Чему учили сеньку перед тем как отправить на передовую
Краткое содержание Некрасов Сенька
С самого утра Сенька находился в щели и следил за врагом. Мальчика трясло. Вчера они прибыли на передовую, и началась стрельба. Сенька взял винтовку и выстрелил в руку. Он хотел просто скорее оказаться подальше от этого места.
В медчасти было много раненых. Мужчина в халате сказал парню зайти в палатку. Там был солдат без ноги, мальчик ужаснулся. Доктор, поняв, что видит самострела, упрекнул парня в малодушии, и промыл рану. Сеньку повели в четвертую палатку. В ней был один раненый – тоже самострел. Сенька вспомнил, что готов был бить немца, если бы не самолеты. Проснувшись солдат, Ахрамеев, сказал, что их будут судить, но можно сбежать.
Позже их допрашивали. Ахрамеев все твердил, что Сенька верно поступил, однако мальчик все больше сомневался. Через несколько дней он увидел старшину, который отказался с ним говорить. Долго потом Сенька лежал, размышляя. Он думал, и постепенно менял отношение к своему поступку.
Взрывы приближались. К Сеньке положили худого раненого сержанта. Несколько дней мальчик присматривал за ним. Он узнал, что у Николая была Красная Звезда. Николай не любил рассказывать о подвигах и лишь волновался за товарищей по разведке.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Некрасов В. П.. Все произведения
Сенька. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В книге рассказывается об Этьене Лантье. Недавно его уволили с работы за пощечину начальству железного пути. Он решил устроиться в шахту фирмы Монсу, возле города Воре. Мест работы вообще не было нигде
Петр Андреевич Гринев провел свои детство и юность в поместье родителей в Симбирской губернии. По достижении им 17 лет, его отец — отставной офицер отправляет его на военную службу. И хотя Петр еще до своего рождения был приписан к Семеновскому полку
Все изложение начинается с незамысловатого предисловия, из которого следует, что автор опубликовал три книги. Имя автора – Бредли Пирсон. Всю свою сознательную жизнь он проработал на посту инспектора в налоговой.
Автор написал оперу по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Композитор взял за основу сюжетные события из пьесы, но герои произведения были списаны с реальных людей его эпохи
Заходя в дом Кушкиных, Машенька, переведённая на второй курс института, увидела кругом панические возгласы жителей дома. Ей открыл с красным лицом Михаил. Наверху было шумно
Чему учили сеньку перед тем как отправить на передовую
Ответ:
На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушел на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далекого сибирского села.
В начале произведения мы видим охваченного мелкой противной дрожью, загнанного малярией страха в щель, похожего на скрученную им самим тонкую и жалкую цигарку не человека даже, а какое-то его отдалённое подобие. Винтовка в глазах Сеньки становится ненужной палкой, ничтожной в борьбе против “целой кучи” самолётов, которую “ни штыком, ни гранатой не достанешь”. Чувствуя леденящее дыхание смерти, он неосознанно простреливает себе руку, чтобы уйти туда, где нет “вздутых, с раскоряченными ногами лошадей, валявшихся на дороге”, почти непрерывно пикировавших на него “самолётов с красными лапами”, бойца “с остановившимися, немигающими глазами”. В этот момент Сенька стал подобен одному из телеграфных столбов, увиденных им: все “провода”, связывающие его с окружающим миром, обрываются.
Композиция рассказа — это мучительный путь героя из нравственной ямы, в которую он провалился после предательского выстрела в руку.
Автор предоставляет возможность своему герою посмотреть на других людей как в зеркало. В лице-зеркале Ахрамеева Сенька видит отражение своего отвратительного поступка, у него возникает желание ударить по этому “жёлтому морщинистому лицу” кулаком, ударить, по сути, самого себя и разбить это кривое зеркало. “Солдату нельзя так говорить”, — возражает он дезертиру Ахрамееву и себе самому, постепенно начиная осознавать долг солдата — защитника Родины, её лесов, полей и рек, среди которых и его родной Енисей, женщин, стариков и детей — мира, воспоминанием о котором звучала в Сенькином сне гармошка. Осознание ошибки стало первой ступенькой из ямы. Следующая ступенька нравственного преображения Сеньки — знакомство с Николаем, ставшим для него идеалом солдата. Худенький сержант-разведчик, совсем мальчишка, с тоненькими, как у девочки, руками, выведенный из строя пятью вражескими осколками, больше всего жалел о том, что не может быть рядом со своими товарищами, обороняющими родную землю. В Николае, как в нравственном зеркале, Сенька увидел своё идеальное отражение, то, к которому стремилась его душа, выздоравливающая от малярии страха.
ответить на во по рассказу Некрасова «Сенька»
1. Что вы можете сказать о главном герое рассказа в начале рассказа?
2. Каким эпизодом автор начинает рассказ? Почему? Какое чувство охватывает Сеньку?
3. Чему учили Сеньку перед тем, как отправить на передовую?
4. Какая мелькнула мысль у Сеньки, когда он увидел проползающего Титкова?
5. Какой поступок совершает Сенька?
6. Понимает ли он, что совершил, осознает ли Сенька свой поступок?
7. Что движет Сенькой, когда он себе руку?
8. Слышит ли Сенька, что о его поступке говорят окружающие?
9. Каким выражением описывает автор психологическое состояние Сеньки?
10. Куда попадает Сенька после «ранения»? Чем палатка №4 отличается от других палаток?
11. С кем встречается здесь Сенька? Что узнаем мы об Ахрамееве из рассказа? Можно ли между ними поставить знак равенства? Если нет, то почему?
12. С кем еще встречается в «санбате» Сенька? Что мы знаем о Николае? Почему Сенька стал ухаживать за раненым Николаем? Почему Сенька тянется к Николаю, а Ахрамеев вызывает чувство брезгливости?
13. Какие чувства испытывал Сенька, когда в палатке узнали о его «ранении»? Как изменились отношения с окружающими после этого?
14. Какую роль сыграл Николай в судьбе Сеньки?
15. Что происходит дальше с Сенькой? Расскажите о его подвиге.
16. Через что сумел перешагнуть Сенька? Искупил ли Сенька свою вину перед товарищами, Родиной?
Чему учили сеньку перед тем как отправить на передовую
В голосовании могут принять участие только участники методической группы (успешные участники мероприятий портала: конкурс им. А.С. Макаренко, Всероссийское тестирование педагогов).
На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушел на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далекого сибирского села.
В начале произведения мы видим охваченного мелкой противной дрожью, загнанного малярией страха в щель, похожего на скрученную им самим тонкую и жалкую цигарку не человека даже, а какое-то его отдалённое подобие. Винтовка в глазах Сеньки становится ненужной палкой, ничтожной в борьбе против “целой кучи” самолётов, которую “ни штыком, ни гранатой не достанешь”. Чувствуя леденящее дыхание смерти, он неосознанно простреливает себе руку, чтобы уйти туда, где нет “вздутых, с раскоряченными ногами лошадей, валявшихся на дороге”, почти непрерывно пикировавших на него “самолётов с красными лапами”, бойца “с остановившимися, немигающими глазами”. В этот момент Сенька стал подобен одному из телеграфных столбов, увиденных им: все “провода”, связывающие его с окружающим миром, обрываются.
Композиция рассказа — это мучительный путь героя из нравственной ямы, в которую он провалился после предательского выстрела в руку.
Автор предоставляет возможность своему герою посмотреть на других людей как в зеркало. В лице-зеркале Ахрамеева Сенька видит отражение своего отвратительного поступка, у него возникает желание ударить по этому “жёлтому морщинистому лицу” кулаком, ударить, по сути, самого себя и разбить это кривое зеркало. “Солдату нельзя так говорить”, — возражает он дезертиру Ахрамееву и себе самому, постепенно начиная осознавать долг солдата — защитника Родины, её лесов, полей и рек, среди которых и его родной Енисей, женщин, стариков и детей — мира, воспоминанием о котором звучала в Сенькином сне гармошка. Осознание ошибки стало первой ступенькой из ямы. Следующая ступенька нравственного преображения Сеньки — знакомство с Николаем, ставшим для него идеалом солдата. Худенький сержант-разведчик, совсем мальчишка, с тоненькими, как у девочки, руками, выведенный из строя пятью вражескими осколками, больше всего жалел о том, что не может быть рядом со своими товарищами, обороняющими родную землю. В Николае, как в нравственном зеркале, Сенька увидел своё идеальное отражение, то, к которому стремилась его душа, выздоравливающая от малярии страха.
Урок внеклассного чтения по теме: «Человек на войне» (по рассказу В.П. Некрасова «Сенька»). 7-й класс
Разделы: Литература
Класс: 7
1) Познакомить учащихся с краткой биографией В.П.Некрасова.
2) Показать поведение, поступки, чувства героя рассказа В. П. Некрасова Сеньки перед лицом смерти.
3) Продолжить работу по формированию умения обобщать, выражать свои мысли в устной и письменной форме.
1) Выставка книг «ВОВ в художественной литературе».
2) Портрет В. П. Некрасова.
3) Иллюстрации к рассказу: «Налет вражеской авиации»,
1) «Священная война» музыка Александрова
2) «До свидания, мальчики» в исп. Б. Окуджавы.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина.
Как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное
величие человека, бросающего вызов своему
сильнейшему врагу-смерти.
Генрих Гейне.
Ход урока
I. Вступительная часть.
Звучит мелодия «Вставай, страна огромная».
— Какому событию в истории нашей страны посвящена эта песня?
— Когда началась война?
— Кто встал на защиту Отечества?
Эта песня стала своеобразным народным гимном, объединившим все силы страны на борьбу с гитлеровским фашизмом. И в наши дни эта песня хорошо известна всем и является символом нашей победы.
— Ребята, а откуда вам известно о ВОВ?
Подтверждением ваших ответов прозвучит стихотворение Николая Старшинова:
Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в наилучших фильмах.
Война! Твой горький след-
И в книгах, и на полках…
С каждым днем становятся все дальше и дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Скоро наш народ будет отмечать 62-ю годовщину Победы над фашисткой Германией. Это уже более полувека.
Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений.
По горячим следам войны создавали свои произведения поэты, прозаики, надевшие военную форму.
Мы подготовили выставку книг писателей – фронтовиков, с творчеством которых вы уже знакомы и будете знакомиться на уроках. Перед вами книги Г. Бакланова, Василя Быкова, М. Шолохова, В. Астафьева, А. Твардовского, В. Некрасова.
Писатели – фронтовики основной темой своего творчества избрали тему: «Человек на войне». Именно об этом мы сегодня будем говорить на уроке.
Тема нашего внеклассного чтения – «Человек на войне» по рассказу В. П. Некрасова «Сенька».
Чем живет человек на войне, его мысли, чувства, поступки, переживания – все это легло в основу произведений В. П. Некрасова, в основу его рассказа «Сенька». В. П. Некрасов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опаленное огнем войны.
а) Семиклассник приготовил небольшое сообщение о В.П.Некрасове (доклад).
б) Работа с текстом.
Звучит песня Б. Окуджавы.
Ах, война,
Что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры
На пороге едва помаячили,
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики, мальчики…
Постарайтесь вернуться назад…
На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушел на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далекого сибирского села.
— Что еще вы можете сказать о главном герое рассказа?
И вот Сенька попадает в совершенно другой мир, страшный, неизвестный. Он на передовой, один в окопчике.
— Вспомните, каким эпизодом автор начинает рассказ? Почему?
Что изображено на иллюстрации?
— Какое чувство охватывает Сеньку?
Обратимся к эпиграфу нашего урока. Автором этих слов является поэтесса, фронтовик Юлия Дунина.
— Какое слово является главным, ключевым в этих строчках?
Именно чувство страха испытывает герой рассказа Сенька, оставшись в окопчике один.
— Чему учили Сеньку перед тем, как отправить на передовую?
Хочу привести воспоминание В. П. Некрасова о том, как он, будучи 30-летним, попадает впервые на фронт.
— Учили одному, а получалось совсем другое. Найдите подтверждение в тексте.
Страх постепенно овладевает Сенькой. Автор стремится к максимальной точности в передаче чувств и мыслей Сеньки.
— Какая мелькнула мысль у Сеньки, когда он увидел проползающего Титкова?
Сейчас Титкова перевяжут, и он будет лежать в медсанбате на соломе.
— Какой поступок совершает Сенька?
— Понимает ли он, что совершил, осознает ли Сенька свой поступок?
— Что движет Сенькой, когда он простреливает себе руку?
Только страх, ни о чем другом Сенька и не думает.
— Слышит ли Сенька, что о его поступке говорят окружающие?
— Вспомните слова лейтенанта, доктора.
— Каким выражением описывает автор психологическое состояние Сеньки?
Осознание того, что он совершил, происходит позднее. И слова, сказанные лейтенантом, только потом доходят до Сенькиного мозга.
— Куда попадает Сенька после «ранения»?
— Чем палатка №4 отличается от других палаток?
— С кем встречается здесь Сенька?
— Что узнаем мы об Ахрамееве из рассказа?
Сенька и Ахрамеев – оба «леворучники».
— Можно ли между ними поставить знак равенства? Если нет, то почему?
— С кем еще встречается в «санбате» Сенька?
— Что мы знаем о Николае?
— Почему Сенька тянется к Николаю, а Ахрамеев вызывает чувство брезгливости?
Важно вспомнить о том, какие взаимоотношения складывались у Сеньки с окружающими до совершения проступка, и как они изменились после того, как все узнали, что Сенька – «леворучник».
Внешне ничего не изменилось, но возникла стена молчаливого отчуждения. А самое страшное – это молчание Николая.
— Как воспринимает это молчание Сенька?
— Что происходит дальше с героем?
(Ученик подробно рассказывает эпизод, который изображен на этой иллюстрации).
Сенька не просто попадает на передовую, он совершает подвиг, при этом не осознавая того, что это подвиг.
— Через что сумел перешагнуть Сенька?
Через свой страх, Сенька сумел победить в себе свой страх.
— Можно ли высказывание немецкого поэта Генриха Гейне (2 эпиграф) отнести к Сеньке?
Да, Сенька сумел обнаружить в себе духовное величие, поборов в себе страх, бросив вызов своему врагу – смерти.
Более шестидесяти лет отделяет наше поколение от тех трагических событий, почему нужно вновь и вновь говорить о страшной войне?
Потому что опять идут кровопролитные войны.
Звучит песня дальше «До свидания, мальчики».
— Почему и для чего поведал Некрасов судьбу Сеньки?
И сегодня есть судьбы, похожие на судьбу Сеньки. Идут на войну его ровесники. И им страшно, и им нужно преодолеть, перешагнуть свой страх, и они опять стоят перед выбором: выжить или умереть. Работают суды, ведутся следствия по делу «леворучников».
Рассказ «Сенька» был написан В. П. Некрасовым в 1956 году. Но он как нельзя подходит к событиям наших дней.
III. Домашнее задание:
1) Дописать рассказ о судьбе Сеньки.
2) Подбор материалов из газет об участниках сегодняшних войн, об их судьбах, похожих на судьбу Сеньки.