Чему учит клеточка голубина
Чему учит клеточка голубина
Материал подготовила Медведева Г.А., воспитатель.
Уважаемые педагоги и родители!
Автор Т.С. Голубина предлагает Вашему вниманию пособие, которое поможет сформировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму.
В этом пособии разработана система заданий и графических диктантов, построенных на следующих принципах.
Основываясь на общеизвестных методических требованиях, хотелось бы дать еще несколько рекомендаций.
Словесные рекомендации взрослого должны быть четкими, предельно ясно сформулированными и краткими.
Взрослому ни в коем случае нельзя повышать голос, ругать ребенка за неправильно выполненное задание: это может вызвать у него чувство неуверенности и тревожности.
Ошибки не исправляются, педагог (или родители) лишь указывают на них, предлагая ребенку самому решить, как сделать правильно.
Ребенка необходимо хвалить даже тогда, когда успехи его минимальны, при этом хвалить так, чтобы другие дети не испытывали дискомфорта, не чувствовали, что их так или иначе сравнивают с другими, ставят в пример.
Столы для работы должны быть удобны и соответствовать росту детей. Свет должен падать с левой стороны. Взрослому следует следить за позой ребенка.
Для работы понадобятся: тетради в клеточку, простые и цветные карандаши, ручки.
Следите за тем, чтобы Ваши ребята не исправляли ошибки, зачеркивая или стирая ластиком, правильно держали карандаш (ручку), не обводили линии два раза, аккуратно хранили письменные принадлежности.
Первое занятие желательно построить следующим образом. Нарисуйте в тетради в клеточку четыре квадрата.
Покажите их детям. Задайте следующие вопросы: как называется эта фигура? Сколько у нее сторон? Покажите левую сторону, правую, верхнюю, нижнюю сторону? Сколько углов у квадрата? Покажите верхний правый угол, верхний левый, нижний правый, нижний левый угол. Сколько маленьких квадратов-клеточек в большом квадрате? Сосчитайте их. Аналогично рассматриваются второй и третий квадраты. Далее внимание детей обращается на последний квадрат: какой он маленький, сколько у него сторон, сколько углов. Дети должны показать и назвать их, поставить точку в центре квадрата-клеточки.
Взрослый обобщает: первые три квадрата состоят из маленьких квадратов-клеточек, а последний, самый маленький, сам представляет собой клеточку — он так и называется «клеточка». Предлагает детям рассмотреть лист тетради (он весь разрисован клеточками) и найти клеточки в нижней части листа, в центре и т.д. Если дети испытывают затруднения, предложите им обвести цветными карандашами 20—30 клеточек, найти все красные клетки, все синие, одну зеленую и т. п. Затем самим нарисовать несколько клеточек и только после этого приступать к занятиям.
Следующие задания будут опубликованы позже. Следите и выполняйте с ребенком хотя бы несколько минут в день.
Кружковая работа в старшем дошкольном возрасте «Чему учит клеточка»
Кружковая работа в старшей группе
«Чему учит клеточка»
Цель:
Подготовить детей к обучению письму
Задачи:
Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа в старшем дошкольном возрасте «Чему учит клеточка» »
МКДОУ № 5 «Аленушка» с. Хороль
Кружковая работа в старшей группе « Чему учит клеточка »
Горобцова Инна Александровна
Опыт работы по формированию у детей графических умений, необходимых для обучения письму показал, что эти умения плохо развиты у детей, поэтому я решила взять задания из пособия Т.С.Голубина
«Чему научит клеточка».
Выполняя задания, дошкольники приобретут нужные графические умения, научатся ориентироваться на ограниченной плоскости ( строка в школьной тетради в клетку).
У детей будет хорошо развито зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Воспитанники станут более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. Все эти качества необходимы для того, чтоб без особых проблем перейти к школьному обучению
Подготовить детей к обучению письму
В своей работе использую литературу:
«Чему научит Клеточка»
Программа дополнительного образования МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 81» разработана на основе программы «Чему научит клеточка»
Т.С. Голубиной и программы по формированию графомоторных навыков Г.М.
Зегебарт «Волшебные обводилки».
Отличительной особенностью данной программы является то, что развитие
детской руки и подготовка ее к письму ведется в игровой форме в крупную
клетку. Дошкольники легко обучаются «играючи». Игра используется как
механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка.
Специфика игровых приемов в том, что с одной стороны они направлены на
решение дидактических задач, с другой – по своему характеру, максимально
похожи на настоящую игру и обладают ее существенными признаками. Это
очень важно, ведь в отличие от «настоящей» свободной игры, игру на занятии
предлагает педагог. Выполняя задания в крупную клетку,
дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся 4
ориентироваться на ограниченной плоскости (строка в школьной тетради в
клетку), развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания
и памяти.
Упражнения в «Веселых обводилках» направлены на развитие графо-
моторных навыков, пространственных представлений, плавности, точности.
Упражнения развивают координацию движения правой и левой руки,
скоординированность руки и глаза.
В программу включены кинезиологические упражнения. Эти упражнения
позволяют создать новые нейронные сети в мозгу и улучшить межполушарное
взаимодействие, которое является основой для развития интеллекта. Особенно
эффективной оказалась кинезиологическая гимнастика у детей, так как
пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития.
Кинезиологическая гимнастика, синхронизируя работу полушарий, помогает
ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики,
способностей. В программу также включены пальчиковые игры с игрушками,
предметами и природным материалом, физкультминутки.
Педагоги
Проценко Светлана Ивановна
Содержание программы
В настоящее время проблема подготовки руки дошкольника к письму
(ручная умелость) является очень актуальной. Это связано с тем, что обычными
стали ситуации, когда ребенок уже учится в первом классе, а рука его не
подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного
дня успешно справляться с объемом письменных заданий, данных учителем.
Сам же процесс подготовки к письму требует от ребенка физических, моральных
и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними
переутомления, самым негативным образом сказываются на овладении
графическими навыками и, более того, на развитии детского организма.
Поступая в первый класс, дети с недосформированной мелкой моторикой, с
недостаточным развитием навыков зрительно-двигательной координации,
испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая
строка, не получается правильное написание букв. Нередко встречается
«зеркальное» письмо. Ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист»,
«страница», «строка», не укладывается в общий темп работы, а следовательно
теряет интерес к обучению. Все это отрицательно сказывается на усвоении
детьми программы первого класса.
Реализация представленной программы позволяет избежать тех
нарушений, о которых сказано выше. Выполняя задания в крупную клетку,
дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся
ориентироваться на ограниченной плоскости (строка в школьной тетради в
клетку), развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания
и памяти.
Задачи:
1. Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению
письмом.
2. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук.
3. Развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук,
ритмичности.
4. Развитие психических процессов: зрительного и слухового восприятия,
произвольного внимания, логического мышления, памяти.
5. Развитие речи детей, умения действовать по словесным инструкциям,
соразмерять индивидуальный темп выполнения с заданным.
6. Формирование умения самостоятельно продолжать выполнение
поставленной задачи, осуществляя контроль за собственными действиями.
Цели программы
Цель программы – сформировать у детей предпосылки учебной
деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких
движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и
мышления, волевых усилий. Воспитывать усидчивость, прилежание,
самостоятельность.
Результат программы
Ожидаемые результаты: у дошкольника развиты значимые функции:
— зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез;
— пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез;
— слуховое восприятие и внимание, слуховая память, фонематический слух;
— сенсорно-двигательные координации;
— точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Программа по дополнительному образованию «Волшебные клеточки»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Документация по дополнительной образовательной деятельности «Волшебная клеточка»
подготовительная логопедическая группа
Разработала Гончарова Т.А
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Педагогическим советом Заведующий
МАДОУ № 35 р. п. Приютово МАДОУ № 35 р. п. Приютово
Протокол от № _______________Докучаева Г.Х.
Дополнительная образовательная программа
социально – педагогического направления
Возрастная категория детей от 6 до 7 лет
Срок реализации программы 2019 – 2020 учебный год
Воспитатель 1 кв. категории
Гончарова Татьяна Александровна
Структура программы дополнительного образования
Пояснительная записка …………………………………………….3
Цели и задачи программы………………………………………….4
Основополагающие принципы программы……………………….4
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Принципы комплектования группы и организации работы………6
2.2 Календарно-тематическое планирование………………………. 7
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально –технические условия………………………………..25
3.4. Список использованной литературы……………………………… 25
Целевой раздел программы дополнительного образования.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.» В.А.Сухомлинский
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью копределенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал. Опыт работы по формированию у детей графических умений, необходимых для обучения письму показал, что эти умения плохо развиты у детей, поэтому я решила взять задания из пособия Т.С.Голубина «Чему научит клеточка». Выполняя задания, дошкольники приобретут нужные графические умения, научатся ориентироваться на ограниченной плоскости (строка в школьной тетради в клетку). У детей будет хорошо развито зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Воспитанники станут более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. Все эти качества необходимы для того, чтоб без особых проблем перейти к школьному обучению.
Активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний;
Развитие мелких и точных движений пальцев рук;
Развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
Развивать память, внимание, воображение:
Развитие пространственного воображения, глазомера
Воспитание ответственности при выполнении работы, подготовки к письму;
Воспитание аккуратности, старательности;
Воспитание коммуникативных способностей детей;
Воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Разработать перспективный план работы кружка с детьми 6 – 7 лет на 2019 – 2020 гг;
Развивать графомоторные навыки;
Провести анализ эффективности проделанной работы.
1.4. Основополагающие принципы программы
Сисематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
Доступности: характер и объём знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
Наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребёнка, его непосредственные наблюдения;
Сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
Обеспечение эмоционально – психологического комфорта детей;
Уважение к личности каждого ребёнка.
Методические условия реализации программы. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
— чтение стихов и загадок.
— работа по образцу (штриховка);
— показ иллюстраций, картинок, букв.
— самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка).
знать гигиенические правила письма
Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.
уметь правильно держать ручку, карандаш.
Знать правила штриховки.
Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
Знать правила работы с тетрадью.
Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
Срок реализации : сентябрь 2019 – май 2020
II . Содержательный раздел.
2.1. Принципы комплектования группы и организации работы.
«Волшебная клеточка»
Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе.
Педагоги
Курик Светлана Владимировна, Пойлова Елена Викторовна
Содержание программы
Основа программирования — алгоритмика. Алгоритмика — это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм это набор действий, который нужно выполнить для достижения какого-либо результата.
Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами программирования у нас в детском саду происходит благодаря интерактивному набору «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность.
(S-science (наука, T-technology (технология, Е-engineering (инженерия, М-mathematics (математика) – именно так расшифровывается эта аббревиатура.) Этим термином обычно обозначают подход к образовательному процессу, согласно которому основой приобретения знаний является простая и доступная визуализация научных явлений, которая позволяет легко охватить и получить знания на основе практики и глубокого понимания процессов.
Благодаря этому набору формируется основа алгоритмики и программирования — что служит основой образовательной роботехнике.
На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.
Существуют несколько формы организации занятий с набором «Робомышь»:
Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность.
Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.
Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.
Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.
Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.
Набор «Робомышь» легко интегрируется практически со всеми образовательными областями:
• Физическое развитие — построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.
• Познавательное развитие — навыки решения задач (умения самостоятельного исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние).
• Художественно-эстетическое развитие — пространственное воображение. – Социально-коммуникативное развитие — навыки обсуждения, коммуникативные навыки и навык работы в команде.
• Речевое развитие — используется во всех играх с набором.
Таким образом, практика применения интерактивного набора «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста способствовала формированию и развитию технической любознательности, мышлению, аналитического ума, формированию качеств личности. Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог — происходит овладение детьми знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме. Алгоритмика и программирование выступают как эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ.
Цели программы
развитие начальных графо-моторных навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.
Результат программы
— ровный, прямой, нажим ровный – 1,
— линия неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.
2. Размер элементов:
— соответствует эталону – 1,
— не соответствует эталону – 0.
— соответствует эталону – 1,
— не соответствует эталону – 0.
— соответствует эталону – 1,
— не соответствует эталону – 0.
5. Отклонение от строчки:
6. Последовательность элементов:
— правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1,
— неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.
Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.
Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
Особые условия проведения
Количественный состав – 15 человек.
Количество занятий: один раз в неделю.
Продолжительность занятия 20 мин.
Методы и приемы, используемые в образовательной деятельности:
Материально-техническая база
— Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр.
— Интерактивная дидактическая игра «Мышиный код. Делюкс» («Робо-мышь») (STEM-образование).