Чему мы учимся в обществе
12 важнейших уроков, которые нам преподает жизнь
Все мы принимаем разные решения и выбираем свой собственный путь, но совершаем мы одни и те же ошибки. На определённых этапах жизнь преподаёт нам уроки, которые мы должны прочувствовать на себе и понять. Некоторым людям для того, чтобы вынести из них ценный опыт и начать внедрять его, требуется непростительно много времени. К счастью, ты можешь учиться не только на своих, но и на чужих ошибках, избежав при этом большинства неудач и разочарований. Мы собрали несколько важнейших уроков, которые нам всем преподаёт жизнь.
1. Все ошибки чему-то учат
Ты привык воспринимать ошибки как личную неудачу, пустую трату времени и сил, результат недостаточной подготовки. Но, если задуматься, у неудач ведь есть и позитивная сторона – они всегда чему-то нас учат. Учат не спешить, не пренебрегать помощью окружающих, здраво оценивать свои знания и возможности, подготавливать запасной план и так далее. Именно неудачи делают тебя умнее, сильнее, увереннее в себе и в том, что тебе нужно добиться поставленной цели.
2. Нужно знать меру во всём
И в работе, и в отдыхе, и в еде, и даже во сне – во всём нужно знать и соблюдать какую-то меру, золотую середину. Когда ты слишком много отдыхаешь – ты никак не развиваешься, не растёшь, когда слишком много работаешь – у тебя не остаётся времени на отдых, ты быстро устаёшь и теряешь интерес ко всему. Старайся поддерживать гармонию во всём: поработал – отдохни, бодрствовал – выдели себе время на сон, поел – побудь физически активным. Не стоит впадать в крайности, это не доведёт ни до чего хорошего.
3. Каждый человек нуждается в отдыхе
Каким бы убеждённым трудоголиком ты ни был, ты не можешь спорить с общеизвестной истиной: каждый человек нуждается в своевременном качественном отдыхе. Тебе просто необходимо давать своему организму и своей психике немного времени на то, чтобы перезагрузиться, расслабиться, заняться чем-нибудь интересным, восстановить внутренние ресурсы. В противном случае тебе придётся тратить куда больше времени, денег и энергии на то, чтобы избавиться от апатии, тревожности, депрессии и эмоционального выгорания.
4. У каждого есть свой предел
У каждого человека есть свой предел терпения, возможностей, надежд и так далее. И лучше не доходить до этого самого предела, иначе тебя может накрыть такой шквал эмоций, что и окружающие, и ты сам будете отходить от увиденного и услышанного ещё очень долго. Старайся уходить от разговоров, событий и людей, которые выводят тебя из себя и испытывают на прочность твою нервную систему. Это того не стоит.
5. Всё проходит
Как бы плохо тебе ни было сейчас, как сильно бы ты ни переживал из-за какой-то проблемы, как бы ты ни боялся и страдал, всё когда-нибудь пройдёт. И, как обычно говорят, через пару месяцев или лет ты будешь вспоминать об этих событиях если не с улыбкой, то хотя бы с ощущением, что тебе удалось отпустить ситуацию и жить дальше.
6. Доброта важнее всего
Неважно, где ты живёшь, сколько зарабатываешь, где работаешь, как выглядишь. Самое важное качество, которое определяет тебя, как человека, – это доброта. Если в тебе нет доброты – то на самом деле ты одинок, беден и несчастен.
Доброта – самая лучшая черта характера, которая может быть у человека. Она характеризует его как сострадательного, доброжелательного, вежливого. Именно добрые люди делают окружающий мир и жизни других людей лучше.
7. Правильное решение не бывает лёгким
Если ты делаешь выбор в пользу того, что кажется тебе более лёгким, то знай, ты принимаешь неверное решение. Просто – не значит правильно, запомни это. Если между дополнительным обучением и просмотром фильма ты выбираешь второе – лежишь на диване, расслабляешься, наслаждаешься хорошим времяпрепровождением, то знай, ты только что упустил свой шанс на шаг приблизиться к своей мечте, стать сильнее и умнее.
Правильное решение всегда будет приносить тебе неудобства: заставлять тебя взглянуть в лицо своим страхам, требовать от себя дисциплины и концентрации внимания, умения расставлять приоритеты. Лёгкое же решение приносит мгновенное удовлетворение и больше ничего.
8. Время – самый ценный ресурс
Энергию и силы можно восстановить, можно восполнить пробелы в знаниях, заручиться поддержкой других людей, заработать ещё денег, но упущенное время вернуть невозможно. Никто не знает, сколько ещё он пробудет на этом свете, поэтому пора прекращать жить так, будто все мы бессмертны. Хочешь сделать что-то – не откладывай на завтра, рискни и открой свой бизнес, позвони родителям и скажи, что ты их любишь, купи те самые часы, на которые ты смотришь каждый день по дороге на работу. Завтра может не быть, так что старайся использовать сегодняшний день по максимуму.
9. Все люди в мире хотят одного и того же
На каком бы языке мы ни говорили, сколько бы нам ни было лет, какие внешние или внутренние отличия ни разделяли бы нас – все мы хотим одного и того же: любви, понимания, мира во всем мире, здоровья, возможности удовлетворить свои потребности и потребности людей, которые нам дороги. Всё остальное: успех, слава, богатство – это второстепенное, неважное. Далеко не всё можно купить за деньги, некоторые вещи так ценны как раз потому, что за них нужно расплачиваться совсем другой валютой.
10. Благодарность делает жизнь лучше
Можно всю жизнь быть недовольным, просчитывая, что ещё тебе нужно для счастья. А можно быть благодарным за то, что у тебя уже есть, и чувствовать себя прекрасно. Если задуматься, ты здоров, у тебя есть родные и друзья, крыша над головой, еда в холодильнике, чистая питьевая вода, возможность принять душ и отдохнуть. Многим людям повезло куда меньше, помни об этом, когда в следующий раз будешь жаловаться на свою жизнь.
11. Слова так же ценны, как и действия
Мы постоянно обесцениваем слова, говоря о том, что они не стоят ничего, и требуя от окружающих поступков. Но разве слова, которыми можно утешить человека, испытывающего горе, слова, которыми можно заставить кого-то другого верить в себя, слова, которыми можно выразить свои эмоции, действительно не важны? Иногда поступки излишни, и хватает лишь одного или пары слов для того, чтобы спасти человека, помочь ему, подарить надежду, посочувствовать и так далее.
12. Счастье – это выбор
Счастье – это выбор человека. Кто-то предпочитает сидеть без дела, перекладывая ответственность за своё душевное состояние на окружающих, а кто-то берёт себя в руки и добивается того, о чём мечтает, меняет свою жизнь, образ мышления, окружение. Так что для того, чтобы стать счастливым, ты сначала должен смириться с тем, что счастье – это тяжкий труд.
Почему в современном мире необходимо постоянно учиться и переучиваться
Учиться – значит оставаться в ритме жизни
Наверняка многие из нас сталкивались ранее на работе с неизвестными задачами, которые тяжело решить «с наскока» — для того, чтобы разобраться с такой задачей, всегда требуется изучить нечто новое. Ведь развитие нашего мира происходит буквально ежедневно, причем это и технологическое, и информационное развитие.
Соответственно постоянное саморазвитие при помощи обучения – это обязательное условие жизни в нашем мире для тех, кто намерен преуспеть на работе или в своем деле. При этом люди постоянно жалуются на то, что им не хватает времени на дополнительную учебу. Но ведь в этом как раз и может скрываться причина нехватки времени! Вы безнадежно отстали от прогресса, и вам все сложнее работать с новыми приложениями на ПК или мобильном гаджете, все сложнее решать новые задачи, которые легко давались бы вам, если бы вы вовремя прошли обучение. Так что для того, чтобы преодолеть проблему нехватки времени, вам нужно изменить ваше отношение к учебе.
Обучение имеет приоритетное значение для тех, кто занимается собственным делом. Если вы хотите быть лучшим, даже если вы хотите просто быть на плаву, хотя бы на шаг опережая конкурентов – вам нужно учиться, постоянно иметь информацию о новых идеях, которые существуют в вашем направлении бизнеса. И всегда помните, что специалист теряет свою ценность всего через 1-2 года простоя.
Обучение – один из лучших вариантов вложения времени
Еще Бенджамин Франклин говорил, что «Инвестиции в знания приносят самую лучшую прибыль». Это касается как «реальных» инвестиций – например, вложения денег в платные курсы в Москве, позволяющие за короткое время освоить новую профессию, так и инвестиций в переносном смысле, когда вы вкладываете в знания свое время. Это не бесцельно потраченные минуты и часы вашей жизни: вы можете быть уверены, что полученные знания затем позволят экономить вам уйму вашего времени.
Многие оправдываются, мол, у них не хватает времени на обучение из-за того, что они заняты постоянным зарабатыванием денег. На самом деле, это не причина. Знания превращаются в новую валюту, ведь чем больше полезного вы знаете, тем больше у вас есть возможностей для зарабатывания денег.
Делайте чуть-чуть больше
Отличный совет, который поможет вам найти дополнительное время на обучение – всегда старайтесь делать немного больше, чем в предыдущий раз. Успешные люди не боятся вызовов и проблем, они готовы к новым задачам и готовы прикладывать больше усилий. Но вот для того, чтобы успешно решать эти новые задачи, вам требуется хотя бы в общих чертах понимать, что вас ждет впереди, каким будет результат ваших усилий. А для этого необходимо учиться.
Обучение полезно для здоровья
Как показывают многочисленные исследования, проводившиеся во многих странах мира, постоянная активная умственная деятельность человека способствует его здоровью и долголетию. Люди, ведущие активную мозговую деятельность, гораздо меньше страдают от болезней Альцгеймера и Паркинсона или от потери памяти. Посмотрите на театральных актеров: они очень часто заучивают наизусть тексты для своих выступлений, при этом способны работать на сцене до преклонного возраста, сохраняя ясный ум и твердую память.
Соответственно, обучаясь чему-либо каждый день, мы также закаляем наше здоровье. В будущем вы убедитесь, что обучение было для вашего организма очень полезным.
Новые знания могут сделать человека гораздо счастливее
Это еще одна важная причина для того, чтобы не прекращать обучение. Потому что любое дело, которым занимается человек, должно приносить ощутимые результаты. А от того, какими будут эти результаты, становится ясно, пригодились или же не пригодились полученные знания.
И если результаты обучения превосходят ваши ожидания – разве это не счастье? Ведь обучаясь, мы получаем новые знания, которые позволяют нам более уверенно существовать в окружающем нас мире. А эффективное ежедневное обучение позволит вам сделать чуть-чуть счастливее практически каждый ваш новый день!
Серьезное увеличение самооценки
Также стоит отметить, что эффективное самообучение действительно позволяет увеличить в разы самооценку любого человека. Вся цепочка, стартующая именно с обучения, продолжающаяся использованием полученных знаний на практике и получением результата — все это обеспечивает не только прекрасное настроение, но также позволяет увеличить наш престиж как в своих глазах, так и в глазах окружающих нас людей. Причем это не только друзья и коллеги, но и самые близкие люди, поддержку которых мы ощущаем в новых начинаниях.
Знания – путь в увлекательный мир открытий
Понятно, что абсолютно все знать не в состоянии ни один человек. Именно знания рассказывают нам больше о том удивительном мире, который окружает нас ежедневно, именно знания позволяют нам оценить этот мир во всем его великолепии. Очень точная пословица «Ученье – свет, а неученье – тьма» мотивирует людей не погружаться во тьму невежества, но оставаться все время на свету знаний.
Как мы видим, сегодня самое правильное решение – инвестировать в знания. И если вы выбираете тратить ваши деньги на обучение, постоянное получение новой информации – поздравляем вас, вы приняли правильное решение и уж точно никогда не останетесь «за боротом» в нашей стремительной жизни.
Почему умение непрерывно учиться — ключевой навык человека будущего
Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.
75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.
Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас
Сама концепция непрерывного образования появилась в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но воплощается она только сейчас, в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога:
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее.
Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.
Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами.
Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний.
Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней
Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.
На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а британский геронтолог и инженер Обри ди Грей утверждает, что уже родился и первый человек, которому предстоит прожить целую тысячу лет. Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?
Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.
Что почитать по этой теме:
Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.
Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.
Как научиться учиться всю жизнь?
Взрослые люди учатся не так, как дети. Они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.
Видео-интервью с автором курса о том, как научиться учиться:
Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.
Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на непрерывное образование? Смогут ли они ответить на потребность работодателей в новых кадрах? Кто будет учить профессиям, которых еще не существует? Похоже, выживут в новых условиях только адаптивные образовательные модели. Растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые выходят с новыми решениями.
Что почитать по этой теме:
Образовательные институты оказались не вполне готовы к социальным и экономическим сдвигам, к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на индивидуализированное развитие, гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным.
Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.
В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека и под глобальные изменения на рынках труда одновременно.
Как может выглядеть образование будущего?
Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис уверен: подход к обучению детей должен радикально измениться с учетом огромного потенциала технологий искусственного интеллекта, робототехники и виртуальной реальности.
При этом развитие некоторых личных качеств поможет ребенку достичь успеха во взрослой жизни.
Наиболее важные из них:
Увлеченность. Очень много людей сейчас не имеют цели в жизни. При этом самый ценный ресурс человечества — усидчивый и страстный ум, поэтому поощрение увлеченности у детей чрезвычайно важно.
Любопытство. Это то, чем дети обладают с рождения, но что с течением времени теряет большинство взрослых. В мире Google, роботов и ИИ нужны будут те, кто постоянно задается вопросом «а что, если?» и проводит эксперименты.
Воображение. Предприниматели и визионеры представляют мир и будущее, в котором хотят жить, и затем создают его. Очень важно показать ребенку, насколько раскрепощающим может быть воображение.
Критическое мышление. В мире противоречивых идей, необоснованных заявлений, негативных новостей и дезинформации обучение навыкам критического мышления помогает отделять правду от лжи и находить рациональное зерно в бессмысленной информационной шумихе.
Твердость характера и упорство. Это один из наиболее важных факторов, определяющих успех и способствующих ему.
Чему еще нужно учить человека?
Искать и развивать новые увлечения;
Развивать любопытство, задавать вопросы, проводить эксперименты;
Не терять настойчивость при неудачах и сложностях;
Понимать новые инструменты и технологии, то, как их можно использовать;
Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);
Не забывать об этике и морали;
Творчески мыслить и импровизировать;
Понимать принципы предпринимательства и продаж;
Познавать новые языки.
Там, где не успевают традиционные институты, может помочь онлайн-образование: всевозможные обучающие интернет-ролики и курсы, а также целые онлайн-школы и университеты предлагают множество разнообразных материалов с возможностью учиться в своем темпе из любой точки мира. Дистанционные программы предлагают и некоторые классические институты. Но обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.
Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?
По опыту МШУ «Сколково», самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.
Результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умения анализировать, работать с информацией, критически мыслить, решать проблемы, реализовывать творческие и инновационные идеи.
Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый, более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет.
Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.
Если вы не тратите на обучение
5 часов в неделю, то зря теряете время
Почему в современном мире необходимо постоянно учиться
Предприниматель и автор Time, Fortune и Harvard Business Review Майкл Саймонс учит людей учиться. Перевели его статью о том, почему знания — это новые деньги.
О важности чтения книг
Чарли Мунгер, self-made миллиардер
Почему Барак Обама, будучи президентом, читал по часу в день?
Почему лучший инвестор в истории, Уоррен Баффет, тратил 80% своего времени на чтение и размышления?
Почему один из самых богатых людей мира, Билл Гейтс, читает по одной книге в неделю? И почему он каждый год брал двухнедельный отпуск на чтение книг?
Почему самые умные и занятые люди в мире находят один час в день для обучения, а не оправдываются занятостью, как другие?
Ответ прост: обучение — наилучшее вложение нашего времени. Как сказал Бенджамин Франклин: «Инвестиции в знания приносят лучшую прибыль».
Это основа для успеха в современной экономике знаний. К счастью, получить знания нетрудно. Просто настройтесь на постоянное обучение.
Знания — это новые деньги
Пол Тудор Джонс, self-made миллиардер
Когда мы говорим, что у нас нет времени на обучение, чаще всего это значит, что все свое время мы тратим на лихорадочное зарабатывание денег. Но сейчас соотношение ценности денег и знаний меняется.
Наступает время, которое известный футурист Питер Диамандис называет «мгновенной демонетизацией». Технологии превращают ранее дорогие продукты и услуги в дешевые или бесплатные.
В книге Диамандиса «Изобилие» приводится таблица, из которой видно, как с 1969 по 1989 демонетизировались продукты и услуги на общую сумму 900 тысяч долларов.
Демонетизация будет ускоряться. Сервисы аренды беспилотного транспорта сделают ненужной одну из самых затратных покупок — автомобиль. Виртуальная реальность сделает доступными дорогие развлечения — концерты или гольф. Пока рано приравнивать виртуальную реальность к физической, но VR развивается очень быстро.
Сейчас стоимость услуг в сфере образования и здравоохранения растет, но инновации в этих областях также постепенно приведут к демонетизации.
В отличие от традиционных вузов с раздутым административным штатом, строительством кампусов и другими издержками, новые образовательные проекты снижают стоимость обучения.
Многие полностью уходят в онлайн и фокусируются на обучении прикладным навыкам, которые позволяют быстро окупить инвестиции в образование. Или сотрудничают с компаниями, которые спонсируют учащихся и нанимают выпускников.
Новые технологии — CRISPR, XPrize Tricorder, развитие диагностики болезней с помощью искусственного интеллекта и удешевление анализа ДНК — произведут революцию в системе здравоохранения, значительно сократят стоимость медицинских услуг и сместят фокус с лечения заболеваний в сторону профилактики.
Пока товары и услуги стремительно обесцениваются, ценность знаний растет.
Джордж Гилдер, экономист, писатель, инвестор
Один из лучших примеров растущей ценности знаний — отрасль беспилотных автомобилей.
Себастьян Трун, основатель Google X и руководитель команды по беспилотному транспорту Google, приводит в пример компанию Uber, которая за 700 миллионов долларов купила компанию Otto с 70 сотрудниками (стартап существовал к тому времени всего полгода). General Motors, в свою очередь, потратила 1 миллиард долларов на приобретение Cruise.
Он посчитал, что сегодня один сотрудник в этой отрасли стоит 10 миллионов долларов. 10 миллионов долларов за одного квалифицированного работника!
Такая ситуация касается всех специалистов, обладающими навыками для профессий будущего — аналитиков, разработчиков, физиотерапевтов. Выиграют те, кто будет быстро учиться.
Самые востребованные навыки к 2020 году
— cпособность к комплексному решению проблем
— умение взаимодействовать с людьми
— способность делать выводы и принимать решения
— умение вести переговоры
Люди, прокачивающие определенные навыки, необходимы для профессий будущего. А те, кто занимается карьерой, но не уделяет время обучению, рискуют уступить свое место машинам. Это уже случилось с синими воротничками в 2000—2010 годах, когда роботы заняли 85 процентов рабочих мест на производствах.
С чем это связано?
От тех, кто трудится в самом низу экономической пирамиды, требуют все больше, предлагая за их усилия все меньше. Те же, кто наверху, получают все больше возможностей, и их заработок растет.
Дело не в нехватке рабочих мест, а в недостатке специалистов с необходимыми знаниями и навыками.
Этому парадоксу была посвящена статья в Atlantic: «Работодатели из разных отраслей на протяжении многих лет жаловались на нехватку квалифицированных кадров, и их жалобы подтверждаются данными о занятости в США. В июле 2015 года количество вакансий достигло рекордных 5,8 млн, в то же время более 17 миллионов американцев не работали, искали работу или были заняты частично».
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Мы наблюдаем, как знания постепенно становятся самостоятельной, важной и уникальной валютой. Другими словами, знания — это новые деньги. Как и деньги, зачастую они служат средством обмена и накоплений.
Однако, в отличие от денег, когда вы делитесь знаниями или продаете их, вы ничего не лишаетесь. Наоборот, чем больше знаний вы отдаете, тем больше получаете.
Когда делитесь знаниями, вы:
— лучше запоминаете новое
— глубже понимаете информацию
— связываете новые знания с уже имеющимися
Знания интересно приобретать. Они улучшают работу мозга, расширяют словарный запас и тренируют навык ведения переговоров. Они помогают мыслить масштабно и выходить за рамки привычного.
Знания помогают достигать целей и связывают нас с людьми, которые могут изменить нашу жизнь в лучшую сторону. А еще позволяют прожить множество жизней, ведь мы осваиваем чужой опыт и впитываем чужую мудрость.
В недавнем интервью New York Times Барак Обама рассказал, почему он, будучи президентом, выделял время для чтения.
В книгах он нашел способ замедлить бешеный круговорот событий и информации, взглянуть на все масштабно, с разных точек зрения: «Этот опыт для меня бесценен. Я не могу утверждать, что именно чтение сделало меня хорошим президентом. Но я уверен, что книги помогали мне сохранять баланс в течение восьми лет, поскольку президентская должность полностью поглощает тебя».
Важность чтения книг: 5 аргументов
Чтение развивает воображение и делает нас более открытыми новому.
Чтение полезно для памяти, повышает концентрацию, развивает письменную и устную речь, улучшает когнитивные процессы.
Читая, мы готовимся к действиям (в первую очередь, это касается нехудожественной литературы).
Через книги мы учимся на опыте других людей.
Читая, мы на время отвлекаемся от повседневных дел и можем вернуться к ним с новыми силами, увидеть проблемы под другим углом и найти оптимальное решение.
6 основных навыков для эффективного обучения
Как найти знания, которые окупят себя? Эти шесть пунктов помогут разобраться.
#1. Вовремя обнаруживайте ценные знания
Ценность знаний не статична. Она меняется в зависимости от того, какие навыки важны в данные момент и насколько они редкие.
Из-за появления новых технологий возникает дефицит кадров с необходимыми навыками. Работодатели готовы хорошо оплачивать труд квалифицированных специалистов, поэтому многие готовы быстро обучаться профессии.
#2. Учитесь быстро
Возможности быстро ускользают. Если вы находите перспективное направление, учиться надо быстро.
Прочитав тысячи книг, я обнаружил, что понимание и использование ментальных моделей — один из самых универсальных навыков, который должен освоить каждый.
Этот навык обеспечивает прочную основу для знаний, которые применяются во всех сферах жизни. Меняя отрасль, вы будете начинать не с нуля и учиться быстрее.
Ментальные модели — это основанные на нашем опыте стратегии, образ мыслей и идеи, которые определяют наши действия и мировоззрение. Другими словами, это наш способ восприятия мира. О ментальных моделях вы можете узнать больше из статей блога Mentalmodelsblog (англ.) или здесь (русск.)
#3. Доносите ценность своих навыков до других
Люди с одинаковыми навыками могут получать разные зарплаты. Это зависит от того, насколько хорошо они умеют общаться и убеждать других.
Способность убедить других в ценности собственных навыков — искусство. Многие тратят годы на совершенствование технических умений, но совершенно не заботятся о том, как правильно продавать их.
#4. Конвертируйте знания в деньги и результаты
Существует множество способов превратить знания в ценность.
К примеру, хорошо оплачиваемая работа, получение повышения, построение успешного бизнеса, создание собственного бренда.
#5. Научитесь инвестировать в обучение с максимальной отдачей
Образование стоит денег (книги, онлайн-курсы, сертифицированные программы).
Чтобы рассматривать обучение как инвестицию, необходимо оперировать такими финансовыми понятиями как рентабельность, управление рисками, минимально приемлемая норма прибыли, хеджирование и диверсификация.
#6. Учитесь учиться
Это увеличит ценность каждого часа, потраченного на образование, а еще ускорит дальнейшее обучение.
Сравните человека, который читает одну книгу в неделю, с тем, у кого это занимает 10 дней. Годовая разница — 30%, или 85 книг.
Чтобы хорошо жить в индустриальную эпоху, достаточно было усердно работать. Сейчас, в период экономики знаний, эквивалентной ценностью стало постоянное обучение.
Для поддержания физического здоровья нам рекомендуют суточные дозы витаминов, определенное количество шагов и физические упражнения. Но есть и рекомендованные дозы обучения, которые будут поддерживать наше финансовое благополучие.
Последствия интеллектуального бездействия столь же коварны, как последствия отсутствия тренировок, плохого питания или сна.
Не ленитесь. Не оправдывайтесь. Просто учитесь
До рождения дочери успешный предприниматель Бен Кларк в течение пяти лет ежедневно учился с 6:45 до 8:30 — это более 2000 часов в год. Потом он решил проводить это время с дочерью.
С появлением ребенка большинство людей отказываются от привычки учиться. Но Бен просто решил изменить график работы. Он сократил количество рабочих часов, чтобы освободить время для обучения.
Заметьте, Бен руководил 200 сотрудниками в компании The Shipyard и был очень загружен. Вот что он сказал по этому поводу: «Когда я стал меньше работать и больше времени тратить на учебу, возможно, я успевал сделать меньше за день, но за год я сделал для своей карьеры гораздо больше».
Это было непростым решением, однако нам всем следует к нему прийти. Даже если вы сотрудник низшего звена, игнорировать этот факт не получится.
Учитесь, пока едете в автобусе и во время обеденного перерыва. Даже 15 минут в день — это почти 100 часов в год. Мотивируйте себя учиться. Не оправдывайтесь отсутствием времени и сил.
Как сформировать привычку учиться? Три шага к успеху
Самые успешные люди в мире находят на обучение минимум час в день. Найдете и вы.
Для формирования привычки учиться требуется всего три шага:
— находите время для чтения и обучения, даже если вы заняты и перегружены
— целенаправленно используйте это время для учебы, не прокрастинируйте и не отвлекайтесь.
— увеличьте эффективность каждого часа обучения, используя проверенные приемы и прикладные техники, которые помогут вам запомнить и применить то, что вы узнаете
Делимся полезными приемами для чтения и запоминания прочитанного.
Четыре техники чтения
Сканирование. Сканируя текст, вы можете быстро понять, есть ли в этой книге (или главе) что-то интересное.
Пролистывая книгу, обращайте внимание на названия разделов и подзаголовки, выделенные фразы, наличие или отсутствие таблиц и упражнений.
Скимминг («снятие сливок»). При сканировании текста вы обнаружите наиболее полезные фрагменты. Их стоит прочитать внимательнее.
Это ключевые мысли текста, лайфхаки, примеры, практические рекомендации.
Интенсивное чтение. Цель интенсивного чтения — надолго запомнить информацию.
Это самый затратный по времени способ, но он помогает запомнить детали и разобраться во взаимосвязях.
Экстенсивное чтение. Такое чтение включает в себя паузы для обдумывания, выполнение практических заданий. Этот подход также помогает развить словарный запас, улучшить навыки письменной и устной речи, переключиться и так далее.
Экстенсивное чтение — это чтение для удовольствия.
Техники запоминания прочитанного
Мотивация. Поставьте перед собой цель. Для чего вы читаете именно эту книгу? Чем она будет полезна? Наличие мотивации — отправная точка для запоминания.
Понимание, перефразирование. Убедитесь, что вы действительно понимаете, что вы читаете. Перефразируйте особенно сложные или пространно описанные идеи своими словами, чтобы они остались в памяти.
Создание мыслительных образов, ассоциации. Нам сложно запоминать абстрактную текстовую информацию. Старайтесь визуализировать примеры и рекомендации.
Например, сейчас вы можете представить себе, как сидите в кресле с книгой в руках и придумываете ассоциации во время чтения.
Применение выученного. Самый эффективный способ. Если это возможно, сразу применяйте полученные знания, превратите их в навыки. Выполняйте упражнения в книге, если они есть, внедряйте новые техники в жизнь.
Ответы на вопросы. В некоторых книгах в конце каждой главы есть вопросы. Не игнорируйте их, потратьте время на обдумывание и развернутые ответы.
Заметки в книге. Если вы читаете бумажную книгу, придется преодолеть школьный страх испортить её и начать активно подчеркивать, выделять маркером, делать пометки на полях.
Если читаете электронный вариант, в большинстве приложений есть возможность сделать заметки.
Записи, mind-map. Самые важные и сложные идеи стоит выписывать и сохранять. Чем более систематизированными будут записи, тем лучше. Для этого вам понадобится глубоко проанализировать прочитанное.
Один из самых эффективных (и затратных по времени) способов — составление mind-map (карт памяти).
Обсуждение прочитанного. Делитесь знаниями. Пересказ информации помогает запомнить и систематизировать новое, а обсуждение с другими может дать дополнительные идеи.