Чему учит господа головлевы

Господа Головлевы

Господа Головлевы анализ произведения

Чему учит господа головлевы. 1489922391 8802be. Чему учит господа головлевы фото. Чему учит господа головлевы-1489922391 8802be. картинка Чему учит господа головлевы. картинка 1489922391 8802be.1. Введение. В творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина большое место занимает произведение «Господа Головлевы». Центральный персонаж романа, Порфирий Головлев (Иудушка) стал образцом лгуна и празднослова, высшее наслаждение которого заключается в лицемерии и бесконечном издевательстве над окружающими.

2. История создания. Замысел написать большое произведение о жизни помещиков возник у Салтыкова-Щедрина в конце 50-х гг. XIX века. В основу романа легли отдельные рассказы о семье Головлевых, входящие в цикл «Благонамеренные речи». В течение 1875-1876 гг. одна за другой публикуются главы произведения. Окончание работы писателя относится к 1880 г.

4. Жанр. Социально-психологический роман

В третьем поколении еще заметна тяга к какой-то иной жизни. Сыновья Порфирия, сироты Любинька и Аннинька стремятся во что бы то ни стало покинуть родовое имение. Но «головлевский гной» преследует их повсюду. Главным виновником смерти молодежи оказывается Иудушка, который, как паук, накидывает на всех свои петли.

6. Проблематика. Главная проблема романа заключается в том, что все его герои обречены на страдания с рождения. Между членами одной семьи не существует любви и уважения. У Порфирия эти чувства заменяются врожденной тягой к приобретению и накоплению богатства, которая скрывается за самым гнусным лицемерием.

Арина Петровна всю жизнь положила на «округление» своего хозяйства, но в итоге оказалась ни с чем. Даже в отношениях горячо любящих друг друга Любиньки и Анниньки наступает период, когда они перестают общаться. Камнем преткновения опять-таки выступают деньги богатых поклонников. В семействе Головлевых о родственных чувствах вспоминают только при серьезной опасности и близкой смерти. Но этот проблеск человечности всегда происходит слишком поздно.

Еще одной общероссийской проблемой, описанной в романе, является запой. К нему членов семейства приводит праздный образ жизни и отсутствие каких-либо четких целей. Самое страшное падение происходит с Аннинькой и Любинькой, которые мечтали о высоком искусстве, но также скатились до пьянства и разврата.

7. Герои. Арина Петровна, Порфирий, Степан, Павел, Аннинька и Любинька, Петенька и Володенька.

Смерть Степана становится началом цепи бедствий, постигающих семью. Головлевы умирают один за другим. На этом фоне единственным довольным человеком остается Иудушка, который даже из смерти близких людей старается извлечь пользу. Он вполне мог спасти своих сыновей, но жадность перевесила в его душе все родственные чувства. Оставшись один, Порфирий постепенно начинает сходить с ума. Он тоже погружается в запой, но не от алкоголя, а от бесплодных фантазий.

9. Чему учит автор? Салтыков-Щедрин показывает, что гибель провинциального дворянства неизбежна. Их бесполезная жизнь в «прахе» и «гное» никому не нужна. Помещики сами способствуют своему уничтожению, стремясь вырвать последний кусок из рук умирающих родственников.

Источник

1873. Господа Головлёвы краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина. Русский язык, литература

Краткое содержание — Господа Головлёвы. Русский язык и литература

В середине 80-х годов XIX века в русской литературе появляется произведение «Господа Головлевы», показано разоблачение семьи изнутри, постепенно превращаясь в нечто. К тому времени крепостное право уже практически изжило себя, а имение Головлевых все больше процветает и расширяется. Особо хозяйством занималась помещица Арина Петровна, с властным характером. Ее супруг, Владимир Михайлович с молодости был безалаберным и кутило. Любил распутничать и злоупотреблять алкоголем. Поэтому его супруга и взяла в свои руки все дела.

Ее сын, самый старший, Степан, окончив курс в одной из московских гимназий, поступил в университет. Средства на существование ему давали скудные, и поэтому более зажиточные студенты дразнили его попрошайкой. Когда он получил соответствующее образование мать отправила его в Петербург, но из-за того, что у него не было связей, карьеры сделать не смог. А пробивать своими силами продвижение по службе он не захотел. Выделив ему часть состояния в Москве, мать отправила сына в столицу, чтобы он там попытался устроиться на доходное место. Но и там прокутив все деньги вместе с домом, Степан попрошайничал у богатых крестьян. Вскоре ему перестали подавать, и ему пришлось вернуться в родное Головлево. К тому времени он уже был больным человеком, имеющий ко всем происходящим делам полное равнодушие. Мать собрала семейный совет, где решили поселить его во флигеле, отдав старый отцовский халат. Когда собирались все члены семейства для решения судьбы Степана, то отец отказался в этом участвовать. Так, старший сын оказался прозябать в темной холодной комнатушке, покуривая дешевый табак. Как-то раз он попросил, чтобы ему прислали теплую одежду, но получил отказ. В душе Степана была одна пустота. Однажды Степка попытался бежать, но его вернули назад. В один из дней его нашли мертвым в постели.

Анна Владимировна, дочь помещицы, тоже не радовала хозяйку имения. Не закончив университет, девушка сбежала с корнетом и вскоре вступила с ним в брак. Головлева дала ей в придание небольшую деревушку, но корнет проиграл все это состояние и сбежал, оставив супругу с двумя детьми на руках. Не выдержав таких испытаний Анна Владимировна скончалась, и поэтому Арина Петровна взяла на воспитание своих внучек.

Павел был в прошлом офицер, жил в Дубровне тихо и незаметно. Он был апатичным человеком, не мог принять ни одного решения. И умер он так же тихо.

Среди сыновей особенно настороженно относились все к Порфирию, которого окрестили Иудушкой. С детства он подмаслился к матери, мог на ушко ласковое слово сказать, а мог наушничать. И поэтому мать всегда отдавала ему все самое лучшее.

Вскоре умирает Арина Петровна, проклиная Иудушка. И он остается один. Приезжает Аннинька, но увидев, как тяжело жить с дядей, уезжает в горд. С ним остается Евпраксеюшка. Но и она боится его. Иудушка сделал ее жизнь невыносимой. Он отдает новорожденного в приют, и женщина с горя начинает вести распутную жизнь. Радость наступает в жизни Порфирия тогда, когда возвращается Аннинька, но не жить, а умереть. Ежедневно вечерами она выпивала с дядей и вспоминала все страдания, пришедшие на ее судьбу, обвиняя при этом своего родственника.

В один из последних дней Великого поста Порфирий ушел на могулу матери, да так и умер там. В это же время умирала Аннинька, и поэтому в соседнее село отправили весть дальней родственнице, что Головлево теперь находится без прямых наследников.

Чему учит роман Господа Головлёвы

Роман учит нас быть более терпимее и милосердными к своим близким. Накопительство, лицемерие, бездушие могут разрушить семейные ценности, которые потом трудно восстановить.

Источник

«Господа Головлевы»: история публикации, анализ, значение романа

М. Салтыков-Щедрин вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в творчестве. Роман «Господа Головлевы» показывает истинное лицо баров. Произведение также позволяет проследить за тем, как человек разрушает самого себя. Изучают роман в 10 классе. Предлагаем узнать о нем больше, ознакомившись с анализом произведения.

Чему учит господа головлевы. lazy placeholder. Чему учит господа головлевы фото. Чему учит господа головлевы-lazy placeholder. картинка Чему учит господа головлевы. картинка lazy placeholder.

Краткий анализ

Год написания – 1875-1880.
История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Жанр – Социально-психологический роман.

Направление – Реализм.

Художественное своеобразие произведения

Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых» показывает полнейшую безнадежность и вымирание рода на всем протяжении повествования. Ему удалось воплотить это в конкретных поступках, фразах и облике своих героев. Их слова не призывают к какому-то действию, красота, молодость персонажей быстротечны, их поместья разоряются.

Чудные имена персонажей как будто сами провоцируют на не менее чудовищные поступки, а их уменьшительно-ласкательная форма является не чем иным, как язвительным сарказмом. Большое внимание уделяется факту безбожия персонажей, библейским притчам и образам. Автор заканчивает роман смертью Иудушки, подражая библейской смерти и раскаянию Иуды.

Чему учит господа головлевы. lazy placeholder. Чему учит господа головлевы фото. Чему учит господа головлевы-lazy placeholder. картинка Чему учит господа головлевы. картинка lazy placeholder.

Такова характеристика произведения кратко. Проблематика, поднятая в книге, действительно, актуальна. Возможно, именно поэтому его сегодня часто рассматривают в учебных заведениях. Школьники и студенты пишут обзоры, рефераты, в которых описывают тему конфликта отцов и детей. Интересуются этим произведением и критики, а потому они создают обзоры и рецензии на него.

Может показаться, что идея произведения достаточно мрачная. У отдельных читателей и вовсе возникают вопросы, какое сообщение автор хотел донести до своей аудитории. Но в то же время смысл этой книги в чем-то иронический, потому что его персонажи совершенно не соответствуют своей оболочке. Многим кажется, что помещики — люди благородные и ведут соответствующий образ жизни. Рассказ хорошо раскрывает то, что на самом деле скрыто внутри.

История создания

История создания произведения связана с личными и культурно-историческими обстоятельствами жизни писателя. Михаил Евграфович вырос в семье помещика. Став взрослым, он так отзывался о помещичьей среде: «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни…». Это впечатление усилило наблюдение за тем, как после отмены крепостнического права крестьяне боролись за свои земли. В этот период в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина более громко звучат антикрепостнические идеи.

Анализированное произведение «выросло» из цикла рассказов «Благонамеренные речи». Их писатель публиковал в журнале «Отечественные записки». Первый из них – «Семейный суд» (1875) – получил положительный отклик И. Тургенева, что стало толчком к созданию следующих рассказов. Постепенно вырисовывалась целостная история семьи: отдельные произведения объединялись темой и героями. Превращая цикл рассказов в роман, писатель внес в отдельные части правки. Роман был завершен только в 1880 г., в общем, работа над ним длилась на протяжении пяти лет.

Изначально автор хотел назвать роман «Эпизоды из жизни одного семейства», но сам же отклонил его.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Основные герои

Арина Петровна в начале романа описывается, как властная женщина 60 лет, одаренная творческим воображением и фактически управляющая имением. Она не любит соседей, держит своих детей в послушании,. Это непреклонная и строптивая особа. Никто в семье не смеет идти против госпожи Головлевой. Для нее характерны серьезность и деловитость, кажется, что она заботится о членах семьи, но в то же время к мужу и детям остается равнодушной. Дети кажутся Головлевой лишь «постылой» обузой. Женщина считает, что можно их растить впроголодь и без любви.

Ее муж, Владимир Михайлович- бездельник, в романе характеризуется, как «легкомысленный», «пьяненький», «сочинитель вольных стихов». Он называл жену «ведьмой», «чертом», боялся ее. Пьянство и беспутство превратили отца семейства в дряхлого старичка.

Дочь Аннушку матушка отправила в институт с намерением сделать ее бухгалтером. Но девушка влюбилась в молодого корнета, с которым обвенчалась без разрешения родителей. Через 2 года муж сбежал, истратив выделенные матерью 5 тысяч. Сама Аннушка скончалась, оставив девочек близнецов (Анниньку и Любиньку).

В «Господах Головлевых» анализ следует начинать с характеристики основной проблемы.

В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.

В центре романа семья помещиков Головлевых. С ее членами мы знакомимся в части, описывающий семейный суд. С первых глав читатель узнает, что глава этого семейства Арина Петровна. Ее муж был несерьезным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили, так как каждый переживал, кому достанется наследство.

Души Головлевых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлевых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.

Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлевы» иронический. Автор подсмеивается над несоответствием оболочки помещичьих семей и того, что видим изнутри.

Сюжетная линия, композиция

Свой отпечаток на композиции оставил тот факт, что роман был собран из самостоятельных очерков-глав, любой из которых автор заканчивает смертью какого-либо члена семейства или какой-то историей, приводящей, в конце концов, к ней. Первый очерк «Семейный суд» завершает кончина старшего из сыновей Степана, который промотал часть своего наследства и вернулся обратно. Он умирает от чахотки во флигеле, запертом матерью, причем в старом и поношенном халате отца. На семейном суде было решено, (по совету Иудушки), не посылать Степана в деревню отца, чтобы у него не было возможности потерять и это добро.

Глава «По-родственному» описывает явления, которые разыгрываются через 10 лет после отмены крепостного права. Мать переписывает на своего младшего одну из деревень (Дубровино), оставив Головлевку — самый лакомый кусочек, Порфирию. Тот прогоняет впоследствии матушку.

Очередной очерк «Семейные итоги» продолжает череду смертей в семье, где стреляется старший сын Иудушки Владимир. Делает он это от безденежья, безысходности — из-за лишения содержания по причине женитьбы против воли отца. А младший сын Петр проигрывает в карты казенные деньги. От отца он не получает никакой помощи, а потому его ссылают на каторгу, где тот и умирает. Такая черствость Порфирия вынуждает мать окончательно порвать с ним.

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности относится к социально-психологической драме в духе реализма, основу которой составляет история трех поколений рода помещиков Головлевых, закончившаяся трагедией.

Ключевой тематикой романа является духовное и физическое разрушение человеческой личности, показанное писателем в виде помещичьей жизни в период упразднения института крепостного права. При этом название романа в стиле тонкой иронии передает авторскую идею о постепенном неизбежном вымирании сословия помещиков, не приносящего существенной пользы обществу.

Композиционная структура произведения представляется собой завязку, которая переходит в экспозицию и другие сюжетные элементы, выстроенные в соответствии с логической последовательностью, полностью раскрывающие основную тему романа и доносящие авторский замысел.

Центральным персонажем романа является Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой, представленный в образе лживого, лицемерного человека, отличающегося празднословием и бесконечным издевательством над окружающими людьми. В образе Иудушки писатель изображает ярко проявление вырождения помещиков, живущих исключительно за счет крепостных крестьян, которые имеют от них рабскую зависимость.

Иудушка характеризуется писателем изворотливой силой, гнусной жестокостью, мерзопакостными поступками, не принимающего традиции семейных обрядов и отношений внутри семьи, использующего закон и религию в качестве обуздывающей, карающей силы для угнетения слабого человека.

Сюжетная линия произведения повествует о семье Головлевых, члены которой обрекаются на несчастливую жизнь, начиная со дня их рождения. Изображая героев семейства, писатель демонстрирует отсутствие взаимопонимания, любви, дружбы и уважения друг к другу, а также ведение праздного образа жизни в отсутствие жизненных целеустремлений, плавно переходящих в пьянство и разврат, являющихся примером масштабной общероссийской проблемы.

Смысловая нагрузка романа передает авторскую идею, заключающуюся в личностном распаде души человека, который впоследствии приводит к физической гибели. Именно в этом писатель видит вечную моральную проблему современного общества.

Другие сочинения: ← Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна↑ ДругиеАнализ произведения Дон Кихот Сервантеса →

Анализ романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

История Головлевых — художественный анализ причин распада семейных уз и вымирания семьи, захлебнувшейся в бездуховности, пустословии, праздномыслии. Этапными на этом пути являются судьбы Арины Петровны и ее сына Степана Владимировича (Степки-балбеса) Головлевых. Сложная и богатая натура первой загублена жизненным укладом, доминантой которого является традиция, утратившая живые связи с реальностью и превратившая в лицедейство даже материнские чувства. Образом жизни Степки-балбеса становится праздность и непригодность к практической деятельности.

Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» лишен традиционной для русской литературы поэтизации дворянской усадьбы. Психологическое объяснение этому исследователи находят в житейских впечатлениях Салтыкова от собственной семьи, отношения с которой отличались, по воспоминаниям современников и самого писателя, зверской жестокостью и были чужды всякой родственной теплоты. Отношения в семье писателя отражены в его автобиографической книге «Пошехонская старина». В «Господах Головлевых» прототипами для персонажей произведения послужили члены семьи Салтыкова: мать Ольга Михайловна Салтыкова — Арина Петровна Головлева; брат Николай Евграфович — Степка-балбес. При создании образа Иудушки Щедрин опирался на характерные черты другого своего брата — Дмитрия Евграфовича.

Художественное открытие романа — образ Порфирия Владимировича Головлева (Иудушки) — новый психологический тип в литературе. Его характеризуют лицемерие, предательство, жестокость, сделавшие образ аккордным словом в богатейшей социальной и нравственной типологии сатирика.

Циклизация (очерков, хроник, обозрений) — принципиальный момент творческой манеры Щедрина. Ее основой является, как правило, последовательность, связанная стратегическим замыслом автора. Эту особенность следует учитывать и при жанровой характеристике «Господ Головлевых», по отношению к которым термин «роман» применяется с той оговоркой, что произведение это выросло из цикла очерков.

Другой особенностью творчества Салтыкова-Щедрина является его приверженность к сатире. Важнейший прием этого типа литературы — гротеск, имеющий в истории культуры множество разновидностей (творчество Д. Свифта, Э.Т.А. Гофмана, Н.В. Гоголя и др.) Творческую манеру Щедрина отличает то, что он не искажает естественных пропорций рассматриваемого явления, а обнаруживает и акцентирует его аномальные, пораженные участки и исследует перспективу их влияния на организм в целом. Творческая система Щедрина сложилась в эпоху реформ в России второй половины XIX в.

Источник

Проблематика романа «Господа Головлевы»?

Если объявить конкурс на самое отвратительную и одновременно несчастную семью в русской классической литературе, семейство Головлевых, созданное гением Салтыкова-Щедрина, гарантированно возьмет первый приз. Один другого противнее, начиная с родоначальницы Головлевых «маменьки» Арины Петровны, посвятившей всю свою жизнь «благоденствию» семейства как она ее понимала, и заканчивая ее любимым сыночком Порфирием, получившим «ласковое» домашнее прозвище Иудушки. Но даже для самого омерзительного из Головлевых доступно раскаяние, что превращает «Господ Головлевых» из сборника «чернушных» историй в действительно великий роман.

При Советской власти этот роман часто толковали в чисто социологическом духе как доказательство никчемности помещичьего житья-бытья и картину вырождения дворянских родов. И действительно, доказательства этой точки зрения в изобилии рассыпаны в романе. Даже неустанные хлопоты Арины Петровны в конце концов идут прахом и она доживает свой век в нищете, выставленная из дома любимым сыночком. Сам же Иудушка, полностью оправдавший данное ему еще в детстве прозвище, проводит свои дни в пакостях и злобных фантазиях. Представители выморочного рода гибнут один за другим при самых зловещих обстоятельствах. Единственным выжившим к финалу романа человеком оказывается племянница Иудушки Аннинька, но и она угасает от чахотки, а к остаткам головлевского имения уже присматриваются новые наследники.

Сегодня этот роман начинают толковать в духе новейших теорий о токсичном воспитании, губящем как нелюбимых, так и любимых детей. Действительно, печальный конец ждет не только любимца «маменьки» Порфирия, но и его брата Павла, обойденного при разделе наследства и допившегося от невыносимой тоски до смерти. Даже попытки вырваться из заколдованного круга семейных традиций и начать самостоятельную жизнь вдали от «проклятого» семейства Головлевых заканчиваются настоящим кошмаром. Такой оказалась судьба внучек Анны Петровны Анниньки и Любиньки, рано осиротевших и взятых под опеку «любящей» бабушкой.

Повзрослев, девушки решили стать актрисами, покинули бабушкин дом и поступили в первую согласившуюся их принять труппу. Сестры не подумали о том, что им не хватает ни образования, ни знания жизни, ни таланта, чтобы сделаться настоящими актрисами. В конце концов, лишившись надежды пробиться собственными силами, они находят себе «покровителей», которые используют их, пока не надоест, переходят от одного любовника к другому, играют в пошлых фарсах и опускаются на дно жизни. Поняв унизительность своего положения, девушки пытаются покончить с собой. Любинька умирает, Аннинька остается в живых и возвращается к дяде, который совершенно одичал у себя в поместье. Но судьба племянницы и долгие разговоры с ней пробуждают практически мертвую совесть Иудушки: он сознает весь ужас своего положения и дел, которые он натворил, мучая самых близких людей, и замерзает насмерть по пути к могиле матери.

Кажется, что над семейством Головлевых тяготеет злой рок, который, впрочем, создают они сами. Да и прислуга в этой атмосфере праздности и пустопорожних мечтаний становится такой же циничной и развращенной, как и господа. Даже самые деятельные и симпатичные члены семьи, такие, как брат Петра и Порфирия Степан, сумевший даже окончить университет, в конце концов погружаются в болото тоски и безделья, словно отравленные «фирменным» головлевским воспитанием. Словом, если вы ощущаете в себе самые малейшие задатки поведения Головлевых, ужаснитесь и постарайтесь не поступать как они.

Источник

Смысл произведения «Господа Головлевы»

Михаил Салтыков-Щедрин является признанным мастером острой и жесткой, но в то же время смешной и забавной сатиры. Его произведения не могут не вызвать яркие эмоции: они заставляют где-то улыбнуться и посмеяться, а где-то задуматься, а порой и даже обидеться. В любом случае, так или иначе, в своих литературных произведениях этот писатель с гениальной точностью описывает пороки людей и человеческого общества и доносит их до восприятия даже самого упрямого, невосприимчивого читателя.

История появления романа на свет

История романа Салтыкова-Щедрина, относящегося к остросоциальной литературе и затрагивающего проблемы дворянства того времени, начинается в 1875 году с написания очерка «Семейный суд», вошедшего потом в роман в качестве его первой главы. Следующие очерки, которые в дальнейшем были объединены в один роман, были напечатаны уже в том же году, и в 1876 году Салтыков-Щедрин решил объединить их в один роман. Доработка романа затянулась, были дописаны еще два очерка. Отдельным изданием роман «Господа Головлевы», включающий в себя восемь очерков, вышел в 1880 году.

Данное произведение Салтыкова-Щедрина автобиографично. В чертах главных героев прослеживаются черты родственников писателя. Так, мать семейства, Арина Головлева, своими властностью и склонностью к накопительству напоминает мать самого писателя, а двое ее детей были списаны с братьев самого Салтыкова-Щедрина.

Содержание и смысл романа

В очерках, ставших главами романа «Господа Головлевы», Салтыков-Щедрин исследует проблемы вырождения дворянства. Его герои страдают не от внешних проблем: напротив, все проблемы семейства идут изнутри. Герои Салтыкова-Щедрина, хоть и имеют свои реальные прототипы, карикатурны, их отрицательные качества возведены в абсолют. В основе всех неприятностей семейства лежит алчность помещицы Арины Головлевой, которая обладает редким талантом преумножать богатства рода, но вместе с тем не желает ими делиться. Она не любит своих детей, считает их обузой и не готова отдать им в наследство честно нажитые ей земли. Ее дети же не умеют любить, помогать друг другу, беречь свое имущество и, получая от матери хоть что-то, сразу теряют полученное.

Каждая глава романа заканчивается смертью одно из членов семьи. Это интересное сюжетно-композиционное решение позволяет читать роман как сборник рассказов, и в то же время объединяет его главы воедино, соединяя их в единую череду событий, приведших к вымиранию всего помещичьего рода из-за неправильного воспитания, отсутствия крепких семейных уз, потребительского и грубого отношения друг к другу. Наследники Арины Головлевой не могут ужиться вместе, они грызутся за наследство и в то же время не питают родственных чувств к матери, которую они стараются отогнать от себя, прогнать подальше, так что в итоге ей приходится уехать в самую бедную деревню доживать свой век.

Проблема гибели дворянства на тот момент была популярна в русской литературе, но именно Салтыков-Щедрин затронул ее безжалостно и остро, показывая читателям не внешние причины происходящего, а те внутренние проблемы, которые существуют в помещичьих семьях. Члены семейства Головлевых деградируют. Пороки родителей в детях стократно усиливаются, проявляются острее и живее, и, кроме того, к наследственным склонностям примешиваются еще праздный образ жизни, нежелание что-либо делать и к чему-либо стремиться, лень, пьянство, ограниченность ума и кругозора. Герои этого романа замкнуты на себе, они не считают нужным общаться с окружающими их людьми, и от этого также страдают. Они сами разрывают семейные узы, живут в отсутствии любви и целей и не хотят ничего менять.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *