чему учит драгунский удивительный день
Драгунский «Удивительный день» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Виктор Юзефович Драгунский – советский писатель, автор знаменитых «Денискиных рассказов». Писатель играючи мог сделать то, чего не удавалось многим детским авторам – он умело показывал своим читателям самих себя. Неслучайно его рассказы стали классикой жанра и вошли в учебники по литературе. В рассказе «Удивительный день», написанном в 1964 г., писатель поднимает важные темы дружбы и сотрудничества ради общего дела.
Краткое содержание для читательского дневника
1. Компания ребят собралась во дворе, чтобы построить космическую ракету. После того как план построения был написан, дело у них пошло.
2. Они построили «ракету» из старой бочки, самовара, ящика и заспорили о том, кто из них полетит на ней.
3. Каждый из друзей хотел быть космонавтом, но Андрюша – главный инженер и Костик – механик, не подошли по состоянию здоровья. Жребий пал на главного героя Дениску.
4. Космический корабль, названный в честь корабля Гагарина «Восход-2», уже готовился к отлету, но произошло непредвиденное событие – ракета не хотела взлетать за счет бенгальских огней. Денису пришлось поджигать огни самостоятельно, из-за чего конструкция задымилась, и весь черный от сажи главный герой пустился наутек до домоуправления.
5. В домоуправлении он распугал всех вокруг и ему пригрозили строгим управдомом, на которого как раз наткнулся Денис выходя из здания. Мальчик испугался, но управдом вместо ругани за проделку кричал «Ура». Оказалось именно сегодня в космос на корабле «Восток-2» запустили второго космонавта Германа Титова.
6. Мальчики вновь собрались вместе и слушали про второй полет человека в космос. Они пообещали друг другу, что в следующий раз обязательно полетят покорять небеса вместе, и что переименуют ракету в «Восток-3».
Главные герои
1. Денис – смелый, сообразительный мальчик.
2. Мишка – эмоциональный, но очень авторитетный паренек.
3. Андрюша – по части придумок мастер.
4. Костик – добрый, отзывчивый малый.
Главная мысль
Рассказ учит читателя тому, что любое дело можно сделать быстрее и качественнее, если выполнять его сообща, руководствуясь планом. Дружба великое дело – она важна и в игре, и в тяжёлой работе.
Конспект занятия «Чтение отрывка из главы «Удивительный день» из книги В. Драгунского «Денискины рассказы»
юлия шуйкова
Конспект занятия «Чтение отрывка из главы «Удивительный день» из книги В. Драгунского «Денискины рассказы»
Конспект непосредственно –образовательной деятельности: Чтение художественной литературы «Чтение отрывка из главы «Удивительный день» из книги В. Драгунского «Денискины рассказы».
Цель: расширение представления детей о космических кораблях.
Задачи: помочь детям понять смысл литературного произведения; продолжать учить давать оценки поведения персонажам; учить отвечать на поставленные вопросы полным предложе-нием; расширять словарный запас детей (ступень ракеты, иллюминатор, трамбушка); воспи-тывать у детей дружеские взаимоотношения.
Ожидаемый результат: могут оценить поступки персонажей; могут дать лексическое значе-ние непонятным словам; выслушивают ответы товарищей; отвечаю на вопросы полным предложением.
Предметно-практическая среда: иллюстрации к произведению.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы хотите совершить космическое путешествие.
Воспитатель: Ребята, скажите, а кто-нибудь из вас, знает, как строить космические корабли?
Воспитатель: Я тоже не знаю, как их строить. Но у меня есть друг, который знает как строить ракету. Зовут его Дениска. Он великий изобретатель и фантазер. С ним всегда приключаются необычные истории, одну такую историю сегодня я вам расска-жу. В ней рассказывается о том, как Дениска вместе со своими друзьями построил ра-кету. Хотите послушать?
2.Воспитатель: Тогда слушайте внимательно, если вы услышите непонятные слова, то поднимите руку и я дам вам знание этого слова.
У нас не было плана.
Тогда я пошел домой. Взял листок бумажки и нарисовал на нем,что куда: где вход, где вы-ход, где одеваться, где космонавта провожают и где кнопку нажимать. Это все получилось у меня очень здорово, особенно кнопка. А когда я нарисовал площадку, я заодно пририсовал к ней и ракету. И первую ступеньку, и вторую, и кабину космонавта, где он будет вести науч-ные наблюдения, и отдельный закуток, где он будет обедать, и я даже придумал, где ему умываться, и изобрел для этого самовыдвигающиеся ведра, чтобы он в них собирал дожде-вую воду.
И когда я показал этот план Аленке, Мишке и Костику, им всем очень понравилось. Только ведра Мишка зачеркнул.
— Они будут тормозить.
— Конечно, конечно! Убери эти ведра.
И я тогда не стал с ними спорить, и мы прекратили всякие ненужные разговоры и принялись за работу. Мы достали тяжеленную трамбушку. Я и Мишка колотили ею по земле. А позади нас шла Аленка и подравнивала за нами прямо сандаликами. Они у нее были новенькие, кра-сивые, а через пять минут стали серые. Перекрасились от пыли.
Мы чудесно утрамбовали площадку и работали дружно. очень скоро площадка была со-вершенно готова.
Мы стали строить ракету прямо на нашей пусковой площадке. Там лежала здоровенная пуза-тая бочка. В ней раньше был мел, а теперь она валялась пустая. Она была деревянная и почти совершенно целая,и я сразу все сообразил и сказал:
— Вот это будет кабина. Здесь любой космонавт может поместиться, даже самый настоящий, не то что я или Мишка.
И мы эту бочку поставили на середку, и Костик сейчас же приволок с черного хода какой-то старый ничей самовар. Он его приделал к бочке, чтобы заливать туда горючее. Получилось очень складно.Мы с Мишкой сделали внутреннее устройство и два окошечка по бокам: это были иллюминаторы для наблюдения. Андрюшка притащил довольно здоровый ящик с крышкой и наполовину всунул его в бочку. Я сначала не понял, что это такое,и спросил Ан-дрюшку:
— Как — зачем? Это вторая ступеня!
И у нас работа закипела вовсю. Мы достали разных красок, и несколько кусочков жести, и гвоздей, и веревочек, и протянули эти веревочки вдоль ракеты, и жестянки прибили к хвосто-вому оперению, и подкрасили длинные полосы по всему бочкиному боку, и много еще чего понаделали, всего не перескажешь. И когда мы увидели, что все у нас готово, Мишка вдруг отвернул краник у самовара, который был у нас баком для горючего. Мишка отвернул кра-ник, но оттуда ничего не потекло. Мишка ужасно разгорячился, он потрогал пальцем снизу сухой краник, повернулся к Андрюшке, который считался у нас главным инженером,и за-орал:
— Вы что? Что вы наделали?
Тогда Мишка вконец разозлился и еще хуже заорал:
— Молчать! Вы главный инженер или что?
— Я главный инженер. А чего ты орешь?
— Где же горючее в машине? Ведь в самоваре… то есть в баке, нет ни капли горючего.
— А вот как дам, тогда узнаешь «ну и что»!
Тут я вмешался и крикнул:
— Наполнить бак! Механик, быстро!
И я грозно посмотрел на Костика. Он сейчас же сообразил, что это он и есть механик, схва-тил ведерко и побежал в котельную за водой. Он там набрал полведра горячей воды, прибе-жал обратно, влез на кирпич и стал заливать.
Он наливал воду в самовар и кричал:
— Есть горючее! Все в порядке!
А Мишка стоял под самоваром и ругал Андрюшку на чем свет стоит.
А тут на Мишку полилась вода. Она была не горячая, но ничего себе, довольно чувствитель-ная, и, когда она залилась Мишке за воротник и на голову, он здорово испугался и отскочил как ошпаренный. Самовар-то был, видать, дырявый. Он Мишку почти всего окатил, а глав-ныйинженер злорадно захохотал:
У Мишки прямо засверкали глаза.
И я увидел, что Мишка сейчас даст этому нахальному инженеру по шее,поэтому я быстро встал между ними и сказал:
— Слушайте, рЕбя, а как же мы назовем наш корабль?
— «Торпедо»… — сказал Костик.
— Или «Спартак», — перебил Андрюшка, — а то «Динамо».
Мишка опять обиделся и сказал:
— Ведь это же не футбол! Вы еще нашу ракету «Пахтакор» назовите! Надо назвать «Восток-2»! Потому что у Гагарина просто «Восток» называется корабль, а у нас будет «Восток-2».
Беседа по произведению.
Понравился ли вам рассказ?
Что сначала построили ребята?
Из чего они сделали ракету?
Чем они заправили свою ракету?
Какое название они дали ей?
Что такое иллюминатор, ступени, трамбушка.
Что вам сегодня понравилось и что не понравилось?
«+» Дети смогли дать лексическое значение словам.
«+»Старались отвечать на вопросы полным предложением.
-Нужно продолжать работу по согласованию сущ. с прилагательными,
— пополнять словарный запас детей глаголами действия.
Конспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.
Итоговое занятие «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» по речевому развитию в старшей группе Модель образовательной деятельности: Речевое развитие (08. 05. 2019 г.) Воспитатель: Гречко Елена Владимировна Тема: «Чтение рассказа В.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение отрывка и инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк» Конспект НОД по развитию речи. Чтение отрывка и инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк», чтение потешек в средней группе. Составила.
Конспект открытого занятия по развитию речи «Составим разные рассказы» Цель: учить составлять схемы разных высказываний и рассказы по ним Задачи: • Закреплять навыки детей в составлении рассказов по картине,.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Заучивание отрывка из стихотворения В. Гвоздева «Юные космонавты» Заучивание отрывка из стихотворения В. Гвоздев «Юные космонавты» Цель: заучить отрывок стихотворения «Юные космонавты» В. Гвоздева Задачи:.
Конспект занятия «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным» Конспект непосредственно.
Конспект занятия в старшей группе «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Цель: Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия,.
Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребенка. Домашнее чтение» для возраста 5–6 лет Рекомендации для родителей. Книга в жизни ребенка, семейное чтение. Казалось бы, любой ребенок с удовольствием будет слушать, как мама или.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Цель:Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия,.
Технологическая карта занятия «Чтение отрывка из произведения Г. Снегирева» Жук» с использованием игры на ИКТ« ФИО участника: № участника: Воспитатель, дети Образовательные области: Речевое развитие, позновательное развитие, физеческое развитие.
Какая главная мысль рассказа «Удивительный день» Виктора Драгунского?
Чему учит рассказ, произведение «Удивительный день» серия «Денискины рассказы»?
Какая мораль, смысл, анализ произведения, рассказа «Удивительный день» (Виктор Драгунский)?
________________ _________________ _________________ _________________ __
Уроки, которые можно извлечь из рассказа:
Во-первых, рассказ «Удивительный день» учит тому, что нужно сотрудничать и договариваться. Друзья начали ссориться, но смогли все уладить и договориться. Ведь дружба важнее, дружбу нужно ценить. Иногда можно и уступить, но сохранить мир. Случается, друзья ссорятся, но всегда можно уладить разногласия и восстановить мир.
Во-вторых, рассказ демонстрирует, как успешно идет работа, если все организовать и спланировать. Выполнять дело вместе намного веселее.
Также важно помнить, что стоит проявлять осторожность во всем. Игра мальчиков была веселой, но впоследствии она стала даже опасной. Никогда не стоит пренебрегать правилами безопасности.
Рассказ «Удивительный день» Виктора Драгунского повествует, как Денис и его друзья делают площадку с ракетой. Сначала Денис, главный герой, рисует на листочке план, потом все мастерят площадку и утрамбовывают. Каждый очень старается: Денис, Мишка, Аленка, а еще шестилетний мальчик Костик. Потом Аленку зовут в дом, а мальчики доделывают ракету. Они стаскивают бочку, самовар, в который налили воды, а оттуда она полилась за шиворот Мишке, так как самовар старый и дырявый. Друзья едва не перессорились по той причине, что не могли решить, кто же будет космонавтом: Андрюшка вызволяется космонавтом быть, так как он самый маленький и легкий, а Костик болел корью, поэтому худой, значит ему лететь. Денис придумал всю игру, а Мишка руководил процессом построения ракеты, им тоже хотелось быть космонавтами. Андрюшка стал главным инженером в игре, а Костик оказался механиком. Ракете дали имя «Восток-2», правда надпись сделали с ошибкой, Мишка написал: «Востог-2».
А потом оказалось, что в этот день полетел второй космонавт Герман Титов.
Главная мысль в том, что надо все делать сообща, дружно, не ссориться по пустякам, как ребята едва друг друга не поколотили, как Денис и Костик. А потом выяснилось, что они все молодцы и это был удивительный день. Надо все делать вместе, вместе разрешать спор, учиться уступать друг другу.
В произведении говорится о том, что ребята строили ракету вместе, это у них получалось очень хорошо. Но когда они стали решать, кто будет космонавтом, то все перессорились. Так же автор показывает, к чему может привести несоблюдение техники безопасности.
Главная мысль рассказа «Удивительный день» заключается в том, что любое дело лучше делается с друзьями сообща, а споры приводят к неудачам. Еще одна основная мысль данного произведения заключается в том, что надо соблюдать технику безопасности обязательно, иначе может случится беда.
Рассказ учит дружбе, трудолюбию, соблюдать технику безопасности, делать все дела сообща, учит уметь договариваться не ссорясь.
В рассказе Драгунского «Удивительный день» говорится о том, как ребята во дворе строили космическую ракету. Они очень хорошо трудились все вместе и поэтому работа у них спорилась. Но ребята чуть не передрались, когда решали, кто же из них станет космонавтом. Но они все-таки смогли разобраться и с этим вопросом и даже попытались запустить ракету. Труба наполненная бенгальскими огнями и шутихами взорвалась и Дениска испугался, что его накажут. Но на его счастье в этот день запустили второго космонавта Земли Германа Титова и все просто радовались такому событию.
Этот рассказ учит тому, что если взяться за дело дружно, всем вместе, то любое дело окажется по плечу и обязательно все получится. Этот рассказ учит находит компромисс, учит уступать другому и учит тому, что дружба самое ценное на свете.
Главная мысль рассказа «Удивительный день» в том, что настоящие друзья все делают вместе и никогда не ссорятся.
Рассказ Драгунского «Удивительный день».
Главные герои: мальчик Денис, и его друзья.
Немного о рассказе, краткое содержание в пару предложений. Однажды, Денис и его друзья, решили построить стартовую площадку для космического корабля прямо во дворе. За это дело ребятишки взялись с большим энтузиазмом, но, потом строительство затормозилось. Денис понял, что им не хватает самого главного, это плана строительства. Денис ушёл домов рисовать план.
Главная мысль заключается в том, что нужно жить дружно.
Учит быть дружными, и всегда находить выход из любой ситуации.
Рассказ Виктора Драгунского «Удивительный день» о том как Дениска, Мишка, Костик и Аленка решили построить во дворе ракету. Сначала у них ничего не получалось, но тогда Дениска решил составить план работы и все начали дружно его выполнять. Притащили старую бочку, самовар, ящик. Вот только никак не могли решить кто же будет космонавтом. Ракета была построена, надо было ее запускать, принесли бенгальские огни, шумихи, борную кислоту. Когда все подожгли, то сильно бабахнуло и Дениска ввалился от страха в окно домоуправления, он боялся что домоуправ расскажет маме, но он не заметил взрыва, а радостно бежал и кричал:»ура».
В этот день полетел в космос космонавт №2 Герман Титов и никто не заметил шалости детей во дворе. Года Дениска решил, что в космос полетят вдвоём с Мишкой, ведь он самый лучший друг.
Рассказ учит, что надо уметь договариваться с друзьями, дружно работать и тогда цель будет достигнута.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Драгунский В.Ю. «Первый день» Читательский дневник, краткое содержание
Драгунский В.Ю. «Первый день» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Виктор Юзефович Драгунский
Название: «Первый день» («Денискины рассказы»)
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Школа
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение
В рассказе повествуется о сборах Дениски в школу и первом дне в ней.
Сюжет — краткое содержание:
Рассказ делится на несколько частей. Все начинается с утра перед первым учебным днём. Дениска очень волнуется. Он идёт в школу, для которой ему купили очень много вещей. Там мальчик знакомится с учительницей, писателем и своими одноклассниками, получает домашнее задание. Дениска хочет стать таким же образованным и умным, как отец.
Понравившийся эпизод:
Мне понравился момент, когда Дениска боялся проспать свой первый день в школе. Для него это было очень волнительно, а для меня – смешно.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Для каждого ребёнка поход в школу очень волнительное событие
Чему учит этот рассказ:
Рассказ готовит ребёнка к первому классу. Учит быть ответственным, внимательным, замечать детали.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Первый поход в школу всегда очень волнительный. В рассказе очень точно переданы эмоции и переживания мальчика.
Новые слова и выражения:
Генерал – офицерский чин
Пословицы к произведению:
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Что твёрдо выучишь, долго помнится.
Удивительный день — читать с картинками — Драгунский Виктор
Денискин рассказ Драгунского Удивительный день читать с картинками в одно удовольствие. Удивительный день – рассказ для детей Драгунского ребятам школьного возраста учит, что если взяться за дело дружно, то любое дело окажется по плечу и обязательно все получится. Рассказ учит находит компромисс, уступать другому. Рассказ Драгунского Удивительный день вы можете читать онлайн.
Рассказ Удивительный день Драгунского В. читать с картинками
У нас не было плана.
Тогда я пошел домой. Взял листок бумажки и нарисовал на нем, что куда: где вход, где выход, где одеваться, где космонавта провожают и где кнопку нажимать. Это все получилось у меня очень здорово, особенно кнопка. А когда я нарисовал площадку, я заодно пририсовал к ней и ракету. И первую ступеньку, и вторую, и кабину космонавта, где он будет вести научные наблюдения, и отдельный закуток, где он будет обедать, и я даже придумал, где ему умываться, и изобрел для этого самовыдвигающиеся ведра, чтобы он в них собирал дождевую воду.
И когда я показал этот план Аленке, Мишке и Костику, им всем очень понравилось. Только ведра Мишка зачеркнул.
— Они будут тормозить.
— Конечно, конечно! Убери эти ведра.
И я тогда не стал с ними спорить, и мы прекратили всякие ненужные разговоры и принялись за работу. Мы достали тяжеленную трамбушку. Я и Мишка колотили ею по земле. А позади нас шла Аленка и подравнивала за нами прямо сандаликами. Они у нее были новенькие, красивые, а через пять минут стали серые. Перекрасились от пыли.
Мы чудесно утрамбовали площадку и работали дружно. И к нам еще один парень присоединился, Андрюшка, ему шесть лет. Он хотя немножко рыжеватый, но довольно сообразительный. А в самый разгар работы открылось окно на четвертом этаже, и Аленкина мама крикнула:
— Аленка! Домой сейчас же! Завтракать!
И когда Аленка убежала, Костик сказал:
— Еще лучше, что ушла!
— Жалко. Все-таки рабочая сила…
И мы приналегли, и очень скоро площадка была совершенно готова. Мишка ее осмотрел, засмеялся от удовольствия и говорит:
— Теперь главное дело надо решить: кто будет космонавтом.
Андрюшка сейчас же откликнулся:
— Я буду космонавтом, потому что я самый маленький, меньше всех вешу!
— Это еще неизвестно. Я болел, я знаешь как похудел? На три кило! Я космонавт.
Мы с Мишкой только переглянулись. Эти чертенята уже решили, что они будут космонавтами, а про нас как будто и забыли.
А ведь это я всю игру придумал. И, ясное дело, я и буду космонавтом!
И только я успел так подумать, как Мишка вдруг заявляет:
— А кто всей работой тут сейчас командовал? А? Я командовал! Значит, я буду космонавтом!
Это все мне совершенно не понравилось. Я сказал:
— Давайте сначала ракету выстроим. А потом сделаем испытания на космонавта. А потом и запуск назначим.
Они сразу обрадовались, что еще много игры осталось, и Андрюшка сказал:
— Даешь ракету строить!
— Ну что ж, я согласен.
Мы стали строить ракету прямо на нашей пусковой площадке. Там лежала здоровенная пузатая бочка. В ней раньше был мел, а теперь она валялась пустая. Она была деревянная и почти совершенно целая, и я сразу все сообразил и сказал:
— Вот это будет кабина. Здесь любой космонавт может поместиться, даже самый настоящий, не то что я или Мишка.
И мы эту бочку поставили на середку, и Костик сейчас же приволок с черного хода какой-то старый ничей самовар. Он его приделал к бочке, чтобы заливать туда горючее. Получилось очень складно. Мы с Мишкой сделали внутреннее устройство и два окошечка по бокам: это были иллюминаторы для наблюдения. Андрюшка притащил довольно здоровый ящик с крышкой и наполовину всунул его в бочку. Я сначала не понял, что это такое, и спросил Андрюшку:
— Как — зачем? Это вторая ступеня!
И у нас работа закипела вовсю. Мы достали разных красок, и несколько кусочков жести, и гвоздей, и веревочек, и протянули эти веревочки вдоль ракеты, и жестянки прибили к хвостовому оперению, и подкрасили длинные полосы по всему бочкиному боку, и много еще чего понаделали, всего не перескажешь. И когда мы увидели, что все у нас готово, Мишка вдруг отвернул краник у самовара, который был у нас баком для горючего. Мишка отвернул краник, но оттуда ничего не потекло. Мишка ужасно разгорячился, он потрогал пальцем снизу сухой краник, повернулся к Андрюшке, который считался у нас главным инженером, и заорал:
— Вы что? Что вы наделали?
Тогда Мишка вконец разозлился и еще хуже заорал:
— Молчать! Вы главный инженер или что?
— Я главный инженер. А чего ты орешь?
— Где же горючее в машине? Ведь в самоваре… то есть в баке, нет ни капли горючего.
— А вот как дам, тогда узнаешь «ну и что»!
Тут я вмешался и крикнул:
— Наполнить бак! Механик, быстро!
И я грозно посмотрел на Костика. Он сейчас же сообразил, что это он и есть механик, схватил ведерко и побежал в котельную за водой. Он там набрал полведра горячей воды, прибежал обратно, влез на кирпич и стал заливать.
Он наливал воду в самовар и кричал:
— Есть горючее! Все в порядке!
А Мишка стоял под самоваром и ругал Андрюшку на чем свет стоит.
А тут на Мишку полилась вода. Она была не горячая, но ничего себе, довольно чувствительная, и, когда она залилась Мишке за воротник и на голову, он здорово испугался и отскочил как ошпаренный. Самовар-то был, видать, дырявый. Он Мишку почти всего окатил, а главный инженер злорадно захохотал:
У Мишки прямо засверкали глаза.
И я увидел, что Мишка сейчас даст этому нахальному инженеру по шее, поэтому я быстро встал между ними и сказал:
— Слушайте, ребя, а как же мы назовем наш корабль?
— «Торпедо»… — сказал Костик.
— Или «Спартак», — перебил Андрюшка, — а то «Динамо».
Мишка опять обиделся и сказал:
— Ведь это же не футбол! Вы еще нашу ракету «Пахтакор» назовите! Надо назвать «Восток-2»! Потому что у Гагарина просто «Восток» называется корабль, а у нас будет «Восток-2». На, Мишка, краску, пиши!
Он сейчас же взял кисточку и принялся малевать, сопя носом. Он даже высунул язык. Мы стали глядеть на него, но он сказал:
— Не мешайте! Не глядите под руку!
И мы от него отошли.
А я в это время взял градусник, который я утащил из ванной, и измерил Андрюшке температуру. У него оказалось сорок восемь и шесть. Я просто схватился за голову: я никогда не видел, чтобы у обыкновенного мальчика была такая высокая температура. Я сказал:
— Это какой-то ужас! У тебя, наверно, ревматизм или тиф. Температура сорок восемь и шесть! Отойди в сторону.
Он отошел, но тут вмешался Костик:
— Теперь осмотри меня! Я тоже хочу быть космонавтом!
Вот какое несчастье получается: все хотят! Прямо отбою от них нет. Всякая мелюзга, а туда же!
— Во-первых, ты после кори. И тебе никакая мама не разрешит быть космонавтом. А во-вторых, покажи язык!
Он моментально высунул кончик своего языка. Язык был розовый и мокрый, но его было мало видно.
— Что ты мне какой-то кончик показываешь! Давай весь вываливай!
Он сейчас же вывалил весь свой язык, так что чуть до воротника не достал. Неприятно было на это смотреть, и я ему сказал:
— Все, все, хватит! Довольно! Можешь убирать свой язык. Чересчур он у тебя длинный, вот что. Просто ужасно длиннющий. Я даже удивляюсь, как он у тебя во рту укладывается.
Костик совершенно растерялся, но потом все-таки опомнился, захлопал глазами и говорит с угрозой:
— Ты не трещи! Ты прямо скажи: гожусь я в космонавты?
— С таким-то языком? Конечно, нет! Ты что, не понимаешь, что если у космонавта длинный язык, он уже никуда не годится? Он ведь всем на свете разболтает все секреты: где какая звезда вертится, и все такое… Нет, ты, Костик, лучше успокойся! С твоим язычищем лучше на Земле сидеть.
Тут Костик ни с того ни с сего покраснел, как помидор. Он отступил от меня на шаг, сжал кулаки, и я понял, что сейчас у нас с ним начнется самая настоящая драка. Поэтому я тоже быстро поплевал в кулаки и выставил ногу вперед, чтобы была настоящая боксерская поза, как на фотографии у чемпиона легкого веса.
— Будешь валяться на земле!
— Считай, что ты уже умер!
Тогда он подумал и сказал:
— Неохота что-то связываться…
И тут Мишка закричал нам от ракеты:
— Эй, Костик, Дениска, Андрюшка! Идите надпись смотреть.
Мы побежали к Мишке и стали глядеть. Ничего себе была надпись, только кривая и в конце завивалась книзу. Андрюшка сказал:
А я ничего не сказал. Потому что там было написано так: «ВАСТОК-2».
Я не стал этим Мишку допекать, а подошел и исправил обе ошибки. Я написал: «ВОСТОГ-2».
И все. Мишка покраснел и промолчал. Потом он подошел ко мне, взял под козырек.
— Когда назначаете запуск? — спросил Мишка.
* * *
И теперь все у нас было готово.
— Теперь, — сказал Мишка, — пришла пора решать, кто полетит. Ты или я, потому что Андрюшка и Костик пока еще не подходят.
— Да, — сказал я, — они не подходят по состоянию здоровья.
Как только я это сказал, так из Андрюшки сейчас же закапали слезы, а Костик отвернулся и стал колупать стену, потому что из него тоже, наверно, закапало, но он стеснялся, что вот ему уже скоро семь, а он плачет. Тогда я сказал:
— Костик назначается Главным Зажигателем!
— А Андрюшка назначается Главным Запускателем!
Тут они оба повернулись к нам, и лица у них стали гораздо веселее, и никаких слез не стало видно, просто удивительно!
— Мишка, а мы давай считаться на космонавта.
— Только, чур, я считаю!
И мы стали считаться:
Мишке вышло выйти вон. Он, конечно, постарше и Костика и Андрюшки, но глаза у него стали такие печальные, что не ему лететь, просто ужас!
— Мишка, ты в следующий полет полетишь безо всякой считалки, ладно?
Что ж, ничего не поделаешь, мне ведь по-честному досталось. Мы с ним считались, и он сам считал, а мне выпало, тут уж ничего не поделаешь. И я сразу полез в бочку. Там было темно и тесно, особенно мне мешала вторая ступенька. Из-за нее нельзя было спокойно лежать, она впивалась в бок. Я хотел повернуться и лечь на живот: но тут же треснулся головой о бак, он впереди торчал. Я подумал, что, конечно, космонавту трудно сидеть в кабине, потому что аппаратуры очень много, даже чересчур! Но все-таки я приспособился, и свернулся в три погибели, и лег, и стал ждать запуска.
И вот слышу — Мишка кричит:
— Подготовьсь! Смиррнаа! Запускатель, не ковыряй в носу! Иди к моторам.
И сразу Андрюшкин голос:
И я понял, что скоро запуск, и стал лежать дальше.
И вот слышу — Мишка опять командует:
— Главный Зажигатель! Готовьсь! Зажж…
И сразу я услышал, как Костик завозился со своим спичечным коробком и, кажется, не может от волнения достать спичку, а Мишка, конечно, растягивает команду, чтобы все вместе совпало — и Костикина спичка и его команда. Вот он и тянет:
И я подумал: ну, сейчас! И даже сердце заколотилось! А Костик все еще брякает спичками. Мне ясно представилось, как у него руки трясутся и он не может ухватить спичку.
— Зажж… Давай же, вахля несчастная! Зажжж…
И вдруг я ясно услышал: чирк!
И Мишкин радостный голос:
Я глаза зажмурил, съежился и приготовился лететь. Вот было бы здорово, если б это вправду, все бы с ума посходили, и я еще сильнее зажмурил глаза. Но ничего не было: ни взрыва, ни толчка, ни огня, ни дыму — ничего. И это наконец мне надоело, и я заорал из бочки:
— Скоро там, что ли? У меня весь бок отлежался — ноет!
И тут ко мне в ракету залез Мишка. Он сказал:
— Заело. Бикфордов шнур отказал.
Я чуть ногой не лягнул его от злости:
— Эх, вы, инженеры называются! Простую ракету запустить не можете! А ну, давайте я!
И я вылез из ракеты. Андрюшка и Костик возились со шнуром, и у них ничего не выходило. Я сказал:
— Товарищ Мишка! Снимите с работы этих дураков! Я сам!
И подошел к самоварной трубе и первым делом начисто оторвал ихний мамин бикфордов поясок. Я им крикнул:
— А ну, разойдитесь! Живо!
И они все разбежались кто куда. А я запустил руку в трубу, и снова там все перемешал, и бенгальские огоньки уложил сверху. Потом я зажег спичку и сунул ее в трубу. Я закричал:
И наверно, я здорово смахивал на черта или на какое-нибудь подземное чудовище, потому что она совсем потеряла рассудок и стала кричать на меня так, как будто я был имя существительное среднего рода.
— Пошло вон! Пошло вон отсюда! Вон пошло!
А я встал на ноги, прижал руки по швам и вежливо ей сказал:
— Здравствуйте, Зинаида Иванна! Не волнуйтесь, это я!
И стал потихоньку пробираться к выходу. А Зинаида Ивановна кричала мне вдогонку:
— А, это Денис! Хорошо же. Погоди. Ты у меня узнаешь. Все расскажу Алексею Акимычу!
И у меня от этих криков очень испортилось настроение. Потому что Алексей Акимыч — наш управдом. И он меня к маме отведет и папе нажалуется, и будет мне плохо. И я подумал, как хорошо, что его не было в домоуправлении и что мне, пожалуй, все-таки денька два-три надо не попадаться ему на глаза, пока все уладится. И тут у меня опять стало хорошее настроение, и я бодро-весело вышел из домоуправления. И как только я очутился во дворе, я сразу увидел целую толпу наших ребят. Они бежали и галдели, а впереди них довольно резво бежал Алексей Акимыч. Я страшно испугался. Я подумал, что он увидел нашу ракету, как она лежит взорванная, и, может быть, проклятая труба побила окна или еще что-нибудь, и вот он теперь бежит разыскивать виноватого, и ему кто-нибудь сказал, что это я главный виноватый, и вот он меня увидел, я прямо торчал перед ним, и сейчас он меня схватит! Я это все подумал в одну секунду, и, пока я все это додумывал, я уже бежал от Алексея Акимыча во всю мочь, но через плечо увидел, что он припустился за мной со всех ног, и я тогда побежал мимо садика, и направо, и бежал вокруг грибка, но Алексей Акимыч кинулся ко мне наперерез и прямо в брюках прошлепал через фонтан, и у меня сердце упало в пятки, и тут он меня ухватил за рубашку. И я подумал: все, конец. А он перехватил меня двумя руками под мышки и как подкинет вверх! А я терпеть не могу, когда меня за подмышки поднимают: мне от этого щекотно, и я корчусь как не знаю кто и вырываюсь. И вот я гляжу на него сверху и корчусь, а он смотрит на меня и вдруг заявляет ни с того ни с сего:
— Кричи «ура»! Ну! Кричи сейчас же «ура»!
И тут я еще больше испугался: я подумал, что он с ума сошел. И что, пожалуй, не надо с ним спорить, раз он сумасшедший. И я крикнул не слишком-то громко:
— Ура. А в чем дело-то?
И тут Алексей Акимыч поставил меня наземь и говорит:
— А в том дело, что сегодня второго космонавта запустили! Товарища Германа Титова! Ну, что, не ура, что ли?
— Конечно, ура! Еще какое ура-то!
Я так крикнул, что голуби вверх шарахнулись. А Алексей Акимыч улыбнулся и пошел в свое домоуправление.
А мы всей толпой побежали к громкоговорителю и целый час слушали, что передавали про товарища Германа Титова, и про его полет, и как он ест, и все, все, все. А когда в радио наступил перерыв, я сказал:
И правда, оказывается, он рядом стоит. Я в такой горячке был, что его и не заметил. Я сказал:
— Я тут. Я все время тут.
— А как наша ракета? Взорвалась небось на тысячи кусков?
— Что ты! Целехонька! Это только труба так тарахтела. А ракета, что ей сделается? Стоит как ни в чем не бывало!
И когда мы прибежали, я увидел, что все в порядке, все цело и можно играть еще сколько угодно. Я сказал:
— Мишка, а теперь два, значит, космонавта?
— Ну да. Гагарин и Титов.
— Они, наверно, друзья?
— Конечно, — сказал Мишка, — еще какие друзья!
Тогда я положил Мишке руку на плечо. У него узкое было плечо и тонкое. И мы с ним постояли смирно и помолчали, а потом я сказал:
— И мы с тобой друзья, Мишка. И мы с тобой вместе полетим в следующий полет.
И тогда я подошел к ракете, и нашел краску, и дал ее Мишке, чтобы он подержал. И он стоял рядом, и держал краску, и смотрел, как я рисую, и сопел, как будто мы вместе рисовали. И я увидел еще одну ошибку и тоже исправил, и когда я закончил, мы отошли с ним на два шага назад и посмотрели, как красиво было написано на нашем чудесном корабле «ВОСТОК-3».
Краткое содержание Удивительный день :
Ребята строили космический корабль все вместе и поэтому работа у них спорилась. Но не могли решить, кто же из них станет космонавтом. В конечном итоге они все-таки смогли договориться и с этим вопросом и даже попытались запустить ракету. Труба наполненная бенгальскими огнями и шутихами взорвалась и Дениска испугался, что его накажут. Но на его счастье в этот день запустили второго космонавта Земли Германа Титова и все просто радовались такому событию.
Главная мысль Удивительный день :
Надо уметь дружить, находит компромисс, уметь уступать друг другу.