чем привлекателен велосипедный туризм и какие особенности необходимо учитывать при подготовке к нему
Путешествие на велосипеде — легко ли освоить велотуризм
Велотуризм — один из самых распространенных видов активного отдыха. Это обусловлено большой его популяризацией и заинтересованностью современных людей в здоровом образе жизни. Так чем привлекателен велосипедный туризм?
Единственным средством передвижения является ваш двухколесный друг. На нём человеку предстоит пройти маршруты, включающие объекты, имеющие экскурсионный характер (специфические и общетуристические). Однако и в этом, казалось бы, довольно простом виде туризма есть свои особенности, неизвестные начинающим.
Виды велосипедного туризма
При всей популярности путешествий на велосипеде в одиночку, больше развивается именно командный велотуризм. К нему нас привлекают различные группы в соцсетях, вещания на форумах, да и обычное «сарафанное радио». По сложности таких заездов они могут быть простыми и не очень (когда в день, например, приходится проезжать по 200 км). Однако последний вариант, скорее, предназначен для велосипедистов с большим стажем, а не новичков.
Помимо обычных велопоходов существует и спортивный велотуризм, при котором участники проходят дистанции, проложенные определенным маршрутом. За прохождение сложностей и препятствий, а также за дальность и скорость, они получают новые разряды и звания.
Но всё же самым привлекательным видом отдыха для начинающего туриста, который хочет хорошо провести время и получить удовольствие для души и тела, является обычное путешествие на велосипеде. Оно позволяет осмотреть культурные и природные достопримечательности различных местностей.
Прокладывание таких маршрутов может быть очень простым, подразумевать длительные остановки и даже ночевки. По этому критерию велосипедные поездки делят на несколько видов:
Как подготовиться к путешествию на велосипеде
Так как велотуризм чрезвычайно доступен, многие начинающие считают, что он лёгкий и не требует специальной подготовки. Однако важно понимать, что можно попасться на мелочах – впоследствии это приведёт к негативным эмоциям и полному несовпадению ожиданий с реальностью. Поэтому давайте обсудим основные пункты подготовки к прохождению велосипедной поездки:
1. Реально оцените состояние своего здоровья (если у вас имеются проблемы с дыхательной или сердечно-сосудистой системой — в путешествие лучше не отправляться или сделать его максимально коротким).
2. Проложите маршрут заранее (рассчитайте длительность, время остановок, оцените качество дорог местностей).
3. Возьмите с собой аптечку.
4. Выучите правила дорожного движения.
Последние два пункта особенно важны – от них зависит ваша жизнь и здоровье.
Как подготовить велосипед в поход
Перед тем, как отправиться в путешествие на велосипеде (особенно в одиночку), тщательно проверьте состояние своего стального друга. Обратите внимание на следующее:
Подберите необходимую экипировку:
Велотуризм в разных странах мира
На сегодня почти в любом городе можно взять велосипед напрокат. Однако можно ли будет на нём прокатиться с удовольствием? Залогом успешного путешествия (особенно для начинающих) являются специально предназначенные для этого дорожки и стоянки. Давайте же рассмотрим, где их можно найти.
Велотуризм в России только набирает обороты. Среди российских городов можно выделить Санкт-Петербург, Рязань и Екатеринбург – именно там наибольшее количество велосипедных дорожек. В Москве, Перми, Уфе и многих других городах они тоже есть, но очень мало.
Велосипедный туризм в Украине тоже развивается, но велодорожки начали появляться сравнительно недавно. Сейчас это такие города: Киев, Винница, Львов, Одесса и Мариуполь. Однако до сих пор они представлены только на некоторых улицах.
Что касается велотуризма в Европе – в этом плане ее страны более развиты, так как есть города, буквально расчерченные под велосипеды. Радует велосипедная инфраструктура Германии, Франции, Швейцарии, Норвегии, Нидерландов и Испании. А вот среди более дальних стран можно выделить Китай и США.
Велотуризм – все, что вы хотели знать о велосипедном туризме
Туризм имеет множество разновидностей, например, существует треккинг, когда группа передвигается по заранее проложенному маршруту, отмечая прохождение контрольных точек, или сплав по реке, когда большую часть пути, группа передвигается на плавательных средствах. Заслуженной популярностью среди туристов пользуется и велотуризм. Неудивительно, ведь велопоходы сочетают в себе простоту и большое количество полученных впечатлений.
Для того. чтобы покрывать более-менее приличные расстояния, необходимо обладать хотя бы минимальной подготовкой. Зато так Вы можете посетить гораздо больше интересный мест, чем если бы передвигались пешком. И не нужно думать, что с велосипедом Вы потеряете в мобильности. Его можно перенести через ручей, или через обрывистый склон и осыпь. Если попалась река – то погрузить на лодку и переправить на противоположный берег. Всегда можно найти выход из ситуации и да, преодоление проблемных участков будет занимать больше времени, чем в пешем туризме. Зато на остальном протяжении маршрута, Вы будете передвигаться с гораздо более высокой скоростью. Велосипед – вообще, штука поразительно эффективная. Поскольку требует тех же энергетических затрат, как и при ходьбе, но при этом дает возможность двигаться со скоростью в два-три раза выше. Разберем же, что такое велотуризм и что нужно знать начинающему велотуристу.
В чем достоинства велотуризма?
Можно задаться вопросом: «Почему велотуризм обрел такую популярность, в чем секрет?». На самом деле, ничего сверхъестественного нет в том, что все больше людей пересаживаются на байки и начинают выезжать за город. Тем не менее, причины этого все же стоит рассмотреть. Итак, чем хорош велотуризм:
Разновидности велотуризма
Велотуризм, условно, можно разделить на три категории:
Как выбрать велосипед для похода?
Какой же велотуризм без велосипеда? К выбору байка следует отнестись серьезно, ведь в походе редко можно встретить ремонтную мастерскую. Если Ваш железный конь Вас подведет, то и ремонтировать его придется лично, с минимумом оборудования и вдали от людей. Поэтому, самая важная черта туристического велосипеда – это его надежность. Это абсолютная истина, которую никто не оспаривает, в отличие от другого свойства туристического байка – велосипед должен подходить для передвижения по пересеченной местности.
Вот тут почва для споров благодатная. Одна философская школа гласит о том, что скоростей должно быть по-максимуму. Чтобы преодолевать различные препятствия и подъемы с минимальными затратами энергии. Забывая при этом, что система скоростей состоит из большого числа деталей, а, значит, более уязвима по определению. Если на простом велосипеде достаточно лишь знать, как цепь на место ставить и уметь ее подтягивать, то перед путешествием на скоростных, необходимо как следует проштудировать матчасть и захватить с собой порядочно запчастей. Вопрос выбора – тема спорная, поскольку дискуссии ведутся даже на тему выбора крыльев. С одной стороны, модные пластиковые, благодаря которым вся Ваша спина будет забрызгана грязью. А с другой – хардкорные металлические, которые накапливают грязь, после чего, велосипед просто отказывается ехать. В общем, выбор исключительно индивидуален для каждого. Кто-то катает на навороченных новомодных байках с бортовыми компьютерами. А кого-то устраивает дедовская «Десна».
По опыту, можно сказать, что туристический велосипед должен обладать, как уже говорилось, надежностью, а также быть крепким, особенно это касается рамы и передней вилки, легким, чтобы его было проще носить, иметь удобное седло, чтобы комфортно передвигаться на большие расстояния. Необязательно, но желательно, широкие шины, в разумных пределах, чтобы не застревать в песке и легче идти по грязи. Естественно, необходимо заранее позаботиться о размещении на нем рюкзака, как правило, используют классическую схему, которая позволяет сместить центр тяжести вниз, при этом, перевозимый вес, кроме самого велосипедиста, может достигать 25 кг.
Виды туристических велосипедов
Ходить в походы можно на следующих байках:
Шоссейные
Дорогие, очень дорогие, предназначены для поездок по идеальному асфальту или по треку. Имеют узкие шины, поэтому, по бездорожью покататься не получится. Позволяют разогнать самую высокую скорость, однако, отличаются низкой маневренностью, используются, в основном, бывалыми туристами.
Туристические (туринги)
Пожалуй, еще более дорогие велосипеды, сочетают в себе все плюсы шоссейника и при этом прочнее их, хорошо ходят по грунту и шоссе, имеют большую грузоподъемность, однако, при этом, такие же неманевренные, в связи с чем, для агрессивной экстремальной езды, не годятся.
Горные
Самый моднявый вид велосипедов, поскольку он, с одной стороны, доступен в цене, а с другой – имеет агрессивный внешний вид. Плюс внедорожная рама, ага, куда же без нее. А еще передние амортизаторы и куча скоростей.
Вот, если честно, горные велосипеды – это просто эталон спортивного хлама. Сверхпрочная рама, которой гордятся производители этого барахла, по факту является неподъемным куском чугуна, который по трудным отрезкам в походе приходится таскать на собственном горбу. А еще передние и задние амортизаторы, которых может быть и больше двух (чем больше амортизаторов – тем круче!), съедают львиную долю прилагаемых усилий. Добавьте к этому неподъемный вес и ненадежный скоростной механизм, и Вы придете к выводу, что такой байк проще катить рядом, чем ехать на нем. Это относится к подавляющему большинству горных велосипедов, однако, есть и исключения. Бывают действительно легкие и супер проходимые образцы, однако, стоят они заоблачно и простому обывателю недоступны.
Гибриды
Запретный плод порочной любви туринга и горного велосипеда. Симбиоз симбиоза, горный велосипед с шоссейной рамой, рулем и огромным числом передач. Большое колесо, чтобы доминировать на дороге и передние амортизаторы, чтобы не споткнуться. По задумке, должны сочетать в себе приличную скорость и проходимость, по факту, не могут обеспечить ни того, ни другого. Еще больший хлам, чем горные байки.
Дорожные
Классические велосипеды, прообраз которых стоит у Вас в гараже. Современные образцы изготавливаются из сплавов алюминия, что обеспечивает им легкость, с одной стороны и прочность – с другой. Те, что побогаче, и вовсе производятся с использованием композитных материалов. Есть скоростные, есть не скоростные, каждый найдет тот вариант, то придется ему по душе. Да, они не такие стильные, зато практичные, доступные и у них нормальное седло. Поверьте, в дальнем путешествии это далеко не последний критерий.
Какое снаряжение взять в велопоход?
Обязательно следует собрать все, что может пригодиться во время пути:
Велосипедное снаряжение в поход
Снаряжение туриста для велопохода
Это основные вещи, которые следует взять с собой. Также, в зависимости от сложности маршрута и продолжительности похода, Вам может понадобиться спальник или палатка.
Ну, и наконец, прежде чем отправляться в поход, составьте и продумайте до мелочей маршрут. Отметьте места ночевок и стоянок. Избегайте передвижения по оживленным магистралям, если Вы не хотите всю дорогу дышать выхлопными газами.
Велотуризм и все,что нужно о нем знать.
Путешествия на велосипедах с каждым годом набирают обороты. Люди всё чаще пересаживаются с машин на удобные и лёгкие байки, тем более что современные велосипеды постоянно усовершенствуются и модернизируются под потребности конкретного велопохода.
Велотуризм завоевал сердца многих путешественников, готовых познавать мир. И всё благодаря явным преимуществам: пеший туризм не даёт возможности проходить большие расстояния на высокой скорости, а автомобиль заметно отстаёт в проходимости, да и в материальном плане путешествия на машине требуют больших расходов, нежели на велосипеде.
Виды велосипедного туризма
По своим конструктивным особенностям велотуризм подразделяется на несколько видов. Они различаются. К примеру, цивилизованный велотуризм являет собой хорошо всем известные, самые обычные прогулки на велосипеде по местности, которая оптимально подходит для такого времяпровождения. Здесь, как таковых, не встретить преград или приключений, зато в изобилии красивые и живописные виды местности. В общем же это настоящий рай для новичков.
Спортивный велотуризм
Спортивный велотуризм – это такой вид спорта, который, к сожалению, сегодня в упадке. Зато он заставляет своих поклонников ставить новые и новые рекорды. Требуется за определенный период времени преодолеть некоторое, заранее предусмотренное, расстояние. К примеру, добраться на велосипеде от Москвы и до Владивостока, скажем, за пару месяцев.
Гонщицкий велотуризм
Гонщицкий велотуризм подразумевает ситуацию, когда путешественники не обращают никакого внимания на достопримечательности, они только едут. И чем быстрее, тем лучше, на поэзию нет времени. Тут главное состоит в преодолении заданного расстояния. Они буквально «проглатывают» заданное пространство. Но это по-своему интересно и азартно.
Экспедиционный велотуризм
Экспедиционный велотуризм предпочитают те люди, которым в удовольствие преодоление препятствий. Например, с рюкзаком для велотуризма в поход через горы или ледовые поля, а еще через замерзшие водоемы – реки и озера. С каждым разом они будут прокладывать себе еще более сложный маршрут.
Байкерский велотуризм
Байкерский туризм — это по сути дела, проверка мощности вашего велосипеда. Чем быстрее будет происходить движение по трассе, тем лучше. Между прочим, байкеры со стритрейсерами то и дело красуются и соревнуются друг перед другом в технике. Зимний велотуризм, полностью, соответствует обозначенному в нем времени года. Получается, что это прогулки как раз в плохую или, как минимум, очень холодную погоду. Как говорится, все на любителя.
ВИДЫ ВЕЛОСИПЕДОВ ДЛЯ ВЕЛОТУРИЗМА
Это самый легкий представитель горных велосипедов, весовой диапазон — от 9 до 13 кг. Предназначен он для гонок по пересеченной местности. Мы поставили его на первое место далеко не случайно: именно он считается универсалом.
Самые скоростные велосипеды, предназначенные для перемещения по дорогам с твердым гладким покрытием. Максимальная скорость достигается за счет минимального веса и минимальной ширины колес, а также за счет горизонтальной посадки, позволяющей снизить лобовое сопротивление и сгруппироваться для силового педалирования.
Группа, сочетающая в себе достоинства и, соотвественно, недостатки шоссейных и горных велосипедов.
Самые разнообразные по форме и содержанию, эти велосипеды пригодны для повседневных поездок и прогулок. Для этой группы характерна комфортная вертикальная посадка, широкое удобное седло. Они не предназначены для скоростной езды и преодоления препятствий.
НЕОБХОДИМАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ ВЕЛОТУРИЗМА
Оптимальная одежда для велопохода — это та, в которой наиболее комфортно ездить в заданном темпе при заданной температуре воздуха.
В однодневном велопоходе можно использовать практически любую спортивную одежду, хотя наиболее удобна и практична в подобных ситуациях специализированная одежда для велоспорта, которая продается в спортивных магазинах. К тому же очень желательно, чтобы одежда была ярких расцветок (особенно куртка и футболка), чтобы велосипедист был хорошо заметен издалека и не сливался с окружающим пространством, иначе его будет трудно заметить на дороге (особенно в сумерках или в условиях плохой видимости).
Что же касается специализированной велоодежды, то в первую очередь к ней относятся так называемые «велотрусы» — специальные велосипедные шорты до колен, экипированные специальной кожаной или матерчатой прокладкой, защищающей велосипедиста от натертостей о седло. Цены на «велотрусы» колеблются от 10 долларов до 50 и более.
Также популярностью среди велотуристов пользуются специальные велофутболки, яркие, удобные и хорошо вентилируемые.
К тому же, отправляясь в велопоход, необходимо учитывать возможные дожди, а потому желательно захватить с собой дождезащитную куртку или накидку.
Еще одна необходимая в велопоходе деталь — перчатки, которые можно купить в спортивном магазине или же использовать старые кожаные. Без них ладони очень быстро натираются, к тому же перчатки помогают сохранить ладони при падениях.
Отправляясь в поход, желательно захватить с собой темные очки, которые буду защищать ваши глаза от яркого солнца, пыли и насекомых, а также головной убор с козырьком (зимой — утепляющий) или специальный велосипедный шлем, который защитит вас также и при возможных падениях.
Очень важно правильно выбрать обувь — она должна быть удобной во всех отношениях, чтобы ступня чувствовала себя комфортно, была хорошо зафиксирована и не слетала с педалей.
Также необходимо с собой взять:
как уже было сказано, теплую одежду и накидку на случай дождя;
документы (не помешает страховой полис) и некоторую денежную сумму;
ремкомплект для велосипеда;
медицинскую аптечку.
Еда и посуда
О еде забывать не стоит — ведь если вы отправляетесь на целый день, то вам наверняка захочется есть. Сами условия похода диктуют необходимость брать в малом объеме, но калорийное — глюкоза, витамины и т.д. Как правило, популярностью пользуются «быстрые углеводы» — сухофрукты (курага, изюм), орехи, конфеты (например, карамель с фруктовой начинкой). Но эти углеводы хороши только для быстрого утоления голода, а на обед лучше всего захватить что-то посущественней либо зайти по дороге в какое-либо специализированное заведение — кафе, ресторан и т.п.
И не забудьте воду — во время длительной езды ваш организм выводит много влаги, и ее требуется постоянно пополнять.
Поскольку крутить педали в течение целого дня довольно утомительно, то время от времени группа делает остановку, чтобы подождать отстающих, слегка перекусить, немного отдохнуть, а наиболее длительная стоянка, когда готовится еда, называется привалом. Привал в однодневных походах бывает, как правило, только один и длится около полутора часов.
В «классических» походах за время привала нужно успеть развести костер, приготовить горячее (чаще всего это суп из крупы и тушенки), вскипятить чай, поесть и убрать за собой весь мусор. Стоит заранее решить вопрос с группой о том, где и как будет проходить привал, будет ли готовиться на костре горячая пища, кому из членов группы что покупать и везти с собой.
Что же касается посуды, то в походах, как правило, используют стандартный набор — КЛМН (кружка, ложка, миска, нож), а кто-то из группы обязательно должен захватить с собой специальные котлы для приготовления горячей пищи — так называемые каны, а также бутылки с питьевой водой для чая.
Ремкомплект для велосипеда
Отправляясь в поход, вы должны быть уверены, что ваша техника вас не подведет, а потому накануне похода следует провести велосипеду небольшой техосмотр. Несмотря на это, к сожалению, в пути иногда случаются неприятные моменты. Наиболее часто встречаемыми из них бывают проколы камер. Проколы заранее предвидеть невозможно, поэтому они являются неизбежным спутником всех велосипедистов.
Для борьбы с проколами рекомендуется брать с собой запасную камеру (лучше две), велоаптечку с монтировками и насос, что позволит вам произвести ремонт самостоятельно, без посторонней помощи. Кстати, профессионалы настоятельно рекомендуют перед сборкой колеса, при ликвидации прокола, проверить, не остался ли в покрышке кусок стекла или гвоздя, приведший к проколу. Метод подобной проверки заключается в следующем: нужно осторожно прощупать пальцами внутреннюю сторону покрышки и удалить возможные причины проколов. Кроме этого рекомендуется возить с собой набор ключей, позволяющий вам произвести небольшую регулировку велосипедного оборудования.
Для распространенных в настоящее время горных велосипедов таким набором является набор шестигранников. Обычно используется компактный набор типа «перочинный ножик».
Медицинская аптечка
Не стоит пренебрегать лекарствами — хотя бы у одного человека из группы должна быть с собой медицинская аптечка минимальной комплектации, куда должны войти самые необходимые средства первой помощи и лекарства. К ним относятся стерильный бинт, вата, лейкопластырь, резиновый жгут, йод или зеленка, перекись водорода, аспирин, медицинский спирт, валидол, нашатырный спирт, ножницы.
При езде на велосипеде чаще всего происходят такие травмы, как ушибы, растяжения, сотрясения мозга, переломы. Если первые два вида относительно безопасны, то сотрясение мозга и перелом доставляют много неприятностей, в первую очередь самому пострадавшему.
Для избежания этих неприятностей будьте осторожны и внимательны. Держите дистанцию (очень часто начинающие велосипедисты либо плохо, либо неправильно держат дистанцию, в результате часто случаются столкновения и падения). Перенимайте у более опытных правила езды на сложных участках дорог (в особенности на спусках). При езде старайтесь просчитывать развитие ситуации, не бойтесь показаться излишне осторожными. Это вас убережет от очень серьезных неприятностей.
И, конечно же, не пренебрегайте индивидуальными средствами защиты, к которым в первую очередь относится шлем.
Как выбрать байк для туризма
Велосипед для туризма выбрать совсем не просто. Если кто-то рекомендует дорожный байк, то нужно иметь в виду, что в таком случае придется дышать выхлопом на обочинах шоссе по той причине, что дорожные велосипеды созданы для поездок с прямой спиной и отсутствием распределения веса на руки. Это значит, что вне дорог с гравийным покрытием и на пересеченной местности при езде под уклон он уязвим. Кроме того, как правило, именно потому, что дорожный велосипед используется для прогулки по парку и для поездки на дачу за молоком, он или не имеет вообще передач, или имеет их недостаточное количество, как в случае с Ашан-байками.
Велосипед для велотуризма должен обладать следующими качествами:
Существует понятие «экспедиционного велосипеда». Это гибрид между дорожным байком и горным велосипедом, который имеет более широкие покрышки, грузоподъемность, и при этом хорошую проходимость горного велосипеда. Выбрать велосипед такого класса в нашей стране почти невозможно. Они производятся в основном в Европе и США небольшими партиями.
Велотуризм по России
Есть популярные туры в Карелии к водопаду Кивач и к курорту «Марциальные воды». Также очень интересен тур по заповеднику «Толвояри».
Многие велотуристы предпочитают кататься по живописнейшим местам Алтая, например, вдоль реки Катунь, или же путешествуют по великолепному байкальскому маршруту, который открывает чудесный вид на знаменитое озеро.
В средней полосе России велотуристы любят маршруты к истокам Волги, по Карельскому перешейку, а также вокруг Ладоги. Большой популярностью пользуется республика Марий Эл с её живописнейшими лесами, реками, озера и обширными лугами.
На Урале велотуристов ждет к посещению национальный парк «Башкирия», а сам маршрут пролегает по границе с заповедником «Шульган-Таш».
По Европе
В настоящее время велотуризм в Европе является довольно популярным видом отдыха. Существует множество разнообразнейших маршрутов, которые подойдут и для одиночного путешественника, и для целой семьи. Велопрогулки проходят по самым живописным и интересным уголкам Европы, что позволяется насладиться красотой природы и местных достопримечательностей, а также даёт возможность окунуться в жизнь здешних людей.
Перед путешествием стоит не забыть уточнить погодные условия и особенности велотуризма тех стран, которые планируется посетить во время путешествий. Во многих из них делается большой упор на велосипедный вид досуга, проложено множество велодорожек, а большинство водителей привыкли большому количеству велосипедистов на дорогах, так что проблем в путешествии быть не должно.
Существует несколько особенностей путешествий по Европе: