог с мировым именем, занимается форменным «притягиванием за уши», а не научно-логическим системным обоснованием своей позиции.
И.Ефремов многое, очень многое преступно упрощает. Сначала он перечисляет гафний, тантал, индий – химические элементы, которыми даже его современники не обладали в качестве обиходных вещей, а потом… Потом, невзирая на объективные различия между внешностью гомо-сапиенса и «бестии целестис» эмоционально, чувственно, но внелогично и вненаучно настаивает на том, что это конкретное существо – носитель высокоразвитого разума. Настаивает, опираясь только на эмоции и чувства, что я считаю недостойным для гуру палеонтологической науки. Доказательства, результаты анализа, результаты исследований – всё остаётся за кадром. А вперёд И.Ефремов выставляет только эмоции и чувства.
И «равняет» по этим эмоциям и чувствам неведомых «бестий», которые явились на Землю в пору её ранней молодости в поисках мест концентрации радиоактивных материалов, фактически – ядерного топлива.
Явились по-быстрому, сэкономив себе слишком много ресурсов и материалов.
И да, поторопившись. Так же поторопившись, как поторопились многие персонажи и герои «Туманности Андромеды». А потом – поторопятся многие персонажи и герои «Часа быка».
Повесть обрывается – именно обрывается на слишком мажорной ноте. А могла бы быть спокойно завершена без этих агиток, лозунгов и призывов. Но – то ли И.Ефремов не захотел, то ли ему не дали, то ли повесть потому и была издана в 1948 году, а не в 1945, что подвергалась многократной авторской и цензорской правке.
Именно потому, что повесть «оборвана» у меня и не получается хоть как-то более-менее внятно финализировать свой отзыв. Не хочу пускаться в малообоснованные рассуждения и предположения.
Звездные корабли
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 6
Очень понравилась книга.Старая добрая фантастика.Читаешь и отдыхаешь, как будто в детство попала. Прямо хочется строить коммунизм.
Очень понравилась книга.Старая добрая фантастика.Читаешь и отдыхаешь, как будто в детство попала. Прямо хочется строить коммунизм.
Иван Ефремов … Все кто любит и любил фантастику наверняка читали все его произведения,перебирая книги в своей библиотеке обнаружила, что нескольких книг этого замечательного автора у меня нет и решила восполнить этот пробел, преодолевая трудности строим светлое будущее, вера, что человек не одинок в космическом пространстве и где-то его ждут другие замечательные миры, добрые и счатливые…
Иван Ефремов … Все кто любит и любил фантастику наверняка читали все его произведения,перебирая книги в своей библиотеке обнаружила, что нескольких книг этого замечательного автора у меня нет и решила восполнить этот пробел, преодолевая трудности строим светлое будущее, вера, что человек не одинок в космическом пространстве и где-то его ждут другие замечательные миры, добрые и счатливые…
Прекрасная книга талантливого писателя. Интересный сюжет, отличное владение художественными средствами. Не рекомендую тем, кто привык к дешёвой бульварной литературе.
Прекрасная книга талантливого писателя. Интересный сюжет, отличное владение художественными средствами. Не рекомендую тем, кто привык к дешёвой бульварной литературе.
Замечательная фантастика… Замечательна она и тем, что сейчас фантастическими выглядят не только взаимоотношения двух крупных ученых – Давыдова и Шатрова, но и рассуждения автора о близком торжестве разума на Земле, построении идеального общества и существовании не менее идеальных пришельцев… Увы, эти коммунистические идеи, еще недавно казавшиеся практически сбывшимися, сейчас кажутся гораздо более дальними, чем тогда, во время написания книги!
Замечательная фантастика… Замечательна она и тем, что сейчас фантастическими выглядят не только взаимоотношения двух крупных ученых – Давыдова и Шатрова, но и рассуждения автора о близком торжестве разума на Земле, построении идеального общества и существовании не менее идеальных пришельцев… Увы, эти коммунистические идеи, еще недавно казавшиеся практически сбывшимися, сейчас кажутся гораздо более дальними, чем тогда, во время написания книги!
Рекомендую фант.повесть ”Звёздные корабли” от Ивана Ефремова. Палеоконтакт с UFO, останки динозавров, сдвиги литосферных плит, торжество разума и прогресса. На Земле ничего не теряется и даже через миллионы лет, есть шанс найти следы пребывания пришельцев.
Рекомендую фант.повесть ”Звёздные корабли” от Ивана Ефремова. Палеоконтакт с UFO, останки динозавров, сдвиги литосферных плит, торжество разума и прогресса. На Земле ничего не теряется и даже через миллионы лет, есть шанс найти следы пребывания пришельцев.
Читала со скучающим выражением на лице.Читать трудно и томно.Книга не для отдыха и не для понимания любым.