Чему учили детей в древней руси

Как учились на Руси

Ученье — свет

Чему учили детей в древней руси. 079a016f4e0b6aad6f6b8fb3a228e446. Чему учили детей в древней руси фото. Чему учили детей в древней руси-079a016f4e0b6aad6f6b8fb3a228e446. картинка Чему учили детей в древней руси. картинка 079a016f4e0b6aad6f6b8fb3a228e446.

Существует древний документ «Стоглав», явно указывающий на ошибочность мнения о «неучной» Руси:

«. училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам. Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле».

Окончательным же подтверждением существования училищ в Древней Руси стал достоверный исторический источник — «Азбуковник».

«Азбуковник»

Любопытная и, порой, неожиданная информация из этого документа стала доступна благодаря труду известного в XIX веке журналиста и писателя Даниила Лукича Мордовцева, получившего от епископа Саратовского Афанасия Дроздова интересные рукописи. Это были тетради XVII века, содержащие информацию об организации училищ на Руси. Рукописи состояли из нескольких учебников, часть из которых имела авторство какого-то первопроходца, часть была переписана с похожих работ, названных так же «Азбуковники». Начало рукописи датировано летом «миробытиа 7191 (1683 г.)».

«Азбуковник» представлял собой отнюдь не привычные нам «Азбуку» или «Букварь». Рукопись скорее была сборником указаний для преподавателя, а также подробные наказы для учеников. На протяжении повествования всех «Азбуковников» фразы и в стихах, и в прозе совпадают почти дословно, следовательно можно говорить о том, что в этих строках отразились общие положения для всех училищ XVII века допетровской Руси.

Именно из этого документа мы узнаём важную деталь — образование на Руси в описанное время не имело связи с сословием. Обучаться могли все, за исключением, пожалуй, слишком бедных семей, которые не могли хоть чем-то оплатить учителю его труд, и родителей, не пожелавших отдавать ребёнка в школу.

Школа на Руси

Чему учили детей в древней руси. 31f308bd172177a3229d1094aaf22121. Чему учили детей в древней руси фото. Чему учили детей в древней руси-31f308bd172177a3229d1094aaf22121. картинка Чему учили детей в древней руси. картинка 31f308bd172177a3229d1094aaf22121.

Руководство для учащихся содержало настолько подробную информацию, что благодаря ей стало возможно представить традиционный день ученика. Как и в современной школе, начиналась учёба с самого утра. Ученики входили в здание училища, кланялись образам, учителю и товарищам. Урок начинался с повторения предыдущей темы. После ответа всех учеников школьники совершали общую молитву. Затем ученики брали у старосты книги и садились за общий стол. У каждого из «дружины» было своё место, определённое учителем.

Старосту назначал учитель. Это была особая «должность» помощника в школе, которому было даже разрешено замещать преподавателя. Выбирался староста из старших учеников, отличающихся прилежанием в учёбе и положительными душевными качествами. Старост, предположительно, было трое — главный и двое его помощников. Кроме сбора и выдачи книг в заботы старост входило множество обязанностей: спрашивать уроки у младших учеников, наблюдать за поведением школьников (с правом наказывать шалунов), позволять отлучаться «на двор» по нужде (к слову, количество таких «отпусков» было строго регламентировано — не больше четырёх раз в день) и испить воды, следить за освещением, отоплением и уборкой в школе.

Уборкой учебного помещения занимались сами ученики. Староста назначал «дежурного», в обязанности которого входило «пристроять школу»: подметать, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под подставкой для лучины:

«Сим бо познается ваша личная лепота аще у вас будет школьная чистота».

«Книг аще кто не бережет, таковый души своей не бережет»

К книгам в училищах относились особенно трепетно, ведь именно они представляли главную ценность. Школьникам возбранялось слишком сильно раскрывать книгу или листать её без надобности, тем более запрещалось делать в ней заметки. Книги не дозволялось оставлять на лавке. В конце урока требовалось вернуть все учебники старосте, который относил их храниться в особое место.

Своя атмосфера

Любопытным представляется особое правило для учеников, которое в современном мире можно было бы охарактеризовать, как: «Первое правило училища — никому не рассказывай об училище». Действительно, существовал запрет на рассказы о том, что творится в стенах школы:

В дом отходя, школьных бытностей
не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи.
Словес смехотворных и подражание
в школу не вноси,
Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.

«Розга ум вострит, возбуждает память»

Наказывали хулиганов розгами. Провинившийся должен был лечь на лавку, где и проводилось «задавание лозанов по филейным частям». Под описания наказаний для ленивых и дерзких учеников в «Азбуковнике» отводится целый отдел. Помимо розг были и другие наказания, например провинившихся учеников отправляли в чулан и оставляли после уроков.

Естественно, в основе учения лежало мастерство преподавания учителя, а не умение пороть учеников. Ведь если пойдёт толк о жестокости учителя, никто не захочет отдавать ему в учение своих детей, поэтому всё было в меру и по справедливости. Как говорилось в Уложении Стоглавого Собора, учить следует, руководствуясь «не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

Окончание дня

Чему учили детей в древней руси. edff4f8280e85ccfc3b2f662741536b5. Чему учили детей в древней руси фото. Чему учили детей в древней руси-edff4f8280e85ccfc3b2f662741536b5. картинка Чему учили детей в древней руси. картинка edff4f8280e85ccfc3b2f662741536b5.

Заканчивался учебный день вечерней службой. Во избежание праздного шатания школьники должны были посещать церковь не только в воскресные и праздничные дни, но и каждый день после учёбы. Вести себя там полагалось прилично, так как «все знают, что вы учитесь в школе».

Школьная программа

Кроме школьного распорядка дня и правил в оной «Азбуковник» рассказывает о существовании «семи свободных художеств», изучение которых наступало после получения первоначального образования. В них входили: грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика и геометрия («всякое землемерие», в том числе география и космогония) и астрономия («звёздознание»). Также школьники обучались основам стихосложения, практикуясь в сочинении двустиший, сентенций и приветствиях в стихах и в прозе.

Получить больше информации об учебе допетровского времени помешало печальное обстоятельство. Как пишет Даниила Лукич Мордовцев:

«На днях перевели Преосвященного Афанасия в Астраханскую Епархию, лишив меня возможности окончательно разобрать интересную рукопись, и потому, не имея под рукой „Азбуковников“, и принужден я окончить свою статью тем, на чем остановился. Саратов 1856 год».

Труд его остался неоконченным. Однако уже год спустя, после публикации монографии Мордовцева в журнал, его работу издал Московский университет. Значение проделанной им работы огромно. Монография не только восполнила многие «пробелы» в истории, но и открыла интереснейшие факты из школьной жизни семнадцатого века.

Источник

Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад

XVIII век стал для Рос­сии вре­ме­нем боль­ших изме­не­ний во всех сфе­рах жизни. Одно из нов­шеств – в обра­зо­ван­ной среде стало мод­ным писать мему­ары и авто­био­гра­фии. Сего­дня мы загля­нем в эти сочи­не­ния и посмот­рим, как и чему их учили в дет­стве (и что из этого вышло).

Чему учили детей в древней руси. pansion uchitel. Чему учили детей в древней руси фото. Чему учили детей в древней руси-pansion uchitel. картинка Чему учили детей в древней руси. картинка pansion uchitel.

«Сей наставник нравов развращенных и жесток»: кто учил

Обу­че­ние ино­стран­ным язы­кам и точ­ным нау­кам стало обя­за­тель­ным для дво­рян со вре­мен Петра I. Однако и в конце XVIII века в Рос­сии не было ни учи­те­лей-про­фес­си­о­на­лов, ни раз­ви­той сети школ. Мему­а­рист, сурово оце­ни­вав­ший свое обра­зо­ва­ние, отме­чал: «Я не ропщу ни на мать свою, ни на моих настав­ни­ков. Всему виною тогдаш­ние вре­мена».

Осо­бенно плохо обсто­яли дела с учи­те­лями в про­вин­ции. Вырос­ший в Казан­ской губер­нии Гав­риил Дер­жа­вин вспо­ми­нал, как учился немец­кому языку у каторж­ника Розе, у кото­рого зани­ма­лись дети из луч­ших семей Орен­бурга. Дру­гих учи­те­лей ино­стран­ных язы­ков про­сто не было.

«Сей настав­ник, кроме того, что нра­вов раз­вра­щен­ных, жесток, нака­зы­вал своих уче­ни­ков самыми мучи­тель­ными штра­фами, о коих рас­ска­зы­вать здесь было бы отвра­ти­тельно, был сам невежда, не знал даже грам­ма­ти­че­ских пра­вил, а для того и упраж­нял только детей твер­же­нием наизусть вока­бул и раз­го­во­ров», – вспо­ми­нал буду­щий литератор.

Буду­щий уче­ный, один из осно­ва­те­лей агро­но­мии в Рос­сии Андрей Боло­тов, изу­чал немец­кий язык и ариф­ме­тику под руко­вод­ством унтер-офи­цера из нем­цев, кото­рый слу­жил в том же полку, что и его отец. Унтер-офи­цер не бли­стал обра­зо­ва­нием и был жесток, так что хоро­шие зна­ния Боло­тов при­об­рел, только когда его отца на год отпра­вили в Кур­лян­дию. Маль­чик попал в руки мест­ного учи­теля-про­фес­си­о­нала, о кото­ром с бла­го­дар­но­стью вспо­ми­нал и мно­гие годы спустя.

«Нерадение и пьянство»: как учили

В неко­то­рых слу­чаях, в том числе когда в доме не хва­тало денег на несколь­ких учи­те­лей, роди­тели стре­ми­лись при­стро­ить сына в учеб­ное заве­де­ние. Однако новые школы испы­ты­вали те же труд­но­сти в поиске хоро­ших преподавателей.

Дмит­рий Фон­ви­зин, кото­рого отец отдал в уни­вер­си­тет­скую гим­на­зию, вспо­ми­нал: «Учи­лись мы бес­по­ря­дочно. Ибо, с одной сто­роны, при­чи­ною тому была ребя­че­ская леность, а с дру­гой – нера­де­ние и пьян­ство учи­те­лей».

На этом фоне выде­ля­ются вос­по­ми­на­ния писа­теля и исто­рика Сер­гея Глинки, учив­ше­гося в кадет­ском кор­пусе. Он вспо­ми­нает вере­ницу муд­рых педа­го­гов и чут­ких настав­ни­ков. Ему вто­рит сена­тор Сер­гей Туч­ков: «…извест­ные уче­но­стью своею люди не только в Рос­сии, но и во всей Европе нахо­ди­лись тогда там в каче­стве учи­те­лей».

Писал стихи, но стал артиллеристом: чему учили

Роди­тели пла­ни­ро­вали карьеру детей, не учи­ты­вая их склон­но­сти и жела­ния. Воен­ная служба счи­та­лась самым почет­ным заня­тием для дво­ря­нина. Если маль­чик более скло­нялся к дру­гим заня­тиям, напри­мер, к лите­ра­туре или к театру, на это не обра­щали ника­кого внимания.

Резуль­таты такого под­хода были непред­ска­зу­емы. Отец Ивана Дол­го­ру­кова меч­тал, что сын ста­нет дипло­ма­том. Но маль­чик так и не смог тол­ком выучиться тому, к чему не лежала душа, – немец­кому языку, мате­ма­тике, рисо­ва­нию, музыке.

Иначе сло­жи­лась жизнь Сер­гея Туч­кова. Когда маль­чику было 12 лет, у него про­яви­лась склон­ность к сти­хо­твор­ству, затем он стал сам осва­и­вать латынь и учиться играть на флейте. Отец был про­тив твор­че­ских заня­тий сына. Совре­мен­ные языки, исто­рия, гео­гра­фия, ариф­ме­тика, гео­мет­рия, фор­ти­фи­ка­ция, артил­ле­рия, рисо­ва­ние и танцы – вот чему заста­вили выучиться Тучкова.

Сер­гей под­чи­нился отцу, и в итоге стал бле­стя­щим офи­це­ром-артил­ле­ри­стом, гене­рал-лей­те­нан­том, сена­то­ром. В его вос­по­ми­на­ниях нет ни слова о том, что он хочет стать воен­ным. Лишь в крат­кие пере­рывы в карьере Туч­ков мог браться за перо.

«Большое незнание, особливо светского обхождения»: уроки для девочек

Намного труд­нее в XVIII веке про­ис­хо­дили изме­не­ния во взгля­дах о том, как должна себя вести в обще­стве жен­щина. Тра­ди­ци­он­ные тре­бо­ва­ния к девуш­кам – быть бла­го­нрав­ной, скром­ной, не при­вле­кать к себе вни­ма­ния, уго­ждать всем и каж­дому – не исчезли.

Но теперь сле­до­вало как-то соче­тать эти черты со свет­ской любез­но­стью, уме­нием тан­це­вать, музи­ци­ро­вать, вести беседу и вообще раз­вле­кать окру­жа­ю­щих. Самым кон­сер­ва­тив­ным роди­те­лям при­хо­ди­лось обу­чать доче­рей тан­цам, музыке и свет­скому поведению.

Фрей­лина импе­ра­тор­ского двора Вар­вара Голо­вина (а в деви­че­стве – княжна Голи­цына) вспо­ми­нала, что про­вела дет­ство в деревне, и там мать не могла дать ей «бле­стя­щего обра­зо­ва­ния» и «изящ­ных манер». Юной княжне было восемь, когда мать начала остав­лять ее наедине с сосе­дями, «чтобы я при­учи­лась их зани­мать». Знат­ность и состо­я­ние поз­во­лили Голи­цы­ной «добрать» необ­хо­ди­мые свет­ские манеры и в долж­ное время соста­вить бле­стя­щую партию.

Иное дело, если девушка была не столь знат­ного рода и вос­пи­ты­ва­лась в более ста­ро­мод­ном или про­вин­ци­аль­ном окру­же­нии. Оста­вив­шая уди­ви­тель­ные мему­ары Анна Лаб­зина росла в деревне под Ека­те­рин­бур­гом. Она вспо­ми­нала, что кон­сер­ва­тив­ная мать вос­пи­ты­вала ее в тра­ди­циях стро­го­сти, бла­го­че­стия, сми­ре­ния и мило­сер­дия. Сами по себе это каче­ства заме­ча­тель­ные, однако их ока­за­лось недо­ста­точно, когда девушка вышла замуж и пере­ехала в столицу.

Выяс­ни­лось, что она не готова к свет­ской жизни. Моло­дая посе­ли­лась в доме семьи Херас­ко­вых, а дальше мы дадим слово ей самой: хозя­ева уви­дели ее «боль­шое незна­ние, особ­ливо что при­над­ле­жит к свет­скому обхож­де­нию, начали меня уда­лять, когда у них бывало много гостей. В гости никуды не брали, ни в театры, ни на гуля­нья». Обу­че­ние при­ня­тым в обще­стве мане­рам далось девушке нелегко.

Как обучали детей российские императоры

«Цар­ских путей к гео­мет­рии нет!» – заявил гени­аль­ный мате­ма­тик Евклид в ответ на просьбу гре­че­ского царе­вича Пто­ле­мея научить его гео­мет­рии, при­чем – побыст­рее и попроще. Этого же пра­вила при­дер­жи­ва­лась дина­стия Рома­но­вых при вос­пи­та­нии наследников.

До гло­баль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний Рос­сий­ской импе­рии, нача­тых Пет­ром Вели­ким, всех знат­ных детей (и не только цар­ского рода) опе­кали вопреки вся­че­скому здра­вому смыслу. В допет­ров­ской Руси мла­ден­цев до года даже не выно­сили на улицу – счи­та­лось, что све­жий воз­дух может навре­дить малышу. Ино­странцы изум­ля­лись: «Стены и полы (в дет­ской) для сбе­ре­же­ния тепла обиты сук­ном, колы­бель тоже под­бита сук­ном или мехом, и в ней на пухо­вых перин­ках и подуш­ках, под мехо­вым оде­я­лом нахо­дится плотно спе­ле­ну­тый мла­де­нец». Кроме того, при малей­шем капризе чаду тут же давали соску из наже­ван­ного нянь­кой пря­ника, завер­ну­того в тря­пицу. Этот пря­ник зача­стую сдаб­ри­вали слад­кой вод­кой или мако­вым настоем – «для успо­ко­е­ния дитяти». И только в пять лет маль­чи­ков отлу­чали от мамок и нянек, пере­да­вая их на вос­пи­та­ние «дядь­кам».

Чему учили детей в древней руси. 1 1. Чему учили детей в древней руси фото. Чему учили детей в древней руси-1 1. картинка Чему учили детей в древней руси. картинка 1 1.Петру I повезло: его отец, царь Алек­сей Михай­ло­вич, про­зван­ный в народе «Тишай­ший», ока­зался про­грес­сив­ным отцом, и про­вел кру­тую реформу внутри соб­ствен­ной семьи. Сво­ему сыну он отме­нил «слад­кие пря­нички», зато при­ду­мал ходунки – лег­кие кресла на коле­си­ках. И буду­щий Петр Вели­кий начал бойко пере­дви­гаться уже в пол­года. Но из-за ран­ней кон­чины отца и внут­ри­го­су­дар­ствен­ных склок систе­ма­ти­че­ского обра­зо­ва­ния он так и не полу­чил. Всю свою жизнь Петр Алек­се­е­вич писал с гру­быми грам­ма­ти­че­скими ошиб­ками – в отли­чие от стар­шей сестры, царевны Софьи Алек­се­евны. Та, наобо­рот, была одной из самых обра­зо­ван­ных жен­щин сво­его вре­мени, однако про­иг­рала млад­шему брату гонку за власть.

Зато царь-рефор­ма­тор, как губка, впи­ты­вал каж­дое новое зна­ние, кото­рое счи­тал полез­ным госу­дар­ству. По сути, Петр был талант­ли­вым само­уч­кой и гени­аль­ным топ-мене­дже­ром, потому что умел раз­гля­деть и оце­нить любой талант, и напра­вить его на пользу Оте­че­ства. Слу­чай бес­пре­це­дент­ный для того вре­мени – в моло­до­сти Петр I ездил тай­ком за гра­ницу в каче­стве самого обыч­ного под­ма­сте­рья, в Европе выучился стро­ить корабли, осва­и­вал артил­ле­рий­ское дело; изу­чал станки; точ­ные науки; зуб­рил ино­стран­ные языки и мно­гое-мно­гое дру­гое – рус­ский царь «нового фор­мата» мог даже вырвать боль­ной зуб. Он, помимо про­чего, игра­ючи соби­рал вокруг себя таких же ода­рен­ных людей, но все его дети – и от пер­вого, и от вто­рого брака, – также не полу­чили клас­си­че­ского образования.

Павел I и Елизавета Петровна

Исто­рики схо­дятся в одном – пер­вым наслед­ни­ком рос­сий­ского пре­стола, полу­чив­шим вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние с уче­том новых реа­лий, стал импе­ра­тор Павел I. Но это было бы невоз­мож­ным без двой­ствен­ного тан­дема. Такого, как у импе­ра­трицы Ели­за­веты, млад­шей дочери Петра I, и Павла I. Малень­кому Павлу Ели­за­вета при­хо­ди­лась тет­кой по отцу – но сей­час речь не идет о слож­ных род­ствен­ных вза­и­мо­от­но­ше­ниях семей­ства Рома­но­вых. Важно дру­гое: Ели­за­вета, хотя и не была – в пол­ном смысле этого слова – обра­зо­ван­ной жен­щи­ной, пре­красно осо­зна­вала, насколько важно дать Импе­рии монарха с евро­пей­ским обра­зо­ва­нием и неза­ви­си­мым обра­зом мыш­ле­ния. Она при­ста­вила к цеса­ре­вичу талант­ли­вых настав­ни­ков – Семена Андре­евича Поро­шина, извест­ного в те годы писа­теля, Федора Дмит­ри­е­вича Бех­те­ева, вид­ного дипло­мата, Никиту Ива­но­вича Панина, тоже дипло­мата и госу­дар­ствен­ного деятеля.

В первую оче­редь учи­теля должны были вну­шить Павлу оче­вид­ный факт: он не про­стой маль­чик, а наслед­ник вели­кого пре­стола, не име­ю­щий права на пустые капризы и своеволие.

Буду­щему импе­ра­тору при­ви­вали любовь к рус­скому народу и уме­нию снис­хо­ди­тельно отно­ситься к чело­ве­че­ским сла­бо­стям, но самому строго сле­до­вать по пути доб­ро­де­тели. Все эти тезисы, подробно изло­жен­ные в днев­ни­ках писа­теля Поро­шина, и послу­жили толч­ком для даль­ней­шего раз­ви­тия рус­ской педа­го­ги­че­ской мысли.

Александр I и Екатерина II

Ека­те­рина Вели­кая (урож­ден­ная София Авгу­ста Фре­де­рика Ангальт-Цербст­ская), немка по про­ис­хож­де­нию, сде­лала все для того, чтобы заслу­жить право назы­ваться вели­кой рос­сий­ской импе­ра­три­цей. Она не только под­дер­жи­вала оте­че­ствен­ную науку и про­из­вод­ство, не только выиг­рала огром­ное коли­че­ство воен­ных и дипло­ма­ти­че­ских сра­же­ний на меж­ду­на­род­ной арене, не только про­сла­вила себя, как ода­рен­ный мыс­ли­тель, но и сде­лала все для того, чтобы вос­пи­тать из сво­его внука – Алек­сандра – буду­щего побе­ди­теля Наполеона.

Для Алек­сандра I и его брата Кон­стан­тина бабушка раз­ра­бо­тала целую педа­го­ги­че­скую систему, кото­рая стала про­дол­же­нием идей Ели­за­веты Пет­ровны. Прежде всего, Ека­те­рина ценила в вос­пи­та­нии разум­ность и систе­ма­ти­за­цию: «Кто не имеет ни доб­ро­де­тели, ни учти­во­сти, ни пове­де­ния доб­рого, ни зна­ния людей и вещей, тот не будет нико­гда чело­век, достой­ный почте­ния», – писала Ека­те­рина. И отме­чала: «Стра­хом научить нельзя, ибо в душу, стра­хом заня­тую, не более вло­жить можно уче­ния, как на дро­жа­щей бумаге напи­сать». Глав­ное же досто­ин­ство в наслед­ни­ках пре­стола она видела «в общем бла­го­во­ле­нии к роду человеческому».

При этом Ека­те­рина Вели­кая была строга и неукос­ни­тельно тре­бо­вала соблю­де­ний своих пра­вил от учи­те­лей наслед­ни­ков – даже от свет­лей­шего князя Нико­лая Ива­но­вича Сал­ты­кова, вид­ного госу­дар­ствен­ного дея­теля того вре­мени. Напри­мер, дет­ские капризы и ложь при­рав­ни­ва­лись Ека­те­ри­ной к болезни, кото­рая тре­бует немед­лен­ного лече­ния. Дети вста­вали в 6 часов утра и уже в 7 при­ни­ма­лись за уроки. В 9 шли здо­ро­ваться с бабуш­кой. В 10 утра начи­на­лись классы (заня­тия с пре­по­да­ва­те­лем). И так – до самого вечера: к при­меру, с 17:00 до 19:00 маль­чики зани­ма­лись фрон­то­вым уче­нием, фех­то­ва­нием, гим­на­сти­кой, тан­цами и пр. В пере­писке Ека­те­рины II с извест­ным немец­ким писа­те­лем Гри­мом четко обо­зна­чено: «Я наме­рена вос­пи­ты­вать Алек­сандра как можно проще. Я буду очень забо­титься, чтобы из него не сде­лали хоро­шень­кой куклы». И бабушке это уда­лось – ее люби­мый внук Алек­сандр в итоге пере­иг­рал Напо­леона, перед кото­рым скло­ни­лась вся Европа.

Александр II и поэт Жуковский

Этот импе­ра­тор вошел в миро­вую исто­рию как ини­ци­а­тор реформ, достой­ных Петра Вели­кого. Его назы­вали Осво­бо­ди­те­лем – в связи с отме­ной им кре­пост­ного права (мани­фест от 19 фев­раля 1861 года), и побе­дой в рус­ско-турец­кой войне (1877–1878 гг). А погиб Алек­сандр Нико­ла­е­вич нелепо и тра­ги­че­ски: в резуль­тате тер­акта, ответ­ствен­ность за кото­рую взяла на себя рево­лю­ци­он­ная орга­ни­за­ция «Народ­ная воля».

С девяти лет Алек­сандр обу­чался под руко­вод­ством поэта В. А. Жуков­ского. Тот соста­вил глу­боко про­ду­ман­ный «план уче­ния», согласно кото­рому нужно было сде­лать буду­щего импе­ра­тора чело­ве­ком гуман­ным, про­све­щен­ным и все­сто­ронне обра­зо­ван­ным. Домаш­ние заня­тия допол­ня­лись «зева­тель­ными» поезд­ками. Из них осо­бенно отме­чено путе­ше­ствие царе­вича по Рос­сии и Запад­ной Сибири в 1837 году, где буду­щий импе­ра­тор уви­дел мно­гое из того, что было неиз­вестно золо­той моло­дежи того вре­мени. Кроме того, уже в 23 года авто­ри­тар­ный отец зна­ко­мит Алек­сандра с раз­ными отрас­лями госу­дар­ствен­ного управ­ле­ния и даже пору­чает ему общее руко­вод­ство делами – на время своих отъ­ез­дов из сто­лицы. И Алек­сандр уже в юные годы про­яв­ляет себя как талант­ли­вый управленец.

«Самое пер­вое место для нас, где мы учимся правде, чест­но­сти, любви – это наш дом», – ска­зала Алек­сандра Федо­ровна, послед­няя рус­ская импе­ра­трица. Еще одна немка по про­ис­хож­де­нию, она стала послед­ней рус­ской цари­цей, вос­пи­тав­шей для рос­сий­ского пре­стола пяте­рых наслед­ни­ков, не каж­дому из кото­рых суж­дено было дожить до совер­шен­но­ле­тия. Кто знает, какую роль могли бы сыг­рать ее дети в судь­бах Оте­че­ства, но исто­рия не знает сосла­га­тель­ного наклонения.

Сей­час прин­цами и прин­цес­сами мы назы­ваем состо­я­тель­ных изба­ло­ван­ных детей, кото­рые не в состо­я­нии поза­бо­титься о себе. А в семье Рома­но­вых все было иначе:
– «цар­ский путь» был вымо­щен холо­дом и физи­че­ской работой;
– детей вос­пи­ты­вали в страхе божьем, они знали основы Библии:
– детей при­учали к физи­че­скому труду. У каж­дого наслед­ника был свой садик, где выра­щи­ва­лись овощи или цветы;
– стар­шие Рома­новы уста­но­вили для детей стро­гий регла­мент: ни одной минуты без дела;
– одежда детей была очень про­стой: млад­шие дона­ши­вали одежду за стар­шими, как в самых мало­обес­пе­чен­ных семьях.

Кроме того, мно­го­дет­ная семья Рома­но­вых (дочери Ольга, Татьяна, Мария и Ана­ста­сия, а также дол­го­ждан­ный сын – цеса­ре­вич Алек­сей Нико­ла­е­вич) пита­лась самой про­стой едой. Каши, щи, чер­ный хлеб, кото­рые едят про­стые сол­даты, посто­янно при­сут­ство­вали на импе­ра­тор­ском столе во время Пер­вой миро­вой войны. Детей не обе­ре­гали от тяже­лых впе­чат­ле­ний: так, Алек­сей вме­сте с отцом посе­щал дей­ству­ю­щую армию и лично награж­дал отли­чив­шихся бой­цов. А стар­шие девочки семей­ства Рома­но­вых слу­жили сест­рами мило­сер­дия в гос­пи­тале. Дома они спали на склад­ных армей­ских кро­ва­тях, кото­рые легко можно было дви­гать, чтобы зимой ока­заться поближе к теплу или даже в ком­нате брата, рядом с рож­де­ствен­ской елкой, а летом – поближе к откры­тым окнам. Помимо ариф­ме­тики все дети изу­чали основы Закона Божия, рус­ский, англий­ский, фран­цуз­ский и немец­кий языки, а также учи­лись тан­цам, игре на рояле, хоро­шим мане­рам, есте­ствен­ным наукам.

Источник

Чему учили детей в древней руси

Каждый год школьники садятся за парты, чтобы вновь «грызть гранит науки». Так продолжается уже больше тысячи лет. Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы.

Уроки «кормильца»

Королева точных наук. Зачем нужна астрономия в школе Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси. В X веке обучение детей велось в основном дома у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков – считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами. Со временем процесс обучения развивался. К XI столетию детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Появились «школы книжного учения» – своеобразные древнерусские гимназии, выпускники которых поступали на государственную службу: писцами и переводчиками.

Тогда же зародились первые женские школы – правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей. Чаще всего дети феодалов и богачей учились дома. Их педагогом был боярин – «кормилец» – который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько иностранных языков, а также азы государственного управления.

Детей учили грамоте и счету.

О древнерусских школах сохранилось немного информации. Известно, что обучение проводилось только в крупных городах, а с нашествием на Русь монголо-татар вообще остановилось на несколько столетий и возродилось лишь в XVI веке. Теперь школы назывались «училищами», а учителем мог стать только представитель церкви. Перед поступлением на работу преподаватель должен был обязательно сам сдать экзамен на знания, а знакомых потенциального педагога расспрашивали о его поведении: жестоких и агрессивных людей на работу не принимали.

Никаких оценок

День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком. Понятие перемены тоже отсутствовало – за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед. В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу – в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал – его ждало наказание розгами.

В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера. Обучение на Руси проходило неспешно. Это сейчас все первоклассники умеют читать, а раньше в первый год школьники разучивали полные названия букв – «аз», «буки», «веди». Второклассники могли складывать замысловатые буквы в слоги, и только на третий год дети умели читать. Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым. Освоив буквы и слова, ребята читали отрывки из Библии. К XVII веку появились новые предметы – риторика, грамматика, землемерие – симбиоз геометрии и географии – а также основы астрономии и стихотворное искусство. Первый по расписанию урок обязательно начинался с общей молитвы. Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.

Доступно для всех

После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование приобрело светский характер: богословие теперь преподавали исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах открыли так называемые цифирные школы – там учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда, подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.

Раньше в школах не было деления на предметы.

Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии. Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет – на выбор. Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и открывают для себя целый мир новых знаний – интересных и необъятных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *