Чему может научить учитель начальных классов
Семь условий успешности учителя начальных классов
Итак, почему я выбрала именно начальную школу?
У любого здания должен быть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни модный интерьер, ни новая крыша. Без фундамента здание обрушится. Именно таким фундаментом в жизни каждого человека является начальная школа, а точнее знания, умения, навыки и качества, полученные в начальной школе.
Поэтому человек, который выбирает профессию учителя начальных классов, должен точно отдавать себе отчет, какое бремя ответственности он собирается взвалить на свои плечи. Недаром в народе говорят: «В средней и старшей школе ищите для своего ребенка продвинутую школу, а в начальной школе ищите хорошего учителя».
Как сказал Демокрит:
«Быть учителем рискованное дело. В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и забот, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим».
Каким же должен быть учитель начальной школы?
Мне бы хотелось предложить вашему вниманию МОЙ ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК, с помощью которого я много лет стараюсь сотворить чудо превращения маленького человека в УЧЕНИКА с большой буквы. Мой цветок называется « СЕМЬ У» (Приложение 1).
Это значит, образ учителя начальной школы должен служить олицетворением активной успешной жизненной позиции. Например: «Наша Мария Ивановна самая лучшая, мы хотим ею гордиться. У неё всё получится, она всё может, она всегда во всём поможет».
С другой стороны, урок в начальной школе не должен быть сухим. Учитель начальных классов не машина для выдавания научной информации. На уроке должно быть интересно, а иногда даже и весело. А в классах с нервозной обстановкой и неуравновешенным учителем дети боятся реагировать смехом даже на шутку учителя.
Первый раз в первый класс. Советы начинающему учителю начальной школы
Светлана Лаврентьева
24 августа 2017 • 17:24
Не так давно молодая учительница начальной школы попросила членов сообщества Педсовета помочь ей рекомендациями: как себя вести с детьми, с родителями, как завоевать авторитет. Наши бывалые педагоги не подвели и дали разумные советы.
Совет 1
Прежде всего знайте, что с тех пор, как в Вашей трудовой книжке появилась запись о том, что Вы приняты на работу, Вы сами приобрели новый статус, и теперь должны выстраивать собственную систему работы согласно своим предпочтениям, и с учётом ФГОС, конечно.
Что Вы хотите от родителей? Что вы ожидаете от учеников? Какие требования предъявляете к ведению дневника, тетрадей? Что рекомендуете, а на чём настаиваете? Если вы во время педпрактики посещали уроки учителей, примените что-то, что Вам понравилось.
С детьми не заигрывайте, любите их так, чтобы они этого не замечали.
Совет 2
Помните, что войдя уверенно в класс, вы становитесь партнерами с учениками, с родителями. С детьми не надо сюсюкать, а надо разговаривать на равных, как со взрослыми. Всегда их нацеливать на развитие, приобретение знаний и на успех!
Совет 3
Совет 4
Совет 5
Во время беседы с родителями обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию.
Хочу напомнить слова известного педагога А.С.Макаренко: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь».
Совет 6
Совет 7
Учитель начальных классов: профессия, призвание или сама жизнь? (2 фото)
«Почему я учитель начальных классов?» Пожалуй, каждый педагог начальной ступени образования хотя бы раз в жизни задавался этим вопросом. Что заставляет человека выбрать такую непростую стезю?
Педагогическая профессия относится к категории вечных, поскольку была, остается и будет продолжать быть востребованной до тех пор, пока существует мир. И в нем рождаются дети. К этой профессии всегда относились с уважением. Вероятно, причина в том, что педагог начальной школы – это не просто образованный специалист. А тот, кто способен передать знания следующему поколению, подобрав ключик к душе и индивидуальным способностям каждого ребенка.
Академик Лихачев писал, что педагогика – это не просто труд, а искусство, сродни литературе и музыке. Но только еще более трудное и требующее колоссальной ответственности. Учитель начальных классов обращается к еще не полностью самостоятельной и окрепшей человеческой душе не посредством музыки, как композитор, и не с помощью красок, как живописец. Он делает это прямо, с помощью своей собственной личности, знаний, навыков, умений, отношения к миру.
Педагогическая деятельность – это колоссальная ответственность не только перед самим собой, но и перед детьми, их родителями, обществом, страной. Поскольку сидящие за партами сегодняшние несмышленыши, с восторгом взирающие на учителя, это будущее страны, ее прекрасные достойные люди.
Учитель начальных классов: осознанный выбор или веление души?
Ответить на вопрос о причине выбора такой профессии очень сложно. И участвовать таким образом в жизни детей тоже очень сложно. Ведь от того, как сложатся школьные годы ребенка, во многом зависит его будущая жизнь. И учитель даже через десятки лет будет незримо присутствовать в душе и в мыслях каждого своего выпускника. Дети – это удивительные создания: эмоциональные, подвижные, открытые, готовые воспринимать как позитивное, так и негативное. Чтобы быть первым учителем, важно уметь не только преподавать, но и любить детей, радоваться их успехам, сопереживать неудачам.
Профессия педагога начальной школы заставляет каждодневно по-новому смотреть на привычные вещи, рассматривая обычное явление под новым углом. Маленьких людей приходится не только учить читать, писать, считать, но и деликатно делиться с ними собственным житейским и бытовым опытом, умениями, стараться помочь им стать добрее и лучше. И главной причиной всего этого должна быть любовь – любовь к детям и к собственной профессии.
Первую учительницу не просто так называют второй мамой. Ведь за 4 года начальной школы педагог и ученики становятся очень близки на эмоциональном уровне. Зачастую даже после перехода в среднюю, старшую школу и по окончании учебного заведения дети возвращаются и ищут встречи с первым учителем, чтобы укрепить эту связь и ненадолго почувствовать себя маленьким, счастливым, защищенным малышом.
Педагогику можно назвать не работой, а образом жизни. Не секрет, что над созданием новых методик, разработкой пособий и способов организации досуга класса педагог ведет работу и во внеурочное время. Яркие интересные идеи могут появляться даже во сне. Сделать учебу интересной для детей – это не умение, а дар. Чтобы соответствовать этому гордому званию, педагогу приходится ежесекундно учиться вместе с детьми. Это необходимо, чтобы не просто не сойти с занятых позиций, а еще больше укрепить их.
А как вы считаете, какими качествами должен обладать учитель начальных классов?
Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе
Лидия Лемех
Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе
Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества
начального общего образования в современной школе.
Образование – важнейшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
1. Главные качества учителя как залог повышения качества начального общего образования.
Главная задача учителя учить светло, радостно, без принуждения и надрыва, учить только с помощью улыбки, ласки, милосердия и доброжелательности. Возможно ли это? Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Нельзя не сказать об очень важном факторе – личности самого учителя. Сухомлинский считал, что «учитель – это прежде всего человек, который любит детей, находит радость общения с ними».
Итак, повышение качества образования во многом зависит от качества работы самого учителя. Работа в школе требует от учителя следующих качеств.
• Призвание учителя – это, прежде всего любовь к детям, постоянное совершенствование своего мастерства. Не секрет, что и сейчас некоторые педагоги на протяжении десятилетий используют наработанные стандартные схемы, не обновляющиеся годами.
• Способность к педагогической работе – это умение ясно, кратко, интересно и увлеченно передать свои знания учащимся.
• Организаторские способности – это умение планировать свою педагогическую работу учитывая способности и возможности учащихся класса.
• Мастерство учителя – это, прежде всего безупречное знание своего предмета.
• Профессиональная компетентность – умение создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребенка.
Именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель.
Таким образом, обобщив выше сказанное, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются отрицательными для учителя.
Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи.
• Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
• Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
• Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.
• Общительный, хороший друг, открытый, искренний.
• Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.
• Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
• Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.
• Всесторонне развит, умный, умеет говорить.
• Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством).
А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:
• Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.
• Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу
• Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.
• Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает.
• Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.
• Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.
• Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.
• Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.
• Не творчески работает.
2. Роль учителя в современной школе, статус педагога.
Качество и эффективность любой системы образования в конечном счете зависит от работы учителей, поэтому важен уровень подготовки учителей и их роль в обществе. Есть выражение: «школа не может быть лучше учителей». Значит, изменения нужно начинать с педагогов, в первую очередь с повышения статуса учителя.
Педагог-исследователь:
• Ориентирует свою педагогическую деятельность на новые достижения науки.
• Непрерывно исследует свою систему работы, осуществляет научный анализ ее разных составных.
• Стремится постоянно повышать результативность своей работы.
• Владеет умениями практического использования методики педагогического исследования.
• Тяготеет к общению с учеными и педагогами-новаторами для ознакомления с актуальными проблемами отечественной и зарубежной педагогики, передовым опытом работы, инновационными технологиями, знает о профессиональных достижениях своих коллег.
Тенденция нового образования должна заключаться в том, чтобы
ребенок становился сознательным хозяином своего оснащения; образование должно открыть ему глаза на жизнь, распахнуть перед ним двери в мир объективных явлений и отношений. Первоначально необходимо выяснить природу его естественных импульсов:
— тяготеют ли они к физическому выражению, ручному труду, куда можно включить широкий спектр возможностей квалификации по специальностям;
— есть ли у него скрытые способности к тому или иному виду искусства, реакция на цвет и форму, отклик на музыку и ритм;
— позволяет ли его интеллектуальный уровень пройти чисто ментальный тренинг в области анализа, дедукции, математики или логики.
Учитель должен выявить творческие способности учащихся интуитивно или через диагностическую работу, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, ориентировать в отношении будущей профессии.
Для этого можно применять практические работы, творческие проекты, олимпиады, эксперименты, творческие поиски зажигают в глазах учеников огоньки заинтересованности, которые не угасают на протяжении продолжительного времени. Желание узнать о чем-то новом с каждым днем возрастает. Работа в группах, парах не дает возможности растеряться более слабым ученикам, каждый начинает верить в свои собственные силы.
.Креативность дает смысл, делает жизнь богаче, интенсивнее и счастливее.
Креативный учитель:
• Стимулирует и поддерживает творческую атмосферу в группе, что позволяет говорить, думать, работать без стрессов, беспокойства и страха наказаний.
• Обеспечивает возникновение стимулирующих, требующих творческого отношения ситуаций.
• Проявляет через творчество, педагогическую импровизацию, нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение;
• Проводит рефлексию своих способностей, осознанием себя в педагогической деятельности и оценкой ее эффективности.
• Проявляет терпимость и одобрение по отношению к необычным мыслям, оригинальным идеям, творческим достижениям.
• Учит школьников принимать и ценить собственное мнение, (как и чье-то еще) творческое мышление и достигнутые результаты.
Педагоги, с энтузиазмом относящиеся к развитию собственной креативности, постоянно творчески растут. Они чаще достигают успешных результатов. Учителя, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи учеников, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивают в себе умение слушать, сопереживать. Именно таким должен быть современный учитель.
Список источников.
1. Бухвалов В. А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества» Центр «Педагогический поиск» Москва 2004.
2. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М. : Просвещение, 1986.
3. Ершов П. М., Ершова А. П. Общение на уроке. – М. : Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
4. Иванов Д. А. – М., журнал «Директор школы», №6, 2007.
5. Кухарев Н. В. Мастерство учителя. – М. : Просвещение, 1995.
6. Безденежных О. С. Роль учителя в современной школе.
Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования» В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную.
Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС Доклад на международную дистанционную педагогическую конференцию «Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы.
Методическое сопровождение педагогической компетентности педагогов как фактор повышения качества экологического образования В настоящее время активно осуществляется процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем. В условиях введения ФГОС.
Обеспечение преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования «Обеспечение преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.
Основные образовательные технологии с детьми с ОВЗ как одно из условий повышения качества образования (слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать на 2 заседании районного методического объединения «Обучение детей с.
Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий. Большие возможности для этого предоставляет метод.
Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества образовательного процесса Тема: «Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества образовательного процесса» Подготовила: Абдурагимова.
Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей Тема «Личностные и профессиональные качества педагога,как залог успешной адаптации детей» Сегодня каждый из нас стремится к.
Главное о работе учителя начальных классов: информация для тех, кто хочет им стать
Можно ли стать педагогом, если вы уже получили другую специальность и не хотите снова тратить несколько лет на учебу? Достаточно ли будет дистанционного* образования и как его получить? Сколько вы сможете зарабатывать и в чем будут заключаться ваши обязанности? Чем учитель начальных классов отличается от других педагогов?
Ответы на эти и многие другие вопросы — в нашей статье.
Обязанности учителя начальных классов
Полный список можно посмотреть в должностной инструкции и в профессиональном стандарте педагога. Обратите внимание: руководство школ имеет право менять перечень обязанностей учителей по своему усмотрению. Но в список наверняка войдут:
Также в списке обязанностей — строгое соблюдение локальных нормативных актов, утвержденных руководством школы.
Особенности работы педагога начальных классов, о которых важно знать
Дети в младших классах пока не умеют учиться. Ваша задача — научить их анализировать информацию, работать с источниками, трудиться в парах и в группах, планировать время и пр. Важно учить самостоятельности: в отличие от детского сада, в школе не помогают одеваться перед выходом на улицу, не напоминают каждый раз о необходимости мыть руки перед едой.
У ребят в начальных классах, особенно у первоклассников, уровень дисциплины может быть далек от идеала. Не всем детям удается быстро переключиться с игр в детском саду на учебу в классе. Именно поэтому учитель должен быть терпеливым и вместе с тем настойчивым. Важно включать в занятия игровой элемент и чаще менять виды деятельности на уроке, чтобы дети не уставали слишком быстро — но не менее важно следить за дисциплиной в классе и добиваться соблюдения школьных правил.
Самооценка у детей 7-10 лет еще не развита в полной мере, поэтому ребята формируют мнение о себе, опираясь на слова взрослых. Вы должны тщательно выбирать фразы, общаясь с детьми. Терпение, тактичность и способность сохранять спокойствие помогут вам в этом.
Наконец, вам, скорее всего, придется очень много общаться с родителями учеников. Во-первых, дети в младших классах еще недостаточно ответственны. Например, они могут забыть, что завтра вы идете не на уроки, а на экскурсию, поэтому важно предупредить о мероприятии родителей. Во-вторых, родители будут беспокоиться за своих детей, задавать много вопросов, кто-то даже может попросить разрешения поприсутствовать на уроке. Отнеситесь к этим просьбам с пониманием. Учителю начальных классов очень важно выстроить хорошие отношения с родителями учеников. Вы должны стать союзниками в вопросах воспитания и обучения детей.
Зарплата учителя начальных классов в России
Размер окладов и премий зависит от нескольких факторов, включая регион и конкретную школу (в гимназиях и частных заведениях обычно платят больше, чем в общеобразовательных государственных школах), стаж педагога, его квалификационную категорию, ставку, дополнительную работу (например, классное руководство, ведение кружков и секций и пр.) Поэтому нельзя ответить однозначно, сколько получает учитель начальных классов — мы можем указать лишь средние зарплаты.
В Москве педагоги зарабатывают около 50-80 тыс. рублей. Вдобавок учитель начальных классов может работать репетитором и получать дополнительно около 15-20 тыс. рублей в месяц.
В Санкт-Петербурге учителя получают в среднем 35-80 тыс. руб., в Новосибирске — 18-25 тыс, в Казани — 17-30 тыс., в Омске — 16-25 тыс., в Самаре — 15-30 тыс., в Екатеринбурге — 17-35 тыс. За репетиторство в регионах в среднем платят от 250 до 750 рублей в час.
Где получить образование учителя начальных классов?
Специальность педагога можно получить в вузе или колледже. Сколько учиться на учителя начальных классов — зависит от учреждения:
Но если вы уже получили другую специальность в колледже или вузе, вам не обязательно снова тратить несколько лет, чтобы переучиваться на педагога. Вместо этого вы можете пройти курсы переподготовки и освоить новую профессию за 5-10 месяцев. При этом даже не будет стоять вопрос, какие предметы нужно сдавать при поступлении на курсы для учителей младших классов — вступительные экзамены не проводятся.
Конечно, если вы уже получили среднее профессиональное или высшее образование и начали работать, но позже решили сменить профессию, вам неудобно будет учиться на очном отделении. Решение — дистанционное* обучение на учителя начальных классов. Оно позволит вам изучать материал и выполнять практические задания тогда, когда это будет удобно, без отрыва от работы — в отпуске, по вечерам, по выходным. Вам не придется отпрашиваться с занятий, если планы вдруг изменятся — вы просто перенесете работу с учебным материалом в своем личном графике.
Если вам понадобится помощь в выборе программы или возникнут вопросы по поступлению на программу обучения для учителей младших классов, пожалуйста, обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО ДПО «УрИПКиП».
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий