чему учит басня прометей и люди
Рецензии на произведение «Прометей и люди. Басня Эзопа»
Спасибо, Макс!Очень хорошо!Вечерком остальные дочитаю!С теплом, Юра.
Чудесная басня. Очень понравилась!
Спасибо, Анатолий! Рад, что вам понравилось. С теплом.
они теперь друг друга «лепять», а сейчас еще и клонов.
без образа друг на друга по подобию.
вы молодец! у вас это классно и складно получается, а главное без злобы.
Спасибо!Эзоп для меня родоначальник данного жанра и его басни для меня эталон,алмаз!Я лишь по мере своих скромных сил пытаюсь огранить и оправить этот драгоценный минерал.С душевным теплом.Максим.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Новое в блогах
Прометей и Зевс. По следам басен Эзопа.
Однажды повелел Зевс Прометею
из глины вылепить животных и людей,
животных много неразумных получилось,
и уничтожить Зевс их повелел,
из них же приказал лепить людей.
Беспрекословно повиновался Прометей,
но опыт оказался неудачен:
и без сомненья все похожи на людей,
душа же более похожа на зверей.
Мораль сей басни такова:
коль грубая и глупая твоя душа,
то без сомнения та зверю отдана,
и если хочешь быть ты человеком,
живи в уме, добре при этом.
Душа, она такое дело,
не в каждое влезает тело.-)))
Такая есть ещё душа,
Бог знает весть откель пришла.-)))
откель и откелева (обл. к откуда, отколе) ссылка на www.gramota.ru
Алексей Прокопов # ответил на комментарий Tatyana Lindwest 25 января 2013, 18:45 На Все Вопросы о Про-Явлении Человека как Человека
ВОЗ-Можно найти ответы с ПОМОЩЬЮ = Процессной Энергосхемы Жизнеустройства=
Но на Дающее Целостное Восприятие
Властвующими и религиями наложен
чтобы
Разделять и Властвовать! (иначе не удастся)
Что в пролетающем мгновенье?
За пеленою бытия,
За Счастьем в этом ПРО-Явлении?
Того, что называют «Я».
Того, что в смысле Эго-ИЗМА,
Того, что может быть Толпой,
Того, что в лени Пофиг-ИЗМА,
Уже не Будет =Сам Собой=.
Коль Злом Невежества повергнув,
Добро. И, как бы, одержал,
Над СМЫСЛОМ, ложную ПО-БЕДУ,
В НИЧТОжестве, БЕДЫ оскал.
Той БЕз-ДнЫ, для Самообмана,
Неправды о себе самом,
Признавшем, как то, слишком рано,
=З А П Р Е Т= На: Мочь и Быть! В Другом.
Притча и басня
Притча и басня, на мой взгляд, – это две сестры. Притча старшая из них. Поначалу басня очень схожая была с притчей по форме и содержанию. Но по мере взросления она стала приобретать индивидуальные, присущие только ей черты характера. Она более прямолинейная, чем ее премудрая сестра. Ее героями служат обыкновенно не люди, а звери, растения и вещи. По выражению своих чувств она незамысловата и в заключении точно указывает смысл, четко определяет, что добро, а что зло. В ней нет ни двойного дна, ни скрытого еще смысла. Но по своей литературной форме совершенно очевидно, что они единокровные сестры. Если взять некоторые древние басни, они очень схожи с притчами. Например, басни Эзопа (VI–V вв. до н. э.), не говоря уж о притчах-баснях Одиссея и Гесиода.
Особняком стоят русские литературные басни. Дедушка И.А. Крылов так переделал некоторые басни Эзопа, Федра, Лафонтена на русский манер, что это стало особенным стилем, присущим только нашей литературе. Огромный вклад в развитие этого жанра внес знаменитый С.В. Михалков. Такие басни-шедевры, как «Заяц во хмелю», «Лиса и Бобер», «Непьющий воробей», «Лев и ярлык» и др. украсили нашу литературную басню.
Не случайно и очень мудро составители программы по чтению в советской начальной школе включали басни, такие, как «Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок», «Лиса и журавль», «Ворона и лисица» и т.п.
Как оказывается, и в Древней Греции детей учили читать на баснях. Бытовал даже такой упрек неучам: «Ты даже басни Эзопа не выучил».
Очень часто разные баснописцы используют один и тот же сюжет. Наиболее часто мне встречалась басня «Ворон и лисица».
Вот как звучит эта басня у Эзопа (VI-V вв. до н.э.).
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
И совсем уже неожиданно звучит заключительный вывод — так называемая мораль — у В.К. Тредиаковского (1708-1744):
Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна
Оною корыстью, говорит тому на смех:
«Всем ты добр, мой ворон: только ты без сердца мех.
Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), вообще, заменил сыр отравленным мясом, которое Лиса своей лестью выманила у Ворона. Съев его, она издохла. А мораль басни у него осуждает не глупость Ворона, а, удивительно неожиданно, Лису:
«Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»
Иллюстрацией этого может служить забавная байка, которую нам рассказал школьный учитель. Речь идет об уроке, на котором житель Кавказа пересказывал басню о «Вороне и Лисе».
Школьник:
— Ворьён бежал, бежал, сырный дух носом чуял. Сыр нашел, на сосна кушать полез.
Лиса бежал, бежал, сырный дух тоже носом чуял. Голову поднял, ворьён на сосне с сыром увидал и говорит: «Ворьён, ворьён, я твой пап, мам знаю». Ворьён в ответ: «Как». Сыр упал, Лиса сыр взял, кушать в лес побежал.
Учиетль:
— Так в чем же мораль басни?
Ответ ученика расходится с баснописцами: «Мой марал — такой марал. Что на земле нашел, на земле и кушать надо. Зачем на дерево лезть».
Не устоял перед соблазном использовать этот сюжет в своем шутливом стихотворении о Бориске С.В. Михалков.
«Вот, ребята, напишите этой басне
пересказ!»
И, склонясь над партой низко,
Утирая пот с лица,
Пишет медленно Бориска,
Впав невольно в тон отца.
«Вороне где-то Бог послал по блату сыру.
Ворона эта, значит, сдуру
Взбралась на самую лесную верхотуру.
Ворона — шляпа — долго сыр во рту
держала,
А снизу ей Лиса арапу заправляла,
Да заправляла так:
— Спой, светик, спой!
Ведь голос у тебя с покрышкой
на большой.
Ворона каркнула — и мирово запела,
Сыр сверзился лисице прямо в рот.
Лиса обтяпала фартово это дело.
А наш Бориска двойку получил за год.
Так что зря незаслуженные упреки в плагиате сюжета сыплются в адрес И.А. Крылова (1769-1844). Это общепринятая практика заимствования сюжета встречается у многих и о других баснях Эзопа «Лиса и виноград», «Стрекоза и муравей» и т. п.
Нам все-таки милее и благозвучнее текст, который подарил Иван Андреевич:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
И здесь совершенно очевидно, что современная басня отличается от своей единокровной сестры притчи, поскольку сразу дает однозначное толкование порока, который осуждается и высмеивается.
Из басен Эзопа
«Прометей и люди»
Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу под ним сохранили зверообразную.
Басня направлена против человека грубого и глупого.
Комментарий:
А может быть, это не про одного человека грубого и глупого, а про все человечество. Жаль только, что не сказано, какая часть людей имеет зверообразную душу. Это каждый из нас по личному опыту определяет. Да есть ли такие люди, кто ни разу в жизни не поступал или не думал по-звериному. По крайней мере, я к таким не отношусь.
Презентация по литературному чтению на тему: «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками.» Басня И.А.Крылова и Эзопа
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация урока Литературное чтение 4 класс учитель МОУ СОШ №182 Кукушкина Валентина Михайловна
Тема: « Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками»
Цель: Знакомство с басней, как жанром литературы. Мораль произведения.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс, А. Чуракова Рабочая тетрадь Графика А.Серова к басням И.А.Крылова Портреты Персея, Прометея, Эзопа, Крылова Иллюстрации к басням И.А.Крылова
Кому из баснописцев мы посвятим урок? Подумай:
Тема урока посвящена великому знаменитому баснописцу Крылову Ивану Андреевичу Русский писатель. Академик Петербургской Академии наук. Автор комедий, опер, сатирик, журналист. Но славу принесли басни. За 30 лет написал 205 басен. Обогатил русский язык крылатыми остроумными выражениями. Его басни вошли в фонд национальной культуры. Широко известен за рубежом, переведен на 50 языков. «Он превзошел всех нам известных баснописцев» А.С.Пушкин (1769-1844)
Памятник «Дедушке Крылову». Петербург. 12 мая 1855г. П.К.Клодт.
Прочитайте. О каких животных идет речь? Плутовка Рыжая Серая Хитрая Крикливая Вороватая
Словарная работа с записью в тетрадь Лесть – лицемерие Льстец – льстивый человек Гнусный – отвратительный Пленил – привлек внимание Вещунья – предсказывает несчастье(накаркала) Зоб – на груди птицы
Прометей
Сегодня мы продолжаем наше знакомство с необычной, подробной и объемной греческой мифологией. Сегодня мы хотим обратиться к ее истокам, во времена, когда на Земле были только боги, когда только что прошла Титаномахия и когда богам не оставалось ничего, кроме как скучать. Но все это мы хотим рассказать в истории о Прометее, ибо этот титан незаслуженно забыт. А ведь именно благодаря Прометею люди выглядят так, как выглядят сейчас, а также имеют то, что имеют. Но не будем сильно забегать наперед и пойдем по порядку.
Рождение, детство и юность Прометея
Прометей был не единственным сыном в семье. У него было 3 брата – Атлант, Менетий и Эпиметей, которые также сыграют достаточно важную роль при создании будущего мира. Имя Прометей переводится, как «предвидеть» и «размышлять», и данными чертами юный бог овладел с детства. С юных лет Прометей выделялся среди своих сородичей состраданием и мудростью. Это и выделяло его среди других титанов, особенно отличался от него Эпиметей, который всегда сначала делал, а потом думал. Отличался Прометей и миролюбивым характером. В отличие от других Титанов, он не был сторонником насилия, всегда старался решать проблемы мудро и справедливо. Также с детства Прометей проявлял свой острый ум и хитрость, что впоследствии также скажется на некоторых его решениях, а также развили в нем способности к предвидению будущего.
Время шло, Прометей взрослел, но характер его не менялся. Юный титан видел, как его деда Урана сверг его дядя Кронос, который и сам, впоследствии, стал тираном. Шли долгие годы, пока Рея не обманула Кроноса, не подсунула ему камень, вместо Зевса. Возмужав, Зевс освободил съеденных братьев и сестер, после чего началась Титаномахия.
Прометей, обладая даром предвидения, узрел, что войну эту выиграют Зевс и его сторонники, а потому он примкнул к ним, как и некоторые другие титаны, а заодно и переманил своего брата Эпиметея. Но Атланта и Менетия он переубедить не сумел, за что те жестоко поплатились.
Во многом благодаря способности предвидения Прометея, благодаря его тактическим навыкам и знаниям, Зевс и одержал победу над Кроносом. Зевс стал верховным богом Олимпа, а все, кто ему противостояли, были наказаны.
Создание людей
Прошла Титаномахия, и боги заскучали. Шли годы, столетия, тысячелетия, а ничего нового и интересного не предвиделось. Скука богов стала невыносимой – им надоели и пиры, и празднества. И тогда решил Зевс что-то изменить, создать что-то новое и уникальное.
Тогда Зевс призвал Гефеста и попросил его, как великого мастера-кузнеца, сделать какое-то новое, невиданное дотоле существо. Гефест, также отличавшийся мудростью, созвал всех олимпийских богов воедино и сказал, что только с их помощью он сможет создать нечто новое и уникальное. Так на Земле появились люди и звери. Легенда гласит, что тела людей вылепил из земли (согласно другим источникам – из глины) сам Прометей, а Афина наделила их своим дыханием, создав, тем самым, человеческую душу.
Изначально боги создали исключительно только мужчин. Теперь богам предстояло решить, какими же свойствами будут обладать люди и звери. Собрали боги воедино все достоинства и недостатки и отдали их братьям-титанам Прометею и Эпиметею, чтобы они по совести распределили их между людьми и животными. Братья же решили, что Эпиметей будет отвечать за создание зверей, а Прометей – за людей.
Первым за дело взялся Эпиметей. Сразу выбрал он все лучшие качества и разделил их, между животными. Так, некоторые виды зверей получили огромную силу, другие – скорость, третьи – живучесть и т.д. Когда же за дело взялся Прометей, то он понял, что и добродетелей у него практически не осталось. Он высказал это брату и тот, задумавшись, признал его правоту, но делать было нечего, ибо все уже свершилось, и забрать назад хорошие качества было невозможно. Тогда Прометей обратился к Зевсу с просьбой дать людям огонь, чтобы немного «очеловечить» их, научить защищаться от зверей, чтобы они могли готовить себе пищу и т.д.
Задумался Зевс, но доводом двоюродного брата внял и согласился. Метнул он молнию в ближайшие деревья и огонь мигом разлился по земле. Людям оставалось лишь только собрать его и поддерживать, что они и сделали. Так начались золотые времена.
Первая выходка Прометея – обман Зевса
Шли годы, люди и боги жили в согласии и понимании. Однако однажды Зевс решил, что негоже простым смертным находиться за одним столом с бессмертными богами. Боги должны были указать людям на их место, «спустить их на землю», дабы они поклонялись богам, ибо люди постепенно начинали жить для себя, а не для богов. И показать он это решил особым способом.
Организовал он шикарный пир в Меконе, куда были призваны все боги и люди. Там Зевс приказал принести в жертву большого быка. Но разделить его он решил совсем несправедливо. Принесенного в жертву быка нужно было разделать таким образом, чтобы в одной куче находилось все съедобное мясо, а в другой – лишь кости и несъедобные органы животного. Надо сказать, поставить людей на место хотел не только Зевс, но и другие боги. Не согласен с этим был один только Прометей, которому не понравилось, что люди, такие слабые и беззащитные вынуждены лишиться того, что у них уже есть. А именно ему, волею судеб, и было предназначено разделывать быка. И он им воспользовался.
Обе кучи он положил перед Зевсом, который, как организатор пира, должен был первым выбрать часть разделанной жертвы. Естественно, Зевс выбрал кучу, которая внешне выглядела аппетитно и вкусно. Вторую часть быка Прометей отдал людям. Обман обнаружился в ту же секунду. Гнев Зевса был неистовым, но направился он не столько против Прометея, сколько против людей. И первое, что он сделал – это забрал у людей хлеб, а точнее зерно, которое произрастало само по себе. С этих пор люди вынуждены много работать, чтобы вырастить хлеб. Но и этого показалось мало владыке Олимпа. Он решил забрать у людей то, благодаря чему они еще живы – забрать огонь. Это стало последней каплей, ибо без огня люди не способны были защититься от животных, неспособны готовить себе еду, неспособны согреваться.
Прометей как мог пытался образумить Зевса. Он говорил, что без огня людей ничего не отличает от зверей, что они ни на что не способны, даже защитить самих себя. Но Зевс лишь смеялся в ответ, говоря, что у людей и без огня достаточно благ, данных богами.
Прометей похищает огонь
Как не пытался Прометей переубедить Зевса, а последний был неумолим. И тогда титан решился на вторую выходку, которая и принесла ему столько страданий, но которая принесла блага человечеству. Однажды, под покровом ночи, Прометей прокрался на Олимп. Легенды гласят, что ему помогала Афина, которая втайне соболезновала и ему, и людям. При помощи богини мудрости, Прометей пробрался в кузницу Гефеста, откуда он и похитил огонь, а впоследствии отдал его людям.
Помимо этого, Прометей научил людей пользоваться огнем, научил его сохранять, а при необходимости и создавать самим. Также Прометей научил людей ремеслам, научил добывать полезные ископаемые, дал людям знания и первые законы. Много всего подарил Прометей людям, многому их научил, но это совсем не понравилось другим богам, а главное – Зевсу, который жестоко наказал и людей, и самого Прометея.
Ящик Пандоры и наказание людей
В гневе, Зевс приказал Гефесту и другим богам создать новый вид людей – женщину. Боги выполнили задание громовержца и создали Пандору, которую наделили своими лучшими качествами. Пандора была красивой и грациозной, мудрой и хитрой, умной и любопытной, женственной и очаровательной. Не зря Пандора переводится, как «всем одаренная».
Хитрый план задумал Зевс. Сначала он выдал Пандору замуж за Эпиметея. Последний, недолго думая, ибо это было не самой сильной его стороной, принял женщину, и даже обрадовался такому «подарку», ибо Пандора действительно была чрезвычайно хороша собой, умна и образована.
Легенда гласит, что Зевс дал Пандоре ящик (запечатанную вазу), в которую он спрятал все плохое и ужасное, чего люди все еще были лишены. Это болезни, беспокойство, преступность, ненависть, зависть и многое другое. Но, конечно же, он не сказал Пандоре, что находится в ее подарке. Согласно другой легенде, он послал эту урну самому Эпиметею, в качестве «приданого» невесты.
Но Зевс был куда хитрее, чем можно было предположить. Он строго-настрого запретил Пандоре открывать ящик. Тем самым он снял с себя всю ответственность. Зевс знал, что Пандора наделена любопытством в избытке. И его ожидания полностью оправдались. Легенда гласит, что Пандора, изнывая от любопытства, в ту же ночь заглянула в таинственный ящик. И едва она его открыла, как все несчастья сразу же вылетели оттуда и распространились по земле.
Поняв, что натворила, Пандора сразу же попыталась закрыть ящик. Сделала она это так быстро, что на дне ее осталась надежда, которую тайком посадил туда Гермес, также втайне соболезнующий людям. В мире появилась и она, только позже. С тех пор добро и зло неотъемлемо соседствуют друг с другом. Более того, Пандора стала символом несчастий человечества, что впоследствии отразилось на общей судьбе женщин, на долгие годы вперед. С тех же пор люди, чтобы продлить свой род, должны оплодотворять женщин, дабы они рожали им детей, должны много работать, чтобы добыть себе пропитание, должны противостоять всему тому злу, что кроется в мире. Но всегда есть надежда, которая даже в самые темные времена, позволяет людям верить, что все изменится к лучшему.
Наказание Прометея
Теперь, когда, столь обожаемые Прометеем, люди были наказаны, настала очередь и наказания для самого Прометея. В отместку за непослушание, за своеволие, за обман на пиру и за похищение огня, Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скалам в Колхиде (сейчас – Кавказские горы) нерушимыми цепями.
Прометей не стал просить о пощаде. Он знал, что за свой проступок его ждет ужасное наказание. Единственное, что он проронил – это полупророчество. Он сказал, что знает тайну, от которой зависит судьба самого Зевса, и расскажет он ее только в тот день, когда последний освободит его, Прометея. Зевс попытался «выжать» признание титана, но тщетно. В еще большем гневе громовержец послал своего верного спутника орла, дабы тот ежедневно прилетал клевать печень Прометея. Но ни жар, ни холод, ни мучения не заставили Прометея раскаяться в содеянном и выдать Зевсу «страшную тайну».
Освобождение Прометея и его «страшная тайна»
И Прометей рассказал о ней. В то время Зевс, в очередной раз, задумал изменить Гере с морской нимфой Фетидой, дочерью Нерея и Дориды, так что предсказание пришлось как нельзя, кстати. Прометей, обладающий даром предвидения, узнал, что волею судеб Фетиде суждено родить сына, сила которого будет превосходить силу отца ребенка, кем бы он не являлся. Таким образом, Зевс мог зачать сына, который бы был сильнее его и лишил бы его власти. Тогда Зевс спросил Прометея, что же ему делать, и последний дал мудрый совет – отдать Фетиду в жены греческому герою Пелею, ибо дети от других богов также обладали бы немыслимой силой.
С тех пор отношения у Прометея с Зевсом наладились, однако последний все же решил напомнить титану о том, «кто в доме хозяин». По его просьбе, все тот же мастер Гефест выковал кольцо из камня от колхидских скал и железа, которое Прометей вынужден был носить до конца времен, в качестве напоминания о наказании. С тех пор и люди носят кольца, дабы показать свою приверженность чему-то.
Как выглядел Прометей
К сожалению, древнее и подробное описание Прометея не дожило до наших дней, а потому судить о его внешности мы можем только по картинам, мозаикам и скульптурам, доживших до наших дней.
Как и все другие титаны, Прометей отличался своими огромными размерами – высоким ростом и мускулистостью. На многих картинах Прометей предстает перед нами, как мужчина с длинной бородой и отросшими волосами, но есть и источники, которые показывают его гладко выбритого и с достаточно короткими волосами. Это дает нам право предположить, что борода и волосы отросли у него во времена наказания, и что в нормальное время он ухаживал за внешностью.
Что касается атрибутов Прометея, то, как таковых, у него их не было. Но, спустя века, можно выделить тот самый огонь, который он похитил для людей и который так по-разному трактуется даже внутри самой Греции, а также кольцо, которым оковал его палец Зевс, в качестве напоминания за проступок.
Судьба Прометея
Как мы уже сказали выше, Прометей выстоял, а значит сумел «победить» упрямого Зевса. С тех пор отношения их наладились, и Прометей еще не раз выручал громовержца мудрым советом и точным предсказанием. Участвовал Прометей и в Гигантомахии, и также, благодаря его дельным советам, опыту и предсказаниям, олимпийцы одержали верх в этой войне. И по сей день Прометей продолжает помогать Зевсу править этим грешным миром.
Но, несмотря на то, какую роль он сыграл для людей, последние позабыли обо всех его жертвах и деяниях, и поклонялись ему куда меньше, чем богам-олимпийцам. Так, например, известно, что достаточно значимую роль Прометей имел только на Лемносе, куда, согласно легендам, он и принес похищенный огонь. Впоследствии были найдены жертвенник Прометея в Афинах, но храмов его в Элладе, увы не было. Такова вот, человеческая благодарность… Возможно потому, что отчасти именно Прометей был виноват в том, что на Земле появились беды и несчастья, а возможно потому, что вместе с добродетелями он научил людей хитростям и обману.
Как бы там не было, а Прометей действительно сыграл важную роль в создании этого мира. Его история показывает нам, что не только боги были несправедливы, по отношении к людям, но и люди не всегда заслуживали хорошего отношения, ибо быстро забывали все хорошее, что для них делается.