Аристотель как учитель человечества кратко

Аристотель: биография, чем известен, цитаты и афоризмы

Аристотель как учитель человечества кратко. 0ab17c2f8585c3b7. Аристотель как учитель человечества кратко фото. Аристотель как учитель человечества кратко-0ab17c2f8585c3b7. картинка Аристотель как учитель человечества кратко. картинка 0ab17c2f8585c3b7.

Аристотель: YouTube / Величайшие биографии

Все знания, доступные человечеству в эпоху древних цивилизаций, сосредоточивались в одной науке — философии. Это обстоятельство определило, кем был Аристотель тогда и как его учение повлияло на развитие человечества. Многим проблемам дал свое решение Аристотель, биография и достижения которого интересуют людей уже много веков.

Аристотель: биография, факты из жизни

Родился античный философ в городе Стагир во Фракии, которая тогда была колонией Греции. Ученые определили год рождения Аристотеля — 384-й до нашей эры.

Его родители — греки. В те времена люди считали себя потомками богов. Так было и с отцом Аристотеля Никомахом: свой род он вел от бога медицины Асклепия. Он служил врачом при дворе царя — деда Александра Македонского. Мать тоже происходила из знатного греческого рода.

Отец не только исцелял людей, а еще и писал труды по медицине. Он стал первым учителем сына. Однако мальчик остался без родителей в 15 лет, оказался под опекой дальних родственников. Потом начинал самостоятельную жизнь Аристотель. Биография кратко описывает его жизнь в такие периоды:

Аристотель как учитель человечества кратко. bfe1174ce3cc18b4. Аристотель как учитель человечества кратко фото. Аристотель как учитель человечества кратко-bfe1174ce3cc18b4. картинка Аристотель как учитель человечества кратко. картинка bfe1174ce3cc18b4.

Афоризм Аристотеля: Nur.kz

Обучение в Афинах

Семнадцатилетний юноша отправляется в Афины, учится ораторскому мастерству в риторической школе. Не здесь ли родился его знаменитый афоризм «Ясность — главное достоинство речи»? В течение 20 лет он пребывает слушателем и преподавателем в академии Платона — знаменитого древнегреческого философа.

Но, будучи учеником Платона, как философ, Аристотель не во всем с ним соглашался, отстаивал свои позиции. Это вызывало очень эмоциональные и острые споры. По свидетельству современников, Платон иногда даже избегал встреч со своим учеником.

Позже в труде «О философии» Аристотель критиковал платоническое учение. Об этом противостоянии известно всему миру по фразе «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель как учитель человечества кратко. 28937b643d702c9f. Аристотель как учитель человечества кратко фото. Аристотель как учитель человечества кратко-28937b643d702c9f. картинка Аристотель как учитель человечества кратко. картинка 28937b643d702c9f.

Фреска Рафаэля Санти «Афинская школа». В центре Платон и Аристотель: Pixabay

Жизнь в Ассосе

Аристотель покидает Афины после того, как учитель умер (347 год до нашей эры). Он уезжает в город Ассос (сейчас — Турция).

В течение 3-х лет читает здесь лекции, сближается с правителем города: молодой человек женится на его приемной дочери Пифиаде, которая вскоре родила ему дочь.

Но первая жена умерла. Аристотель повторно женится. На этот раз его избранница — служанка. С ней философ воспитывает девочку и общего сына.

Аристотель — воспитатель Александра Македонского

В 343 году до нашей эры Филипп II, царь Македонии, приглашает ученого стать воспитателем своего наследника — подростка Александра, в будущем — великого полководца.

В течение 8-ми лет Аристотель обучает его истории, географии, политике, становится его наставником в жизненных вопросах. После восхождения ученика на престол Аристотель опять уезжает в Афины.

Создание философской школы

Биография Аристотеля теперь более чем на десятилетие связана с созданием собственной философской школы:

Аристотель как учитель человечества кратко. 2d3851e95c1a876c. Аристотель как учитель человечества кратко фото. Аристотель как учитель человечества кратко-2d3851e95c1a876c. картинка Аристотель как учитель человечества кратко. картинка 2d3851e95c1a876c.

Наставление Аристотеля: Nur.kz

Последние годы жизни Аристотеля

После ранней смерти Александра Македонского в Афинах разразилось восстание против македонского правления. Знали ли афиняне, кто такой Аристотель и чем он прославился? Им известно было, что он ученый, не имевший гражданства, следовательно, никаких политических прав и даже права на созданную им школу.

Прошлую связь с правителями Македонии ему поставили в вину. Чтобы избежать расправы, философ с семьей уезжает на родину матери в Халкиду Эвбейскую. На следующий год он умирает то ли от тяжелой болезни желудка, то ли от отравления.

Таким образом, годы жизни Аристотеля пришлись на непростое время борьбы греческих правителей за власть. Прожил он 62 года (с 384-го по 322-й год до нашей эры).

Так сложилась жизнь этого выдающегося человека. Современники оставили очень противоречивые описания его внешности. Нам известен в скульптурах и картинах великих художников Аристотель. Портрет его есть в учебниках и энциклопедиях.

Но Аристотель — это прежде всего ученый, сделавший вклад в основы многих наук. Поэтому биография мыслителя не будет полной без перечисления его достижений.

Аристотель как учитель человечества кратко. 1acc870f150d6557. Аристотель как учитель человечества кратко фото. Аристотель как учитель человечества кратко-1acc870f150d6557. картинка Аристотель как учитель человечества кратко. картинка 1acc870f150d6557.

Афоризм Аристотеля: Nur.kz

Аристотель: чем известен, цитаты философа

Как ученый, Аристотель годы жизни посвятил рассуждениям, как устроен мир, как развивается, как познается. Все науки Аристотель делил на три вида:

Аристотель как философ

Аристотель подвел итоги двухвековому развитию древнегреческой философии. Одно из главных мест в его учении занимает труд «Метафизика» — рассуждения о началах и причинах всего сущего. В этой сфере сделал Аристотель открытия такие:

До Аристотеля философия была совокупностью всех знаний. С него она начинается как наука о природе, обществе и мышлении.

Аристотель как учитель человечества кратко. d170e44e5e5e7a2b. Аристотель как учитель человечества кратко фото. Аристотель как учитель человечества кратко-d170e44e5e5e7a2b. картинка Аристотель как учитель человечества кратко. картинка d170e44e5e5e7a2b.

Афоризм Аристотеля: Nur.kz

Аристотель — основоположник логики

Античный ученый вошел в историю как основоположник формальной логики. Он развивал теорию познания, определил, с чего оно начинается и в каких формах существует мышление. Аристотель сформулировал логические законы:

Учение Аристотеля о государстве и политике

В этих взглядах философ отошел от учения своего наставника Платона, который считал, что собственность и семья подрывают устои идеального общества и что все должно быть общим. Аристотель защищал право на частную собственность и существование моногамной семьи. Признавал он и существование рабства.

Формы государства Аристотель делил на две группы:

Аристотель утверждал, что людям присуще жить только в общности: «Человек по своей природе есть существо общественное». А политика существует, чтобы правильно организовать жизнь общества.

Аристотель как учитель человечества кратко. 9f3be24fb317af3f. Аристотель как учитель человечества кратко фото. Аристотель как учитель человечества кратко-9f3be24fb317af3f. картинка Аристотель как учитель человечества кратко. картинка 9f3be24fb317af3f.

Афоризм Аристотеля: Nur.kz

Этические взгляды Аристотеля

Философ изучал душевные качества человека, которые делил на мыслительные и этические. Именно он ввел термин «этика» для обозначения этих особенностей людей, рассматривал такие добродетельные черты, как кротость, справедливость, благородство, великодушие и др. При этом замечал: «Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать».

Мировоззрение Аристотеля

Как философ, осмысливал Аристотель существование мира и человека в нем, то, что в наше время называется мировоззрением. Его взгляды были такими:

Аристотель и естественные науки

В трактате «Физика» ученый обозначил общие принципы научных исследований. Эти идеи стали основой развития многих естественных наук, а изучение их и сегодня начинается с упоминания вклада античного мыслителя.

Сам ученый увлекся изучением природы в отрочестве под влиянием отца. Позже он сделал описание растительного мира, а его ученики — животного мира. При этом Аристотель относил растительный мир к одушевленной природе.

Краткая биография Аристотеля показывает, что мыслитель охватил почти все области знаний, которые проходили становление в античный период. Его наследие, дошедшее до нашего времени, составляет около 50 книг — так называемый «Аристотелев корпус». Полные издания сочинений философа появились в Европе в XV века, в XVIII–XIX вв. выходили латинские и греческие издания.

Современному человеку доступны все сохранившиеся сочинения Аристотеля. Востребованность его учений через века — самое красноречивое свидетельство научной значимости античного философа.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Аристотель как учитель человечества

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления20.02.2017
Размер файла26,8 K

Аристотель как учитель человечества кратко. ba. Аристотель как учитель человечества кратко фото. Аристотель как учитель человечества кратко-ba. картинка Аристотель как учитель человечества кратко. картинка ba.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное

Учреждение «Красноярский юридический техникум»

По дисциплине: «Основы философии»

На тему: «Аристотель как учитель человечества»

Выполнила: студентка гр.156-П

г. Красноярск, 2016г

Аристотель отправляется в Ассос, прибрежный город Малой Азии. За время прибывания в Ассосе Аристотель сближается с Гермием. Тиран уважительно относится к философу и слушает его лекций. Но после его смерти Аристотель отправляется на остров Лесбос, а оттуда в 343г. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II переселяется в македонскуюПеллу, где становится учителем Александра Македонского.

Аристотель принимается за обучение четырнадцатилетнего Александра. Он обучает Александра разнообразным наукам, в том числе медицине. Философ прививает царевичу любовь к гомеровской поэзии, так что в последующем, список «Иллиады», который Аристотель составил для Александра, царь будет хранить вместе с кинжалом под подушкой.

После прихода к власти Александра, Аристотель стал негативно относиться к его завоевательской политике, что стало поводом к постепенному охлаждению отношений между ними. После 30 лет странствий Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную школу в афинском Лике. Здесь во время прогулок он излагал своим ученикам проблемы философии, вопросы естественных и общественных наук.

После смерти Александра Македонского (323г. до н.э.) в Афинах к власти пришла «антимакедонская партия» и Аристотель был вынужден покинуть город. Он уходит в Халкиду, на остров Эвбей, где ведет интенсивную теоретическую работу, но не менее чем через год умирает (322г. до н.э.).

Роль Аристотеля в философии

В своем большинстве труды Аристотеля сохранились у его учеников и последователей. В эллинистический период, в I в. до н.э., они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотелевой философии Андроником Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп.

К первой группе относятся работы, которые излагают наиболее существенные вопросы онтологического характера. Аристотель определяет эту проблематику как первую философию.

Выдающийся раздел его творчества представляют труды, посвященные логике и методологии, которые объединены под общим названием «Органон».

Логика и методология

Закон противоречия и сущности гласит, что при неизменных условиях невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание, и его отрицание. Закон исключенного третьего исключает тот факт, что из двух взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может быть только одно.

Такова классическая, выработанная в педагогических целях система аристотелевской логики. Она оправдана, поскольку логике в течение двух тысячелетий отводилась главным образом роль учебной дисциплины.

аристотель философия логика

Проблема бытия в философии Аристотеля

Первая философия, которая «имеет своим предметом первые начала и причины», изложена в сочинении, получившем название «Метафизика».

«Метафизика» в принятой традицией форме начинается с определения первой философии («мудрости») и далее развертывается в ходе критики предшествующих философов. Исследование и критика учений прошлого имеет для него служебное назначение, подводя к собственной его концепции, предварительно ее обосновывая.

Здесь присутствует непоследовательность в решении проблемы соотношения общего и единичного. Критика платоновской теории идей подводит к мысли, что Аристотель считает отдельные вещи тем единственным, что заслуживает имени самостоятельно существующего. Так решалась проблема «первой сущности» в «Категориях». «Вторичная сущность», т.е. общее, должна с этой точки зрения оказаться «единым во многом», а не вне многого. Будучи предметом знания, общее само по себе выступает для него как нечто первичное и достоверное по отношению к единичному. С особой силой сказывается эта мысль в учении о причинах и началах.

Формулировка Аристотелем учения о возможности и действительности имела важное значение в истории философии. Во-первых, это учение позволило разрешить парадокс возникновения: если что-либо возникает, то оно возникает как осуществление возможности, а не «из ничего». И в то же время не из простого сочетания (соединения) частиц материи, атомов. Во-вторых, оно позволяет более реалистически представить источник движения. Источник этот лежит не вне мира, как у Платона, а в самом мире, представляя его особый аспект. Наконец, здесь реализуется учение Аристотеля о причинах, данное уже не в статике, а в динамике. Аристотель дает как будто бы более полное и всестороннее учение о причинах, и тем не менее оно содержит целый ряд слабостей.

Аристотель как политик

Общество и политика. Неотделимой частью творчества Аристотеля являются его воззрения на развитие и организацию общества и учение о государстве, изложенные в трактате «Политика». В методологическом отношении Аристотель и в этой области остается верным своему подходу, т.е. исходит из познания существующей действительности.

Прежде чем приступить к формулировке своих взглядов на идеальное государство, он изучил обширный материал, касающийся истории и политического устройства целого ряда греческих полисов.

Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан. Первый составляют очень богатые, их противоположностью являются крайне бедные, а между ними находится средний класс. Крайне бедные, т.е. свободные ремесленники и работающие за плату, являются гражданами «второй» категории. Большое богатство он считает результатом «противоестественного способа» приобретения состояния. Этот способ, согласно его взглядам, «противен человеческому разуму и государственному устройству». Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. Эти слои, как правило, действительно были опорой греческих рабовладельческих государств в эпоху их наивысшего расцвета. В их численном увеличении и усилении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает спекулятивное «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства.

Этика и мораль. Понимание Аристотелем устройства общества тесно связано с его воззрением на мораль. Здесь он во многом близок кПлатона и Сократу. В отличии от Платона он, однако, обосновывает свои моральные принципы положением человека в реальном обществе и его отношением к государству. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает усилия, направленные на приобретение власти и наслаждений. Жизнь, в которой преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует ее как «животную», свидетельствующую о «рабском образе мышления». Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, благость.

Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В отличие от Платона Аристотель придает искусству большое значение. Это видно уже из того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности. И Аристотель в своих суждениях об искусстве употребляет понятие «подражание», однако в совершенно ином значении, чем Платон. Искусство не является внешним, поверхностным уподоблением, но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения конкретного. Поэтому нередко искусство (в частности, поэзия) бывает более правдивым в изображении действительности, чем, например, история. Важными для понимания Аристотелем искусства являются мысли, касающиеся взаимоотношения содержания и формы произведения. В этом вопросе он опирается на свое решение вопроса об отношении материи и формы, как он его разрабатывал в своей философии. Форма как активный принцип творит из материи (как пассивного принципа) действительность. Однако, несмотря на это, Аристотель в вопросах художественного творчества не подчиняет строго Содержание форме. Художественность формы оценивается в соответствии с тем, насколько выражение внутренних взаимосвязей, характерных для изображаемой действительности, делает это изображение правдоподобным.

Логическое мышление Аристотеля развивалось в тесной взаимосвязи как с его философскими воззрениями, так и с его изучением природы и общества. Оно было вершиной логико-методологических воззрений древней философии и почти 2000 лет определяло дальнейшее развитие логического мышления. Аристотель, собственно, заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Эти законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний. Свое значение они не потеряли и в наше время.

Как первая (метафизика), так и вторая (физика) философия Аристотеля имеет своим мировоззренческим основанием убеждение в господстве формы над содержанием (материей), души над телом, ума над чувствами. Перенесение этих приоритетов в сферу общества составило содержание этики и политики Аристотеля.

Личность Аристотеля уникальна, невозможно в полной мере раскрыть все его таланты. Я считаю, что он по праву заслужил называться Учителем Человечества!

Список используемой литературы

2. История философии в кратком изложении /Пер. с чеш. И.И.Богута.- М.: Мысль, 1994.-590с.

Источник

Аристотель как учитель человечества

Считается, что Аристотель написал более 160 сочинений, известные из которых можно распределить по следующим сферам[1]:

1. Учения о природе – «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении».

2. Логические сочинения, получившие название (видимо, от византийских логиков, чему способствововало название, данное первооткрывателем сочинений Аристотеля, Андроником Родосским (I в.до н.э.) – «орудные книги») «Органон» – «категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитики», «Топика» и «О софистических опровержениях».

4. Этические сочинения – «Никомахова этика» и «Большая этика».

5. Искусство анализируется в «Поэтике».

6. Типы государственного устройства – в «Политике».

7. Исторические исследования – «история Афин» (не сохранилось).

8. Естественнонаучные сочинения – «Метеорологика», «История животных» и др.

На основании перечисленного можно сделать вывод, что кругозор Аристотеля был не только необычайно широк, но также и глубок, ибо он явился основателем, первооткрывателем новых наук, например – логики. Но не только ее. Он открыл, в смысле в полной мере осознал и выразил на языке понятий, собственно философскую сферу исследований – «первую философию». Поэтому необходимо добавить еще один пункт – наиважнейший:

9. Собственно философские изыскания – «Метафизика».

Однако Аристотель не сразу и не вдруг формулирует понятие » первой философии». Как истинный ученый, он предварительно анализирует всю предшествовавшую философскую традицию, выявляя то ценное, что было открыто в ней, и, критикуя все то, что, с его точки зрения, не соответствует, не согласуется с логикой и не соответствует истине. Аристотеля, в противовес Платону, часто называют эмпириком. Этому восприятию способствовал и сам Аристотель масштабом той критики теории идей, которую он развернул на страницах «Метафизики» против своего бывшего учителя. Познание начинает с чувственности, но не исчерпывается и не заканчивается им. Более того, о чувственности можно говорить как о начале познания, не не в смысле важности и ценности – эти категории принадлежат не суждениям об эмпирии, но «первой философии», которая и венчает как гносеологию, так и онтологию Аристотеля. «То, что первее для уразумения через определение, различно от того, – заявляет Аристотель, – что первее для чувственного восприятия»[2].

Метафизика Аристотеля явилась результатом систематической переработки и критического анализа, обобщения и синтеза почти всех результатов предшествовавшей метафизики греков. Можно сказать, что Аристотель является, по сути, первым историком античной философии. Все, что было сделано до него в этой области – касалось лишь отдельных взглядов и идей, целостного анализа не предпринял никто. Даже Платон, коснувшийся в своих диалогах почти всех философских концепций, тем не менее, не дал их систематического анализа, не дал никакой истории идей.

Конечно, Аристотель не был и не мог быть Гегелем в истории философии, к тому же его отделяло еще очень мало времени от тех учений, которые он исследовал. Гегелевская история античной философии могла возникнуть лишь тогда, когда возникло значительное временное опосредствование. То же, что смог осуществить Аристотель как историк античной философии, поражает глубиной мысли и точностью оценок. Ни один современный исследователь не может и сейчас без них обойтись.

Принципиально важным является признание Аристотелем, возможно впервые в истории философии, что в развитии данной науки есть своя закономерность и необходимость. После того как оказалось, что начала натурфилософии «были недостаточны, чтобы вывести из них природу существующего, сама истина. побудила искать дальнейшее начало»[3].

Получается, что философия развивается исходя из внутренней закономерности, через обнаружение противоречий и попытку их преодоления. Исходя из этого и того фактического философского материала, который проанализировал Аристотель, его можно назвать одним из основателей истории философии.

Аристотель считал, что одному человеку истину познать сложно, но вместе с тем каждый, размышляющий об этом, не терпит полную неудачу. Каждый вскрывает нечто от истины, внося тем самым свой вклад в ее познание, когда же достижения многих складываются, то получается заметная величина. Вместе с тем Аристотель далек от того примитивного взгляда, что истину можно познать в простом историческом развитии философии путем количественного накопления знаний. Тем не менее, он достаточно высоко оценивал свое собственное философствование.

Аристотель вскрывает непосредственную зависимость Платона от пифагорейцев, отмечая, что он лишь заменил их термин «подражание» на «причастность», а числа – на идеи. Аристотель видит отличие Платона от пифагорейцев в том, что он «считал единое и числа существующими помимо вещей», а также «ввел эйдосы». К последнему его вынудило занятие определениями и диалектика, которой его предшественники не были причастны. По мнению платоников, считает Аристотель, «все единичное в мире чувственно воспринимаемого течет и у него нет ничего постоянного, а общее существует помимо него и есть нечто иное», «повод к этому дал Сократ своими определениями, но он, во всяком случае, общее не отделил от единичного»[4].

После характеристики платоновской философии Аристотель сразу переходит к ее критике, считая, что Платон так толком и не разъяснил, что же означает эта «причастность» вещей идеям. Кроме того, Платон не разъяснил, каким образом бестелесные идеи могут быть причиной движения или какого-либо изменения. Он также считает, что ни один из способов, каким доказывается, что эйдосы существуют, не убедителен.

А, кроме того, что Платон своими идеями просто удвоил мир без необходимости и т.д. Несмотря на те недостатки критики теории идей, которые обнаруживаются у Аристотеля, из своего историко-философского экскурса он делает вывод о том, что «суть бытия вещи и сущность отчетливо никто не объяснил». И это действительно так, если учитывать те непреодолимые трудности, с которыми столкнулся Платон. Выступая против возможного удвоения мира, Аристотель справедливо отмечает, что «и здесь, [в мире чувственно воспринимаемого], и там, [в мире идей], сущность означает одно и то же»[5].

Между тем оказывается (в вульгаризированной теории идей), что идеи не являются сущностью вещей, которые они обозначают, так как оказываются вне их, между тем как сущность должна быть самих вещах, иначе получится глупость. Мудрость ищет сущность видимого, но для этого, в лице Платона, она утверждает, что существуют другие сущности, которые являются сущностью этого видимого. Для Аристотеля это все пустые слова, ибо причастность вещей идеям не означает ничего, так как это объяснить невозможно.

Успех в философии, считал Аристотель, возможен лишь после устранения предыдущих затруднений платоников, которые «в одно и то же время объявляют идеи, с одной стороны, общими сущностями, а с другой – отдельно существующими и принадлежащими к единичному. А то, что это невозможно», для Аристотеля ясно. Для него является невозможным, «чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть». Или, по другому: «отдельная вещь не представляется чем-то отличным от своей сущности, и сутью бытия называется сущность отдельной вещи». У Платона же соотнесенное (идея) оказалась «[первее] самого по себе сущего»[6].

Естеством или природой (physis) Аристотель называет возникновение того, что растет, или первооснову растущего, а также то, «из чего как первого или состоит, или возникает любая вещь». Одним словом, естеством Аристотель называет сущность вещей. Однако последнюю он дробит на материю и форму, поэтому оказывается, что она – это, с одной стороны, материя, а с другой – форма или сущность. Аристотель заключает, что «природа, или естество, в первичном и собственном смысле есть сущность».

Он исходит из уже сформированных в философии Платона, но четко не разработанных понятий – сущности и материи. Так, он считает, что «если не будет ни сущности, ни материи, то вообще ничего не будет», вместе с тем сущность для него есть то, «чем материя всякий раз становится». Она есть то, что необходимо должно существовать «помимо составного целого, именно образ, или форма»[7]. Как это понимать, и что же все таки сущность, материя или форма?

Учение о четырех причинах. Видимо, Аристотель говорит о сущности в различных значениях, соответственно его учению о причинах. Аристотель остановился перед фундаментальным вопросом, «каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость» или «первая философия» (метафизика). Отсюда задача, которую ставит Аристотель: «необходимо приобрести знание о первых причинах», ведь мы говорим, что тогда знаем, «когда полагаем, что нам известна первая причина. Однако Аристотель мыслит архэ в четырех значениях, рассмотрим их[8]:

1) суть бытия вещи (букв. «что именно есть ставшее») или сущность, первое «почему» в качестве причины и начала, то, чем вещь является согласно своему определению. То, что остается в вещи по отвлечении ее от материи.

3) «то, откуда начало движения»;

4) благо или «то, ради чего», «ибо благо есть цель всякого возникновения и движения».

Ниже в «Метафизике» Аристотель говорит о двух основных понятиях сущности: «Итак, получается, что о сущности говорится в двух [основных] значениях: в смысле последнего субстрата, который уже не сказывается ни о чем другом, и в смысле того, что, будучи определенным нечто, может быть отделено [от материи только мысленно], а таковы образ, или форма, каждой вещи». Еще далее Аристотель говорит, что «в наибольшей мере считается сущностью первый субстрат». Однако и его Аристотель также понимает двояко – как материю и как форму, или даже трояко, добавляя еще и то, что из них состоит (медь, очертание-образ и изваяние как целое). Но здесь же он задается вопросом: «что если форма (eidos) первее материи и есть сущее в большей мере»? Тогда «она на том же основании первее и того, что состоит из того и другого». В конце концов, оказывается, что «форма, или первообраз», и есть определение сути бытия вещи»[9].

«Аристотель, подобно Платону, отправляется от основного дуализма, который проникает все его учение; но в то же время он сознает все трудности, сопряженные с дуализмом, и силится разрешить их. С этой целью он признает материю и форму, оба основных начала, соотносительным: материя есть «возможность», потенция формы и постольку предполагает форму; форма есть «действительность», или «энергия», материи. И, тем не менее, вопрос об отношении чистой мысли, чистой энергии разума к внешнему материальному миру остается невыясненным»[10]. Философская деятельность Аристотеля была полезна тем, что он, выступая против вульгаризированной теории идей, пытался показать, что умозрение есть истина чувственного, а потому метафизика должна не только парить в умозрительном (так она превратится в фантазии), но быть связанной с чувственным.

Ум по Аристотелю, «мыслит самое божественное и самое достойное и не подвержен изменениям, ибо изменение его было бы изменением к худшему». Следовательно, «ум мыслит сам себя, если только он превосходнейшее и мышление его есть мышление о мышлении». Для него «само знание предмет [знания]». Поскольку «постигаемое мыслью и ум не отличны друг от друга, у того, что не имеет материи, то они будут одно и то же, и мысль будет составлять одно с постигаемым мыслью». Он есть божественное мышление, «которое направлено на само себя, на протяжении всей вечности». Он есть «есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность», эта «первая суть бытия не имеет материи, ибо она есть полная осуществленность», «эта сущность не может иметь какую-либо величину, она лишена частей и неделима», «не подвержена ничему и неизменна»[11]. Налицо все характеристики первопричины как божества.

Аристотель так и именует, в конце концов, свой перводвигатель: «И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума – это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог»[12].

Аристотеля, помимо прочего, можно назвать и основателем психологии, так как он выделяет ее предмет, душу в качестве необходимого объекта размышления. Так, он пишет, что «познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы», а потому ему необходимо отвести «одно из первых мест». Говоря о душе, Аристотель начинает как эмпирик. Так он пишет, что душа фактически ничего не испытывает и не действует без тела и все ее состояния имеют свою основу в материи: «душа не существует без материи». Душа бывает растительной и животной, а также «разумной». Есть у него и более подробная классификация, где можно выделить пять видов или частей души: душа «питающая», «ощущающая», как энергия «стремления», «движения» и «мышления». В основу всего познания, как и в «Метафизике», Аристотель полагает ощущение: «существо, не имеющее ощущений, – говорит он, –ничему не научится и ничего не поймет»[13].

Однако далее Аристотель переходит к критике натуралистических и пифагорейских представлений о душе как гармонии, числе и чём-то самодвижущем. Так, если бы душа состояла из элементов и познавала мир благодаря принципу подобия, то ей было бы недоступно познание общего.

Вместе с тем он признает, что только одной душе присуще мышление, а если «имеется какая-нибудь деятельность и состояние, свойственное одной лишь душе, то она могла бы существовать отдельно от тела». И в этом смысле душа становится объектом «первой философии», т.е. метафизики, так как отделенное «от всего телесного как таковое изучает тот, кто занимается первой философией». Здесь он вступает уже в область умозрительных спекуляций о душе, развивая фактически метафизическую теорию о ней. Последняя представлена его учением об уме как высшей способности души.

Аристотель называет человека существом общественным и считает государство первичным по отношению к нему. Он признает рабство («раб – некая неодушевленная собственность») и считает войны справедливыми.

Но есть в этике Аристотеля и то, что достойно его метафизики. Он выделяет три вида благ: внешние, физические и духовные. И хотя он говорит, что для счастливой жизни необходимо наличие всех этих видов, приоритет он отдает именно духовным, внутренним благам. Внешние блага он рассматривает как орудия для какой-либо определенной цели, в силу чего они имеют предел. Духовное же благо не имеет ограничений. Душа, утверждает Аристотель, «является более ценной, нежели собственность и тело»[14]. Счастье не может существовать от добродетели, но находится в прямой зависимости от нее.

Философия у Аристотеля достаточно четко выделяется из всей сферы знания, хотя и у него этот процесс еще не закончен. Отсюда различение им «первой философии» и «второй философии». Физика для Аристотеля все еще философия, но уже «вторая».

Но кроме физики как умозрительного рассуждения о природе (другой тогда физики не могло быть) у Аристотеля есть еще «первая философия», предмет которой отличен от предмета физики как «второй философии»[15].

Предмет «первой философии» (позднее названной «метафизикой») – не природа, а то, что существует сверх нее. Аристотель ограничивает природу определенными рамками, природа у него не совпадает с сущим, сущее шире природы, которая есть для него лишь один из родов сущего. Если бы дело обстояло иначе, то философия не имела бы права на существование, не имела бы своего предмета.

Поскольку же предметом физики являются материя и подвижные, изменчивые «чувственные сущности», то, с точки зрения Аристотеля, философия имеет право на самостоятельное существование лишь в том случае, если в области сущего есть нематериальные причины и сверхчувственные и неподвижные, вечные сущности.

Сам философ говорит об этом так: «Главным образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо, кроме материи, самостоятельной причиной или нет». «Вопрос идет о том, существует ли, помимо чувственных сущностей, [еще] какая-нибудь неподвижная и вечная, или же нет, и если существует, то в чем она»[16].

На оба вопроса Аристотель отвечает утвердительно: да, нематериальные самостоятельные причины существуют, существуют также и сверхчувственные неподвижные и вечные сущности. Их-то и изучает философия, «первая философия».

И эти причины и эти сущности ценнее того, чем занимается физика, поэтому, философия «идет впереди» физики, поэтому она «первая», а физика – «вторая». Если бы нематериальных причин, неподвижных и вечных сущностей не было, а была бы лишь природа, то на первое место среди наук следовало бы ставить физику.

Позднее такие сверхчувственные, обособленные, вечные и неподвижные сущности были названы метафизическими, а наука о них получила название метафизики, ей сопутствовал и метафизический метод, поскольку предметы метафизики мыслились неизменными, лишенными развития, вечными (правда, ирония истории философии состояла в том, что идущее перед физикой у самого Аристотеля было названо метафизикой, т. е. идущим после физики).

«Первая философия», по Аристотелю, – наука «наиболее божественная» в двух смыслах: владеть ею пристало скорее богу, чем человеку, ее предметом являются «божественные предметы», поэтому Аристотель называет свою философию теологией, учением о боге (первым, по-видимому, вводя в обращение это слово). Сверхчувственные, вечные и неподвижные сущности и нематериальные причины Аристотель связывает с богом. Поэтому предметом философии Аристотеля оказывается бог (в его особом, философском понимании)[17].

Таким образом, предмет философии у Аристотеля расширяется. Поскольку же это высшие причины и первые начала всего сущего как сущего, то в центре внимания Аристотеля оказывается сущее как таковое. На вопрос, «имеет ли первая философия общий характер или она подвергает рассмотрению какой-нибудь один род бытия и какую-нибудь одну сущность», Аристотель отвечает, что «первая философия» – эта «наука философа» – имеет своим предметом «сущее вообще», «сущее как таковое», «сущее просто», что она «исследует общую природу сущего как такового» и рассматривает некоторые соответственно ему принадлежащие свойства[18].

О сущем же, подчеркивает Аристотель, говорится в нескольких значениях, поэтому получается, что предмет философии Аристотеля как некая поисковая область весьма обширен. Вся философия Аристотеля – попытка разобраться в сущем, открыть его структуру, найти в нем главное, определить его по отношению к не-сущему, или к небытию.

Основной же вопрос философии, вопрос об отношении сущего, бытия к мышлению, в ясной форме у Аристотеля не ставится, а ставится неявно. У каждого крупного философа прошлого времени основной вопрос философии принимал в силу его неосознанности неявную и свойственную только этому философу форму.

Выше мы видели, как представлял себе основной вопрос философии Платон в диалоге «Софист». У Аристотеля в силу его колебаний между материализмом и идеализмом основной вопрос философии выступает в менее явной форме, чем у Платона.

Для Аристотеля основной вопрос философии выражается, по-видимому, в тех двух вопросах, о которых говорилось выше: существует ли самостоятельная нематериальная причина и существуют ли неподвижные и вечные сущности.

В вопросе об отношении таких нематериальных сверхприродных сущностей и физических сущностей и скрывается, по-видимому, основной вопрос философии в философии Аристотеля.

В целом Аристотель – панлогист. Он, как и Парменид, к которому Аристотель ближе, чем к Гераклиту, – сторонник тождества бытия и мышления: формы мышления для него есть формы бытия, и наоборот.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *