Чему учит басня журавль и цапля
Чему учит сказка «Журавль и цапля»?
Это сказка, в которой рассказывается о неудачном сватовстве журавля и цапли, учит людей думать, прежде чем идти свататься к другому человеку.
Надо не только критиковать недостатки другого человека, но и посмотреть на свои недостатки, поняв, что с недостатками жить веселее, чем коротать век в гордом одиночестве.
Не стоит унижать другого, пришедшего свататься, перечисляя не самые лучшие его стороны, а лучше посмотреть на его достоинства, которые, несомненно, тоже есть в нём.
Ведь жизнь человека теряет всякий смысл, если живёт он одиноко (исключение составляют святые старцы, общающиеся напрямую с самим Создателем жизни, либо люди, утратившие близких по независящим от них причинам).
Сказка «Журавль и Цапля» повествует о неудачном сватовстве двух болотных птиц, которым скучно было жить одним, но когда они приходили друг к другу посвататься, из-за резкой взаимной критики ругались и расходились каждый к себе домой.
Сказка учит тому, что не стоит обижать друг друга обидными словами, искать в других недостатки. Прежде чем что-то сказать, сначала надо подумать, не обидят ли твои слова другого человека, иначе можно так и остаться одному. Кроме того, сказка учит тому, что если ты решился что-либо сделать ( к примеру, пойти на такой ответственный шаг, как женитьба), сначала нужно хорошенько обдумать, действительно ли оно тебе надо.
Сказка не противопоставляет этим сомнениям ничего, хотя логически можно додумать уверенность и решительность.
Сказка «Журавль и цапля» очень забавная и поучительная.
Журавль и цапля вроде как хотели соединить свои судьбы, но дело закончилось очень печально.
Сказка учит, тому, что прежде, чем критиковать других людей, нужно присмотреться к своим недостаткам, не стоит людей гудить за их недостатки, нужно принимать людей, такими, какими они есть, ведь в мире вряд ли найдется человек без изъянов.
К тому же сказка учит, что прежде, чем принять какое-то предложение, нужно хорошенько обдумать, а не поступать с бухты барахты, дабы не жалеть потом.
Торопиться в принятием важных решений не нужно, иначе все может повернуться, не так как мечталось.
Замечательная сказка «Журавль и Цапля» повествует о двух одиноких болотных птицах, которым жить было скучновато. Вот и начали они ходить к другу другу в гости, пытаясь соединить свои судьбы вместе. Но ничего у них не получалось, а все потому, что оба героя искали идеального супруга, не желая мириться с отрицательными качествами друг друга.
В сказке улавливается главная мысль о том, что несговорчивость и неготовность идти на компромисс никогда не приведет к гармонии в совместной жизни. Только продуманные решения с учетом всех особенностей потенциального супруга могут стать основой будущих серьезных отношений.
Сказка учит читателей принимать правильные решения, основываясь на реальных, а не на идеальных особенностях каждого. Обиды и разногласия, сомнения и нерешительность никогда не приведут к взаимопониманию.
Сказка «Журавль и цапля» повествует о том как журавль и цапля ходили друг к другу в гости свататься, но в результате остались ни с чем.
Журавль и цапля без конца критиковали друг друга, правда, потом жалели о своих словах, но потом было уже поздно.
Самая главная мысль такой замечательной сказки как «Цапля и журавль» в том, что нужно следить за своими словами, а еще важнее следить за поступками, тщательно их обдумывать и никогда не спешить с решениями. А только взвесив все «за и «против» принять свое решение. А еще эта сказка учит тому, как важно уважительно относится ко всем, кто тебя окружает и не обижать плохими словами и поступками.
Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.
В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:
Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.
Герои 2-го плана
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
Детский час
для детей и родителей
Анализ сказки «Журавль и цапля»
Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы. Живут они хоть и на одном болоте, но на разных его концах, далеко друг от друга. А в одиночку жить скучно. Первым об одиночестве задумался журавль. Он решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.
Однако, когда журавль предложил цапле жить вместе, цапля отказала журавлю, сославшись на неприемлемый для нее внешний вид журавля – ноги у того длинные, а платье коротко. Но когда обиженный журавль ушел, цапля засомневалась в правильности своего поступка. Ей тоже было скучно жить одной, но когда она отказывала журавлю, то об этом не подумала.
Пришла цапля к журавлю и предложила жить вместе. Обиженный журавль тоже отказал цапле и прогнал ее. Расстроенная цапля в слезах вернулась к себе домой. Теперь пришла очередь сомневаться журавлю. Он опять вспомнил, как скучно жить одному и снова отправился к цапле. Но на повторное предложение руки и сердца журавль снова получил отказ.
У этой истории нет логического завершения. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.
Мораль этой сказки состоит в том, что сомнения и нерешительность могут завести кого угодно в тупик.
Главный смысл сказки «Журавль и цапля» состоит в том, что решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Для того, чтобы совместная жизнь была счастливой и гармоничной, важно уметь находить компромиссы, как-то договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.
О чём сказка «Журавль и цапля»?
О проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.
Какие пословицы подходят к сказке «Журавль и цапля»?
Несчастен тот, кто сомневается.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Журавль и цапля, в чём мораль сказки?
Мораль сказки-Журавль и цапля, на мой личный взгляд, заключается в том, что ради здравого смысла стоит отказаться от каких- то странных условий, иначе результата не будет, а в конкретном случае этой сказки, никогда не будет свадьбы журавля и цапли, пока кто-нибудь из них не сделает первым шаг навстречу другому, не обращая ни на что внимания и забыв старые обиды.
А получается так, что постоянно всё идёт с опозданием и несвоевременно. Сначала один понимает, что надо уже жениться, но второй помнит обиды и не соглашается. Потом другой созревает до решения, но в этот раз уже первый не может простить обид и отказывает.
И так вот до бесконечности.
Мораль сказки нам рассказывается и преподноситься в образе двух птиц, а именно журавля и цапли. Здесь показан неудачных союз двух эгоистичных и самовлюблённых героев. Чтобы в совместной жизни жить и существовать счастливо, нужно уступать друг другу, а здесь два героя не могут никак договориться между собой и поэтому с таким подходом их ждёт одиночество. На их примере нам показывает автор, что из-за упрямства мы многое теряем. У главных героев так и не получилось создать семью, потому что были поспешные ответы, не взвешенные, а также упрямство, гонор, самовлюблённость. Порой нужно менять характер, чтобы быть счастливым.
Сказка рассказывает о двух самовлюбленных дураках,не умеющих уступать и слышать друг друга. Если не смогут усмирить гордыню, так и будут прозябать в одиночестве.Так же и с людьми, все ожидают, что их будут любить, холить и лелеять.Так можно прождать всю жизнь.
Две глупые амбициозные птицы постоянно думают лишь о себе. Обидчивые и самовлюбленные герои сказочной истории договориться не могут, чтобы принять решение о совместной жизни. Из-за этого плохо обоим, но они так и продолжают упрямиться, но жить в одиночестве.
Мораль сказки «Журавль и цапля» заключается в том, что надо сначала подумать, а потом уже ответить на вопрос или предложение.
Если бы цапля сначала подумала над предложением журавля, а не отказала ему с горяча, они бы создали семью, но тогда и сказки не было бы.
Если бы Журавль простил цаплю, когда она одумалась и принял ее предложение, снова создали бы семью. Но из-за своего упрямства и необдуманности, они только и ходят свататься друг к другу. и оказывается, что каждый из них крепок задним умом.
Ответы на вопросы по сказке «Журавль и Цапля»:
Название сказки происходит от имен двух главных героев: Журавля и Цапли.
Главная проблема сказки заключается в том, что перед любым ответственным делом необходимо все хорошо обдумать и продумать. Нельзя сразу же приступать к делу, пока не осознаешь, каким образом его можно выполнить.
В начале произведения автор говорит про сову. Первый абзац данной сказки называется «присказкой».
У сказки нет конца потому, что автор хотел подчеркнуть этим главную мысль текста.
присказка необходима для того, чтобы привлечь внимание читателей, завлечь их в произведение.
Это сказка про животных.
В начале произведения сказительница не проявляет особенных чувств к главным героям, но к концу произведения в ее словах все больше и больше проявляется ирония.
Урок литературы на тему «Сказка «Журавль и Цапля»
Разделы: Литература
I. Организационный момент.
Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?
(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).
II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.
1. Знакомство с текстом.
Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.
(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).
2. Особенности русских народных сказок. Повторение.
Какой жанр литературы перед нами, докажите.
(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).
3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.
Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).
Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:
Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.
Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.
(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)
Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.
Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?
Чем описание художественное отличается от научного?
(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.
2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).
Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.
А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.
III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.
1. Первичное восприятие текста.
Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:
1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;
2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;
3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;
4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.
2. Углубление представлений о содержании сказки.
Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?
(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).
Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.
(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)
Перечитаем концовку сказки.
Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?
Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.
Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.
Литература, 5 класс:Почему никак не договорятся журавль и цапля (см)?
(по сказке «Журавль и цапля»)
Простая детская сказка, а какие глубокомысленные выводы можно из неё сделать. Эта сказка заставляет задуматься.
Цапля высмеяла и обидела журавля, когда он пришёл к ней свататься. Когда одумалась, было уже поздно. Теперь журавль показал свой характер.
Эти персонажи не имеют чуткости, им не хватает доброты.
Сказка о том, что нельзя себя ставить выше других. Так можно и умереть в гордом одиночестве. Гордецы часто одинокие люди.
Да, и счастливую семейную жизнь, имея такие качества, вряд ли можно построить.
Эта сказка не имеет конца. Так и ходят, до сих пор цапля и журавль друг к другу.
Нерешительный журавль, живущий с цаплей на одном болоте, отважился сделать ей предложение. Она его отвергла. Когда цапля одумалась, её отверг, уже, журавль.
Современные девушки также ждут «принцев на белом мерседесе», предъявляя завышенные требования к ровесникам-парням. А те, в свою очередь, очень придирчивы по отношению к девушкам.
Первая «начала» цапля, которая обидела журавля, посватавшегося к ней. Но она потом одумалась, пошла к нему.
Однако тут уже обиженный журавль решает ей отомстить и отказывается мириться. Через время журавль идет к цапле. Но она не меняет своего поведения и вновь ему отказывает.
Так они и ходят друг за другом по очереди, да толку от этого нет обоим. Но переступить через свое уязвленное самолюбие, чтобы помириться, ни журавль, ни цапля не хотят.
В ней речь идет о двух птицах, живущих по соседству. Им одиноко, они ходят друг к другу свататься, и каждый раз ссорятся и не могут договориться.
Им мешают их отрицательные качества характера: гордыня, высокомерие, слишком завышенные требования к окружающим, завышенная самооценка.
В героях этой сказки многие люди могут узнать себя.
В сказке довольно серьёзная проблема показана на простом примере. У А. П. Чехова был короткий водевиль «Предложение» (можно посмотреть здесь с 58:20) об одиноких людях, которые, как и герои сказки «Журавль и цапля», вроде бы хотят быть вместе, но едва заходит беседа, начинают препираться из-за мелочей и заканчивают ссорой.
Удивительная басня! Журавль и цапля ведут себя точно, как некоторые люди. Они не хотят понять другого, уступить другому, могут легко обидеть и даже оскорбить другого. Эти персонажи наделены такими качествами, как гордыня, чрезмерное самолюбие, эгоизм, желание, чтобы всегда последнее слово оставалось за ним. С такими людьми сложно работать в одном коллективе и жить по-соседству.
Только теперь журавль возмутился, он помнил все, что эта цапля про него наговорила. Он обижен, обида движет им. И он отвергает ее предложение.
И так они и не договорятся. И живут они по одиночке, потому что не отпускают обиды и не прячут свою гордыню.
В сказке «Журавль и цапля» рассказывается как две птицы, живя на одном болоте страдают от одиночества. Сначала журавль пошел свататься к цапле, но она решила что он ей не ровня. Выставила его в неприглядном виде, якобы и ноги у него длинные, и юбка короткая и жену обеспечить не сможет. Журавль обиделся, ушел. Да тут цапля очнулась, пришла к журавлю, говорит возьми меня замуж, а он не взял, отомстил. Выгнал ее. Так и ходят друг к другу, и ждут пока кто нибудь уступит. Вот из за своих дурных качеств, мстительности, гордости, обидчивости, неумению идти на компромиссы они до сих пор и не могут договориться.
Почему они ссорятся и не могут найти общий язык? Птицам мешают в этом повышенное самолюбие, высокомерие, гордыня, обидчивость, мстительность. В итоге оба персонажа несчастливы и одиноки.
Так и люди в жизни. Те, кто обладает вышеназванными качествами, часто остаются одинокими, потому что гордыня вперемешку с нежеланием искать и находить компромиссы отталкивают окружающих.
В поучительной сказке «Журавль и цапля» её главные персонажи журавль и цапля живут на одном болоте, но не могут договориться, найти компромисс, усмирить свою гордыню и высокомерие, чтобы обрести счастье. Птицы сватаются друг другу, но постоянно ссорятся, расходятся, не находят общий язык. Каждый очень обидчив и поэтому остаются оба одикомими, несчастными.
Как говорится:»Сказка-ло жь, да в ней-намек, добрым молодцам- урок».
Они будут всегда одиноки, так как не могут искоренить в себе пороки:гордыню, самолюбие, высокомерие, мелочность.
Потому что характеры и у цапли и у журавля крайне не распологают к совместному проживанию
Обе птицы обидчивые (и даже на пустяки) мстительные, гордые больше чем это действительно нужно, высокомерные, мелочные.
Вот эти черты характера им мешают быть вместе.
Сказка «Падчерица» учит читателя тому, что в итоге каждый получает то, что заслужил. Хороший человек, который старательно трудится, помогает другим, при этом несмотря на невзгоды добр и великодушен обязательно будет счастлив.
Кроме того, на примере сравнения судьбы главной героини и ее сводной сестры можно увидеть как важно не таить обиду на своих обидчиков, не копить в себе злость, не ждать от окружающих подлости. Падчерица несмотря ни на что верит в людей, сестра же никому не верит, не видит необходимости разговаривать с другими уважительно и почтительно (все равно никакой пользы от них не будет). В итоге каждая пожинает плоды своего поведения.
Вспомним немного содержание =сказки «Журавль и цапля».
Так и ходили они друг за другом, а договориться никак не могли.
Какую же основную мысль можно выделить в этой сказке?
Мне кажется главное здесь в том, что любое решение следует принимать взвешенно, хорошенько его обдумав, потому что проще всего сразу сказать нет, а потому мучиться сомнениями в верности своего выбора.
Остановлюсь немного на эпитетах этой истории о несостоявшемся сватовстве журавля и цапли, т.к. прочитав сказку, заданную по литературе в 5-м классе, пришлось отвечать на вопросы, связанные, как с эпитетами, так и с народными выражениями и повторами, которые мы можем найти в повествовании.
В поэме Черномор похищает Людмилу. Руслан её ищет. Людмила похищает у Черномора шапку-неведимку и скрывается от него. Руслан отрубает у него бороду, в которой есть сила, и пленит его. Людмилу усыпил Черномор. Её находит Руслан и везет домой. Но Людмилу привозит в Киев Фарлаф. Руслан оживает благодаря Финну. Руслан крушит врагов около стен Киева и будит Людмилу.
Это всё потому что Черномор был злым волшебником, а Людмила его не любила, она любила Руслана.
«Двенадцать месяцев» созданы явно по народным мотивам. В ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях.
Мне кажется, что если в пятом классе назвать своими словами эти 5 моментов сходства и назвать примеры из фольклора, то большего учитель и не потребует. Сомневаюсь, что от детей ожидают анализ мотивов инициации, службы тотемному животному и цитаты из Проппа 🙂