Чему учили в кгб ссср
О программе подготовки в ВШ КГБ СССР
О программе подготовки в ВШ КГБ СССР
Ранее я уже отмечал свое восхищение содержанием программы обучения в Высшем учебном заведении КГБ при СМ СССР. Как оказалось, слушатель ВШ КГБ «вешал мне на уши лапшу», чтобы подчеркнуть превосходство элиты перед плебеем. Он явно не ожидал, что мне судьбой будет предоставлена возможность поступить и в самую систему органов госбезопасности, в частности, в военную контрразведку после обучения в 311 спецшколе КГБ, а затем и в самую Высшую школу КГБ при СМ СССР.
В 1965 году, через год службы оперуполномоченным особого отдела КГБ СССР в гарнизоне Осиповичи Белорусского военного округа, меня направили на учебу в ВШ КГБ. Нахальство мое было немыслимым. Не зная ни условий поступления, ни условий конкурса и количества претендентов на одно место, я упаковал свое военное имущество и книги в один ящик (от боеприпасов) и послал в Москву медленной скоростью. Итак, 1 августа 1965 года вместе с остальными молодыми особистами я прибыл по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, 3 — для сдачи экзаменов. В начале была повторная медкомиссия. Помню, что на вопрос анкеты: «Употребляете ли спиртное, курите?», я написал: «Не курю и не пью, но если для дела необходимо, то сделаю». Надо мной смеялись и говорили, что редко кто признается в употреблении алкоголя. Но мои ангелы-хранители на небесах помогли начальству разобраться в вопросе «кто есть кто?».
Однако разговор был начат с «охотничьих рассказов» и «лапши» слушателя ВШ КГБ в поезде «Одесса — Луганск» в феврале 1962 года. Правда оказалась значительно серее и неинтереснее. Никаких выездок, лаун-теннисов, бальных танцев. Только юриспруденция и немного иностранного языка. Кроме того, за год до моего поступления школой командовал генерал-лейтенант Питовранов. Обстановка была не то чтобы демократическая. Она больше смахивала на анархию. Слушатели-курсанты ходили в самодельных погонах, офицерских габардиновых гимнастерках, шиком было с расстегнутым воротником и без головного убора пройтись по Москве. Часто их без шинели подвозили черные служебные ЗИСы, ГАЗ-21 и т. п. Хуже была потеря элементарной бдительности. Кроме того, что спецшкола находилась в центре Москвы, возле Белорусского вокзала и в начале ул. Горького (ул. Тверская), что позволяло фотографировать входящих и выходящих будущих разведчиков и сотрудников безопасности наших посольств за рубежом, во двор школы, где происходили официальные построения мероприятия и т. п., выходили окна из магазинов и бытовых мастерских.
Естественно, что однажды, как все давно предсказывали, случилось то, что и должно было случиться.
Профессионалы западных спецслужб перефотографировали весь выпуск офицеров 1964 года и отпечатали во французских журналах фотокарточки под рубрикой «Птенцы генерала Питовранова готовы покинуть родное гнездо. Где их теперь ожидать?».
Соответственно, режимные меры ужесточились. Генерал Питовранов был переведен на должность Председателя Торговой палаты СССР, где трудился до конца своих дней.
На курсантов и офицеров-слушателей ВШ КГБ направили внимание комендатуры. Патрули с величайшей радостью вылавливали и доставляли в Московскую военную комендатуру нарушителей воинской дисциплины — молодых чекистов. Сводки об этом педантично ложились каждое утро на стол начальника Высшей школы и начальнику Управления кадров КГБ при СМ СССР.
Мы были первым потоком офицерского состава в Высшей школе. Наверное, жизнь потребовала высокой квалификации нового поколения сотрудников органов госбезопасности. Необходимы были и научные кадры.
Но Высшая школа была не готова нас принять и подготовить. Преподаватели были разные — от профессоров московских вузов до практиков — сотрудников СМЕРШа. Последние просто рассказывали нам о своей оперативной практике. Учебников по спецдисциплинам фактически не было. Старые, времен НКВД — МГБ, отменили после замены Семичастного, а новых не успели подготовить.
Никто не поверит, но программа подготовки сотрудников органов военной контрразведки ВШ КГБ при СМ СССР периода 1966–1970 гг. писалась «по ходу пьесы». Наш поток стал подопытным.
Система органов КГБ даже не имела своей аспирантуры. В это трудно поверить, но в те времена система контрразведки только приближалась к проблеме научного подхода к обеспечению государственной безопасности.
Решение коллегии КГБ при СМ СССР «О задачах органов госбезопасности при СМ СССР», как основной ведомственный правовой документ, имело гриф секретности «Совершенно секретно». Его фактически никто не видел, кроме руководства КГБ при СМ СССР. В нем даже не было определения понятия «государственная безопасность». Было оно на двух с половиной листиках.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Трудности массовой подготовки
Трудности массовой подготовки Трехлетнее руководство ЦТЭУ альпинистскими учебными лагерями, как уже отмечалось, привело к серьезной задержке развития массового альпинизма. За это трехлетие не было восстановлено ни одного альплагеря. Из существовавших до перехода в
От советского информбюро В МИД СССР ПОСЛУ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СССР БЫЛО СДЕЛАНО СЛЕДУЮЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
От советского информбюро В МИД СССР ПОСЛУ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СССР БЫЛО СДЕЛАНО СЛЕДУЮЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Внимание британской стороны неоднократно обращалось на возможные самые серьезные последствия поставок новейших вооружений, включая зенитные системы «Блоупайп»,
Курсы подготовки в вуз
Курсы подготовки в вуз Тетка, у которой я жил в Кунцеве, не вошла в мою жизнь ни единым словом совета, желания, требования. Мне просто было дано место в ее двухкомнатной казенной квартире при больнице, где тетка работала много лет. Тетка — вологжанка, уехавшая на
Размышления о социализме и новой программе КПСС
Размышления о социализме и новой программе КПСС От составителя и комментатора:Как известно, на XIX съезде ВКП(б) — КПСС Л. П. Берия был включён в состав Комиссии по переработке программы партии. И это было, конечно же, неслучайным — Сталин всегда знал, что делал.Интерес к
Этап подготовки
Этап подготовки В этой ситуации командир бригады (отдельного отряда), получив задачу на взятие укрепленного района Бамут должен поставить задачу начальнику штаба (НШ) на проведение разведки объекта и планирование операции по его захвату. Тот, в свою очередь, ставит
Об уровне подготовки и обеспечения войск
Об уровне подготовки и обеспечения войск И в Дагестане и в Чечне, куда войска вошли в двадцатых числах сентября, спецназ решал задачи, которые обычно ставят войсковой разведке, но из-за того, что уровень подготовки войсковых разведчиков оставляет желать лучшего,
КНИГА 2 ОПЕРАЦИЯ «ГРОМ». ПРЕЛЮДИЯ К ПАДЕНИЮ СССР Глава 1 КГБ СССР — ОРГАНИЗАТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА
КНИГА 2 ОПЕРАЦИЯ «ГРОМ». ПРЕЛЮДИЯ К ПАДЕНИЮ СССР Глава 1 КГБ СССР — ОРГАНИЗАТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА Когда сформировался заговор?Горбачев на своей пресс-конференции после возвращения из «крымского заточения» назвал дату и час начала государственного переворота,
52. Программа подготовки
52. Программа подготовки И всё же любопытно – чему учили первых космонавтов? Теоретическая часть включала в себя изучение основ ракетной и космической техники, конструкции корабля «Восток», основ космической и авиационной медицины и систем обеспечения
Размышления о социализме и новой программе КПСС
Размышления о социализме и новой программе КПСС От составителя и комментатораКак известно, на XIX съезде ВКП(б) – КПСС Л.П. Берия был включён в состав Комиссии по переработке программы партии. И это было, конечно же, неслучайным – Сталин всегда знал, что делал.Интерес к
8. ПРЕЗИДЕНТУ АН СССР акад. А. П. АЛЕКСАНДРОВУ ЧЛЕНАМ ПРЕЗИДИУМА АН СССР
8. ПРЕЗИДЕНТУ АН СССР акад. А. П. АЛЕКСАНДРОВУ ЧЛЕНАМ ПРЕЗИДИУМА АН СССР Глубокоуважаемый Анатолий Петрович! Я обращаюсь к Вам в самый трагический момент своей жизни. Я прошу Вас поддержать просьбу о поездке моей жены Елены Георгиевны Боннэр за рубеж для встречи с матерью,
БЦВМ «Вычислитель-2» в Лунной программе
БЦВМ «Вычислитель-2» в Лунной программе После выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина от 25.10.65 г. по Л1 в план-график работ был включен завод № 123 для изготовления БЦВМ «Вычислитель-2», и всего необходимого для создания бортовой централизованной системы контроля, обработки
Школа для подготовки фельдшеров
Школа для подготовки фельдшеров Одновременно мною было приказано для подготовки фельдшеров на пополнение убыли таковых в частях дивизии, открыть школу фельдшеров военного времени при 1-м лазарете дивизии.Для обучения командировать в эту школу солдат,
О теории и практике дебютной подготовки
О теории и практике дебютной подготовки В семидесятых годах в Эстонии, в городе Вильянди, проходил ежегодный шахматный фестиваль, швейцарка.Однажды его решили сделать лично-командным, команда состояла из четырех, кажется, человек, которые обычным образом играли в личной
Обучение в Краснознаменном институте КГБ
Они не знали настоящих фамилий друг друга — только имя и отчество. При зачислении каждый получал «школьную» фамилию, которая начиналась на ту же букву, что и настоящая.
Проучившись вместе два или три года, даже прожив весь этот срок в одной комнате, можно было так и не узнать, как же на самом деле зовут однокашника. А если он открыл тебе свою настоящую фамилию, считай, доверяет.
Формально это грубое нарушение правил конспирации. Ведь если на курсе учится будущий предатель, он смог бы передать своим хозяевам (американцам, англичанам, китайцам) данные сразу на несколько десятков молодых разведчиков, разбросанных по всему миру, вместе с которыми закончил Краснознаменный институт КГБ имени Ю. В. Андропова, в простонародье называемый «разведшкола».
В середине 1980-х так и получилось. Году в 1985-м или 1986-м (точно выяснить не удалось) арестовали и расстреляли предателя Пигузова, который был секретарем парткома Краснознаменного института и, следовательно, имел доступ к фотографиям всех слушателей КИ и так называемым «установочным данным» на них: настоящая фамилия, имя, отчество, место и год рождения, сведения о женах и детях.
Передал он, видимо, и характеристики на выпускников нескольких лет, не партийные, гладкие («скромен, отзывчив, с товарищами поддерживает ровные отношения»), а настоящие, чекистские, что составлялись в течение всей учебы и для вербовщика из спецслужбы противника не имеют цены, так как там – вся поднаготная.
Сколько провалов советской разведки на совести Пигузова, одному богу известно. Преданные им помнят его сидящим в президиуме под бюстом вождя, говорящим правильные речи. Еще помнят написанное им учебное пособие под названием «Иностранный язык в разведке».
Территория Краснознаменного иститута КГБ
В лесистых местах ближнего Подмосковья от постороннего глаза укрыты добротно постороенные кирпичные здания с территорией приличных размеров, обнесенной двумя бетонными заборами с колючей проволокой, сигнализацией и камерами визуального контроля.
Если грибник или охотник случайно набредет на них, то на заборе прочтет:
«Лаборатория НИИ…» таких-то проблем. Дело ясное — наука.
И невдомек грибнику, что набрел он на один из факультетов Краснознаменного института. Факультеты разные, в зависимости от сроков обучения: один, два и три года.
Нелегальных разведчиков здесь не готовят. Они — штучный товар, учатся на конспиративных квартирах в Москве с приходящими преподавателями.
Если бы грибник смог забраться на забор, он увидел бы, помимо пятиэтажного учебного и жилого корпуса, крытый спортивный зал, бассейн, пару теннисных кортов, асфальтовую дорожку, на которой бегают кроссы будущие шпионы.
Так, в частности, выглядит «Юрмала» — двухгодичный факультет КИ. «Юрмала» — название неофициальное, выдуманное выпускниками именно этого объекта за его уют и зеленые насаждения. Вообще шпионам, видимо присуща тяга к природе.
Говорят, в бытность начальником разведки В. А. Крючков приказал развести на пруду, который был у него в штаб-квартире в Ясеневе, уток, а потом туда еще и карпов запустили. Утки прижились, стали плодить утят, за которыми начали охотиться вороны. Охранявшие объект прапорщики отстреливали ворон из винтовок и развешивали на деревьях, чтобы отпугивать оставшихся в живых.
А карпов летом вылавливали сетью и часть подавали чекистам на обед, а другую — продавали им же через магазин…
Учебный процесс
«Вилла»
(статья А.Васильева «У вас продается славянский шкаф?», 1992 год)
Источники информации:
1. Васильев «У вас продается славянский шкаф?»
Чему учили в кгб ссср
Разведчики государств-антагонистов готовились по разным программам, цель которых была одна – принести как можно больше пользы своей стране, работая на чужой территории.
«Быть хорошим со всеми»
Журналист, писатель и историк разведки Александр Васильев, автор двух книг, где фигурируют архивы Комитета государственной безопасности СССР (он 3 года, с 1987-го по 1990-й, был сотрудником ПГУ КГБ, с середины 90-х с семьей живет в Великобритании), говорил в интервью норвежскому журналисту издания VG, что в Краснознаменном институте имени Ю. В. Андропова, где он 2 года учился в конце 80-х, готовили незаметных разведчиков, которые должны были уметь скрывать «свою шпионскую сущность», и отнюдь не посредством смены париков, ношения темных очков и тому подобного внешнего преобразования.
Помимо преподавания иностранных языков, политики и экономики, по словам Васильева, в андроповском институте их учили вербовке агентов, для чего использовались ролевые игры – старшие офицеры играли роль претендента на вербовку или уже завербованного. Вербовку Александр Васильев называл самой сложной дисциплиной, поскольку она требовала от курсанта особой психологической подготовки и способности к познанию человека как личности. Главной сложностью за годы учебы экс-разведчик считает выработку умения «быть хорошим со всеми» – этого требовала и будущая профессия для налаживания и поддержки контактов. Шпион, не умеющий уживаться с каждым человеком из своего окружения, хорошим разведчиком быть не сможет, – так, по словам Васильева, учили их в институте.
Два года назад сайт The Interpreter опубликовал ряд документов с грифом «секретно» (перевод сканированных брошюр), которые свидетельствуют о деталях подготовки агентов КГБ в 70-е – 80-е годы прошлого века. Краткий пересказ содержания шести брошюр спустя несколько дней после публикации за рубежом привела «Медуза»*. В первой советских разведчиков учили, как распознать подставу в процессе разработки зарубежной агентуры. Во второй книжице выпускников школ КГБ посвящали в детали вброса дезинформации, как устной, так и «документальной». Брошюра «Политическая разведка с территории СССР», в частности, обращала внимание на нюансы вербовки советских граждан. В «Связи с агентурой» детализировались особенности подбора мест для общения с агентами. Агентов КГБ даже учили. «воспитывать» агентов-вербовщиков, на которых, уточнялось в методическом пособии, постоянно влияет буржуазная модель поведения, курсантов учили применять к таким клиентам индивидуальный подход. Также в работе внешней разведки КГБ должен был использоваться Советский комитет по культурным связям с соотечественниками за рубежом, будущим резидентам на конкретных примерах показывали, как надо и как не следует действовать с сотрудниками данного учреждения в предлагаемых обстоятельствах.
«Ферма» по «выращиванию» разведчиков
В книге публициста Виктора Попенко «Секретные инструкции ЦРУ и КГБ по сбору фактов, конспирации и дезинформации», основанной, как указывает сам автор, на мемуарах бывших секретных агентов ЦРУ, которые они написали в постсоветский период, подробно рассказывается о системе подготовки агентов ЦРУ. Попенко приводит особенности практики в американской школе, называемой «Фермой».
«Ферма» расположена в штате Вирджиния, в местечке Кэмп Пери. Курсанты учебного центра, как и в школе КГБ, изучают здесь иностранные языки и другие дисциплины (разведка, конспирация, полувоенные и психологические операции), за каждым из них закреплен инструктор-консультант, отмечающий сильные и слабые стороны будущего агента. Официально в разведшколе учатся год, но «доводят» агента до «боевой» готовности потом еще несколько лет. В «Ферме» занимаются физической и стрелковой подготовкой (в том числе, и стрельбой из особых, «шпионских», видов оружия). Физподготовка включает в себя игру в баскетбол, волейбол, тяжелую атлетику. На занятиях рукопашным боем из курсантов не стремятся сделать мастеров вроде Брюса Ли – общий курс самообороны достаточен для подготовки агента, чтобы он смог дать отпор в случае внезапного нападения противника.
В книге Виктора Попенко опубликованы даже графические инструкции по изготовлению тех или иных шпионских «штучек», которым учили курсантов «Фермы». К примеру, целая глава посвящена изготовлению ключей с помощью разного рода оттисков. В качестве материалов для оттиска предлагалось использовать пластилин, стенс (это вещество применяется в практике стоматологов-зубопротезистов), силиконовую пасту, полимеры, гипс.
Современные историки спецслужб считают, что определенный дисбаланс между количеством мемуаров бывших агентов КГБ и ЦРУ, мешающий взвешенному и детальному сравнению методик работы разведшкол СССР и США, связан с тем, что бóльшая часть информации о деятельности учебных подразделений по подготовке разведчиков в Советском Союзе до сих пор остается засекреченной либо подается авторами воспоминаний тенденциозно, сухо и без необходимых подробностей.
К примеру, Олег Хлобустов, ветеран спецслужб, окончивший вышеупомянутую Высшую школу КГБ СССР имени Ф. Э. Дзержинского (впоследствии вуз переименовали в честь Юрия Андропова) и отслуживший в органах госбезопасности 35 лет, посвятил в своей книге феномену генсека-чекиста целую главу. Она содержит общие, в значительной степени, биографические и идеологические описания становления и работы вуза – понять, чем именно и насколько плотно там занимались курсанты, из данного повествования нельзя.
* СМИ выполняющее функцию иностранного агента
Как учили будущих чекистов
Стать сотрудником НКВД в советское время было не так просто. Для этого требовалось пройти длительную и специальную подготовку в особых школах.
Одним из самых известных учебных заведений, которое готовило молодых людей для Наркома внутренних дел, стала школа особого назначения НКВД или, как ее между собой называли агенты, школа № 101. Она была создана в 1938 году, обучение занимало год. Тут преподавали настоящие «тяжеловесы» НКВД: Воронцов, Аскерольд, ставший вскоре жертвой чисток и репрессий, посол в Британии от СССР Майский и многие другие ветераны разведки. Эти люди рассказывали ученикам про международные отношения, экономическую географию, давали общее образование в виде литературы и русского языка, а также уделяли внимание специальным дисциплинам, необходимых для любого сотрудника НКВД.
Позже, во время Отечественной войны, заведение было переименовано в Разведывательную школу 1-го управления Народного комиссариата государственной безопасности СССР. Срок обучения увеличился еще на один год, а одним из главных кураторов стал офицер Вячеслав Гриднев, и потому не зря школу № 101 называли «деревней Гриднева». Еще это заведение окрестили «лесной школой», потому что она от посторонних глаз размещалась в лесах Подмосковья. К слову, так называемые «филиалы» школы были разбросаны по окраинам Москвы — есть здания в районе Пушкино и Барвихи.
На первом курсе могло числиться до 300 человек. В марте 1984 года этот институт был назван в честь генсека Юрия Андропова. Основной комплекс располагался около Мытищ в Хлебниковском лесопарке. Конечно, у института КГБ СССР были и другие объекты на территории Московской области, но, разумеется, о них мало кто знал.
Однако до института КГБ СССР существовала еще и центральная школа ОГПУ. 21 апреля 1921 года ВЧК распорядился, чтобы в России появились курсы подготовки для резервного и оперативного составов. Уже через несколько месяцев в центре Москвы на улице Покровка начались первые занятия. В 1922 году занятия были преобразованы в Высшие курсы, а в мае 1930-го на их базе появилась Центральная школа ОГПУ, которая верой и правдой подчинялась НКВД.
Обучение велось на десяти потоках и занимало не более полугода, насчитывалось около пятисот постоянных слушателей. Над школой начальствовали Никанор Давыдов и Леонид Баштаков — высокопоставленные работники и комиссары НКВД. Преподаватели, которые служили органам госбезопасности, начинали занятия только с лекций, ибо полноценные учебные пособия еще не успели выпустить. Однако к 1937 году были готовы такие любопытные учебники, как «Борьба с германской разведкой», «Учет, регистрация и контроль», «Наружное наблюдение», «Закордонная разведка», «Радиоразведка» и многие другие.
Особого внимания заслуживает и ВПШ — высшая пограничная школа ОГПУ. Там занятия начались 1 января 1924 года. Школа тоже располагалась на Покрове в доме № 27. Учебный план включал в себя пограничное дело, историю ВЧК и таможни, общие дисциплины в виде военной топографии, стрелкового дела, баллистики, физической и конной подготовок, а также политэкономию вместе с изучением иностранных языков. Помимо знаний слушатели получали и довольно таки сытный провиант.
В этой школе готовили будущих пограничных агентов, чей долг был охранять границы. Лекции читали чекисты со стажем, и их часто посещали не только курсанты, но и государственные и партийные деятели. Так, многим было интересно послушать товарища и профессора Опанского, читавшего курс «Погранддело и чекистская методика». У школы был жестко установленный распорядок дня: в восемь часов подъем, до четырех сплошные занятия, обед, лабораторная и самостоятельная работа и в полночь официальный отбой.
OpenTown Открытый город
Что за школу КГБ закончил президент и чему в
Анатолий Иванович Спраговский, бывший следователь МГБ, а потом КГБ, рассказывает о Ленингралской Школе КГБ.
Я был зачислен на курс наружной разведки. Что это такое? При царе это сыщики, филеры, которые осуществляли слежку по заданию властей. От унизительного названия в наше время ушли, и таких людей стали называть разведчиками. Причем в зависимости от качества подготовки устанавливались категории — разведчик, разведчик 2-й категории, разведчик 1-й категории, старший разведчик, начальник группы, затем начальник отделения разведки и так далее. В системе госбезопасности действовали целые управления наружной разведки, а в краях и областях отделы. В Москве, например, при центральном аппарате в 1948 году численность работников наружной разведки доходила до нескольких тысяч человек. Под наблюдение брались не только советские граждане по заданию оперативных отделов, но почти все представители иностранных посольств и прибывшие в СССР иностранцы.
По окончанию Ленинградской школы мне довелось работать в Москве в 1946 году в качестве разведчика 1-й категории. Поэтому я знаю, как подвергались слежке и иностранцы, и советские люди. Деятельность наружной разведки целиком была подчинена интересам служб Центрального аппарата.
Сейчас в печати возникает много вопросов о правомерности подобных акций со стороны госбезопасности. Полагаю, что в большинстве случаев подобные действия противоправны. Однако наши законы позволяют органам безопасности творить беззаконие, а при необходимости задним числом узаконить их. Я имею в виду факты просмотра корреспонденции и подслушивания телефонов, жилищ, служебных кабинетов, номеров в гостиницах и тому подобное. Перед нами ставилась задача — обеспечить наблюдение за объектом и с наименьшей затратой сил установить его связи. Успешное выполнение этих задач зависело от квалификации разведчика.
Именно Ленинградская спецшкола и была призвана готовить высококвалифицированных разведчиков наружного наблюдения. Там мы приобретали навыки вождения автомобиля и получали права на управление им. Учились работе с радиопередающими устройствами, изучали фотодело, правила поведения в обществе, в ресторанах, даже учились бальным танцам. Школа выступала под прикрытием партийной, а весь персонал находился в штатском обличии. Преподавательский состав ходил в гражданской одежде, имел воинские звания от капитана и выше, вплоть до полковника. В специальном ателье для каждого слушателя перед началом учебного года были пошиты индивидуальные костюмы, пальто, кепи и выданы полуботинки. В город на выходной день увольнялись с разрешения начальника курса на определенные часы под легендой слушателей партийной школы. Особое внимание обращалось на безупречное поведение в городе, разборчивость в связях с девушками.
За кем следили? Все, кто иначе мыслил, высказывал антисоветские настроения, и те, кто подозревался во всякого рода деятельности, якобы направленной против интересов Советского государства. Иностранцы и их связи находились под слежкой постоянно. Задания на установление наружного наблюдения выдавались оперативными отделами. Ими определялись сроки и время наблюдения, а также задачи в процессе наблюдения вплоть до участия в задержании, аресте. Работники этой же службы осуществляли охрану членов правительства, а на периферии членов и кандидатов ЦК.
Вот таких вот «разведчиков» готовила Ленинградская школа КГБ.