Чему учит география в школе
Зачем мы учим детей географии?
С.В. РОГАЧЕВ
Зачем мы учим детей тому или иному предмету? Пока для каждого, кто разрабатывает содержание предмета, для каждого, кто пишет учебники, для каждого, кто преподает, в этом вопросе не будет полной ясности, предмет в школе не будет эффективным. Мало того. Чтобы преподавание предмета имело успех, необходимо, чтобы четкий и убедительный (и не казуистический, а идущий от сердца, продиктованный разумом и вызванный реальной потребностью) ответ на вопрос «Зачем?» был предоставлен ученикам и их родителям.
Реальная же ситуация такова, что ученики отвечают на вопрос для себя так: «Есть в расписании, вот и учим». Похожим образом, без затей, решают проблему и родители: «Надо, чтобы сдать на аттестат (или в вуз), вот и учи». Перед началом этого учебного года ведущий одной из вечерних радиопередач на «Радио России» поставил этот вопрос для обсуждения в прямом эфире: «Зачем мы отдаем детей в школу? Чему мы хотим, чтобы их научили?» Обычно этому ведущему бывает множество звонков слушателей, абоненты стоят в очереди. В этот раз не было ни одного.
В конце сентября, когда уже улеглось общественное волнение из-за бесланских событий, та же проблема в передаче снова была поставлена на обсуждение.
И опять — ни одного звонка по теме. Ведущий вынужден был признать, что столь провальной, не вызвавшей интереса темы у него в передаче еще не было. Симптом тревожный: общественность отучили размышлять о целях образования. О школе люди приучились думать как о каком-то неизбежном зле, как о зимних простудах или о смерти: «Не миновать, так что толку и задумываться о смысле».
Не многим глубже вдаются в суть проблемы и учителя. В своих разработках уроков (мне пришлось прочитать сотни, если не тысячи разработок разных авторов) учителя обычно выделяют специальную рубрику: «Цель урока». Кто-то с них это требует, и требует из благих, верных в общем-то побуждений. Но что же обычно фигурирует в этой рубрике? Допустим, тема урока «Строение земной коры». Тогда цель урока обозначается так: «Познакомить учащихся со строением земной коры». (Иногда добавляется еще какая-нибудь общеметодическая цель, вроде «Развить навык пользования схемами» или «Развить умение работать в группе».) А если тема «Черная металлургия мира», то цель будет: «Рассказать учащимся о географии производства черных металлов» и т.п. Таким образом цель подменяется темой, содержанием урока. Получается, что учитель как бы верует (не убежден, а именно верует) в то, что дети не смогут прожить полноценную жизнь без великого знания о строении земной коры и черной металлургии мира и в трансляции именно этого, программой предусмотренного содержания и состоит высокая цель обучения.
Но задайте повзрослевшему, 30—50-летнему человеку вопрос о «гранитном» и «базальтовом» слоях. Сколько вы получите удовлетворительных объяснений? Задайте тот же вопрос серьезным геологам и геофизикам. Кто из них не поиронизируют над тем, как изложена в школе эта, наукой еще далеко не полностью исследованная тема? Через десяток лет, когда в настоящую серьезную жизнь войдут наши сегодняшние десятиклассники, возможно, представления о земной коре претерпят серьезные изменения, возможно, на Земле не будет уже мартенов и домен, которые с таким тщанием изучались. Возможно, уже не США, не Китай и не Южная Корея будут главными сталеварами, да и вообще, может статься, уже не металл будет конструкционным материалом № 1.
А если даже — допустим и такое — черная металлургия не претерпит никаких серьезных изменений, то все равно — у многих ли взрослых людей останутся в памяти эти «миллионы тонн» и «типы ориентации»? И главное: многим ли эти знания реально потребуются в жизни? А те, которым они потребуются при реальной практической работе (где ставки будут миллиардными), разве они вынесут их из школьного учебника, со школьного урока?
Так зачем же мы учим всему этому?
Самый распространенный ответ, который дают учителя и авторы учебников, — такой же школьнический, как и у детей перед расписанием: «Ведь это же будут спрашивать при поступлении в вуз. А там такое спрашивают!» И делают страшные глаза. А, дорогие коллеги, если при поступлении в вуз будут спрашивать ряд из ста восьмизначных чисел, мы будем в школе заучивать этот немыслимый ряд?
Не будем переворачивать все с ног на голову. Не вуз должен диктовать требования к школьному образованию, хотя он и может формулировать свой заказ. (И если в вузе работают понимающие люди, они не будут требовать от школьников знания главных стран — плавильщиков меди или всех железорудных месторождений России; этому в вузе как раз и должны научить, если готовят специалистов соответствующего профиля). Напротив, вуз должен отбирать лучших, исходя из школьной программы, которая, в свою очередь, должна строиться, исходя из целей обучения, которые общество (родительское сообщество + государство с его интересами) и должно осознать и предначертать.
Но кому общество поручило (делегировало) это осознание и предначертание? По-хорошему, это должен быть ареопаг, собрание людей со зрелой гражданской позицией, высоким интеллектуальным авторитетом, хорошим вкусом, практическим опытом и житейской мудростью. Соответствуют ли этому идеальному образу составители действующих программ и разрабатываемых уже дольше 1/10 века проектов стандартов или тестов ЕГЭ? Кто как. Вероятность того, что среди этих людей окажется человек умный, одаренный, понимающий суть и цель выполняемой им работы, такая же, как в любой случайной выборке. К ключевым постам по формированию содержания всеобщего образования отдельные личности приходят в силу совершенно случайного движения биографий, вне зависимости от того, имеют ли они к этому серьезные способности и призвание. Формируя контент географического образования для наших детей, они не обременяют себя осознанием предметных целей; исходят не из желаний родителей, не из потребностей общества, не из заказа потенциальных работодателей. Они ведут себя как прилежные референты, сцеживая в школу адаптированные отжимки из научного знания и научного видения мира.
Их мало занимает то, что упорядоченная структура географической науки складывалась веками и гигантскими интеллектуальными трудами. Что люди, формировавшие науку, шли путем от реально наблюдаемого к поиску причин и моделированию скрытого. Что школьник, чтобы превзойти эту мудрость, должен сам совершить некоторое интеллектуальное восхождение по аналогичному пути. Да нет, вываливай на него сразу базальтовый слой и земное ядро, которое никто не видел и многие века еще (а может быть, и никогда) не увидит. Чего там стесняться, наука же.
Денис Иванович Фонвизин, ослепленный идеями Века Просвещения, в свое время оказал медвежью услугу нашему учебному предмету. Высмеяв г-жу Простакову и ее сына Митрофана за отсутствие мотивации к изучению географии, он создал нам своеобразную презумпцию невиновности. Получилось, что география может предлагать на образовательном поле что ей угодно, а попробуй усомнись в необходимости этого — сразу попадешь в простаковы, а то, того хлеще, в скотинины. Между тем, так ли плохи Скотинин и Митрофан, если отвести от них острие авторского отношения? Перечитайте пьесу (она есть в любой школьной библиотеке) и вы увидите, что названные персонажи — в современных понятиях — крепкие фермеры, свиноводы, поставщики свинины, сала и щетины на внутренний рынок. И именно на таких, как они, держится та самая экономическая география, о которой вещают нам идеологи застарело больной школьной географии.
А то что эти фермеры не знают, что на «животноводство приходится 70% в товарной продукции сельского хозяйства Германии», не мешает им самим быть животноводами и удачливыми селекционерами («у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою»).
И если мы вчитаемся в знаменитый диалог Стародума и Простаковой, мы (если не будем принимать во внимание явно выраженной позиции Фонвизина) не найдем в их споре победителя. Ведь и аргументы Простаковой, положа руку на сердце, достойны уважения:
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили.
Стародум неопровержимых аргументов не привел, да — в своей просвещенной спеси — и не искал. Если использовать доказательную методологию Стародума, то — в применении к приведенным выше примерам со строением земной коры и металлургией — на недоуменной вопрос современной Простаковой следовало бы ответить так: «А вот случится вашему Митрофану скважину бурить — тут ему и пригодятся знания из школьной программы», «А вот станет он главой «Северстали» — будет знать конъюнктуру мирового рынка черных металлов». Искусственность и неубедительность ответов такого типа не нужно и комментировать.
Любое знание или умение, транслируемое школой, должно представлять некоторую ценность для ученика, и эта ценность должна быть осознана всеми участниками образовательного процесса. Черная металлургия нужна в программе только в том случае, если мы с уверенностью можем утверждать, что человек, изучивший соответствующий раздел учебника, будет в жизни чем-то духовно, нравственно, интеллектуально и, наконец, материально богаче не изучившего, будет более полезен для общества и счастлив сам*. Можем ли мы утверждать это? Если нет, не будет трагедии расстаться с этим элементом содержания. Если да, дайте ясное объяснение почему. Ответы на эти «почему?» и должны были бы составить содержание рубрик «Цель урока» в разработках уроков. Вразумительных ответов на эти «почему?» так недостает в концепции географического образования для средней школы.
Нам не след брать пример с Простаковой, но и Стародумово мышление «прадедовского поколения» в реальной жизни показывает свою несостоятельность. Заимствовав в XVIII—XIX вв. немецкую модель географического образования, мы благополучно донесли ее в основных репрессивно-дисциплинарных чертах до века XXI. Показателен в этом отношении крик души, прозвучавший в одной из родительских анкет, присланных из города Жуков Калужской области учителем О.В. Желниной: «Программы по географии составлены так, что предмет успешно усваивается детьми послушными, но география-то больше всего в жизни нужна непослушным!»
Немецкая скучно-дисциплинированная география дошла до наших дней стараниями составителей программ и учебников, прилежно и преемственно реферирующих своих предшественников (теперь выковываются новые образовательно-репрессивные инструменты — тупые топоры нелигитимных стандартов и ЕГЭ). За все эти годы никто всерьез не задумался над главным вопросом: «Зачем?». Не то чтобы совсем не задумывались, успокоительные ответы находили: «Отцы учили и вы учИте». Некоторые, действительно крупные ученые в 30—40-е годы выдвигали заслуживающую уважения практичную, на первый взгляд, мотивировку: «Чтобы правильно планировать развитие и размещение народного хозяйства», но исходили они при этом из романтической и заведомо обманчивой посылки о том, что каждый человек в социалистическом обществе причастен к управлению страной и ее производительными силами.
Нетрудно оправдывать необходимость географии тем, что она нужна обществу в целом, но куда труднее ответить на вопрос, зачем она — в нынешнем ее тоскливом виде — нужна каждому в отдельности взятому ребенку — субъекту обучения и главному потребителю образования.
Так для чего же мы учим детей географии? Можно выдвинуть ряд мотивов общего характера: «Для развития личности», «Для воспитания патриотизма», «Для формирования доброго отношения к природе». Это теплее, это уже горячо. Все это верные императивы, но они очень расплывчаты. На них же могут претендовать и другие школьные предметы. В воспитательную область «патриотизм» глубоко заходят история и литература. «Природу» от наших «посягательств» будут отстаивать биологи. А литераторы справедливо отметят, что вклад школьной биологии и, тем более, географии в воспитание любви к природе, пожалуй, меньше, чем один «Белый Бим. » Гавриила Троепольского. Химики же аргументированно объяснят, что для рационального использования природного сырья и охраны природной среды от загрязнения куда важнее их продуманные технологии, чем эколого-географические ахи и охи.
Попытаемся выделить те задачи преподавания географии, которые являются специфически географическими и которые мы можем адресовать каждому человеку**, более или менее нормально развивающемуся и идущему по пути естественной социализации в современном мире. Сводка этих задач дана в матрице на с. 6—7.
Исходя из этих задач, важность которых трудно оспорить в силу их естественной простоты, нам необходимо сегодня переосмыслить содержание географического образования. Каждый гран современного содержания нужно взвесить на ценностных весах целесообразности.
В матрице, собственно, дан ключ к тому, как нужно строить стандарт образования: не путем скидывания в него оглавлений учебников (написанных, кстати, самими составителями стандартов), а путем осознания функционального значения нашего предмета для растущего человека — развивающейся личности.
* Интересно, проводили ли люди, взявшиеся лепить стандарты, мониторинг судеб школьного образовательного контента в судьбах сограждан? А вдруг выяснится, что дети, прогулявшие или проболевшие некоторую тему, став взрослыми, окажутся в среднем счастливее, удачливее и полезнее для общества, чем послушно внимавшие?
** Поясним еще раз. Ценность любой науки для общества и для человечества в целом — это одно; ценность предметного образования в общеобразовательной школе — совсем другое. Поэтому в матрице мы не касаемся тех множественных услуг, которые география как научная и прикладная сфера может оказать учреждениям, фирмам и человечеству в целом по защите от оползней, оптимальному размещению ларька, прогнозированию уровня Мирового океана, разработке карт и предсказанию погоды.
От редакции. Матрица общечеловеческих задач преподавания географии в школе предлагается в качестве материала для обсуждения. Подумайте, пожалуйста, каких позиций в ней, на ваш взгляд, не хватает. Какие позиции кажутся вам излишними. Как можно было бы нарастить матрицу, например, в сторону введения колонки с более обобщающими целями или колонок конкретизации задач. Попытайтесь соотнести позиции матрицы с современной программой и учебниками. Сделайте свой вывод и определите свои предпочтения.
В следующем месяце в рамках конкурса «Я иду на урок географии» будет объявлен конкурс, основанный на критической работе с этой матрицей.
Зачем нужно изучать географию в школе?
География – это нужная наука, которая изучает Землю. У большинства людей она ассоциируется только со школьным предметом, другие же ценят ее за знания о местах, выбирающихся для путешествий. Она представляет собой науку, которая обеспечивает полноценное существование людей на Земле с имеющейся природой, продуктами и даже возможностями лечения.
География в школе
География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.
Существуют следующие значения географии:
Почему нужно учить географию?
Учить данную науку необходимо для того чтобы знать о том, как и почему происходят тайфуны и цунами, каким образом формируются горы, где человек не может провести изучения природы, как живут различные насекомые, животные и птицы и многое другое.
К тому же существует несколько направлений этой науки. Есть даже медицинская, которая изучает, как на здоровье человека оказывает влияние географическая среда. Занимаются данной наукой не медики, а профессора и академики географических наук.
Как это пригодится в жизни
Знания географии помогают в самых разных сферах жизни. Каждому известна ее польза при путешествиях. Благодаря ей можно ориентироваться по карте мира. Кроме того, учитываются время и часовые пояса. Данная наука объясняет все о часовых поясах, и в каком из них находится тот или иной город.
Также она нужна в области спутниковой и сотовой связи, навигации. Все современные GPS спутники, навигаторы и сотовые операторы используют знания местности. Все операторы имеют свою зону действия и за ее пределами позвонить уже невозможно, либо может включиться роуминг. И тут пригодятся современные знания о географии. Если знать местность, где заканчивается действие своего оператора и начинаются дорогие звонки, можно подключиться к другой сотовой связи.
Современная техника неразрывно связана с этой наукой. Навигаторы представляют собой приборы, которые помогают добраться до места назначения. И это возможно благодаря встроенному компасу. GPS спутники также требуют наличия картографии. Они пересылают на Землю координаты, которые обозначаются в секундах, минутах и градусах. Они затем расшифровываются и помогают сориентироваться.
Туристам особенно нужны знания в такой науке. Ведь прежде чем отправиться в определенное место, необходимо узнать все о климате там. Иначе неподходящие условия погоды могут просто испортить отдых. К тому же знания предостерегают туристов от опасности. Ведь существуют такие места на Земле, где периодически становится очень опасно, происходят ураганы и землетрясения.
Мечта посетить Австралию или Байкал – это разные цели, ведь они находятся в совершенно разных местах. Что-то находится дальше, что-то ближе. Познания дают представление о том, в каких частях света они расположены и какой там климат. Это помогает грамотно спланировать свои путешествия.
Помимо вышеперечисленного, география позволяет ориентироваться в погодных условиях. Например, грибникам и рыбакам всегда нужно знать, когда будет удачный урожай и улов. А они в этих случаях, как известно, возможны, когда есть дожди и наблюдаются теплые ночи.
Таким образом, география находит в нашей жизни обширное применение. Она помогает ориентироваться в жизни, узнавать много нового и делать выводы во всевозможных сферах – питании, прогнозе погоды, путешествиях, традициях, развлечениях и так далее.
Презентации по географии
Такие презентации способствуют осознанию и восприятию учениками постигаемых материалов, расширяют кругозор, прививают любовь в данной науке и родному краю. Скачать презентации по географии на этом сайте.
Данный материал является одним из важных и интересных этапов в закреплении изученного материала или в проверке домашнего задания после прохождения определенной темы. Благодаря презентациям ученики начинают развивать умения работать с всевозможными информационными географическими источниками, анализировать данные и аргументировать свое мнение. Скачать и пользоваться презентациями может любой. В них может быть анализ различных карт, составлены схемы, присутствовать слайды с текстовым сопровождением, музыкальные видео файлы. Все зависит от тематики.
Почему школьники не любят географию
История с географией
Уроки географии редкий школьник называет среди любимых, хотя именно этот предмет может мотивировать к путешествиям как по родной стране, так и по миру. Но все чаще ученики нехотя открывают учебники, с трудом разбираются в климатических поясах, полезных ископаемых и тектоническом строении земной коры. Им вторят родители: география у детей вызывает ужас, ведь нужно заучивать мудреные определения, пробираться через меандрирование и оврагообразование… Какая уж тут заинтересованность в познании мира и изучении карты?
О чем спорят учителя?
Письмо на эту тему пришло недавно и от нашей читательницы Галины Сыроежкиной: «Я начинала работать с трех часов в неделю в 6-м классе, а теперь один час. Дошло до абсурда: родную страну изучаем всего час в неделю! Вы назовете другой школьный предмет, где можно обсудить демографическую ситуацию в стране, азы финансовой грамотности, фермерские хозяйства, агрогородки, мясо мраморное и халяль? Где при изучении любой темы можно проводить профориентацию: ПВТ, «Великий камень», «Бремино-Орша», музей-усадьба Ильи Репина «Здравнево», Руба, «Доломит»?» Об увеличении часов на географию говорят сегодня во многих странах — от США до России, причем акцент в зарубежных аудиториях делают именно на богатстве родной страны.
На сайте Национального института образования изучаем, сколько времени отведено на географию в каждом из классов. В 6 — 7-х — всего 35 часов в год, то есть по уроку в неделю. В 8-м классе чуть больше — 70 часов, или по 2 в неделю. Для 9-го класса 52 часа. Что же касается старшей школы, то на базовом уровне изучение этого предмета для 10-классников предусмотрено по 2 часа в неделю, а для 11-го класса — по одному. Да, говорят педагоги, новые учебники по географии красочные, вот только ученикам их освоить сложно, в том числе из-за темпов: в начале изучения предмета, к примеру, на климат — всего час или лишь по уроку на каждый из материков.
Современные школьники не любят географию, но новые программы и учебники должны это исправить.
Что изменилось в программе?
У Петра Лопуха, главного научного сотрудника лаборатории математического и естественнонаучного образования Национального института образования и соавтора учебных пособий «География» для 7-х и 8-х классов и «Человек и мир» для 5-го класса, другое мнение. Часов на географию в 6 — 11-х классах стало даже больше, чем лет 10 назад, а часть материала по предмету осваивают еще в 5-м классе на уроках «Человек и мир». В 2015 году началось обновление учебных программ по всем предметам, в том числе и по географии. Их внедряют поэтапно, в этом учебном году по новой программе работают 9-классники. Содержание образования усовершенствовали, упростили и сделали материал более занимательным. И все же, убежден Петр Лопух, предмет «География» нельзя построить как комментарий к индивидуальным туристическим маршрутам:
— Современные дети путешествуют, в том числе за рубежом, гораздо активнее, чем их сверстники в Советском Союзе. Учитель имеет возможность опираться на полученные в поездках впечатления. Но построить изучение географии только на этом невозможно по многим причинам, в том числе научным, методическим, социальным и этическим. Наряду с удовлетворением индивидуальных познавательных интересов в области географии важной задачей изучения является усвоение учащимися основ географической науки, научных представлений об устройстве, функционировании географической оболочки Земли. И здесь нельзя обойтись без изучения соответствующей терминологии.
В итоге физическую и экономическую географию теперь изучают в разных классах. Ученики 6-х и 7-х классов осваивают более доступный для их возраста материал по физической географии и географии материков и океанов, а вопросы социально-экономической географии (политическая карта, население, хозяйство) — в программе у 8-классников. Семиклашки больше не изучают «новую глобальную тектонику», не обязательны для усвоения понятия «карст», «польдеры», «марши». Под сокращение попали и объекты географической номенклатуры, среди которых Верхоянский хребет, Месопотамская низменность, плато Патагония и многие другие. Только на уровне формирования представлений (этих тем не должно быть в проверочных и контрольных) в 6-м классе говорят о мелкомасштабных, среднемасштабных и крупномасштабных картах, континентальной и океанической земной коре, очаге и эпицентре землетрясений, низких, средних и высоких горах, старичных озерах, а в 7-м классе — об истории исследований материков и их особо охраняемых природных территориях. Из учебной программы исключены и некоторые практические работы, среди которых «Построение гипсометрического профиля», откорректирован и раздел «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся», что исключает возможность завышать требования к ученикам.
фото белта.
Что нового в учебниках?
Ольга Сарычева, заместитель начальника методического центра Национального института образования, соавтор учебных пособий «Человек и мир» для 5-го класса и «География» для 7-х и 8-х классов, подчеркивает: новые учебники отличаются большей доступностью изложения и ориентированы на практику, кроме того, в них много иллюстраций, которые помогают лучше понять материал.
— В ходе анкетирования около 70% учащихся 6-х и 7-х классов ответили, что им интересно изучать географию по новым учебным пособиям, а 90% педагогов отметили, что их достоинством является большое количество вопросов и заданий, которые учат применять географические знания в повседневной жизни. Например: «Представьте, что вашей семье необходимо выкопать на даче или в деревне колодец. В какое время года его удобнее копать и почему?» Кроме основных текстов, есть дополнительные, направленные на развитие интереса к учебному предмету. Скажем, из них можно узнать, что единого понятия «город» не существует. В некоторых странах к городам относят поселения с численностью от 1.000 человек, в США — 2.500, в Беларуси — 6.000, а в России — 12.000.
Все активнее внедряются в учебный процесс и технологии. В учебнике для 7-го класса рисунки «оживают» с помощью смартфона или планшета, в итоге можно увидеть природные процессы, за которыми не понаблюдаешь в реальной жизни: дрейф континентов и их частей, движение литосферных плит, формирование циклона. В 8-м классе есть возможность лицезреть технологические процессы основных производств вроде добычи нефти, производства стали или сборки автомобилей. А через QR-коды в учебных пособиях для 6-х и 9-х классов — перейти к дополнительным материалам на Национальном образовательном портале.
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧЕНИКОВ?
Учитель Копыльской средней школы № 2 им. Тишки Гартного Анатолий Сикорский — обладатель медали Франциска Скорины (уже более 30 его учеников связали свою жизнь именно с географией):
— К сожалению, география перестала быть престижным предметом, потому что ее сегодня мало куда нужно сдавать при поступлении. И чтобы заинтересовать детей, я их… жалею. Спрашиваю лишь самое важное. Вот и сейчас в 7-м классе за урок нужно объяснить по новой теме четыре листа текста, а еще практическая работа, контурные карты заполнить, причем атласов у учеников дома нет, получают по одному на парту… Поэтому об опросе нет и речи, на него просто не остается времени. Такие моменты и такие объемы информации отталкивают детей от предмета…
Анатолий Сикорский на одной из республиканских конференций предложил вместо некоторых сложных тем делать акцент на краеведении. Это куда эффективнее, особенно при изучении географии Беларуси, которая сейчас в 9-м классе: прошли тему промышленности — следующий урок на примере своих предприятий, топонимику — опять урок на примере своего района. Зааплодировали все коллеги. Педагог убежден: о любви к малой родине недостаточно лишь говорить, ее нужно воспитывать.