Чем можем помочь учителю
Как помочь начинающему учителю: советы для директоров, завучей и коллег
Молодые учителя часто с нетерпением ждут начала работы в школе, но тут, как нигде, ожидания могут сильно отличаться от реальности. Разбираемся, как помочь молодому педагогу влиться в коллектив и без стресса перейти от теории к практической работе.
Начните с обратной связи
Обратная связь — важная штука, причем не только в процессе, но и перед самым началом работы. Заранее узнайте, что беспокоит, вдохновляет новых коллег: так вам будет проще профилактировать возможные проблемы и конфликты.
Такой подход не только расширит возможности учителей и поспособствует развитию комфортной профессиональной среды, в которой они могут свободно выражать свои опасения и просить о помощи, но также даст нужную информацию для создания необходимых инструментов и ресурсов поддержки.
Лайфхак: Сделайте обратную связь анонимной: так вы получите более правдивую информацию. Помочь в этом могут ресурсы для создания анонимных опросов, например онлайн-редактор Mentimeter. С его помощью можно собирать анонимные отзывы и данные, которые затем переупаковывать в презентации — со списками слов, графиками, шкалами и рейтингами.
Найдите точки сближения
В некоторых американских вузах есть предмет «Академическое чтение», в рамках которого читают не только книги профессионального направления, но и мировую классику. Это очень сближает одногруппников, и по такой же схеме можно организовать учительский досуг.
Чтобы создать такой читательский клуб в учительской, можно просто завести стеллаж или полку для буккроссинга. И предложить коллегами приносить туда книги, но не ненужные, а те, которые их, напротив, впечатлили. Завуч или директор может выбирать тексты, которые могли бы ответить на вопросы или пожелания учителей, полученные в ходе обратной связи.
И тут чайник закипел. О чём реально говорят в учительских
Также внутри этого читательского сообщества можно изучать и обсуждать книги на важные для успешной работы темы, а в какой-то из дней даже организовать очный читательский клуб (либо завести тематический чат в мессенджере). Слушая комментарии коллег на разные — жизненные или научные — темы, вы сможете лучше их понять и опять-таки предвосхитить сложные ситуации в будущем.
Как организовать литературную встречу:
Можно также устраивать совместные просмотры подходящих по теме фильмов, чтобы изучение вопроса было разнообразнее и интереснее. В зависимости от времени дня и тематики эти неформальные встречи могут называться «Болтай и жуй», «Кофе и кино». Их главная цель — не просто встретиться и поболтать о чем-то, а обсудить конкретную тему, найти точки соприкосновения между коллегами, сделав атмосферу в коллективе более дружелюбной и теплой.
Лайфхак: не выбирайте для обсуждения произведения на скандальные темы: разговоры о религии, политике, нетрадиционных отношениях могут не сплотить, а, напротив, неожиданно разобщить коллектив.
Текст подготовлен по материалам Edutopia. Фото: Shutterstock / UfaBizPhoto
Помогите. школе
Когда речь заходит о взаимодействии школы и родителей, все почему-то считают, что это школа призвана помочь нам.
Когда речь заходит о взаимодействии школы и родителей, все почему-то считают, что это школа призвана помочь нам: научить нашего ребенка грамоте, воспитать его достойным человеком, научить его трудиться, развить его физически. И мало кто из родителей задумывается над тем, что нужно помогать самой школе. И даже не потому, что наши школы — бедные (хотя это и так). А потому что даже самая хорошая школа и самый хороший учитель просто не успеют сделать всё.
Помогая школе, родители имеют возможность на деле, а не на словах, показать ребенку, что его жизнь, его учеба и его интересы им действительно важны, ведь именно в школе ребенок проводит половину всего своего времени. Это также хороший пример для подражания. А ведь как показывают исследования психологов, дети, чьи родители активно помогают школе, больше любят учиться, лучше учатся, обладают повышенной самооценкой и самоуважением, им больше нравится школа. И речь здесь идет отнюдь не о помощи деньгами. Ребенок должен видеть реальные дела, а не откуп. Помогая школе, вы также сможете ближе познакомиться с учителями и представителями школьной администрации, что, несомненно, пригодится по мере того, как ваш ребенок будет переходить из класса в класс.
И не надо ссылаться на занятость. Конечно, не у каждого родителя найдется время для каждодневной или еженедельной помощи, но несколько раз в течение учебного года помочь школе абсолютно реально. А если умножить эту помощь на число учеников в классе?
Помогайте школе! Ваш ребенок с благодарностью и уважением оценит то, что вам важна эта огромная часть его жизни. Да вы и сами не заметите, как вам это понравится! Вы помолодеете душой, окунувшись в эту атмосферу и вспомнив свое собственное школьное детство!
«Трудные» родители: как с ними общаться педагогу
Дарья Дягелец
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Работа с родителями входит в обязанности каждого педагога и тем более классного руководителя. Но далеко не всегда с ними получается установить контакт: одни избегают ответственности, другие заваливают претензиями, третьи хамят и идут на прямой конфликт. Дарья Дягелец, учитель истории, классный руководитель и сооснователь студии педагогической поддержки, рассказывает, почему родители становятся «трудными» и как с ними работать педагогу.
Кто такие «трудные» родители
Все «трудные» родители трудны по-разному — они могут быть агрессивными, инфантильными, уставшими от детских проблем, считающими, что попробовали все возможное для установления контакта с детьми. Я для себя использую простую классификацию:
Сюда попадают родители, с которыми сложно установить контакт, потому что они его избегают. Некоторые из них считают, что воспитание ребенка — обязанность школы, другие уже столкнулись с трудностями в детском поведении и не знают, как его скорректировать, но при этом интереса пробовать у них уже нет.
Как правило, это сверхтревожные родители, которые каждую минуту хотят знать, как дела у ребенка, как он учится и не снизились ли у него в середине шестого класса шансы на поступление в университет. Чем престижнее школа и выше ее уровень — тем чаще встречаются такие родители.
Это конфликтные родители — те, кто сразу начинает предъявлять требования, травить учителя в соцсетях и мессенджерах, общаться, не сдерживая эмоций.
Как снизить родительскую тревожность по отношению к школе, читайте в нашем материале «На связи с родителями: инструкция для снятия тревожности».
Как работать с «трудными» родителями
Пробовать разные каналы связи
Для оперативности учитель и классный руководитель начинает общение сразу со всеми родителями, например, в чатах. Это помогает, если нужно предупредить о родительском собрании, переходе на дистанционное обучение, необычном домашнем задании. Но если родители не откликаются, стоит писать каждому. А если не отвечают в мессенджерах, искать другие каналы связи. Например, с одним очень взрослым опекуном моего ученика мы встречаемся лично — другие способы ему не нравятся.
Изучать родителей
Сложнее всего новичкам — все родители не знакомы, их желания и привычки неизвестны. Поэтому полезно использовать диагностические анкеты, чтобы получить хоть малую долю информации — например, спрашивать о том, как родители оценивают детей, их успеваемость, считают ли, что у них есть проблемы в школе.
Большая часть информации откроется учителю постепенно. Например, я знаю, что с некоторыми родителями получается общаться только в первом полугодии — дальше у них начинаются авралы на работе и не остается времени и сил на школьные дела, на просьбы они реагируют нервно.
Постарайтесь общаться, учитывая потребности семей: они не будут вовлечены, если их не заинтересовать. Если родителям без разницы, как учится их школьник, они не будут помогать с домашними заданиями. Но могут помочь с режимом дня, если хотят, чтобы ребенок был здоровым или, например, дисциплинированным.
Подключать администрацию
Это особенно помогает в общении с конфликтными или тревожными родителями. Если родитель угрожает учителю, то, скорее всего, это не сработает с директором — ну или, по крайней мере, руководитель школы сам столкнется с агрессией и сможет ее правильно оценить.
Директор чаще всего встает на сторону педагога, но если происходит наоборот, то не нужно сгоряча обвинять администрацию в предательстве. Если это единичный случай, то, возможно, в администрации и правда считают, что в проблеме виноваты мы. Тогда стоит поговорить с директором без родителей и разобраться, как он видит проблему и как предлагает ее решить.
О том, как избегать конфликтов в школьной среде, читайте в нашем материале «Школа без стресса: правила для учителей и родителей».
Искать сообщников
Социальный педагог, психолог, заместитель по воспитательной работе — эти специалисты помогут в работе с родителями, если учитель не справляется. Социальные педагоги лучше объяснят, почему дети убегают из дома, психолог может провести с родителями консультацию и разобраться с их уровнем стресса.
Если таких специалистов нет в школе, попробуйте подключить ресурсные центры. Например, в Перми есть центр «Вектор» — он специализируется на профилактике и коррекции травли, но помогает и с другими трудностями.
Готовиться к встречам
И методически, и морально. Если предстоит общаться с враждебно настроенными родителями, то стоит самому сходить к психологу и рассказать о своих страхах и боли. Проконсультировать может и школьный психолог, и специалисты из муниципальных центров.
В любом случае необходимо быть в ресурсе перед сложными встречами — иначе велик риск навредить себе и усложнить проблему, которую вы пытаетесь решить. Если родители не сдержат эмоции и будут материться, а вы сорветесь и ответите им тем же, это только приведет к еще большим трудностям.
Как предотвратить появление «трудных» родителей
Самая идеальная мера профилактики — это уроки родительства в школе. Уже с восьмого класса мы можем учить будущих родителей общаться друг с другом, планировать беременность, вести бюджет. Если не хочется делать это под эгидой сексуального воспитания, можно называть подобные занятия «уроками любви, семьи и верности». Родительство — это тоже профессия, и если ей не учить, то, став взрослыми, люди будут сталкиваться с проблемами и дома, и в школе.
О том, как обстоят дела с сексуальным воспитанием в российских школах, читайте в нашем материале «Не будем об этом говорить»: уроки полового воспитания в российских школах».
Если говорить о том, что можно сделать сейчас, — это родительские клубы. Иногда они решают конкретную проблему — например, проблему травли. В одной из школ Краснокамска (Пермский край) родители и учителя столкнулись с травлей в параллели седьмых классов. Они совместно разработали стратегию работы, решили проблему, но свою команду не свернули, а организовали родительский клуб, который теперь действует на постоянной основе. В микрорайонах с большим количеством мусульман в школах есть клубы для мам-мусульманок.
Проблема в том, что такие клубы часто встречаются в обычных школах, а не в гимназиях. Там учителя, администрация и родители гонятся за компетенциями и успехами, а об отношениях и воспитательной работе думают меньше.
Что будет, если с «трудными» родителями ничего не делать
Скорее всего, прямо сейчас ничего страшного не произойдет, но проблема может усилиться через несколько лет. Скажем, сейчас родители устали и не хотят помогать слабо мотивированному восьмикласснику, а через год он не сможет сдать ОГЭ.
Или родители критикуют учителя в мессенджерах, причем «прилюдно» — можно закрыть глаза, но уровень стресса будет только расти.
Поэтому пробуйте разные приемы, обращайтесь за помощью к специалистам в школе и ресурсных центрах и подключайте администрацию. Убеждайте их, что проблема не исчезнет сама — сейчас она может казаться не такой важной, особенно на фоне пандемии, но завтра ее уже будет сложно решить своими силами.
7 фраз для учителя, которые помогут наладить отношения с классом, — и никаких больше «Вас много, а я одна!»
Ругать перед всем классом и не хвалить, если что-то получается, — знакомо? Наверняка вы можете вспомнить хотя бы одного учителя, который вел себя именно так. А если учитель — это вы? Как найти подход к ученикам, завоевать их доверие, но при этом настроить на серьезную работу? Своими наработками делится учитель истории и английского из США Стивен Меррилл.
Сегодня мы часто говорим, что учителям важно менять свой стереотипный язык и вместо того, чтобы давить и ругать, наоборот, надо ежедневно хвалить и мотивировать учеников. Но и в такой тактике есть нюансы. Например, как лучше хвалить ребенка: при всем классе? Или говорить с ним о его успехах с глазу на глаз? А если одни ученики успешнее других, стоит ли хвалить их чаще и выделять на фоне других, или важно равномерно распределять похвалу по всему классу? Это те вопросы, над которыми важно задуматься каждому учителю. И выработать собственные принципы построения доверительных отношений с классом. А мы предлагаем несколько универсальных фраз, которые помогут вам это сделать.
1. «Я верю в тебя!»
Это способ напомнить детям, что вы здесь прежде всего для того, чтобы помогать им, и что в основе всех ваших замечаний лежит вера в их потенциал. Даже сказанные после критики или разбора ошибок, такие слова могут взбодрить ученика и настроить его на позитивный лад.
2. «Давай разберемся вместе»
Эта простая фраза на самом деле глубже, чем кажется. Школьники, которые испытывают трудности с учебой и слышат от учителя фразу «Мы разберемся во всем вместе», сохраняют чувство самостоятельности, им словно напоминают, что учитель не надсмотрщик, а их полноценный партнер. И что они решают задачу вместе, на равных.
3. «Нам тебя вчера не хватало»
Вместо вопроса «Где ты был?», который звучит как допрос или назойливость, попробуйте отреагировать на отсутствие ученика более позитивно. Например, скажите: «Нам тебя вчера очень не хватало», — чтобы показать, что вы думали об ученике, когда его не было на уроках, и подчеркнуть, что он вносит ценный вклад в работу коллектива. Также можно сказать: «Мы скучали по тебе», — это покажет, что ученик занимает важное место в классе.
4. «Ты делаешь успехи»
Когда учителя замечают прогресс у детей и говорят, например: «Ты стал лучше писать» или «Мне понравилось, как ты написал сочинение», — они дают понять, что обучение — это осязаемый, непрерывный процесс, основанный на усилиях и упорстве. При этом стоит остерегаться похвалы, в которой отсутствует конкретика. Хвалить учеников за то, что они «умные», — это скорее тормозить их прогресс. А вот концентрация на конкретных (пусть и незначительных) успехах, наоборот, поможет им двигаться вперед.
5. «Я тебя слушаю»
Использование таких фраз, как «Я тебя слушаю», «Пожалуйста, продолжай, мы тебя слушаем» или «Мы хотели бы узнать твое мнение», подталкивает учеников принимать активное участие в дискуссиях во время уроков. А также говорит о том, что в вашем классе готовы выслушать любого ученика, что у вас уважают любое мнение. Воздержитесь от высказываний непосредственно после фразы «Я тебя слушаю», не пытайтесь сразу заполнить тишину, лучше дополните свои слова языком тела, например зрительным контактом, который приглашает ученика заполнить вакуум и заговорить.
6. «Мне жаль»
Слово «прости» может стать горькой пилюлей. Это откровенное признание своей неправоты, что может выглядеть потерей авторитета. А вот разумное использование фразы «Мне жаль» может стать примером искреннего отношения к ситуации, сочувствия к ученику, вежливого и внимательного отношения. И это мгновенно смягчает конфликтную ситуацию, если вы в ней оказались.
7. «Упс, я совершил ошибку»
Увидев ошибку в тетради ребенка, учитель сразу же исправляет ее красной ручкой, а потом отчитывает его за небрежность. Но на самом деле ошибки — это совершенно естественно и нормально. Именно это стоит объяснить детям — и не заметать следы, если вы ошиблись сами.
Существует тысяча способов сказать, что вы совершили ошибку. Можно, например, сказать: «Вот это да, я ошибся!» Это необходимо для того, чтобы донести мысль: ошибки — часть жизни и их может совершить любой человек, независимо от возраста и статуса. Иногда учителя даже встраивают заранее запланированные ошибки в свои уроки или дополняют занятия историями о том, как они ошибались во время учебы. Все это дает детям понять: любой прогресс в учебе может быть связан с неудачами. И это нормально — не стоит этого бояться и избегать.
Чем могут помочь опытные учителя молодым коллегам
Наталья Березина
05 марта 2020 • 19:17
Две стороны одной медали: молодых педагогов не воспринимают всерьёз, опытных педагогов считают устаревшими. Как достичь взаимопонимания?
Фото с сайта unsplash.com
Молодые педагоги — это всегда свежая кровь, вливающаяся в устоявшийся и более или менее сбалансированный организм школы. Когда-то в далёком 1987 году нас, молодых специалистов, пришло одномоментно 11 человек. Как потом вспоминал директор, это был потенциальный тайфун, цунами и землетрясение в одном флаконе. В нас была мощь, которая могла снести всё на свете. Так мы оказались вброшенными жизнью в океан под названием школа.
Помню ощущение заботы, которым нас окружило старшее поколение. Как умели, как могли. Институтская заповедь: «Забудьте всё, чему вас учили в школе» точно так же работает там, куда вы пришли открывать свою трудовую книжку: «Забудьте, чему вас учили в институте, здесь начинается жизнь». Только мы говорили это себе сами, но чуть позже, когда с головой окунулись в мир образовательных проблем. Для начала мы пытались применять методички к нужному месту в нужное время.
Глядя на нынешнюю молодежь, вспоминаю наши молодые годы. Нам хотелось доказать, что мы можем многое. Мы организовывали конкурсы, соревнования, участвовали во всех экспериментах. Более старшее поколение, у которого уже были свои семьи и заботы, старалось передать нам бразды правления, а мы с радостью их принимали. Это огромный плюс молодости. Наш директор не прогадал, приняв нас в свой коллектив. Были у нас и КВНы с курсантами, и походы в неизведанные места и даже банальное дежурство по школе превратилось в интересное мероприятие.
Безусловно, после определенного количества лет работы энтузиазм уменьшается, на жизнь смотришь философски, энергию лишний раз стараешься не расходовать. Но буйная молодая энергия молодых педагогов заразительна. Те положительные эмоции, которые они получают в процессе творчества, окупает затраченные силы. Глядя на горящие глаза, хочется присоединиться к процессу. Образуется мощный креативный коллектив, который создает различные проекты. Происходит оживление школьного организма. Но возможен и второй вариант, когда юный пыл будет загашен скепсисом старших коллег.
В 20 лет 40-летний человек воспринимается как старик. Не минует это и взаимоотношений педагогов. Ребята, только что окончившие вузы, считают своих старших коллег не иначе как мамонтами, считают, что они не понимают молодых и, соответственно, не место им в школе. Столь максималистский взгляд ошибочен. Опыт невозможно получить в институте, его можно только наработать. И без фундамента, который и представляют наши опытные педагоги, невозможно создать некоторую стабильность. Самое главное — это научиться слышать друг друга. Тогда старшее поколение сможет с гордостью смотреть на своих подопечных возможно, даже констатировать, что ученики превзошли своих учителей.
Итак, с позиции бывшего молодого учителя мои мысли, как надо и как не надо действовать старшему поколению по отношению к начинающим учителям. Я сама стала использовать их, когда перешла в категорию опытного преподавателя.
1. Не влезайте во взаимоотношения молодого учителя и класса
Достался мне сумасшедший 4 «Б» в составе 44 человек. Это был ад! Они срывали все уроки подряд. Их первая учительница, бабушка лет за 70, все три года державшая их в ежовых рукавицах, приходила на переменах, ругала и говорила, что они её позорят. Но как только за ней дверь закрывалась, всё начиналось заново. Я уже тогда понимала, что её приходы не только бесполезны, но даже вредны. Они мешали выстраивать свои собственные отношения с ребятами. Кроме того, я оказывалась в ситуации обиженной девочки, которую приходили защитить. Не помогало это созданию имиджа самостоятельного педагога. Но сказать это пожилому учителю, желавшему мне исключительно добра всем сердцем, я не могла.
2. Обращайтесь на Вы и по имени-отчеству
Помню пожилого педагога, который обращался к нам «деточка». В этот момент переворачивалось всё внутри, это звучало унижающе, и в душе рождался протест. Никогда за советом к этому педагогу не обращалась. Мы — коллеги, и не надо на меня смотреть сверху вниз. Опыт — дело наживное, а уважение — оно должно быть изначальной точкой взаимоотношений. Дальше всё встанет на свои места: дружеские отношения позволят перейти с кем-то на «ты» и по имени в свободное от работы время. А кто-то навсегда останется только в официально-деловом формате. И это нормально. Но вот это снисходительное «деточка» (или Светочка, Дашенька и т.д.) не имеет право на существование по отношению к молодому педагогу без соответствующего на то от него согласия.
3. Предлагайте помощь, но не навязывайте её
Учитель русского языка была официально назначена моим наставником. Тонкий, мудрый человек, умевший поддержать, подсказать и направить неопытного молодого специалиста. Она не лезла в мои взаимоотношения с классом, давала рекомендации только по поводу проведения уроков, причём только тогда, когда я сама подходила к ней с вопросами. С самого начала я видела желание услышать меня, с чем-то согласиться и похвалить, а ошибочные варианты очень корректно и аргументированно объяснялись. Думаю, что благодаря ей я научилась слышать конструктивную критику и пропускать мимо ушей обычное критиканство. Думаю, именно таким и хочется видеть старшего товарища-коллегу, именно к такому хочется подойти за помощью.