Чему учит произведение крыжовник чехова
Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»
Автор: Guru · 24.02.2018
Конец 19 века — время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.
История создания
Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.
Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.
Жанр и направление
Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.
Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».
О чем?
Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина — приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.
Братья с детства познали одну простую истину — за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.
Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч. Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша—Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.
Композиция
Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.
Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни — наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.
Главные герои и их характеристика
В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.
Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.
И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.
Проблемы
Смысл
Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову — это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.
Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.
Критика
Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:
Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…
Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:
Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…
Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:
С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.
Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:
Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.
Чехов «Крыжовник»: какая главная мысль, чему учит рассказ?
Какая главная мысль рассказа Антона Чехова «Крыжовник»?
Чему учит рассказ Чехова «Крыжовник»?
Николай Иванович Чимша-Гималайский посвятил всю свою жизнь тому, чтобы исполнить свою мечту: стать владельцем имения с кустами крыжовника. Он стал экономить на всем, даже на еде и одежде, стал скупым и алчным. Он и в брак вступил не по любви, а по расчету, ведь его жена была богатой вдовой. Свою жену он свел в могилу тем, что практически морил её голодом, от чего она и скончалась. Правда, денежки супруги Николай Иванович предусмотрительно положил на свое имя в банк еще при её жизни.
Николаю Ивановичу удалось накопить денег и он приобрел усадьбу, но при этом он был одинок. Ведь он растерял всех своих друзей, был равнодушен к чужим проблемам.
Главная мысль рассказа заключается в том, настоящий человек не может ограничиваться лишь низменными желаниями. Любой успешный человек не должен замыкаться на себе-родимом. Чехов учит нас, что нужно совершать добрые поступки, быть активными членами общества. Он призывает нас помогать бедным, сиротам и бездомным, поскольку такие добрые дела способны сделать наш мир лучше.
В большинстве своем А.П. Чехов написал свои произведения простым обычным языком, но в тоже время они поучительны и интересны.
Произведение «Крыжовник» в этом плане, не отличается от этих рассказов, в нем поднимается тема смысла жизни, счастья, а так же равнодушия.
На примере Николая Ивановича автор показывает всем нам, как в погоне за мечтой, при чем самой простой и обычной, можно потерять все, всех близких людей, свои интересы и в итоге самого себя.
Мечта сбылась, а ты вдруг оказался одинок и не кому не нужен, жизнь пуста и не интересна, а ведь гораздо важней делать добро людям, нельзя быть счастливым когда столько бедных и несчастных людей вокруг тебя.
В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» история начинается с того, что ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский вместе со своим другом Буркиным попали под дождь и останавливается у помещика Алехина. За чаем Иван Иванович рассказывает историю своего брата. Его брат Николай хотел купить поместье и посадить крыжовник. Он копил, ограничивал себя в еде и даже женился по расчету. Спустя некоторое время он купил имение и посадил крыжовник. Когда брат встретился с Николаем, то он понял, что тот изменился не в лучшую сторону, но его это устраивало. Иван Иванович в конце истории рассуждает про добро, но собеседников утомляет его философский настрой.
Главная мысль рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» заключается в том, что нужно нести добро людям и помогать. Эти темы герой рассказа поднимает в самом конце. На примере его брата мы видим, что когда материальное превалирует над духовным, то человек не становится лучше, а даже наоборот. Автор дает нам возможность задуматься над благом, которое мы должны нести в мир. Только тогда, когда мы будем думать и о других мир станет лучше.
Я рассказе «Крыжовник» речь идет о человеке, который жил бедно, но всю жизнь копил на собственное имение с садом из крыжовника. Так подвернулось, что он женился на богатой женщине, свел ее в могилу и сам зажил в одиночестве. Мечта его сбылась, он купил сад и посадил там крыжовник. Только теперь это был уже не тот Николай Иванович. По сути он добился всего, но путь этот был не так прост и как ему хотелось бы удачен. Теперь его жизнь по сути похожа на гипноз.
Главная мысль заключается в том, что наши мечты не всегда сбываются в том виде, котором хотелось бы. Николай Иванович вроде и получил что хотел, но это был уже не он. Это даже заметил его брат. Автор показывает нам ложное счастье человека, который получил что хотел, но такой радости уже не было.
В рассказе «Крыжовник» показано как мечта, неплохая сама по себе. может не возвысить человека, а наоборот сделать из него чудовище, эгоиста и негодяя. Николай Иванович посвящает исполнению своей мечты всю свою жизнь, и не только, к сожалению, свою. Женившись на нелюбимой женщине, превратив ее жизнь в настоящий ад и погубив в итоге ее жизнь, Николай Иванович на ее деньги покупает себе имение, о котором он так долго мечтал. В его жизни не было любви, не было друзей, не было ничего, кроме стремления накопить денег на это имение. В итоге имение куплено, крыжовник посажен, но Николая Ивановича сложно назвать счастливым человеком, он одинок, он потерял себя, рассказ учит тому, что так жить нельзя, нельзя доходить до такого крайнего эгоизма, принося в жертву своим желаниям жизни других людей.
Главная мысль рассказа: не всегда ради мечты нужно идти напролом, потому что пока достигнешь мечты растеряешь своих близких и друзей.
Чехов, на мой взгляд, подчёркивает, что мещанство и эгоизм, это, на самом деле, и есть одно из величайших зол российского общества того времени, то есть второй половины 19-го века, начала 20-го века.
Смысл рассказа Крыжовник Чехова
Один из самых известных рассказов Антона Чехова называется «Скучная история», но мы сейчас будем говорить не о нем – о знаменитом «Крыжовнике». Однако название «Скучная история» мы вспомнили не зря, потому что почти все рассказы Антона Павловича, кроме специально юмористических, ранних, можно было бы назвать скучными житейскими историями.
смысл названия рассказа «Крыжовник»
Многие любят и регулярно перечитывают произведения Чехова, ведь это настоящая классика, в которой много смысла, которая оставляет незабываемое впечатление. К тому же многие произведения мы учим еще с раннего детства, даже школьная программа включает целый ряд произведений Чехова.
Однако у многих возникает вопрос, в чем смысл названия крыжовник Чехова. Для этого стоит углубиться в сюжет рассказа. Такое название выбрал известный классик для своего произведения, а ответ вы можете встретить в самом произведении. Это своеобразная аналогия, данное произведение впечатляет многих своим описанием быта сельской местности, некоторыми моментами общения людей девятнадцатом столетии.
В сюжете лежит отношение двух братьев, один из которых является врачом, другой государственным служащим. Они были потомственными дворянами, были очень рассудительны, мечтательными. У младшего брата долгое время была одна мечта, которую он хотел бы воплотить, а это собственное имение, в котором был бы огромный дом и кусты крыжовника. Он даже нарисовал, который включал в себя не только барский дом, огород, но обязательно кустарники крыжовника.
В определенный момент он приобрел имение, на котором был барский дом, и сразу же посадил 20 кустов крыжовника. Он превратился из чиновника в настоящего барина. Когда к нему приехал старший брат, он на стол поставил тарелку с крыжовником и с удовольствием ел его, приговаривая, как это вкусно. На первый взгляд он казался по-настоящему счастливым человеком, ведь он у него был дом, был его крыжовник. Однако на самом деле в этой жизни все не было так радужно, как представлял себе младший брат Николай Иванович.
Ведь на самом деле вокруг его имения, была наглость, праздность, пьянство, статистика сообщала, сколько детей погибло от недоедания и сколько ведер водки было выпито. Он говорил о том, что человек должен видеть своим смыслом жизни не только имение и достойную еду для себя, но и заботу об окружающих людях. Если у вас есть возможность быть человеком во власти, то необходимо постоянно делать добро, быть сильным. На самом деле счастье — это не какие-то бытовые радости, это, прежде всего, что-то великое и разумное, поэтому важно всегда делать добро и мечтать не только о собственной выгоде, но и о том, чтобы решать важные вопросы бытия людей. Чехов показывает, что некоторые в погоне за личными благами не хотят видеть ничего вокруг и живут только для себя, а важно думать о человечестве в целом, приносить пользу обществу.
Скорбный реализм Чехова
В его рассказах нет ничего грандиозного, великого, потрясающего – приключений в лесах Америки, морских штормов, военных подвигов. Автор просто рассказывает нам байки о событиях, которые происходят каждый день – с нами и вокруг нас. Но почему-то эти маленькие бытовые притчи полны гениальных, глубоких идей, благодаря которым они вырастают в повествования библейской силы.
В скорбном реализме Чехова заключена необыкновенная способность видеть большое, вселенское в малом и повседневном. Все главные проблемы российской жизни, ее трагедию и безысходность, он раскрывает в этих байках. После того, как вы прочли рассказ с простецким названием «Крыжовник», а главное поняли его, вы уже не сможете смотреть на мир по-прежнему.
Сюжет «Крыжовника»
В рассказе символом такого образа мыслей становится брат одного из главных героев, чиновник, который всю жизнь копил на свое имение – не жил, а только деньги откладывал и жену скупостью уморил. И почему-то в его мещанских мечтах постоянно всплывал крыжовник, как символ гармоничной жизни. Удивительно, что именно эта кислая, простецкая ягода, а не экзотические персики или «ананасы в шампанском», стала мечтой. В этом тоже заметно отсутствие полета, ограниченность, убогость представлений человека.
Эти филистерские мечты особенно унылы на фоне таких, например, слов автора, сказанных в самом начале рассказа: «Как велика, как прекрасна эта страна». Действительно, на русских просторах – место для больших человеческих устремлений, высокой мечты, настоящего подвига. А мы только мечтаем о сытости и тепле. Чехов, устами главного рассказчика Ивана Ивановича, много рассуждает о счастье, о том, что оно сейчас невозможно, да и не нужно к нему стремится. Потому что такое счастье, которое обрел чиновник, хуже любого горя. Оно знак духовной смерти, выродившейся совести, потерянного ума.
Смысл и мораль «Крыжовника»
Должно быть большое, важное дело, способное помочь всем на этих бескрайних просторах, в которых человеку всегда так трудно было выживать. Но Чехов не был бы Чеховым, если бы целиком и полностью встал на сторону одного героя. В ироничных авторских ремарках и остроумно подмеченных деталях мы замечаем, что слова беспокойного, тревожного Ивана Иваныча не исчерпывают всей истины, всего смысла человеческого существования. Что, например, прелестная горничная и красивая комната, в которой оказались герои, говорят о своей правде – счастье обычной человеческой жизни. У него тоже есть право быть!
Вот только писатель при этом почему-то говорит о дворянских портретах – это они навевают ему мысль об иной, высокой, но счастливой жизни. Они тоже противостоят всему мещанскому и убогому. На их фоне в словах Ивана Ивановича тоже будто мелькает какая-то ограниченность, неспособность увидеть мир во всей полноте. Вот только дворянский, высокий уклад давно умер. Мы остались в мире маленьких, ограниченных людей с их спелым крыжовником. Читая некоторые отрывки, вы словно чувствуете оскомину, кислый вкус этой ягоды и слегка морщитесь – нет, крыжовник не соблазнителен. А вот Пелагея, прекрасные портреты и красивая комната — соблазнительны. Человеческую натуру не обманешь.
Забавная и меткая чеховская деталь – уже засыпая в уютных, чистых покоях после тяжелого дня с дождем и охотой в грязи, сосед Ивана Ивановича по комнате чувствует, как от трубки рассказчика исходит едкий, неприятный запах перегоревшего табака. И как владелец этой трубки беспокоен, мешает людям наслаждаться радостями жизни, бередя душу большими, страшными идеями, так и его табак отравляет комфорт вечерних сумерек.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.2 / 5. Количество оценок: 5
«Крыжовник» анализ рассказа Чехова – вывод, проблематика, смысл, тема произведения
Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Для “Крыжовника” Чехова анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения содержится в нашей статье.
Краткий анализ
Год написания – июль 1898.
История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом: купив его, он не успел одеть наряд, сначала не было повода, потом человек скончался.
Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.
Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.
Жанр – рассказ
Направление – реализм.
История создания
Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась, и мундир сшили, человеку было некогда одеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.
Проблема смысла жизни, её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему, манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.
Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.
Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы её достигать.
Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его совесть очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.
Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.
Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетов, Буркин тоже далек от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе, делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.
Композиция
Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе. Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алехина. Он принимает гостей, и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.
Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом, композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.
Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Крыжовника».
Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.