Чему дети могут научить учителя
«Век живи – век учись или чему мы можем научиться у своих учеников»
«Учитель лишь до тех пор остается учителем,
пока сам учится. Как только он перестает
учиться, он перестает быть учителем»
Профессия педагога одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят от компетентности учителя, его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя…
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремления к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу, я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «дать каждому ребенку возможность проявить себя». Ученик – это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.
Наша профессия требует постоянного совершенствования. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно идти вперед, постоянно находиться в творческом и профессиональном поиске, чтобы быть успешным и интересным для своих учеников. И тогда ученики начинают воспринимать такого учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Да и учителю самому нужно быть немножко ребенком, чтобы чувствовать., чем именно он может заинтересовать детей, что им близко и понятно.
Что значит для меня быть учителем? Не возможность учить чему-то детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя что-то новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, любить их. Да, для меня «учитель» не профессия, не работа. Быть учителем – это и значит жить.
Таким образом, я не работаю учителем, я живу им. Живу для детей. Моя цель – научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой путь. Жизнь учителя – это прежде всего творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединенный с его добротой, есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье.
Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. «Век живи, век учись» – это старая поговорка как никогда актуальна. Сегодня ее надо понимать в прямом смысле. И нам, педагогам, нужно учиться быть современными. Учителем быть прекрасно, почетно, но при условии, если педагог может создавать такую жизнь, в которой будет комфортно всем участникам учебного процесса.
Учитель- это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнаний ученика и вместе с ним совершить восхождение. Именно учитель открывает ребенку дверь в мир, и от того, как он это сделает, зависит многое.
Учитель не боится трудностей. Учить и учиться для нас естественный процесс. Мы учимся на курсах, готовимся к урокам, усваиваем новинки педагогической мысли, проверяем тетради… И это только малая доля того, что делает учитель. Но в этом весь смысл нашей жизни. Мы не из тех, кто боится трудностей.
Наша профессия сродни актерскому мастерству, ведь актер каждый спектакль проживает по-разному, совершенствуясь и находя новые грани своего героя. Так учитель каждый свой урок, свою каждую тему пытается довести до совершенства. А это очень не просто. Ты не только должен красиво и в полном объеме преподнести материал, но дать его настолько легко и доступно, чтобы даже самый слабый ребенок в твоем классе усвоил пройденную тему. Но ведь надо еще суметь преподнести его так, чтобы у ученика появилось желание самому узнать что-то новое. А как учитель может достичь такого совершенства? Опять же, только учась.
Еще в первой половине XIX века К.Д. Ушинский писал: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Поэтому учитель, как и ребенок, должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет знаний. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний. Такие учителя надолго остаются в памяти и в сердце учеников. И дети даже через много лет помнят своих учителей, которые не только передали им знания и опыт, но подарили свою любовь, тепло и заботу, поддержку и вдохновение.
Мы учимся все отведенное нам педагогическое время. И это прекрасно! Человеку интересно жить, пока он кому-то приносит пользу, пока деятелен и успешен. Наша профессия помогает нам быть активными людьми. Желание учиться – это признак надежды, что в будущем ты передашь свои знания молодому поколению. А значит, будешь нужен своей стране, своей школе, своим любимым детям.
Что делать, если учитель плохо учит и не объясняет материал
В этой статье:
Реальные знания ребенка по предмету низкие. Их явно не хватит для того, чтобы хорошо сдать экзамены и поступить в вуз. Как понять, что проблема именно в учителе, и что делать: помочь учителю, самостоятельно повысить знания или сменить учителя.
Как понять, что учитель совсем не учит
Уровень знаний ребенка не всегда говорит о том, что педагог не работает с классом. Возможно, пробелы накопились за предыдущие годы и ребенок не может нагнать материал. Или же ребенок действительно не справляется с предметом. Вот признаки того, что педагог не очень профессионален.
Учитель плохо дает материал
Как понять, что учитель не владеет методикой.
Что делать родителям, если учитель методически не справляется?
Так вы сможете компенсировать методические недоработки учителя.
Преподаватель не стремится понятно объяснять
Есть учителя, которые считаются сильными, но по факту они только требуют. Дети тянут предмет сами или с репетиторами.
Как понять, что сам педагог не объясняет ничего?
Что делать, если учитель не объясняет материал?
Учитель не заинтересовал предметом
Что делать, если ребенку на уроках скучно?
Учитель не проверяет уровень знаний
Как понять, что учитель не проводит системные проверки?
Обратите внимание на такие особенности поведения ребенка:
Что делать, если на уроках не проверяют работы?
Система проверки знаний задает учебный ритм, символизирует дробление большой задачи на этапы и помогает ребенку понять, он вообще продвигается по предмету или нет. Если оценочной обратной связи от учителя нет, ребенок меньше переживает, но и хуже понимает, в каком состоянии его знания. Соответственно, ему сложнее прилагать усилия. Что в этой ситуации делать.
Можно ли заставить учителя работать
Заставить работать сложно даже рабов. У учителя есть свои причины, по которым он не дает знаний. Исходя из этого можно ему помочь или решать проблемы самостоятельно.
Неопытный учитель или выгоревший?
Как поддержать молодого и неопытного учителя
Молодой учитель часто испытывает стресс от того, что все, чему его учили в вузе, вообще не имеет ничего общего с реальной работой. Его не учили справляться с подростками и давали готовые планы урока, которые не работают с классом. И вот он чувствует свою беспомощность и не знает, как справиться с проблемами.
Как сменить слабого учителя
К сожалению, не всем учителям можно помочь и получить в итоге хорошего педагога. Иногда приходится бороться за то, чтобы ребенок получил в школе образование. Если учитель в ответ на ваше предложении помощи говорит, что он хорошо работает, просто дети не хотят учиться, имеет смысл подумать о смене учителя.
Если к вам не прислушаются или попытаются оказать давление, можно напомнить администрации школы, что у вас есть право обращаться в вышестоящие инстанции.
7 навыков, которым вы можете научиться у своих учеников
Может ли учитель научиться чему-то у школьников? Мы нашли сразу 7 навыков, которые вам стоит перенять у своих учеников. Будет здорово, если вы продолжите наш топ в комментариях.
«Век живи — век учись» — любят повторять педагоги. И сами активно воплощают эту цитату в жизнь. Посещают вебинары, принимают участие в международных учительских олимпиадах и викторинах ЦРТ «Мега-Талант», перенимают опыт маститых коллег.
А вот могут ли педагоги чему-то интересному и полезному поучиться у своих школьников? Да и еще раз да.
7 качеств, которые воспитывают в вас ваши ученики
1. Радоваться мелочам
Первый снег, новогодняя мишура, капель за окном, цветущая ветка сирени, хороший ответ у доски — все заставляет учеников расплываться в улыбках, испытывать настоящий восторг.
Именно такого восторга не хватает взрослым ежедневно. Если смотреть на мир под таким углом, то «лирические отступления» даже на уроке математики не кажутся пустой тратой времени, ведь вы посвятили их важному занятию — любованию первым снегом.
2. Быть добрым и чутким
Детское сердце особенно остро реагирует на несправедливость или горе. Первоклашки готовы скормить обеды всего класса бездомной собаке со щенятами. А пятиклассники просят учительницу биологии помочь птенцу, выпавшему из гнезда, научить выхаживать его.
Такие детали пускай и не вписываются в план занятий, но именно они помогают быть гуманнее и добрее. Поверьте, это работает эффективней разговоров об этике и морали.
3. Разбираться в современных тенденциях
Чем закончился последний реп-батл, кто исполнитель хита «Цвет настроения — синий», и какой новый фильм «Марвел» вышел в прокат. Зная это, вы лучше понимаете стиль жизни и интересы подрастающего поколения.
Да и ученикам интереснее будет вычислить на уроках силу удара Халка в схватке со злодеем, а не гипотетического и далекого молота о наковальню.
4. Выработать ангельское терпение
В 10 раз объяснить десятичные дроби или механизм превращения алканов в алкены — подобное приходилось делать любому педагогу.
Можно злиться, кричать, упрекать в нежелании понимать. Или смириться с тем, что иногда нужно что-то сделать 11 и более раз, чтобы получилось хорошо.
5. Мыслить креативно
Порой кажется, что поток творчества у учеников безграничный. Отвечать у доски, не читая параграфа? Легко. Придумать новый вид шпаргалки? Без проблем. Разрисовать отсканированный рисунок, выдав за свой шедевр? Запросто.
Конечно, такие хитрости и уловки стоит подмечать, исправлять. Но взрослым не стоит забывать, что кроме прямого пути есть десятки обходных.
6. Подружиться с техникой
Создать аккаунт на сайте, найти и скачать книгу, изменить размер шрифта на экране мобильного, установить антивирус — с этим легко справится любой школьник.
Если, вы не можете разобраться в возможностях нового смартфона или «заблудились» в интернете, обратитесь за советом к ученикам. Просить о такой помощи педагогу не зазорно. А ученик научится искусству терпения при обучении другого. Вот такая двойная польза.
7. Строить грандиозные планы
Купить мерседес, стать бизнесменом, работать в Кремниевой долине, придумать машину времени, стать известной певицей — дети не боятся мечтать.
А вот большинство взрослых утратили юношеский максимализм и веру в собственные силы. У них не работает жесткий принцип: я хочу, а значит — я смогу. А именно благодаря ему можно свернуть горы на своем пути.
Вам слово: Дорогие педагоги, а чему вы учитесь у своих учеников?
«Я злилась. На себя и других педагогов»: чему ученик может научить учителя
Что кроется за плохим поведением подростка? Иногда это способ привлечь к себе внимание, иногда — избежать насмешек окружения. И важно, чтобы в этот момент рядом оказался взрослый, который сможет разобраться с причиной и помочь. Наш новый блогер Айнур Кадырова оказалась как раз таким взрослым.
Я работаю учителем биологии в центре социальных инклюзивных программ в городе Алматы с 2019 года. Написать этот текст мне предложил ребенок, который помог мне пересмотреть свои педагогические принципы и подходы. Он надеется, что эта история поможет кому-то еще преодолеть свои барьеры.
Зовут этого мальчика Виктор. Я учу его уже два года. Все это время он демонстративно прогуливал уроки, опаздывал и никогда не делал домашних заданий. Контрольные работы он списывал или вообще сдавал пустыми, срывал уроки и порой откровенно хамил.
Конечно, я понимала, что причина такого поведения — сиротское прошлое. Мальчик вырос в детском доме, в приемную семью он попал только в 15 лет. Почему-то я ощущала чувство вины и стыда за преподавателей, которые его учили раньше. Очень хотелось как-то искупить эту вину, хотя бы частично. Поэтому я не сдавалась и старалась изо всех сил: много читала, изучала обновленную программу, вспоминала подзабытое из науки. Мне хотелось помочь не только Вите, но и остальным приемным детям — отогреть, раскрыть перед ними горизонты будущего, внести сколько-нибудь значительный вклад в их судьбу.
Но несмотря на все мои усилия, успехи в учебе у Вити были незначительны
Это огорчало, раздражало, приводило в отчаяние. И все же, у нас сложились прекрасные отношения: мы разговаривали, обсуждали события в его жизни, Витя делился личными переживаниями. Я понимала, что ему просто надо было выговориться, поделиться эмоциями, и старалась все-таки поговорить и про учебу. В одну из таких бесед он бросил мне раздраженно: «Да я не понимаю, что там написано!»
Я вспомнила разговор с его приемной мамой. Она говорила, что Витя, когда пришел в семью, очень плохо читал. Я поняла, что у него трудности с восприятием текста, но масштаб проблемы не осознала. И только когда услышала, с каким трудом (по слогам, не замечая знаков препинания и не осознавая смысла) читает взрослый, совершенно здоровый 17-летний парень, до меня дошла вся чудовищность этой ситуации.
Он читал, а я сидела, обхватив голову руками, и такой злости давно не испытывала
Злости на себя — за то, что не догадалась раньше и упустила время, на всех тех педагогов детского дома и начальной школы, кто специально научил здорового 10-летнего ребенка притворяться на комиссии дурачком, чтобы его направили в коррекционный класс, где учились дети с ЗПР.
Он читал, а я думала про себя: «Как?! Как можно учиться, если не умеешь читать? Понимать смысл написанного? Как такое возможно?! Чего мы все хотели от него?» Пазл сложился. Стали ясны причины его агрессии, провокаций и прогулов. Конечно, он стеснялся признаться, что плохо читает, поэтому всячески избегал учебы. Боялся насмешек и унижений со стороны одноклассников.
23 фильма о первой любви, школе и жизни. Рекомендуют подростки
Я договорилась с учителем русского и литературы, что во время её уроков буду сама заниматься с Витей. Предложила ему на выбор несколько книг, он выбрал «Моя семья и другие звери» Джеральда Даррелла. Я хотела, чтобы он не просто научился читать. Важно было, чтобы Витя научился представлять героев, использовать воображение, находить скрытые смыслы. Мы отдельно проговаривали, что готовые образы (фильмы, комиксы, картинки) — это чужие образы, а ему необходимо создать свои.
И вот мы читаем, рисуем в воображении портреты героев книги, всякий раз добавляя детали и штрихи, смеемся, оценивая по достоинству тонкий юмор автора. И самое неожиданное — изучаем биологию и географию, ведь книга полна описаний потрясающих пейзажей, животного и растительного мира греческого острова Корфу.
4 недели длится этот эксперимент. Интерес к чтению держится. Улучшилась скорость, дикция и интонирование. А еще отношения с одноклассниками теперь совсем другие. Витя сказал, что такие проблемы есть почти у всех приемных детей. И им тоже нужны такие уроки. Вызвался даже помогать им в этом.
Я очень надеюсь, что Витя сможет со временем преодолеть барьер и вовлечься в самостоятельное чтение. Сейчас он пробует писать небольшие тексты, пусть с ошибками, но свои собственные! Даже заговорил о своей книге. Это большое достижение для Вити, и я верю, что однажды мы прочтем его книгу.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / littlenySTOCK
Задача учителя — научить детей применять знания
Ещё пару десятилетий назад хорошим учителем считали того, кто прекрасно знает свой предмет и может его объяснить. Сейчас этого недостаточно: практически любую информацию школьник может найти в интернете, но он не всегда знает, что с ней делать. Наш блогер, учитель биологии и химии Дмитрий Логинов, рассказал, каким он видит современного педагога.
Учитель сегодня — это, прежде всего, человек с определенной жизненной позицией, философией жизни, показывающий через свой субъективный опыт как выстраивать систему целей и идти к их достижению. Он не навязывает, не настаивает, а лишь создает условия, среду, в которых обучающийся имеет возможность сделать выбор и самоопределиться. Данную позицию педагога поддерживает не только здравый смысл в современных социально-экономических условиях, но и введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, предполагающих новые подходы в построении образовательного пространства, с опорой на принципы системно-деятельностного подхода и в единстве урочной и внеурочной деятельности.
У Эриха Фромма есть подходящее для характеристики современного учителя понятие — «экзистенциальный авторитет», подразумевающее опору авторитета не только на способности выполнять определённые социальные функции, а в равной мере и на личностные качества человека, который достиг высокой степени личного совершенства.
Моё осознание себя в профессии произошло в тот момент, когда в педагогической деятельности я смог увидеть и почувствовать некую взаиморесурсность между учениками и учителем. Смысл её заключается в том, что создавая образовательную среду, ориентированную на развитие, воспитание и обучение детей, я, как учитель, как личность, включаюсь в процесс собственного развития, инициированного в ответ моими учениками.
Для осознания миссии современного педагога и смысла педагогической деятельности важно понимать, в каких социально-экономических условиях нам, педагогам, приходится осуществлять свою деятельность. Кто в древности был в цене? Земледельцы и скотоводы, которые эффективно осваивали новые территории. Они хорошо зарабатывали, и на них держалась цивилизация. Потому та эпоха называлась аграрной.
В сменившей её индустриальной эре на высоте положения и с хорошими зарплатами оказались рабочие, научившиеся управляться с техникой и инструментами. Они создавали новые товары и стали фундаментом нового общества. Карл Маркс сложил целую философию, рассматривающую пролетариат основой создания любого капитала. Хотя революционная теория в итоге оказалась не очень жизнеспособной, сильно затормозив развитие цивилизации. Более того, фраза Уинстона Черчилля, что «капитализм — это несправедливое распределение богатства, а социализм — это справедливое распределение нищеты», оказалась более показательной. Выбор между нуждой и состоятельностью становился источником депрессий и приводил к снижению доходов.
Многие продвинутые люди стали развивать в себе интеллект, предчувствуя, что с его помощью смогут зарабатывать больше
Действительно, с наступлением информационной эпохи цениться стали высококвалифицированные специалисты в различных областях знаний. Их сопровождала слава, уважение, почёт и материальные блага. Они стали индикаторами и двигателями прогресса своей эпохи. А его величество рабочий класс, недолго поцарствовав, вынужден был сойти с дистанции.
Довольно быстро, за полвека — век, наступил момент, когда слава, уважение и процветание учёных куда-то исчезли. Многие умные, знающие люди стали нищенствовать. Но ведь это несправедливо! Если эпоха считается информационной, то носители и обладатели информации должны жить хорошо. Этого, увы, не происходит. Даже если измерять благополучие не деньгами, а авторитетом и уважением в обществе. Нет ни авторитета, ни уважения, ни денег.
Значит, просто обладание знаниями, как говорят математики, это условие необходимое, но недостаточное. Стало ясно, что эпоха «знаек» быстро окончилась. Пришла эпоха экономической турбулентности и моральной неопределённости, когда каждый человек становится кризис-менеджером: самому себе, своей семье, организации, в которой он трудится, и стране. На высоте положения оказываются те, кто умеет выхватывать нужную информацию и тут же, без промедления её использовать.
В этой ситуации школа не может больше ориентироваться только на науку и традиционный фундамент, школа должна развивать систему компетенций, необходимых для адаптации в современных условиях. Во многом, именно учитель, способствует трансформации школы в ответ на требования времени.
Зафиксированное в требованиях стандарта метапредметное содержание образовательной деятельности позволяет учителю смещать акценты мотивации: с позиции «знания ради знаний» в позицию «знания как возможность развиваться личностно», то есть через освоение предмета к достижению личных целей. Работая с компетенциями обучающихся, учитель через содержание своего предмета даёт ответы на такие вопросы: как готовить публичное выступление, как организовать работу над проектом, как систематизировать и визуализировать информацию, для чего нужны медиа-тексты, как их создавать.
Миссия учителя, на мой взгляд, очень ёмко отражена в словах, принадлежащих одному из талантливейших педагогов рубежа 80-х–90-х годов XX века, О. С. Газману: «Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь».
Выстраивая свою систему работы для меня всегда важно найти возможность создать некое пространство для совместного взаимодействия — образовательную среду.
Образовательная среда — не нечто однозначно и наперед заданное. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают её проектировать и строить — и как предмет, и как ресурс совместной деятельности; и где между отдельными субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения.
В этой связи, именно качество отношений между учителем и учеником имеет первостепенное значение, которое, на мой взгляд, превышает всё: и то, чему учитель пытается научить учеников, и то, как он это делает. Без построения этих отношений невозможна встреча. Если встречи не происходит, то учитель движется своим вектором, ученик своим, тогда ученик смело заявляет: «Да, мы это проходили на уроке!» — прошли и забыли!
Ориентир на построение образовательной среды и на качество отношений между учителем и учениками позволяет выделить некоторые собственные подходы и принципы педагогической деятельности. Обобщая, подход может быть определён следующим образом: получить новую информацию ученик может и самостоятельно — в отдалённом доступе у него все библиотеки мира, а вот переработать и научиться применять для решения познавательных и практических задач — в школе, вместе с педагогом.
Так, вместо передачи знаний — обучение способам их осмысления (понимания) и переработки; вместо передачи норм и правил — помощь в формировании ценностного отношения к явлениям и поступкам; вместо контроля первичного усвоения — создание ситуаций для практического применения и творческого развития знания.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.