Чему учит этимологический словарь

Якоже ркоша, Андрею учащю в Синопии, пришедшю
ему в Корсунь, увиде, яко ис Коръсуня близъ
устье Дьнепръское, и въсхоте поити в Римъ, …
Повесть временных лет

1) Существующая этимология

Этимология декларируется по Максу Фасмеру

Происходит от праслав. *uciti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, укъ «учение», ст.-слав. ;чити, ;чю (др.-греч. греч. didaskein), русск. учить, укр. учити, белор. вучыць, навука, болг. уча «учу», сербохорв. учити, учим, словенск. uciti (-;m), чешск. ucit, словацк. ucit, польск. uczyc, ucze, в.-луж. wucic, н.-луж. hucys.

Праслав. *uciti связано чередованием гласных с *vyknoti (см. выкнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukinti, jaukinu «приучать, укрощать», jaukas «манок, приманка», jaukus «смирный, ручной», др.-инд. uсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», okаs «удовольствие, удовлетворение», арм. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biuhts «привычный».

б) Этимологический словарь Семенова

Учить. Древнерусское – учити, укъ (учение). Древнепрусское – iaukint (упражнять, упражняться). Праславянский корень uciti, родственный «учить», образован от другого праславянского корня vyknoti, восходящего к древнепрусскому слову со значением «упражняться», возможно, и к древнеиндийскому слову со значением «находить удовлетворение». Ряд исследователей языка проводит параллель с древнеирландским do-uccim (понимаю, знаю). … (. )

2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка

* Кольского острога соборного священника Алексея Симонова тетради с отчетом о поездке его по государеву указу по Лопским погостам для уничтожения у лопарей язычества и воссоединения их к православной церкви (1681-1682): «И впред пред с[вя]тым Еванг[е]лием обещалися прежние свои богомерския обычаи оставить и детей своих на такое злое богомерское дело не учить».

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725): «А наши иноверцы подобны несмысленным младенцам: идолам они не кланяются, и грамоте не умеют, и закона себе никакова не имеют, и живут не в далном разстоянии, но внутрь нашего Российскаго государьства, по Волге реке и по Каме, ; и их учить бы не тяжелоносно».

«Первое дело, что они вси безграмотные и закона никакова не имущии; другое дело, что вси суть они под властию Российския державы, а не самовластные, яко Китайцы и Американе; и того ради и учить их не тяжелоносно». «И такова ради положения вси будут детей своих учить поруску говорить и, детей уча, мало-помалу и сами научатся рускому языку».

* Сказание об Аристотеле (1470-1550): «Ученик же б; Платона, философа еллинскаго; иже вс;х превзыде в научении платонских учениковъ премудростию, и разумом, и всякими философскими и риторьскими учении и наказании».

* Из Тактикона Никона Черногорца (1300-1400): «Тамжде пакы бывает ин;м образом, и учитель убо здрав; и добр; учит, ученикъ же по развращенному своему нраву вся смяте и искриви, якоже рече и великий апостолъ Петръ въ едином от своих посланий о н;кых сердцемъ неутверженых ради учительствъ святаго апостола Павла яко «развращают та», по своих яв; яко волях обращают».

3) Обобщение и вывод

Итак, группа слов содержащих общее сочетание УЧ этимологии не имеет. В комментариях идёт перечень территорий, где применялся термин, затем следует абракадабра (бессмысленный набор слов) из терминов которые не связаны графикой и смыслом с разбираемым словом.

Увод терминологии в «праславянское» прошлое не даёт результатов, нет текстов, «праславянские» родоплеменные объединения были бесписьменными, гипотетические построение буржуазных лингвистов XIX века; археология указывает на примитивность славянских культур. Культурные универсалии: деньги, экономика, строительство, школа, учитель, тексты, почта, библиотеки, искусство и т.д., подтверждающие развитость культуры – отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии. Ремесло не развито, идеологические доктрины примитивны, взаимодействие с более развитыми культурами совершается через военные конфликты. Следовательно, причислять терминологию «учебы» к «славянскому» прошлому мы не можем, нет историко-философского и лексико-теологического основания, не на что опереться.

С закреплением иудеохристианства на европейских территориях (I-XIV вв.) происходили коренные изменения в культуре, общественном сознании, мышлении и языке, экономике и общественных отношениях, всё то, что именуется развитием. Мы можем (других форм влияния на общество не отмечено) связать терминологию «учения» с языком идеологии – ивритом. Если нам удастся «совместить» русские слова-понятия графически с соответствующей терминологией иврита, то такое истолкование будет довольно близко к действительности.

4) Терминология иврита и библейский образ

Терминологию «учёбы» необходимо преобразовать, привести её в форму близкую к грамматике иврита. В каждом из терминов должны содержаться понятия, делающие данный термин уникальным, в то же время группа терминов должна содержать общее понятие.
Выделим основной корень, в словах: УЧ+ить, УЧ+ите+ль, УЧ+еник, УЧ+ебник = УЧ. Известно, что в русском языке существует такое явление как «цоканье-чоканье». Чоканье — не различение звуков на месте аффрикат [ц] и [ч’] русского литературного языка, совпадение их в одном звуке, в мягком [ч’] или в твёрдом [ч]; цоканье — не различение аффрикат /ц/ и /ч’/, совпадение их в звуках [ц] и [ц’].

а) Начальное обучение в средние века проводилось в низших школах (дети церковного клира и администрации) при церквях и монастырях, учителями были священники и монахи, основной предмет – Библия, богословие. Ученик должен был свободно читать и понимать библейские тексты (разъяснять неграмотным), учитель контролировал процесс обучения и воспитания, объяснял темы, консультировал ученика. Учебники были дороги, первые печатные книги-учебники появились около 1574 г. (Азбука), до этого времени ученики сами писали справочный материал. Главная задача школы состояла в подготовке грамотных административных кадров низшего областного звена, объединенных единой верой.

* Устав Львовской братской школы, 1586 г., Порядок школьный
http://lib4all.ru/base/B3284/B3284Part30-52.php

«9. В школе мают быти дети розделены на трое: едны которые ся будут учити слов познавати и складати, другии который ся будут учити читати и на памят многих ся речий учити, третий ся будут учити читаючи выкладати, розсужати и розумети; рече бо Павел святый: егда бех младенец, младенческая мудрствовах и смышлях, егдаж достигох в муж совершен, млека не потребую».

Приведем термин УЧИТЬ в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни, УЧИТЬ = УЧ+ИТЬ, у нас выявляется корень иврита УЦ, УЦА. Итак, мы можем предположить, что русское сочетание УЧ = еврейскому корню УЦ (ЕЦА) совет, мудрая мысль; процесс учебы – накопление знаний (мудрых мыслей).

* УЧИТЬ = УЧ+ИТЬ, УЧ+ИТ+ЕЛЬ.

УЧ+ИТЬ = ивр. ЕЦА совет, мудрая мысль, давать советы, консультации; УЦ, АЦ, УЦУ советовать + ИИЕТ читать и писать по буквам (в библейском иврите данный термин не фиксируется), вероятно, средневекового времени + ЕЛ Бог.

См. стронг иврита 6098, ЕЦА

* УЧЕБНИК = УЧ+Е+БНИ+К = ивр. УЦ + Е связка слова + БИНА + К. = УЦ советовать (передавать мудрые мысли) + БИНА понятие, ум, разум, созерцание + К принадлежность; т.е. средство фиксации и передачи мудрых мыслей.

б) Библейский образ

* Иов 12:13: «У Него премудрость и сила; Его совет (ЕЦА) и разум».

* Исаия 8:10: «Замышляйте (УЦУ) замыслы (ЕЦА), но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!».

* 2 Паралипоменон 10:8: «Но он оставил совет (ЕЦА) старейшин, который они давали ему, и стал советоваться (ЙАУЦ) с людьми молодыми, которые выросли вместе с ним, предстоящими пред лицем его».

Таким образом, терминология «учебы» построенная на сочетании УЧ (УЦ) имеет явные связи с библейскими образами и терминами. Маловероятно, что бы использовали другие термины, учили ведь иудеохристианству, Слову Бога. Транслитерация (передача слова иврита другим алфавитом) еврейских терминов на русский язык.

Источник

Этимологический иллюстрированный интерактивный Словарь

научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней

научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней

Зачем усваивать происхождение слов?

Этимологический Словарь — не просто книжка со словами. Это полигон для усвоения слов и их происхождения. Практическая часть: Игра в усвоение слов и Система усвоения происхождения.

Причина усваивать этимологию слова.

У вас 10 ящиков. Когда они не касаются земли, вы получаете, к примеру, деньги. Вам выгодно, чтобы ящики не касались земли. Ящики увесистые. Что вы будете делать?

Что бы вы не придумали, с точки зрения слов вы делаете вот что: подбросить ящик. Пока один летит — вверх второй. Пнуть первый, подбросить третий. Увернуться от второго, подкинуть пятый. Сесть, тяжело дышать. Трясущиеся руки еле держат восьмой ящик. Десятый и седьмой как лежали, так и лежат.

Чему учит этимологический словарь. jawik. Чему учит этимологический словарь фото. Чему учит этимологический словарь-jawik. картинка Чему учит этимологический словарь. картинка jawik.

Как это со словами связано?

Чем больше у вас активных слов, в оперативной памяти, тем легче

При известной ловкости можно одновременно с десятком человек общаться со взаимной пользой и удовольствием.

Но вместо этого человек…

Слова — как ящики. Когда вы их помните, они в воздухе. И вы пользуетесь благами. Когда они на земле — они забыты и бесполезны. Следовательно, очевидный выход — подбрасывать ящики. То есть, делать слова активными силой. Усилием воли.

«Ану-ка, запомню: мой дядя самых честных правил… Чёрт. Почему он правил самых честных? А что он делал с умеренно честными? А с лгунами? Нет. Надо запомнить этот тупой текст. Тра-та-тра-та-тра-та-тра-тата…»

В стих вкладывается порция силы, и он вроде как в памяти. Жонглируем сотней ящиков. Силы тратится уйма. И ради чего? У доски — тра-та-тра-та-тра-та-тра-тата, садись, пять. Ну или два, как с жонглировать справились.

Замечали ли вы, что некоторых людей очень просто сбить с мысли? Прямо как ученика, заставив его говорить с выражением. Силы направлены на то, чтобы ящики артистично подкидывать… На дело сил не хватает… Двойка. Дядя правил бесчестных.

Но! Система прояснения слов и их происхождения предлагает альтернативу: зацепить ящики друг за друга. Цепями, канатами. Крюками, блоками, полиспастом. В конечном итоге… Слова держат сами себя! Это уже не отдельные ящики! Это конструкция из взаимосвязанных блоков, снабжённая точным указателем-каталогом. Это система.

А в систематизированном чём-то разбираться намного легче.

И, главное, не надо прикладывать силы, чтобы ящики подбрасывать. Скорость мышления возрастает с каждой новой связью. Надо слово подобрать точноеХоп! Нате вам, сразу десяток вариантов. Да ещё и с примерами употребления. Надо понять, что чудак напротив бормочет? Да легко. Надо книгу быстро прочесть (и понять при этом) — вуаля. Что там за бред на презентацииАн нет. Не бред. Ценные данные.

Система из прояснённых слов и их истоков делает ваш ум острее.

А вас — эффективнее.

Усваивайте происхождение слов! Задавайте вопросы Словарю!

Источник

Этимологический анализ слова на уроках русского языка

Чему учит этимологический словарь. c7cf252396c634c9529291c028f0bcf6. Чему учит этимологический словарь фото. Чему учит этимологический словарь-c7cf252396c634c9529291c028f0bcf6. картинка Чему учит этимологический словарь. картинка c7cf252396c634c9529291c028f0bcf6. aksen
Этимологический анализ слова на уроках русского языка

Этимологический анализ слова на уроках русского языка.

На уроках русского языка учащиеся часто встречаются со словарными словами, написание которых нельзя объяснить, используя лексику современного языка. Написание таких слов в учебных пособиях чаще всего предлагается запомнить. Однако история происхождения слова в некоторых случаях помогает легко объяснить его правописание.

Профессор Лев Владимирович Щерба утверждал: «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно. Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы». И чем раньше наши ученики начнут вникать в этимологию различных слов, тем прочнее у них закрепится «привычка вдумываться в язык».

Науку о происхождении слов называют этимологией. Это один из древнейших и интереснейших отделов языкознания. Основателями его были древнегреческие философы, в трудах которых появился и сам термин этимология, составленный из двух греческих слов: etymon, (истина, и logos (учение). То есть сначала этимологией называли учение об истине, об истинном значении слова.

Применение этимологического анализа и его элементов позволяет развить языковое чутье, расширить словарный запас, а самое главное, помогает запомнить целый ряд слов с непроверяемыми написаниями.

В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением.

Большую пользу приносит сопоставление написания слов, являющихся историческими родственниками,например: акварель – аквариум, балкон – балка, брошюра – брошь (брошка).

Другим приемом, который помогает осознать правописание трудного слова, является прием сопоставления его непосредственно с той основой, с тем корнем, от которого оно образовано или к которому восходит. К этому приему можно прибегать в тех случаях, когда в современном русском языке отсутствует этимологический родственник. Примерами таких словмогут быть следующие: величина, витрина, ветеран, вермишель.

Правописание слов долина и одолеть помогут объяснить их этимологические «родственники»слова дол, то есть низ, и подол – нижний край платья. Долина — это низина между горами.Мы говорим: горы и долы. Одолеть врага или всадника первоначально означало сразить его, повергнуть в дол, то есть вниз. Поэтому мы пишем слова долина и одолеть с буквой О в корне, проверяя их словом дол.

Несомненна польза применения этимологического анализа и при изучении непроизносимых согласных в словах. Легко проверить непроизносимые согласные в таких словах, как вестник, честность, тростник, местный, солнце, гигантский и т. д. Но из этой группы выделяются слова,написание которых следует запомнить: наперсник, ровесник, сверстник, яства, окрестность. С помощью исторического комментария данных слов можно легко определить их написание.

Слово наперсник образовано от древнерусского слова перси – груди, т. е. буквально – «вскормленный грудью одной и той же женщины». В современном языке означает «друг», «товарищ», «доверенное лицо».

Этимология слов ровесник и сверстник также помогает их правильному написанию. Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое с тобой количество вёсен; твой одногодка. Слово сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек – восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины.

Слово окрестность можно проверить вышедшим из языка словом окрест – вокруг. По происхождению связано со старославянским словом крест.

Следовательно, вдумываясь в состав слова и правильно подбирая проверочные слова, можно преодолеть орфографические трудности, связанные с сочетанием согласных в слове.

Полезно обратиться к этимологическому анализу и при изучении темы, связанной с правописанием приставок. В процессе опрощения изменяется состав слова: приставки становятся частью корня, но правила написания «бывших приставок» сохраняется,например: исчезнуть, прекрасный.

Этимологический анализ на уроке русского языка может быть применен в процессе урока по мере необходимости, связанной с объяснением написания слова, поэтому учителю важно помнить исторические толкования часто употребляемых при изучении той или иной темы слов, так как порой приходится к экскурсам в историю слова прибегать спонтанно.

Вопросам этимологии можно и нужно уделять внимание и на отдельных уроках при изучении таких тем, как «Словообразование», «Морфемика», «Лескика», а также при подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку.

Большой интерес у учеников вызывают исследовательские задания, связанные с изучением этимологии слова.

Так, например, можно предложить ответить на вопросы, почему имена существительные «сословие», «благословение», «слово» являются этимологическими родственниками, влияет ли установление родственных связей между этими словами на усвоение их правописания. Выполнение задания предполагает использование этимологических и толковых словарей. Велика польза заданий, предполагающих поиск слов,связанных своим происхождением: так, родственными древнерусскому слову «велий» (большой) оказываются великий, величие, увеличить, велика, вельможа и другие, а древнерусское слово «стремя» (крутой, обрывистый) связано с такими современными словами, как стремление, устремиться, стремительный и т. д.

Этимологический анализ слова может стать основой различных дидактических игр, которые можно применять как на уроках, так и на факультативных занятиях.

Игра «Пара – не пара»заключается в следующем: перед учащимися ставится задача установить, являются ли они этимологическими родственниками;прокомментировать орфограммы:

• Благовоние, об. няние.

• Благоденствие, д. нщик.

• корабль, корыто, корица и короб

• медведь, невежда, невежливый

Установить, верно ли выполнены задания, помогает работа с этимологическим словарем. (Словарные статьи можно заранее включить в презентацию к уроку).

манера, монархия, маникюр, манжета, монограмма, манускрипт, монолог, манипуляция, манифест, монолит.

Несомненную пользу в овладении грамотностью может оказать ведение этимологического словарика, в котором будут постепенно накапливаться слова, вызывающие интерес с точки зрения происхождения, написания и значения.

Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм. Обращение к истории слова, выяснение его первоначального значения часто помогает по-иному понять его современное значение, учит вдумываться в его глубинный первоначальный смысл. Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. Знакомство школьников с этимологией вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов, развивает логическое мышление.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978

2. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001

3. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. – М. : Дрофа, 2002

5. Школьный словарь иностранных слов / В. В. Одинцов и др. – М., 1994

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Источник

Этимологический иллюстрированный интерактивный Словарь

научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней

научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней

Завтра и вчера. Зачем учить этимологию в школе.

Доча говорит: «Вчера я буду смотреть мультик про Ситу». Или «Завтра я ходила в лес».

Пару раз я вещал: «Завтра — то, что будет, следующий день». «Вчера — то что было. Прошлый день».

Не помогает 🙂 Всё равно «Вчера я одену новое платье».

Это закономерно при изучении нового языка.

Слова кажутся бессмысленным набором звуков.

Чему учит этимологический словарь. slov. Чему учит этимологический словарь фото. Чему учит этимологический словарь-slov. картинка Чему учит этимологический словарь. картинка slov.

За каждым набором звуков какпопало закреплено значение. Как запомнить, за каким бессмысленным буквосочетанием — какое значение, сложно. Особенно если за день ребёнок запоминает десятки новых слов.

Вот писали вы с ошибками в школе? Плетух вместо Петух, волга вместо Волга, памочь вместо помочь? Я писал 🙂 за что получал.

Теперь я понял: ошибки на письме — из-за бессмысленности буквосочетаний. И произвольности значений. Чем бессмысленнее ребёнок считает слово, чем «случайнее» подобранное значение, тем больше будет ошибок.

В том числе «было завтра» и «будет вчера».

Этимология, происхождение слова, вносит смысл в буквосочетания. И объясняет, что значение присвоено слову не случайно. Этимология показывает закономерности в сочетаниях звуков и смысла.

Интерактивный Иллюстрированный Этимологический Словарь

Теперь план ясен: дочке надо показать, что сочетание звуков [завтра] и [вчера] осмыслено. И значения «будет» и «было» к ним прилеплена не случайно.

Что есть какая-то закономерность в бессмысленных наборах звуков.

Вчера — от слова вечер. Однокоренное — вечеря на украинском. Вечер прошёл, мы уже поужинали.

Завтра — от слова утро. Однокоренное — завтрак. Утро будет. Мы ещё не завтракали.

Чему учит этимологический словарь. utro. Чему учит этимологический словарь фото. Чему учит этимологический словарь-utro. картинка Чему учит этимологический словарь. картинка utro.

Чему учит этимологический словарь. slov. Чему учит этимологический словарь фото. Чему учит этимологический словарь-slov. картинка Чему учит этимологический словарь. картинка slov.

Теперь осталось пояснить: днём мы не только не завтракали, но ещё и не ужинали. Так что, вечер — будет? Днём мы только что позавтракали. Что, завтра уже прошло?

Думаю, доча именно такой логикой руководствуется 🙂

Так что нало положено этимологией. Остальное — дело обучения. А в нём я разбираюсь. Так что, что-нибудь придумаем.

А как вы объясняли бы, что значения слов завтра и вчера подобраны не произвольно, а закономерно?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *