Чему учат учителя информатики
Молодой учитель без IT-комплексов
Педагог Мария Плоткина — о современных технологиях в школе, о пользе информатики и неформальном общении с учениками.
Это может быть интересно :
Гостьей нашего очередного стрима NTN.Live стала Мария Плоткина — преподавательница информатики из Петербурга, автор видеоблога для педагогов, победительница конкурса «iУчитель». Она рассказала, что нужно для хорошего урока информатики и где учителю искать вдохновения. Полная версия разговора доступна на наших страницах в YouTube, «ВКонтакте» и Facebook.
Интерес — главный критерий хорошего урока
Я стараюсь прикладывать все усилия, чтобы дети были от уроков в восторге.
Важный элемент здесь — когда учитель самостоятельно создаёт контент для урока. Например, записывает видео, и ученики потом радуются, когда слышат знакомый голос. Я также предпочитаю давать много коротких заданий, очень разного плана, где дети немного программируют, например в среде Scratch. У нас очень часто бывают различные опросы, через Kahoot, хотя платформа в данном случае не так важна. Я стараюсь маленькими заданиями их направлять, при этом задействуя много всего.
У нас есть электронная среда, в которой мы работаем, в которой я выкладываю конспекты, задания. Дети знают, что в начале урока, если вдруг что-то случится, если я опоздаю, то их там ждёт конспект, задание, инструкция о том, что сегодня будет. То есть начинается всё с того, что они заходят в среду. Мы пользуемся почтой Gmail и ещё Classcraft, о котором я в видеоблоге много рассказываю.
А дальше всё может быть по-разному. Есть командные проекты, есть личная работа — по видео- или текстовым инструкциям. Либо мы делаем что-то все вместе, я показываю что-то у себя на доске. От темы зависит.
Это может быть интересно :
Например, у меня ученики делали сайты, и это была командная работа. Они делили роли, выбирали, кто за что будет отвечать. Потом презентовали сайт. Они выбирали себе предмет из школьной программы, который им интересен и по которому они хотят сделать небольшое пособие в помощь учителю. И им нужно было договориться с учителем, что он затем будет пользоваться с этим сайтом. Заняло это четыре урока.
Получилось интересно, хотя только один сайт получился востребованным — не все учителя оказались готовы такими ресурсами пользоваться.
Есть ли толк от информатики?
Конечно же, этот предмет учит работать с огромным количеством информации, в которую дети всё время погружены. Нужно их как-то направлять, давать им понимание того, как фильтровать информацию; давать им различные полезные ресурсы, которыми они смогут пользоваться. Нужно показать им, что на самом деле на том же YouTube есть много онлайн-уроков, где они могут освоить языки программирования или то, что не связано с информатикой, например, научиться рисованию. Очень много полезного контента, который им понравится и которым нужно с детьми делиться.
Читайте также :
Детям нужно дать понимание, зачем это нужно. Обычно они предметом не интересуются, если вообще не понимают, что им это даст. Стандартный пример — в математике есть вещи, про которые дети не понимают, зачем их изучать. Учитель должен постоянно в течение всего года напоминать, как предмет можно применить. Это не всегда получается, но это важно.
Учитель может сам адаптировать под себя учебную программу, составить её так, чтобы она была адекватной. Если просто взять стандартную программу, то она, на мой взгляд, достаточно узкая. Там очень много уделяется работе текстовых редакторов, то есть вещи, которые уже устарели, так как учебная программа не обновляется регулярно. Программе всё равно нужно следовать, но можно дополнять её так, чтобы она была актуальной.
Школа у меня без уклона в информатику, поэтому там достаточно сложно преподавать программирование. Девятый класс у меня сейчас — и у них почти не было до этого нормальной информатики и программирования, так что мы с ними проходили азы. Я им показала Scratch. Для девятого класса желательно что-то более серьёзное, но всё равно, нужно хоть как-то вовлекать.
Что почитать учителю
Ещё по этой теме :
Из современного могу порекомендовать книгу «Шаг в смешанное обучение» Людмилы Рождественской, Бориса Ярмахова и Натальи Андреевой. Хорошая книга, которую можно дать почитать коллегам и администрации, если они не знают про смешанное обучение.
Если у вас ребёнок: об информатике
После нашей статьи об уроках информатики мы увидели много вопросов в соцсетях на эту тему. Чтобы ответить на вопросы, мы призвали школьного учителя.
Зачем нужна информатика в школе
Главная задача учителя информатики — дать знания о мире компьютеров и алгоритмов. Там проходят устройство компьютера, как устроены сети и как работают программы. Ещё изучают алгоритмическое мышление — то есть как последовательно решать проблемы, как работают системы, как найти эффективный способ организовать работу. Сюда входят основы логики, алгоритмики и программирования.
Программирование нужно не столько чтобы ребёнок мог профессионально писать код, сколько для отработки логического мышления. Программирование в школе — это скорее простые алгоритмические задачи и головоломки, чем создание коммерческих приложений. Справедливости ради, не всякий разработчик в профессиональной жизни решает такие же интересные задачи, какие школьники решают на уроках.
Объём знаний по информатике в школе — большой или маленький?
Если посмотреть на все знания по предмету, которые получает ребёнок, то большой. Другое дело — зачем эти знания нужны и как их применять, но это полностью зависит от учителя.
Знания сами по себе бесполезны, если не уметь ими пользоваться. Поэтому, если в школе не учат сразу пускать их в ход, они так и остаются бесполезным грузом. И тут всё действительно зависит от учителя и школы, а не от государственного стандарта.
Хороший урок информатики чаще всего проходит так: половину времени дети изучают теорию, а затем садятся за компьютеры и пробуют реализовать это на практике.
Мой ребёнок — гуманитарий, ему не нужны все эти технологические штуки
Информатика — такой же предмет, как биология или математика. Даже гуманитарии должны уметь набирать текст на компьютере и настраивать почтовый ящик. А поиск и обработка информации вообще нужны всем. Поэтому на базовом уровне информатика полезна всем.
Разработка приложений, создание игр и другие сложные вещи действительно нужны не всем, но их на обычной информатике почти не проходят.
Детям это неинтересно, они в этом разбираются лучше взрослых
В каких-то вещах — да: современные дети лучше понимают видеостриминг, социальные сети и создание контента с помощью смартфонов. Современный школьник и без помощи информатики может сделать себе поддельную страницу во «Вконтакте», обойти родительскую защиту компьютера и сбросить пароль от роутера, если родители заблокировали дома интернет. Но информатика намного глубже, чем всё это.
Посади такого ребёнка перед табличкой в экселе и попроси прикинуть семейный бюджет для поездки на море — и лучшее, что он сможет сделать, это забить в поисковике «Как вести бюджет в экселе». На второй-третьей статье станет понятно, что всё это как-то сложно.
Информатика знакомит детей с возможностями компьютера и пониманием всего, что можно на нём делать. Важно, чтобы ребёнок сам мог дойти до понимания того, как именно можно использовать компьютер в каждой ситуации, когда он нужен.
Программирование не нужно, не все хотят быть программистами
Это можно сказать про каждый предмет: не все хотят быть историками или биологами, но это не значит, что эти предметы не нужно изучать в школе.
Программирование учит думать, тренирует абстрактное мышление и заставляет искать творческие подходы к непонятным задачам. Без него можно обойтись, но люди с сильными навыками информатики чувствуют себя увереннее и в институте, и на работе, и в предпринимательстве.
Эссе «Современный учитель информатики»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОУ Школа с. Аксарка
Конкурс профессионального мастерства
«Учитель года – 2021»
Автор: Стародубцева Андрей Александрович,
МОУ Школа с.Аксарка
Владение компьютером – один из основных навыков сегодня. И хотя принято говорить, что дети «рождаются с гаджетом в руках», эффективно использовать его нужно ещё научиться. В том числе — в школе. Но кто тот человек, который сможет показать детям мир технологий, в котором они уже, кажется, органично существуют? Какой он – современный учитель информатики?
Создавая портрет современного учителя, в первую очередь нужно отметить те основные черты, которые присущи современному образованию в целом. Сегодня школа больше не представляет собой сокровищницу знаний, в которой учитель выступает в роли гида-проводника, аккуратно демонстрируя ученикам каждый из экспонатов и рассказывая его подробную историю. Современную школу можно сравнить с большой лабораторией, в которой старшие и младшие коллеги, учителя и ученики вместе изучают окружающий их мир, занимаются творческим и научным поиском, открывая новые знания сообща. Таким образом, современное образование отличается от опыта предыдущих столетий тем, что учитель и ученик работают по одну сторону парты и их основной целью является приобретение практико-ориентированных знаний, которые можно будет применить в реальной жизни.
Сегодня урок информатики не сводится только к изучению того, как работать на компьютере, отличать конъюнкцию от дизъюнкции и переводить числа из одной системы счисления в другую. Информатика в современной школе — это учебная дисциплина, охватывающая многие компетенции в области технологии, робототехники и обработки информации. Поэтому современный учитель информатики должен постоянно расширять свои профессиональные горизонты, отдавая дань вызовам времени.
Я прихожу к выводу, что современный учитель информатики должен быть профессионалом, эрудированным специалистом, постоянно повышающим свою квалификацию и уровень знаний. Он должен уметь адаптироваться к быстрым изменениям: ведь IT-отрасль не стоит на месте и постоянно развивается. Кроме того, учитель информатики должен стремиться к тому, чтобы быть не только отличным педагогом, но и помощником, советчиком для своих учеников. Истинный учитель — творец, вдохновитель, режиссер и организатор, который готов создавать те сценарии уроков, которые найдут отражение в жизненном сценарии школьников.
А каков мой путь становления как учителя информатики?
В школе меня всегда привлекали точные науки: я вообще люблю точность и конкретность во всём, из всех предметов лучше всего мне давалась математика. По окончании школы я поступил в Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева на физико-математический факультет, и уже там я полюбил информатику и программирование. Окончив ВУЗ и получив большой багаж знаний от замечательных преподавателей, преподавателей с большой буквы – мастеров своего дела – я отправился работать в школу.
Придя в школу, я понял, что еще многому предстоит научиться. Как лучше объяснить трудную тему, задачу, пример? Ведь каждый человек индивидуален, поэтому одну и ту же тему ученики воспринимать по-разному. Тоже самое происходит и с классами. В одном изучение темы пойдет быстро, а в другом надо менять подход к подаче материала.
Информатика – динамично развивающаяся область знаний, здесь все меняется очень быстро, постоянно появляется новая информация. Такого нет, к примеру, в математике или в русском языке. Учителю информатики важно разбираться в технологиях, которые актуальны на сегодняшний день; каждый год нужно вносить коррективы в изучаемый материал, быть в курсе всех новинок техники и программного обеспечения, ведь часто дети задают вопросы о новой программе или просят рассказать о новой модели телефона. Иногда я не могу ответить на их вопросы, но это только подталкивает меня к самообразованию. Учиться и уметь применить свои знания – вот заповеди человека, желающего стать профессионалом своего дела.
Я – учитель, и во мне живет великое желание учить детей и учиться самому, творить и побуждать к творчеству. Учебный процесс выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся испытывали доверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. При таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий и потоке информации. А, как говорил известный английский банкир Натан Ротшильд, кто владеет информацией, тот владеет миром.
Информатика — самый современный предмет. Он помогает открывать мир и преобразовывать его. Сегодняшние дети воспитаны на компьютерах и смартфонах, на Интернете и его сервисах. Поэтому на уроках я учу детей не только основам алгоритмизации и программирования, свободному владению информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, но и умению осваивать новое, критически мыслить, отбирать нужное. Сегодня, когда от человека требуется умение принять нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Именно поэтому самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики думают, спорят, сомневаются, принимают самостоятельно решения, а значит, творчески работают.
На сегодняшний день я являюсь учителем информатики во 2-4-х классах и я задумался, а так ли важна информатика в начальной школе.
В последнее время я много думаю о том, что школа – это своеобразный микросоциум, в котором дети получают далеко не только знания. Именно в школе зарождается умение общаться и взаимодействовать, строить различные, подчас очень непростые, отношения, уметь «выпутываться» из различных жизненных ситуаций. Вряд ли ребенок может научиться этому взаимодействию самостоятельно. Оказавшись в коллективе (социально напряженном пространстве), школьник часто сталкивается со сложностями общения, и в этой ситуации ему на помощь должен приходить педагог, которому он доверяет и с которым может обсудить любую свою проблему.
Без сомнения, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.
Работая над собой, я всегда помню о том, что непререкаемым авторитетом для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт. Авторитет в моём понимании – это не требование беспрекословного послушания, авторитарное управление ребёнком, а постоянное духовное общение с детьми, взаимное проникновение в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга. Поэтому я, как современный учитель, не только учу детей, но и сам учусь у своих учеников.
Хочется, безусловно, добавить, что сам факт участия любого учителя-предметника в профессиональных конкурсах также способствует улучшению результатов учеников, только в данном случае более справедливо говорить о результатах личностных. Я, как учитель, преодолевающий все трудности подготовки к конкурсу «Учитель года», могу с уверенностью сказать: каждый учитель может своим примером, словом и делом наставить учеников на верный путь.
Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей – ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения.
Я стараюсь быть в курсе событий, как политических, так и культурных, разбираться в новых тенденциях моды, музыкальных течениях, стилях, новинках киноиндустрии и индустрии игр. Современный учитель, на мой взгляд, должен не только хорошо знать свой предмет, а быть человеком разносторонним, увлеченным, творческим.
Можно ли назвать меня современным учителем информатики? Я думаю, что да. И если вы спросит меня: «Не пожалел ли, выбрав профессию учителя информатики?», я отвечу: «Нет. Ведь я счастлив, счастлив, что у меня любимая профессия».
Что не так с уроками информатики в школе: полный обзор
© Коллаж Chips Journal
Чего не хватает ученикам, учителям и родителям
«Атлас новых профессий» утверждает, что к 2030 году в мире появится 186 новых профессий. Большая часть из них связана с IT-сферой, но информатику в школе изучают всего час в неделю. ЕГЭ по ней стали проводить на компьютерах только недавно.
Разбираемся вместе с онлайн-школой программирования Кодабра, что происходит на уроках информатики, что думают об этом учителя и ученики и как сделать этот предмет полезным в реальности.
Что происходит на уроках информатики в школе
В школе информатика начинается с 7-го класса, занимаются по уроку в неделю. В некоторых школах её больше — уроки начинаются 5 или 6 класса, тратят больше 2 часов в неделю. Как правило, это происходит в школах с углубленным изучением физики и математики или в школах, где родители смогли убедить директора в необходимости информатики.
Чаще всего в школах занимаются по программе Босовой, хотя учитель может выбирать и другие программы. Программу Босовой выбирают из-за того, что она просто написана, укомплектована не только учебником, но и презентациями и заданиями для проверки.
Но есть минус — она создавалась для деревенских школ, и детям из школ с углубленным изучением математики и физики она кажется скучной.
Содержание уроков зависит и от программы, и от учителя. Как говорят сами учителя, они часто преподают то, что им нравится, а не то, что нужно по программе. Также содержание урока зависит от уровня школы.
В физико-математическом лицее большую часть курса будет занимать программирование — дети изучают классические алгоритмы, языки программирования, машинное обучение и веб-разработку. Ученики многое делают сами, а учитель больше выполняет роль консультанта. В обычных школах больше времени уделяют обработке информации, знакомятся с коммуникационными технологиями.
Учителя стараются включать в уроки побольше практических заданий. Так уроки становятся интересными и полезными для детей.
Сергей Анохин, учитель информатики:
Я стараюсь объяснить теорию за 10–15 минут, а потом перехожу к практике, решаем задачи. Конечно, есть теоретические занятия, где они считают биты и байты и работают только в тетрадях. Но я почти всегда готовлю практические работы по всем темам. Разобрали пять-десять минут и дальше работаем.
Математика и информатика сами по себе смысла не имеют, какой смысл сидеть и на кнопки нажимать, уравнения решать. Смысл рождается, когда ты в каком-то деле начинаешь их использовать. И практические работы у меня бывают с материалом из истории, географии и математики. Что-то делаете не просто так, а можете это применить.
Дети лучше реагируют именно на практические задачи. Причем не так важно, чтобы их проводили на компьютере, важнее, чтобы у них был смысл.
Даша, Санкт-Петербург, 7 класс:
За три месяца мы еще ни разу не включили компьютер. С одной стороны, это странно. С другой стороны, мы изучаем базу, например, биты и байты. И мне интересно, потому что компьютер я включать и так умею, а базы не знала.
На уроке мы прорабатываем тему с помощью практических заданий. Нам рассказывают, мы конспектируем, а потом на интерактивную доску выводят практические задания. Например, спрашивают в какой строчке поисковых запросов будет больше.
Давид, Москва, 6 класс:
До дистанционки мы больше изучали приложения. В 5 классе печатали текст, потом изучали пейнт. Сейчас все больше решаем логические задачи. Я хожу на информатику без особого желания, потому что слишком легко.
Но задания и содержание меняются на дистанционке. Многое изменилось после перехода на дистанционное обучение — это говорят и учителя, и ученики. Они отмечают, что по информатике у учеников накопились академические задолженности. Это связано с тем, что ребята не понимают сложную тему, но стесняются спросить при всех. Раньше они могли подозвать преподавателя, он подсаживался, намекал на правильное решение и ребенок занимался дальше.
Чего не хватает урокам информатики
У учеников мало мотивации.
Учителя отмечают, что не все дети настроены учиться, когда приходят в среднюю школу. И на дистанционном обучении это становится заметнее — если на живых уроках дети делают хоть что-нибудь, то дома начинаются проблемы.
Дмитрий Михалин, учитель информатики:
Информатика не является жизненно необходимым предметом. Без нее дети могут спокойно жить и получать профессию. Но сложно назвать образованным человека, который не понимает, как работать с информацией, как ее представить, защитить и отличить достоверную от недостоверной.
Родители не совсем согласны с учителями. Они считают, что информатика нужна, а в плохой мотивации детей виноваты неинтересные пособия и уроки.
Элеонора, мама семиклассника:
Уже мое настоящее происходит в онлайне, а значит их будущее точно будет там. В Москве можно найти работу курьером, но с ноутбуком можно за два-три часа сделать больше, реализоваться лучше и без стрессов и пробок.
Мой сын, например, хотел бы заниматься, если бы не примитивный формат. Я видела современную методичку по информатике. В ней рассказывали, как сделать игру «Змейка». Такую же методичку я читала в своем детстве двадцать лет назад.
Не хватает базовых знаний.
По мнению учителей дети приходят с очень разными знаниями и уровнем грамотности.
В одном классе дети делают самостоятельную работу за урок, в другом — за три. Возможно, это связано с тем, что сейчас, когда техники вокруг много, дети не особо пытаются разобраться, как она работает. Дети понимают, как использовать смартфон и на этом останавливаются.
Мало времени на изучение предмета.
Чаще всего дети занимаются час в неделю. За этот час можно дать только базовые знания. Некоторым детям их будет мало, а некоторым — много. В результате интерес теряется и у первых, и у вторых.
Дмитрий Михалин, учитель информатики:
Часто те, кто хочет и может серьезно заниматься программированием, в старших классах переходят в школы с углубленным изучением математики и информатики. Но некоторые остаются в своих школах, а программировать ходят на кружки и курсы. Было бы здорово, если бы в каждой школе были подходящие кружки для всех желающих.
Не хватает компетентных учителей.
Учителя информатики в один голос говорят, что найти новых коллег сложно.
Найти учителя, который даст базовые занятия легко, но найти специалиста, который умеет пользоваться разными приложениями и программировать на трех языках — нет. Возможно, это связано с тем, что подкованные технари не идут в школу, они находят высокооплачиваемую работу в IT-секторе или других компаниях.
Но может быть и другая проблема — технарю без педагогических навыков сложно в школе.
Сергей Анохин, учитель информатики:
Нужно уметь общаться с детьми. Если преподаватель очень умный, но будет только читать лекции, не будет вкладываться в общение с детьми, дети будут переходить в другие группы к другим преподавателям.
Дети знают, но не понимают предмет.
Из-за того, что уроков мало, а нужно охватить большую область знаний, учителя преподают по верхам. И с одной стороны, этого может быть достаточно, чтобы заинтересовать детей, но недостаточно, чтобы дети поняли всю суть.
Николай Ведерников, преподаватель Кодабры:
Что происходит, когда мы тыкаем на ярлык, как запускается приложение, как работает оперативная память, как процессор проводит вычисления. Общее представление нужно иметь обо всем. Если ты хочешь углубляться, ты пишешь код — но если ты при этом не понимаешь, почему один вариант решения лучше другого, не понимаешь, что происходит в компьютере, то ты плохой специалист.
Каким должен быть учитель информатики
Детям предстоит применять цифровые навыки на практике, значит, учитель должен и сам это уметь и должен показать разные способы решения одних и тех же задач. И чем больше он работал с программами из разных сфер жизни, тем лучше.
Андрей Кост, преподаватель Кодабры:
Учитель информатики — это цифровой трудовик. У него не абстрактные знания, он умеет делать руками многое. Важнее даже не техническое образование, а опыт и умение быть на «ты» со многими программами.
Практические занятия помогают ребенку понять, где пригодятся полученные знания. И эти занятия должны соответствовать интересам ребенка: хочешь, делаешь игру, не хочешь — разрабатываешь сайт.
Николай Ведерников, преподаватель Кодабры:
Мы проходим условные операторы и ребенок должен понимать, где это пригодится. Не с точки зрения информатики. Ребенок приходит игры создавать и ему объясняют, что если персонаж упал, у него минус жизнь — вот он условный оператор.
Меня в школе осенило — мы прошли циклы и этого хватит, чтобы сделать любую программу. А учителя не обращали на это внимание.
Чем меньше времени на изучение предмета, тем лаконичнее и ярче должен быть преподаватель. Тем важнее, чтобы он мог зацепить ученика и правильно подать материал.
Николай Ведерников:
Я лучше всего помню преподавателя схемотехники. Он никогда не рассказывал голую теорию, а добавлял рассказы, байки, анекдоты. И все эти рассказы помогали перейти от одного учебного момента к другому, он приводил примеры или проводил параллели.
Также на школьных уроках учителю важнее вовлечь детей, чем быть супертехнарем. Важно показать, что информатика помогает жить и работать, а подход можно найти к любому: кому-то захочется сделать сайт, кому-то — создать игру, а кому-то — написать сценарий для умного дома.
Андрей Кост:
И уроков информатики немного, 35 занятий в год. Каждый урок можно сделать безумно интересным — показывать фильмы про технику и компьютеры, рассказывать про ученых и интересных людей. Младшим классам давать историческую справку, со старшими разбирать кейсы и задачи решать.
Что в итоге
В будущем любая профессия потребует от ребенка цифровых знаний и навыков. И похоже, что школьных уроков по информатике будет недостаточно. При этом школы уже сейчас готовы к тому, что соответствовать запросам учеников и родителей — для этого есть оборудование и методические пособия. Не хватает учителей и времени на изучение предмета. Как отмечают сами учителя, дети, которым интересно изучать IT-технологии, уходят «на сторону». Но нужно ли школе, чтобы дети получали все знания именно в ее стенах, это другой вопрос.