Чем вы можете помочь учителю с классом
7 ситуаций, когда родители могут помочь учителю
Почему-то родителей и учителей принято разводить по разные стороны баррикад, хотя цель у них одна — хорошее образование ребёнка. У учителей большая нагрузка: нужно готовиться к урокам, вдохновлять учеников, заполнять отчеты. Не каждый попросит помощи у родителей, но многие будут ей только рады. Сергей Галиуллин, психолог и в прошлом преподаватель профессионального колледжа, рассказывает, как родитель может помочь учителю.
Домашние задания
В чём проблема. Ученик не всегда может самостоятельно справиться со сложным домашним заданием. Иногда он не понимает условия, иногда просто не успевает его записать в классе и страдает от этого дома, иногда забывает сделать. А без домашнего задания ученику будет трудно понять материал следующих уроков и уложить знания в голове.
Как помогать. Как минимум нужно спрашивать у ребёнка, нужна ли ему помощь. Если она не нужна, можно просто контролировать результаты — проверять дневник и сделанное задание. А если что-то не получается, то нужно уточнить, с чем именно стоит помочь.
Если ребёнок откладывает задание на поздний вечер, важно настроить режим дня. Если всё время раскидывает тетради и учебники по квартире и из-за этого откладывает домашку — помочь с организацией рабочего места или режимом дня. Если вызывает проблемы задание, подключайтесь сами — в начальной школе задачи бывают хитро придуманы, но обычно не требуют особых знаний, а в средней достаточно внимательно прочитать учебник и условия задачи.
Помогать с домашкой можно вплоть до самого выпуска из школы, просто помощь из полноценной превращается в контроль или ценные советы по выполнению особо сложных задач. И эта помощь не блокирует развитие самостоятельности, ведь в ней иногда нуждаются и взрослые люди. При подготовке к ЕГЭ, например, родитель может сильно помочь морально — поддерживать ребёнка, напоминать ему, что он умеет справляться с трудностями.
Отношение к учёбе
В чём проблема. Учитель должен не только нести знания, но и вдохновлять детей. Но это сложно делать в классах из 25–30 человек. У каждого своя мотивация, и здорово, если учёба — это одна из основных ценностей. А если нет?
Как помогать. Спросите ребёнка, зачем он ходит в школу. Возможно, он ответит, что только ради общения со сверстниками. Это здорово, но мешает сидеть на уроках и слушать учителя. Если ребёнку не хватает общения, постарайтесь вместе понять, как он может его дополнительно получить. Например, предложите ему общаться с друзьями после школы, пригласите их в гости.
Спросите у ребёнка, какие уроки ему интересны. Попробуйте объяснить, что в жизни могут пригодиться знания из разных сфер. Если не получается, задайте вопрос учителю — как пробудить интерес именно к его предмету, подумайте вместе, что может заинтересовать ученика.
Отношение к учителю
В чём проблема. Чаще всего первоклассники изначально уважают учителя — он взрослый и знает что-то, чего не знают они. Но чем старше ребёнок, тем сильнее он может разочароваться в учителях и к каждому следующему приходить уже с предубеждением.
Как помогать. Во-первых, не навязывать свою точку зрения. Если родители хотят обсудить промахи учителя, нужно делать это без ребёнка. Он должен сам сформировать свое отношение к преподавателю, и не нужно ему в этом «помогать». Во-вторых, нужно объяснять функции учителя, рассказывать, чем он может помочь, с каким вопросом к нему можно обратиться.
6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя
Звучит глупо, но учитель иногда забывает показать детям, что он живой и интересный взрослый, и начинает рассказывать материал от «А» до «Я». Поэтому нужно помочь детям увидеть в учителе его лучшие стороны.
Отношение к сверстникам
В чём проблема. Со сверстниками бывает тяжело найти общий язык, особенно тем, кто мало общался с братьями-сестрами или ребятами по двору. К тому же у всех разные ценности, принесённые из семьи, и разные модели поведения: кто-то идет навстречу, кто-то вступает в прямые конфликты, кто-то замыкается в себе. Учитель должен помогать детям в разрешении конфликтов, но он не всегда успевает это сделать за 45 минут урока.
Как помогать. Как минимум разговаривать с ребёнком. С одной стороны, базовые ценности закладываются в три-пять лет, с другой — никогда не поздно их менять. По крайней мере, изменять модели поведения. Ребёнку могут не нравиться его соученики, даже бесить его, но все равно они заслуживают уважения, и говорить «нет, я не хочу с тобой общаться» можно спокойно и доброжелательно. И, конечно, нужно быть примером ребёнку — если он видит спокойствие в родителях, то, скорее всего, скопирует его.
Поведение и состояние ребёнка
В чём проблема. Ребёнок может болеть или испытывать стресс из-за отношений в семье и с друзьями. Это может повлиять и на учебу, и на общение с людьми. Но учитель не может увидеть состояние каждого ученика, поэтому ответственность ложится в том числе и на родителей.
«Повторение, запугивание, плохие оценки не помогут». Нейропсихолог — о рассеянности, причинах дислексии и гиперопеке
Как помогать. Если кажется, что ребёнок стал хуже спать, есть, если у него часто меняется настроение, то стоит обратить на это внимание и понаблюдать. В подростковом возрасте это нормально, а в младшем школьном скорее говорит о перенапряжении. Спрашивайте у ребёнка, что его беспокоит, старайтесь не перегружать его и чаще отдыхайте вместе. Если вы все это делаете и состояние не меняется, нужно обращаться к врачу или психологу.
Обратная связь
В чём проблема. Учитель не знает, как родители относятся к его работе, и может совершать ошибки. При этом мама и папа не всегда говорят об этом учителю сразу, а могут вспомнить свои обиды и претензии только тогда, когда ситуация накаляется. Это не улучшает ситуацию, а только заставляет учителя испытывать вину или злость.
Как помогать. Если вам кажется, что учитель делает что-то не то и не так, скажите ему об этом. Просто говорить нужно вежливо и аргументировать свое мнение. Не просто «мне не нравится, как вы работаете», а «мой ребёнок сильно устает от домашних заданий, точно ли нужно задавать так много?». И не забывайте говорить спасибо, если вам кажется, что учитель хорошо справляется со своей работой.
Организация мероприятий
В чём проблема. Со многими мероприятиями справляется актив школы. Но опыт родителей иногда бесценен: они умеют то, что не по силам ученикам и учителям. К тому же классные мероприятия проще организовать вместе — актив школы не может помогать каждому классруку.
Как помогать. Поговорите с учителем и классным руководителем и узнайте план воспитательной работы на год. Если вы сможете помочь хотя бы с одним-двумя мероприятиями, это уже разгрузит учителя. Подумайте, в чём вы эксперт: можно организовать экскурсию на ваше место работы, или прочитать интересную лекцию, или просто сводить детей в мини-поход в ближайший парк.
Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio, davooda)
21 совет учителям для эффективного управления классом
Дискуссии о реформах образовательной сферы с каждым днем становятся все жарче, но учителям нужно делать свою работу каждый день и подчас нужно использовать свои маленькие хитрости, чтобы держать ситуацию в классе под контролем. Независимо от того, являетесь ли вы опытным учителем, или только пришли работать в школу, стратегии эффективного управления классом жизненно важны для создания позитивной образовательной атмосферы. Мы предлагаем вам 21 совет на этот счет.
Правила поведения
Совет: Не стоит строго придерживаться всех правил. Это не всегда приводит к хорошим результатам.
Среда обучения, скованная множеством правил и запретов, охлаждает отношения между учителем и учениками и рано или поздно приводит к бунту. Вы устанавливаете правила, чтобы создать нормы поведения, но они не являются идеальным средством для управления вашим классом сами по себе.
Совет: Скажите «нет» публичным наказаниям.
Конфликт с учеником, который происходит на глазах его одноклассников, зачастую непродуктивен и нерационален. Не отчитывайте ученика, нарушающего дисциплину, перед всем классом. Выбрав такую тактику, вы только навредите ситуации. Пристыженный перед своими товарищами ученик, будет вынужден защищаться и ситуация зайдет в тупик.
Если поведение ученика не вписывается ни в какие рамки, можно на пару минут вывести его из класса для короткой беседы, которую можно продолжить после урока. В беседе сохраняйте спокойствие, приводите рациональные аргументы в поддержку своей позиции и обязательно выслушайте позицию ученика. В 90% случаев конфликт будет улажен, а ученик сохранит свое лицо перед сверстниками.
Совет: Не тратьте энергию попусту, наказывая за каждый проступок.
Не стоит распыляться на каждую мелочь и акцентироваться на мелких проступках. Определите свою «крайнюю черту», которую нельзя переступать и если такая черта пройдена, будьте готовы методично и последовательно заявлять о своих требованиях.
Совет: Сохраняйте спокойствие и делайте свою работу.
Когда вам кажется, что все вышло из-под контроля, вы все еще можете управлять своей реакцией.
Старайтесь не кричать. Криком вы добьетесь всего чего угодно, но не уважения и доверия. Вы завоюете гораздо больший авторитет у ваших учеников, если сможете сохранять спокойствие в любой ситуации и будете действовать в строгом соответствии с установленными заранее правилами поведения.
Совет: Всегда держите в уме то, какие проступки каких наказаний заслуживают.
Всегда имейте план. Очень важно, чтобы для каждого проступка было соответствующее наказание. Строго придерживайтесь этого плана. Ваши ученики будут испытывать вас, но если ваша реакция всегда будет одинакова, то эта игра закончится достаточно быстро.
Построение отношений
Совет: Обращайтесь к вашим ученикам по имени и отчеству, приветствуя их при входе в класс.
Таким образом, вы как бы «включаете» в ученике официально-деловой тон, способствующий проведению урока, и разряжаете их озорной заряд, полученный на перемене.
Совет: Старайтесь время от времени смотреть на вещи глазами своих учеников.
Всегда помните, что перед вами живые люди, а не роботы, которые обязаны подчиняться вашим командам. Проявите эмпатию, чтобы лучше понимать ваших учеников и тогда вам будет намного легче найти общий язык.
Совет: Постарайтесь установить близкие отношения с вашими учениками и покажите, что вам не все равно.
Время, потраченное на установление доверительных и честных отношений с вашими учениками, окупится во сто крат, будьте уверены.
Совет: Избегайте конфронтаций с проблемными учениками, но попробуйте понять их.
Ученики, которые проявляют девиантное поведение, как правило, маскируют этим какие-либо проблемы. Постарайтесь максимально аккуратно выяснить причины такого поведения и найти общий язык с таким учеником.
Совет: Не принимайте на свой счет обидных слов. Начинайте каждый день с чистого листа.
Всегда помните, что перед вами дети. Иногда они будут хотеть задеть вас, но вы никогда не должны показывать, что у них это получилось. Еще лучше, если у них это вообще не будет получаться, поскольку вы ничего не будете принимать на свой счет.
Совет: Не бойтесь общаться с родителями.
Родители действительно могут стать вашими союзниками. Звоните им не, только когда хотите пожаловаться на ученика, но и чтобы сообщить о его успехах или же просто, чтобы сказать о том, какого хорошего ребенка они воспитали.
Совет: Задавайте ученикам простые вопросы, чтобы помочь им почувствовать себя более комфортно.
Будьте дружелюбными с вашими учениками. Это поможет им почувствовать себя более комфортно на ваших уроках. Общение очень важно, чтобы помочь им почувствовать себя более свободно с вами. Организовывайте стихийные дискуссии на отвлеченные темы и задавайте простые наводящие вопросы. Это будет стимулировать их интерес и доверие к вам.
Ожидания
Совет: Уважение должно стать золотым правилом вашего класса.
Относитесь к вашим ученикам так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам. Воспитывайте в ваших учениках такое отношение и друг к другу. Прежде чем сказать кому-либо что-либо, подумайте о том, что бы вы почувствовали, если бы услышали то же самое.
Совет: Будьте последовательны в ваших дисциплинарных ожиданиях.
Будьте последовательны в исполнении установленных вами правил поведения. Этим вы завоюете себе уважение. Правила должны быть едины для всех, в том числе и для вас. Это создаст атмосферу доверия и равенства.
Инструкции для класса
Совет: Научитесь управлять переходами.
Переход от перемены к уроку, от группового обсуждения к индивидуальной работе, от изучения теоретической части к работе с практическими заданиями: каждый переход можно разбить на этапы, чтобы обеспечить наилучший контроль над каждым переходом.
Совет: Не зацикливайтесь на одном стиле подачи информации.
У многих учителей с опытом формируется своя методика подачи информации. Со временем это может начать навевать скуку на ваших учеников. Вносите разнообразие! Когда процесс обучения становится слишком скучным и предсказуемым появляются и проблемы с поведением.
Совет: Стремитесь к ясности, четкости и простоте.
Если вы хотите завладеть вниманием учеников, постарайтесь максимально ясно, просто и четко излагать учебный материал. Кроме того, ученики должны понимать, зачем они это учат и что им это дает.
Сотрудничество
Совет: Стимулируйте учеников работать вместе, используя награды.
Разделите класс на команды и фиксируйте успехи каждой команды в специальной общедоступной таблице (ее можно вывесить на доске). Команда, которая наберет наибольшее количество баллов, получит специальный приз. Вы можете снимать баллы с команды, когда кто-либо из ее членов будет нарушать дисциплину и начислять их по окончании дня, если нарушений не было. Кроме того, баллы можно начислять за успехи в учебе. Это будет стимулировать учеников работать в команде, кроме того, каждый отдельный член команды будет стремиться не подвести команду.
Совет: Не бойтесь просить других о помощи.
Задавайте вопросы и обращайтесь за помощью к коллегам. Вы не обязаны знать и уметь все на свете. С вами наверняка работают более опытные педагоги, которые уже сталкивались с той же проблемой, что и вы. Не стесняйтесь обращаться к ним за помощью.
Совет: Зайдя в класс, оставьте ваши проблемы за дверью.
Ваше настроение передается вашим ученикам. Если вы всем своим видом показываете, что вам сейчас не до урока, то как вы можете ожидать заинтересованности и прилежности от ваших учеников?
Тема поговорить: Какой из перечисленных советов, на ваш взгляд, самый действенный? Поделитесь в комментариях.
6 советов, которые помогут сохранить дисциплину в классе
Анна Миронова
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Похвалить самого непослушного ученика из всего класса. Кажется, что эта идея не из лучших? А вот и нет! Это один способов удержать дисциплину на уроке. Вместе с Анастасией Подковыркиной, учителем русского языка и литературы МАОУ Гимназии № 210 «Корифей» и Надеждой Мануйловой, учителем биологии МАОУ Гимназии № 40, даем советы, которые помогут создать в классе тишину и атмосферу взаимоуважения.
1. Станьте примером
Эксперимент доказал две вещи: дети копируют поведение взрослых и агрессия не всегда бывает врожденной.
Поэтому, если вы хотите, чтобы ученики вели себя «примерно», то ваша задача подать им пример:
«Самая лучшая роль для учителя, — уверена Надежда Мануйлова, — это наставник, который ни в коем случае не будет ругать за ошибки. Более того, он поддержит, поможет, объяснит и обязательно отметит прогресс».
2. Решайте проблемы уважительно
Не стоит за проступок нескольких учеников ругать весь класс. Выражайте недовольство адресно и вежливо. И постарайтесь проявлять заботу.
Правильно | Не правильно |
У вас есть вопрос? | Перестаньте болтать. |
Тебе нужна помощь, чтобы сосредоточиться? | Обрати внимание и перестань дурачиться, пока я говорю. |
Это поможет одновременно пресечь неприемлемое поведение и сохранить дружественную обстановку.
«Любая провокация имеет цель — сорвать урок. И у детей в голове есть определенный сценарий, как должен отреагировать на их действия учитель. Значит, педагог должен повести себя нетипично — сломать шаблон», — советует Анастасия Подковыркина.
3. Позвольте забегать вперед
В классе обычно бывает несколько учеников, которым не терпится пойти вперед по программе. Позвольте им это сделать. Например, прочитать на главу больше, подготовить презентацию новой темы для одноклассников. Вполне вероятно, что и другие ученики захотят сделать то же самое.
«Проблемы с дисциплиной бывают не у тех детей, которые хороши в учебе, — замечает Анастасия Подковыркина, — И есть смысл дать возможность пойти вперед тем детям, у которых нет проблем с усваиванием материала, чтобы выкроить время и позаниматься с отстающими».
4. Хвалите при родителях
Заведите привычку связываться с родителями учеников не только из-за проблем в успеваемости и поведении. Напишите или позвоните им для того, чтобы похвалить ребенка.
После таких сообщений дети получают мотивацию и, как правило, стараются больше, чтобы их отметили еще раз. Примеру могут последовать и одноклассники.
«Можно приходить на собрания и хвалить детей там. На собраниях, кстати, надо только хвалить: если критиковать ребенка при всех взрослых, можно обидеть, задеть и стать врагом», — говорит Анастасия.
5. Давайте краткое содержание урока
Перед уроком рассказывайте детям его краткое содержание. При этом создайте интригу: это пробудит любопытство и заставит ждать интересных поворотов. Например:
Анастасия и Надежда подтверждаю: гарантированный способ заинтересовать детей и привлечь их внимание к уроку — это действительно вначале озвучить его содержание. Но не по-бытовому, а интересно.
Например, Надежда иногда начинает урок анатомии с такого пассажа:
«Сегодня мы узнаем ответ на ваш самый любимый вопрос:»А сколько стоит почка?». Но для начала разберемся, а нужно ли ее продавать и какую функцию она выполняет».
Говорит, что дети смеются, но внимание действительно концентрируют. А сосредоточенный класс всегда спокойный.
По словам Анастасии, задача в начале урока не просто озвучить тему, а объяснить детям, зачем им вообще нужно то, что они будут проходить.
«Сегодня мы разберем тему для VIP- персон» — это про склонение числительных. Или «Сегодня мы узнаем, как сделать свой блог крутым» — про стили речи. Я стараюсь всегда называть тему так, чтобы дети понимали, как эти знания применять на практике», — говорит учитель.
6. Пресекайте нежелательное поведение сразу
Чем дольше вы будете терпеть, тем сложнее будет все остановить. Но старайтесь делать все замечания наедине с учеником. Не стоит критиковать детей в присутствии одноклассников: это может только усугубить проблему.
«Мой главный совет — не наказывать ребенка при всех. И уж тем более, не оскорблять. Например, за разговоры в классе оставаться на 15 минут после урока, чтобы решать задачи из ОГЭ», — говорит Надежда Мануйлова.
«Если я услышала хотя бы одно нецензурное слово, они переписывают одну страницу из классической литературы. Конечно, они при мне не матерятся, даже мое приближение чувствуют», — смеется Подковыркина.
Помогите. школе
Когда речь заходит о взаимодействии школы и родителей, все почему-то считают, что это школа призвана помочь нам.
Когда речь заходит о взаимодействии школы и родителей, все почему-то считают, что это школа призвана помочь нам: научить нашего ребенка грамоте, воспитать его достойным человеком, научить его трудиться, развить его физически. И мало кто из родителей задумывается над тем, что нужно помогать самой школе. И даже не потому, что наши школы — бедные (хотя это и так). А потому что даже самая хорошая школа и самый хороший учитель просто не успеют сделать всё.
Помогая школе, родители имеют возможность на деле, а не на словах, показать ребенку, что его жизнь, его учеба и его интересы им действительно важны, ведь именно в школе ребенок проводит половину всего своего времени. Это также хороший пример для подражания. А ведь как показывают исследования психологов, дети, чьи родители активно помогают школе, больше любят учиться, лучше учатся, обладают повышенной самооценкой и самоуважением, им больше нравится школа. И речь здесь идет отнюдь не о помощи деньгами. Ребенок должен видеть реальные дела, а не откуп. Помогая школе, вы также сможете ближе познакомиться с учителями и представителями школьной администрации, что, несомненно, пригодится по мере того, как ваш ребенок будет переходить из класса в класс.
И не надо ссылаться на занятость. Конечно, не у каждого родителя найдется время для каждодневной или еженедельной помощи, но несколько раз в течение учебного года помочь школе абсолютно реально. А если умножить эту помощь на число учеников в классе?
Помогайте школе! Ваш ребенок с благодарностью и уважением оценит то, что вам важна эта огромная часть его жизни. Да вы и сами не заметите, как вам это понравится! Вы помолодеете душой, окунувшись в эту атмосферу и вспомнив свое собственное школьное детство!
Чем могут помочь опытные учителя молодым коллегам
Наталья Березина
05 марта 2020 • 19:17
Две стороны одной медали: молодых педагогов не воспринимают всерьёз, опытных педагогов считают устаревшими. Как достичь взаимопонимания?
Фото с сайта unsplash.com
Молодые педагоги — это всегда свежая кровь, вливающаяся в устоявшийся и более или менее сбалансированный организм школы. Когда-то в далёком 1987 году нас, молодых специалистов, пришло одномоментно 11 человек. Как потом вспоминал директор, это был потенциальный тайфун, цунами и землетрясение в одном флаконе. В нас была мощь, которая могла снести всё на свете. Так мы оказались вброшенными жизнью в океан под названием школа.
Помню ощущение заботы, которым нас окружило старшее поколение. Как умели, как могли. Институтская заповедь: «Забудьте всё, чему вас учили в школе» точно так же работает там, куда вы пришли открывать свою трудовую книжку: «Забудьте, чему вас учили в институте, здесь начинается жизнь». Только мы говорили это себе сами, но чуть позже, когда с головой окунулись в мир образовательных проблем. Для начала мы пытались применять методички к нужному месту в нужное время.
Глядя на нынешнюю молодежь, вспоминаю наши молодые годы. Нам хотелось доказать, что мы можем многое. Мы организовывали конкурсы, соревнования, участвовали во всех экспериментах. Более старшее поколение, у которого уже были свои семьи и заботы, старалось передать нам бразды правления, а мы с радостью их принимали. Это огромный плюс молодости. Наш директор не прогадал, приняв нас в свой коллектив. Были у нас и КВНы с курсантами, и походы в неизведанные места и даже банальное дежурство по школе превратилось в интересное мероприятие.
Безусловно, после определенного количества лет работы энтузиазм уменьшается, на жизнь смотришь философски, энергию лишний раз стараешься не расходовать. Но буйная молодая энергия молодых педагогов заразительна. Те положительные эмоции, которые они получают в процессе творчества, окупает затраченные силы. Глядя на горящие глаза, хочется присоединиться к процессу. Образуется мощный креативный коллектив, который создает различные проекты. Происходит оживление школьного организма. Но возможен и второй вариант, когда юный пыл будет загашен скепсисом старших коллег.
В 20 лет 40-летний человек воспринимается как старик. Не минует это и взаимоотношений педагогов. Ребята, только что окончившие вузы, считают своих старших коллег не иначе как мамонтами, считают, что они не понимают молодых и, соответственно, не место им в школе. Столь максималистский взгляд ошибочен. Опыт невозможно получить в институте, его можно только наработать. И без фундамента, который и представляют наши опытные педагоги, невозможно создать некоторую стабильность. Самое главное — это научиться слышать друг друга. Тогда старшее поколение сможет с гордостью смотреть на своих подопечных возможно, даже констатировать, что ученики превзошли своих учителей.
Итак, с позиции бывшего молодого учителя мои мысли, как надо и как не надо действовать старшему поколению по отношению к начинающим учителям. Я сама стала использовать их, когда перешла в категорию опытного преподавателя.
1. Не влезайте во взаимоотношения молодого учителя и класса
Достался мне сумасшедший 4 «Б» в составе 44 человек. Это был ад! Они срывали все уроки подряд. Их первая учительница, бабушка лет за 70, все три года державшая их в ежовых рукавицах, приходила на переменах, ругала и говорила, что они её позорят. Но как только за ней дверь закрывалась, всё начиналось заново. Я уже тогда понимала, что её приходы не только бесполезны, но даже вредны. Они мешали выстраивать свои собственные отношения с ребятами. Кроме того, я оказывалась в ситуации обиженной девочки, которую приходили защитить. Не помогало это созданию имиджа самостоятельного педагога. Но сказать это пожилому учителю, желавшему мне исключительно добра всем сердцем, я не могла.
2. Обращайтесь на Вы и по имени-отчеству
Помню пожилого педагога, который обращался к нам «деточка». В этот момент переворачивалось всё внутри, это звучало унижающе, и в душе рождался протест. Никогда за советом к этому педагогу не обращалась. Мы — коллеги, и не надо на меня смотреть сверху вниз. Опыт — дело наживное, а уважение — оно должно быть изначальной точкой взаимоотношений. Дальше всё встанет на свои места: дружеские отношения позволят перейти с кем-то на «ты» и по имени в свободное от работы время. А кто-то навсегда останется только в официально-деловом формате. И это нормально. Но вот это снисходительное «деточка» (или Светочка, Дашенька и т.д.) не имеет право на существование по отношению к молодому педагогу без соответствующего на то от него согласия.
3. Предлагайте помощь, но не навязывайте её
Учитель русского языка была официально назначена моим наставником. Тонкий, мудрый человек, умевший поддержать, подсказать и направить неопытного молодого специалиста. Она не лезла в мои взаимоотношения с классом, давала рекомендации только по поводу проведения уроков, причём только тогда, когда я сама подходила к ней с вопросами. С самого начала я видела желание услышать меня, с чем-то согласиться и похвалить, а ошибочные варианты очень корректно и аргументированно объяснялись. Думаю, что благодаря ей я научилась слышать конструктивную критику и пропускать мимо ушей обычное критиканство. Думаю, именно таким и хочется видеть старшего товарища-коллегу, именно к такому хочется подойти за помощью.